СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сюжетно-ролевая игра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сюжетно ролевая игра  как средство воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Сюжетно-ролевая игра»

Сюжетно – ролевая игра как средство воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста

Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. В правильно организованной игровой деятельности решаются все важнейшие задачи воспитания: сенсорное воспитание, воспитание любознательности, познавательных интересов, формирование системы элементарных знаний о явлениях окружающей жизни, взаимоотношениях и поведении людей и т. п.

На значимую роль игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста указывали многие психологи и педагоги (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, А. С. Макаренко, Е. А. Смирнова, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, С. Г. Якобсон и др.).

Изучением проблемы детской игры занимались Р. И. Жуковская, Н. К. Крупская, А. Н. Леонтьев, Д. В. Менджерицкая, которые отмечали ее высокую роль в воспитании дошкольника.

В последнее время поиски ученых (З. М. Богуславская, О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса, Е. О. Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития личности ребенка. Ученые единодушны в том, что руководство детской игрой – серьезная проблема для взрослых. Здесь требуются наибольшее внимание, терпение, такт, умение наблюдать, постоянно и беспристрастно вглядываться в ребенка, любить его, учитывать его интересы и потребности. Детям должны быть предоставлены широкие возможности для игры и обеспечено руководство ею.

Особое значение для воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста имеет сюжетно – ролевая игра.

В ряде работ (В. Я. Воронова, Т. А. Губенко, Е. О. Смирнова, А. А. Смоленцева и др.) было доказано, что «в сюжетно – ролевой игре дети дошкольного возраста не только используют приобретенные ранее знания, но и преобразуют их в новых ситуациях» .

Исследования Е. О. Смирновой показали, что игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов ребенка: «в сюжетно – ролевой игре начинают развиваться произвольное внимание, произвольное поведение, память, мышление. В условиях сюжетно – ролевой игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого; игра имеет решающее значение для развития воображения» .

По мнению Л. Р. Болотиной, сюжетно – ролевая игра – «особый вид деятельности дошкольников, она всегда носит творческий характер, в ней отражается реальная действительность, но в воображаемых ситуациях; это самостоятельный вид деятельности: ребенок всегда начинает играть сам, продолжая играть или самостоятельно, или же выбирая партнеров: в последнем случае дети придумывают сюжет игры, правила, распределяют роли и намечают ее окончание с определенным результатом» .

Сюжетно – ролевая игра – не только вид деятельности дошкольника, но и средство нравственного развития и воспитания. Именно в игре со сверстниками или старшими детьми, по мнению Л. Р. Болотиной, «воспитанники обогащают друг друга новыми знаниями, учатся считаться с требованиями других ребят, развивают свою речь, обогащают словарь, усваивают основы культуры поведения» .

А. В. Запорожец отмечает, что «в игре закладывается первый «цокольный этаж» общего здания человеческого мышления»; «сюжетно – ролевая игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающей жизни; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми» .

А. П. Усова утверждает, что «в сюжетно – ролевой игре возникает способность к интенсивному воображению, формируется произвольное запоминание и многие другие качества личности. В ней есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка» . А. П. Усова, теоретически обосновав необходимость использования игры на занятиях, отмечала, что «самостоятельная, творческая игра есть способ познания мира, средство воспитания, возможность передачи ребенку знаний и умений норм поведения в условиях общества» .

По мнению Н. О. Пичугиной, сюжетно – ролевая игра «позволяет наиболее полно развить у младшего дошкольника коммуникативные качества, умение общаться, приобретать поведенческие навыки».

В современной дошкольной педагогике С. А. Козлова выделяет различные виды игр, передающие детям определенные знания и умения: дидактические, подвижные, игры – драматизации, музыкальные, игры – забавы и т. д. Однако подчеркивает, что «наибольшие возможности для воспитания у младших школьников навыков поведения предоставляет сюжетно – ролевая игра» . По мнению С. А. Козловой, «в сюжетно – ролевой игре ребенок младшего дошкольного возраста желает действовать как взрослый, его игровое действие соответствует, хотя и своеобразно, действиям взрослых людей. Характерная черта сюжетно – ролевой игры состоит в том, что она позволяет ребенку младшего дошкольного возраста выполнять действие при отсутствии условий реального достижения его результатов, а в самом процессе выполнения действия» .

По словам Е. О. Смирновой, в сюжетно – ролевой игре «ребенок принимает на себя те роли, которые так или иначе соответствуют некоторым функциям взрослых людей, и вносит в нее нормы отношений, связанных с этими функциями. В процессе сюжетно – ролевой игры ребенок начинает ориентироваться в общем смысле человеческой деятельности, в том, что любое предметное действие включено в систему человеческих отношений, направлено на других людей и оценивается как значимое или незначимое» .

По мнению В. Я. Вороновой, «в сюжетно – ролевой игре дети младшего дошкольного возраста приобретают знания об элементарном поведении в обществе» .

По мнению Б. Б. Эльконина, в процессе сюжетно – ролевой игры ребенок «открывает у себя наличие переживаний и начинает осмысленно ориентироваться в них, благодаря чему у него возникает новое отношение к самому себе, появляются новые формы поведения» . «Эти переживания, – уточняет Б. Б. Эльконин, – «обобщаются, появляется своеобразная «логика чувств», формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности» .

Как утверждает Г. П. Лаврентьева, сюжетно – ролевая игра «является важным средством овладения правилами нравственных взаимоотношений со сверстниками, школой морали в действии, так как в ней ребенок активно воссоздает отношения между людьми»; таким образом, создаются необходимые условия для осознания ребенком этих отношений. В игре «ребенок приобретает опыт общения и культуры поведения, столь необходимые для жизни в обществе, в коллективе» .

Итак, сюжетно – ролевая игра может стать эффективным средством воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста. Сюжетно – ролевая игра готовит детей к культурному поведению в обществе, в ней ребенок младшего дошкольного возраста осуществляет своеобразное моделирование социальных отношений между людьми, ориентировку поведения в обществе. В сюжетно – ролевой игре дети могут самостоятельно использовать и творчески преобразовывать знания, представления, умения, приобретенные ими на занятиях и в повседневной жизни. Все это делает сюжетно – ролевую игру важным средством воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!