СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок литературы по теме «А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»» (обобщение) 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок литературы по теме "А.С.Пушкин " Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди"" (обобщение) 4 класс.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок литературы по теме «А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»» (обобщение) 4 класс.»

Открытый урок литературы по теме: «А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»» (обобщение) 4 класс.

Тип урока: Урок – творчество.

Цели урока: Формирование умения анализировать художественное произведение, выделять главную мысль, составлять характеристику героев.

Задачи урока:

1. Образовательные: продолжить работу над совершенствованием навыков чтения; правильностью,   беглостью, выразительностью; формировать читательские умения детей при работе с текстом, активизировать вдумчивое чтение, учить составлять картинный план, давать характеристику героям по плану, анализировать произведение.

2. Развивающие: развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, развивать   артикуляционный аппарат, оперативную память, развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять.

3. Воспитательные: воспитание нравственности через анализ поступков героев произведения,   воспитание учебных качеств, дисциплинированности, умение работать индивидуально и дружно в группе.

Оборудование: Интерактивная доска, презентация, репродукция картины М.А. Врубеля “Царевна Лебедь”, музыкальная запись «Полёт шмеля», «Вальс Шуберта», скороговорки, творческие занимательные карточки для индивидуальной и групповой работы, рисунки учащихся, картинный план.

Ход урока:

I. Организационный момент:

Эпиграф к уроку

«Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма».
А. С. Пушкин



1. Организация начала урока:

Психологический настрой учащихся:

Слышите – звенит звонок,

Добро пожаловать к нам урок!

( слайд «Добро пожаловать!»)

II. Сообщение темы и цели урока.

Звучит вальс Шуберта.

А.С.Пушкин

1. Вступительное слово учителя:

Благословен и день, и час,

Когда с теплом родного крова

Впервые к каждому из нас

Приходит пушкинское слово.

Музыка продолжается громче.

Добрый день, дорогие дети, уважаемые гости!

Сегодня у нас необычный урок. Урок – творчества. И мы посвящаем его нашей полюбившейся сказке А.С.Пушкина «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Мы ещё раз окунёмся в этот удивительный сказочный мир превращений и чудес через ваше творчество, усердие, знание этой сказки. На этом уроке вы будите главными рассказчиками, героями, а ваши родители будут восхищаться вами и в конце урока оценят вашу работу. Желаю удачи!

2. Внимание на экран:

Слайд №1. Артикуляционная гимнастика.

- Прочитав её дружно хором, чётко проговаривая слова. Мы узнаем план построения урока.

Ок-ок-ок – начинаем наш урок

Ать-ать-ать – сказку Пушкина будем читать

Ять-ять-ять – план картинный применять

Ость-ость-ость - развивать выразительность

Ев-ев-ев – охарактеризуем любимых героев

Ет-ет-ет – дадим анализ сказочных примет.

- План понятен?

- Отправляемся в путь, и как всегда остановка «Интересные факты из биографии поэта». Слово группе журналистов.

III. Информация об авторе. Творчество А.С. Пушкина.

  1. Рассказ интересных фактов из биографии поэта учащимися:

Журналисты: - Наша группа журналистов изучила интересные факты из жизни А.С. Пушкина и готова поделиться с вами своим материалом.

А.С. Пушкин - это имя бесконечно дорого каждому из нас, близко и знакомо с детства.

(Презентация «А.С.Пушкин – солнце русской поэзии»)

1 журналист: - А.С.Пушкин родился 6 июня 1799 года в районе Немецкой слободы на окраине Москвы в семье дворянина. Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного рода. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой «Арапа Петра Великого», Абрама Ганнибала.

Семья Александра Сергеевича была высококультурной. Влияние семьи было самым благотворным. Окружение мальчика состояло из образованных людей, хорошо знавших французский язык и литературу.

2 журналист: - Саша получил хорошее домашнее образование. С детства он привык искать опору в себе самом, был терпеливым и целеустремлённым. Родители с детства приучали детей к книгам, много им сами читали. Пушкин мог часами находиться в библиотеке, он любил книги, они были верными друзьями.

3 журналист: - В 12 лет родители определили сына в только что открытый Царскосельский Императорский лицей, по окончании которого в 1817 году он был принят на государственную службу. По приказу царя Пушкин был сослан в село Михайловское, где он вплотную столкнулся с жизнью деревни, узнал её, полюбил её песни, басни и сказки.

4 журналист: - Он часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, заводил беседы с ямщиками, со странниками, записывал все меткие слова и выражения, запоминал песни слепцов – старинные и грозные песни о горькой народной доле.

5 журналист: - У Пушкина было много друзей. Но с детства самыми близкими его сердцу людьми были бабушка поэта Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна.

«Вальс» звучит громче.

2. Сценка:

Заходит «няня» (бабушка одного из учеников в костюме) в сопровождении детей, одетых в русские народные костюмы, усаживается к столику и начинает вязать.

Рассказчик: - Эта чудесная русская женщина, чье имя Арина Родионовна, первая муза поэта, «наперсница» волшебной старины.

Она знала много народных песен, русских былин, пословиц, сказок, замечательно их рассказывала.

Выходит ученик в костюме Пушкина.

Рассказчик: - Маленький Саша очень любил слушать. Сидя рядом с Ариной Радионовной, мальчик часто просил её ещё и ещё повторять их.

Пушкин: - Нянюшка, голубушка, как приятно слушать твои певучие сказки. Расскажи ещё, я слушал бы и слушал их, мамушка моя.

Рассказчик: - Пушкин любил читать свои произведения любимой няне.

Вспомним стихотворение «Зимний вечер». Оно рисует теплые отношения поэта и Арины Радионовны.

Пушкин:

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна,

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

 

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжанье

Своего веретена?

 

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила,

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.


Рассказчик: - Ей поэт посвящает и такие строки:

Пушкин:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Низкий поклон тебе, няня Арина Радионовна!

Музыка звучит громче. Дети провожают няню.

Пушкин: - Поэт А.С. Пушкин, которого я попытался сейчас изобразить, всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и всё же не переставал изучать его всю жизнь.

Рассказчик: - Пушкин написал пять сказок и перенёс в них чудесные и живые образы народной фантазии, вместе с народом высмеивая и осуждая глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр. Давайте вспомним название этих сказок. 3. Слово книголюбам.

- Послушайте строки из произведений А.С.Пушкина и скажите, откуда они.

(Дети читают отрывки из сказок) (показ слайдов с иллюстрациями данных сказок)

Свет мой, зеркальце, скажи!

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее? (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)


Вот неделя, другая проходит,

Ещё пуще старуха вздурилась;

Опять к рыбке старика посылает.(Сказка о рыбаке и рыбке)


Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность, где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнётся, встрепенётся,

К той сторонке обернётся

И кричит: «Кири – ку – ку:

Царствуй лёжа на боку!» (Сказка о золотом петушке)


Навстречу ему Балда

Идёт, сам не зная куда.

«Что, батька, так рано поднялся?

Чего ты взыскался?

Поп ему в ответ…

Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого? (Сказка о попе и его работнике Балде)


Дал гонцу такой приказ:

«Ждать царёва возвращенья

Для законного решенья.»

Едет с грамотой гонец

И приехал, наконец. (Сказка о царе Салтане…)

Учитель: - Спасибо нашим журналистам за интересную и поучительную информацию.

IV. Работа над содержанием сказки.

Учитель: - Да, удивительные сказки писал Пушкин: добрые, веселые. Они полны красоты и вдохновения, не похожи одна на другую. И это мы докажем отправившись по страницам сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне, славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди», которой в этом году исполнилось 180 лет, через воплощение в образы, выполнение творческих домашних заданий и карточек сюрпризов.

- С чего же начиналась наша сказка?

1. Домашнее задание 1 группы:

  1. Инсценирование 1 части сказки.

Звучит фонограмма «Прялица»

У окна на лавке сидят три девицы, прядут пряжу (имитируют движения).

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

1 сестрица: (напористо, энергично)

Кабы я была царица,

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир.

2 сестрица: (восторженно)

Кабы я была царица,

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна.

3 сестрица: (задумчиво)

Кабы я была царица,

Я б для батюшки царя

Родила богатыря.

Все участники пораженно охают. 3-я сестра, прикрыв лицо, отходит в сторону.

1 (осуждающе)

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

2 (восторженно)

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Через всю сцену проходит царь Салтан и кланяется 3 сестре.

Во всё время разговора

Он стоял позадь забора;

Речь последней по всему

Полюбилася ему.

Царь Салтан:

«Здравствуй, красная девица,

будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой.

Будь одна из вас ткачиха,

А другая - повариха».

Сестрицы радостно ахают.

Звучит фонограмма громче.

Царь предлагает руку и уводит 3 сестрицу со сцены, подобрав сарафаны, торопятся сестрицы.

  1. Вопросы на засыпку.

Учащиеся 1 группы по 2-4 части сказки «О царе Салтане…» задают вопросы другим группам для проверки осознанности и внимательности прочтения.

- Ответы можно давать своими словами или фразами из стихотворения.

Вопросы:

1. Чем занимались «три девицы под окном»? (Пряли.)

2. Как скоро обвенчался царь, подслушав разговор трех сес­тер? («Царь недолго собирался: в тот же вечер обвенчался».)

3. Куда вынужден был уехать царь, оставив царицу одну? («В те поры война была...»)

4. Какого роста был младенец при рождении? («Наступает срок родин; сына Бог им дал в аршин – 71 см, то есть от кончика среднего пальца руки до плеча.».)

5. Какой приказ получили бояре от царя? («Царь велит своим боярам, времени не тратя даром, и царицу и приплод тайно бро­сить в бездну вод».)

6. Как смогли осуществить свой коварный план «ткачиха и повариха»? (Они подменили письмо)

7. Что произошло с царицей и сыном? (Их посадили в бочку, засмолили и пустили в Окиян)

8. Почему же волю царя бояре всё-таки выполнили? (Царя должны слушать, приказы его выполнять).

9. Какие чувства испытали вы при чтении строк, в которых говорится, как исполнили приказ? (Было очень жалко, обидно за них. Ведь несправедливо с ними поступили.)

Учитель: - Инсценирование отрывков в роли главных героев помогает лучше нам понять их характер, вжиться в их образ. Но совместное выразительное и ролевое чтение с использованием мультипликации даже прочувствовать сюжет. Слово маленьким режиссёрам.

2. Домашнее задание 2 группы:

1. Мультипликация 5 части. (Выразительное и ролевое чтение с использованием мультипликации и театральных ролей.)

Ученики 2 группы: - Что вы почувствовали, когда воспринимали данный сюжет, показанный нами. (Тревогу; напряжённость; беспокойство; переживание, кто победит; переживание за героя. Когда я просто читал произведение, я не так переживал, музыка как будто бы усилила мои чувства). Давайте поблагодарим наших артистов.

Физкультурная минутка: - Музыка помогает не только переживать за героев, но и развивает наше воображение.

- Сейчас послушаем отрывок из оперы «Руслан и Людмила» «Полёт шмеля» и немного отдохнём, сделаем физкультурную минутку.

- Закройте глаза, откиньтесь на спинку стула и с закрытыми глазами последите за полётом шмеля. Это поможет расслабиться.

-Увидели ли вы в звучании музыки полет шмеля?

-Какой инструмент вам помог?

( в роли солиста – труба, аккомпанемент – пианино)

Учитель: - На сцене нашего большого театра переводчики, которые попытались из стихотворного текста сделать прозу. Послушаем, что у них получилось.

  1. Домашнее задание 3 группы:

  1. Перевести стихотворный текст в прозу. (Пересказ 6-9 части сказки)

- Близки ребята были к содержанию сказки? А как интересней и ярче воспринимать сказку в стихотворном тексте или прозе? (Ответы учащихся)

2. Вопросы на внимательность прослушивания пересказа:

- Как появился чудный город?

- Чем занимались корабельщики?

- В кого превращался царь Гвидон в сказке?

- Какой коварный план придумала повариха, чтобы не пустить князя навестить чудо – город?

Учитель: - Просмотрев и вспомнив часть сказки, ответьте на вопрос:

- Кто являются главными героями этой сказки?

4. Домашнее задание 4 группы:

4 группа художников приглашает нас на экскурсию по страницам иллюстрированной сказки.

1. Им было дано задание:

- Разделить сказку на части, озаглавить и нарисовать картинный план.

Слово 4 группе:

Мы разделили сказку на 3 части.

1 часть:

1)Выбор невесты.

2)Обман царя.

3)Чудесное спасение.

4)Встреча с лебедем.

5)Корабельщики на острове.

2 часть:

1) Первая встреча с отцом.

2) Первое чудо.

3) Гости у князя Гвидона.

4) Вторая встреча с отцом.

5) Второе чудо.

6) Третья встреча с отцом.

3 часть:

1) Женитьба Гвидона.

2) Встреча гостей.

3) В гостях у Салтана.

4) Счастливая встреча.


2. Дополнительные задания от 2 группы. Анализ сказочных примет. (Выборочное чтение.)

- Докажите, фразами из текста, что прочитанное произведение – сказка.

- Где в сказке встречаются троекратные повторы?

(три раза проезжали мимо острова Буяна, три раза летал Князь Гвидон в царство своего отца, три раза Салтан обещался приехать на славный остров).

- Какие волшебные события, герои, предметы присутствуют в сказке?( рос не по дням , а по часам; лебедь, чародей; белка, тридцать три богатыря)

5. Домашнее задание 5 группы:

- Показать и прочитать 17 заключительную главу сказки различными приёмами чтения.

(Приём «Канон», жужжащее чтение, «цепочкой»). Дети следят по учебникам. Анализируют, оценивают.

6. Карточки – сюрпризы от Белочки.

Индивидуальная работа. Выполнение занимательных карточек:

А) Карточка №1. Тестирование «Биография А.С.Пушкина»:

1. В каком году родился А.С.Пушкин?

1737

1799

1812

1837


2. Как звали няню поэта?

Надежда Осиповна

Наталья Николаевна

Мария Алексеевна

Арина Родионовна


3. Как назывался лицей, в котором учился поэт?

Царскосельский

Университетский

Московский

Петербургский


4. Кто участвовал в восстании 1825 года?

Революционеры

Рабочие

Крестьяне

Декабристы


5. Где находился в ссылке Пушкин?

Кавказ

Михайловское

Сибирь

Москва


6. Какой царь допрашивал Пушкина после восстания декабристов?

Николай II

Николай I

Александр I

Пётр I


7. Сколько сказок написал А.С. Пушкин?

10

20

8

5


8. В каком году была написана "Сказка о царе Салтане:"

1825

1831

1826

1836

Б) Карточка№2.

Продолжи фразу:

Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку

(А неведому зверюшку)

Сын на ножки поднялся,

В дно руками уперся,

Понатужился немножко:

«Как бы здесь на двор окошко

Нам проделать? – молвил он,

(Вышиб дно и вышел вон)»

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

(На раздутых парусах)

«Ой вы, гости – господа,

Долго ль ездили? Куда?

Ладно ль за морем иль худо

(И какое в свете чудо?)»

В) Карточка №3.

Задание: Разгадайте кроссворд:





По горизонтали: 4. В кого царевич превратился в первый раз? 5. Во что превращается царевич в третий раз? 6. Имя сына царя. 8. Невеста Гвидона. 9. Взглядом этого животного смотрят недруги царевны, когда Салтан сообщает, что хочет навестить Гвидона.  

По вертикали: 1. Что было внутри орешков, которые грызла белка? 2. Этим торговали корабельщики в первый раз. 3. От кого царевич защитил лебедя? 7. Кого просит царевич выкинуть бочку на берег? 10. На каком острове поселился Гвидон?

Г) Карточка №4.


1.Как звали няню А.С.Пушкина?


2. Восстановите стихи:

Ветер на море … (гуляет)

И кораблик … (подгоняет)

Он бежит себе … (в волнах)

На раздутых … (парусах)


3. Когда и где родился поэт А.С.Пушкин?


4.Запишите, как звали героев сказки:

Царь …Салтан

Князь…Гвидон

Дядька …Черномор

Царевна … Лебедь

Сватья баба …Бабариха

5.Как назывался лицей, в котором учился А.С.Пушкин с 12 лет?

6.Найдите и подчеркните «лишнюю» пару:

Царь Салтан и 33 богатыря

Князь Гвидон и царевна Лебедь

Белка и сватья баба Бабариха

Повариха и злой Коршун

Ткачиха и золотая рыбка

Д) Карточка №5:

Заполните схемы:

1) Какие виды сказок вы знаете?

2) О чем бывают сказки?

3) Жанры, в которых писал А.С.Пушкин.

- Проверка работы по карточкам (слайды 5,6,7)

7. Работа в группах. Знакомство с правилами работы в группах. (Слайд)

Учитель: Мы выступим в роли иллюстраторов. Но изображать героев будем словами.

- Назовите героев сказки. Давайте попробуем составить характеристику нашим главным героям сказки, работая по заданиям в группах. В своих выступлениях – защитах не забудьте рассказать о том, является ли он положительным или отрицательным героем сказки и почему вы так думаете. Перед работой распределите в группе обязанности: диктор, журналисты, оформитель. Кроме того помните о правилах работы в группе (не шуметь, не перебивать друг друга, внимательно слушать, работать дружно)

Характеристика героев по заданиям:

1 группа: Составление характеристики героя царя Салтана .

- Какие качества характера есть у царя? Выберите и докажите своё мнение:

Добрый Злой Любопытный Мудрый Глупый Вспыльчивый Рассудительный Доверчивый Хитрый Несправедливый Гневный

Приблизительное выступление 1 группы:

Царь Салтан мы считаем обладает следующими качествами:

Добрый – так как любит жену, ребёнка, простил повариху, ткачиху и сватью бабу Бабариху.

Доверчивый – верит всему сказанному людей.

Но бывает и несправедливый, вспыльчивый, гневный – гонца хотел повесить.

Злой – бьётся на войне жестоко.

Любопытный – расспрашивает корабельщиков, какие чудеса происходят в мире.

Мудрый – узнав плохую весть, приказал царицу с ребёнком не трогать, ждать его возвращения для законного решенья.

По поведению он ведёт себя необычно, подслушивает под окном; ходит один, без охраны; жену выбирает и сразу женится.

2 группа: Написать мини – сочинение о Ткачихе и Поварихе.

3 группа: Описать Царевну - Лебедь по картине М. Врубеля «Царевна – лебедь»

4 группа: Составить характеристику Царицы по плану – характеристике.

Характеристика героя.

1 Имя героя, его место жительства__________________________________________________________________________

2 Действия и поступки, совершаемые героем; их характеристика___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Опишите внешность и характер героя ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________

 ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Отношение автора к герою __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Ваше отношение к герою _____________________________________________________________________________________


5 группа: Составить характеристику о князе Гвидоне по словам - помощникам.

Проверка каждой группы и индивидуальной работы. Заслушивание характеристик.

-Какие же есть герои в сказке? (положительные и отрицательные)

V. Подведение итогов:

- Вот и подошла к концу наша сказка.

Замысел сказки А.С. Пушкина

-Какими душевными качествами обладали  главные герои сказки, что привело к такой концовке?

- Как могла закончиться сказка, будь герои сказки другими по характеру?

- На примере этой сказки мы ещё раз убедились в том, что добро побеждает зло.

- Чему научила нас эта сказка?(Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим чёрной завистью, а учится радоваться за других.)

- А какой урок вы извлекли для себя?

Слово родителям. Озвучиваются результаты по индивидуальным карточкам, проверенные и оцененные родителями. Книжная выставка книг А.С. Пушкина. Подарки.

Заключительное слово учителя:

- Благодарю вас всех, ребята, за чудесный урок, за активное участие, прекрасные ответы, юных актеров за великолепное воплощение в образы пушкинских героев, присутствующих гостей за добрую, милую улыбку и поддержку. А закончить наш урок я хочу стихами Алифиренко:

Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо.
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем,
Как он писал – без перевода.


МАОУ Домодедовская СОШ №7 с УИОП









Урок литературы

4 класс

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»






Разработала и провела:

Каунова Ирина Владимировна.







Домодедово – 2022 год


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!