СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системы, модели, графы

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

дать знания о графах ,их видах, свойствах; отработать навыки преобразования весовой матрицы (табличной формы представления информации) в граф; сформировать навыки построение путей в графе и поиска кратчайшего пути

Просмотр содержимого документа
«Системы, модели, графы»

Фронтальный опрос Что такое табличные модели? Что такое графические модели? Какие табличные модели существуют?

Фронтальный опрос

  • Что такое табличные модели?
  • Что такое графические модели?
  • Какие табличные модели существуют?
Системы, модели, графы

Системы, модели, графы

Существуют 4 группы крови. При переливании крови от одного человека к другому не все группы совместимы. Но известно, что одинаковые группы можно переливать от человека к человеку, т.е. 1 – 1, 2 – 2 и т.д. А также 1 группу можно переливать всем остальным группам, 2 и 3 группу только 4 группе.

Существуют 4 группы крови. При переливании крови от одного человека к другому не все группы совместимы. Но известно, что одинаковые группы можно переливать от человека к человеку, т.е. 1 – 1, 2 – 2 и т.д. А также 1 группу можно переливать всем остальным группам, 2 и 3 группу только 4 группе.

ПЕРЕЛИВАНИЕ КРОВИ Донор IY II I III Реципиент III II I IY

ПЕРЕЛИВАНИЕ КРОВИ

Донор

IY

II

I

III

Реципиент

III

II

I

IY

Реципиент ПЕРЕЛИВАНИЕ КРОВИ Донор Группы крови I I II + II III + III + IV IV + + + + + +

Реципиент

ПЕРЕЛИВАНИЕ КРОВИ

Донор

Группы крови

I

I

II

+

II

III

+

III

+

IV

IV

+

+

+

+

+

+

ПЕРЕЛИВАНИЕ КРОВИ I III II IV

ПЕРЕЛИВАНИЕ КРОВИ

I

III

II

IV

Графы Ненаправленный граф Граф – это информация о составе и структуре системы, представленная в графической форме с.Бор д. Косы ст. Луг Вершина д. Око Ребро Отношения: соединены дорогой Дуга д. Сыны Отношение – это связи между элементами (симметричные связи) Неоднородный граф Ориентированный граф Управление работой Процессор  Иван Ильич  Устр-во вывода  Устр-во ввода  Передача информации Внук Олег  Память

Графы

Ненаправленный граф

Граф – это информация о составе и структуре системы, представленная в графической форме

с.Бор

д. Косы

ст. Луг

Вершина

д. Око

Ребро

Отношения: соединены дорогой

Дуга

д. Сыны

Отношение – это связи между элементами

(симметричные связи)

Неоднородный граф

Ориентированный граф

Управление работой

Процессор

Иван Ильич

Устр-во вывода

Устр-во ввода

Передача информации

Внук Олег

Память

Состав графа Граф состоит из вершин , связанных линиями. Направленная линия (со стрелкой) называется дугой . Линия ненаправленная (без стрелки) называется ребром . Линия, выходящая из некоторой вершины и входящая в неё же, называется петлей . ребро дуга В петля А С

Состав графа

Граф состоит из вершин , связанных линиями.

Направленная линия (со стрелкой) называется дугой .

Линия ненаправленная (без стрелки) называется ребром .

Линия, выходящая из некоторой вершины и входящая в неё же, называется петлей .

ребро

дуга

В

петля

А

С

Неориентированный граф  - граф, вершины которого соединены ребрами. С помощью таких графов могут быть представлены схемы двухсторонних (симметричных) отношений. Юра Аня Маша Витя Коля Граф, отражающий отношение «переписываются» между объектами класса «дети»

Неориентированный граф -

граф, вершины которого соединены ребрами. С помощью таких графов могут быть представлены схемы двухсторонних (симметричных) отношений.

Юра

Аня

Маша

Витя

Коля

Граф, отражающий отношение «переписываются» между объектами класса «дети»

Граф  отношения «переписываются»  Цепь – путь по вершинам и ребрам, включающий любое ребро графа не более одного раза. Цикл – цепь, начальная и конечная вершины которой совпадают. Граф с циклом называют сетью . Юра Аня Маша Витя Коля

Граф отношения «переписываются»

Цепь – путь по вершинам и ребрам, включающий любое ребро графа не более одного раза.

Цикл – цепь, начальная и конечная вершины которой совпадают. Граф с циклом называют сетью .

Юра

Аня

Маша

Витя

Коля

Ориентированный граф  - граф, вершины которого соединены дугами. С помощью таких графов могут быть представлены схемы односторонних отношений. Юра Аня Маша Витя Коля Граф, отражающий отношение «пишет письма».

Ориентированный граф -

граф, вершины которого соединены дугами. С помощью таких графов могут быть представлены схемы односторонних отношений.

Юра

Аня

Маша

Витя

Коля

Граф, отражающий отношение «пишет письма».

Взвешенный граф - граф, у которого вершины или рёбра (дуги) несут дополнительную информацию (вес). 182 127 158 Москва, 1147 Владимир, 1108 Переславль Залесский, 1152 Каким весом характеризуются вершины и дуги данного графа?

Взвешенный граф -

граф, у которого вершины или рёбра (дуги) несут дополнительную информацию (вес).

182

127

158

Москва, 1147

Владимир, 1108

Переславль Залесский, 1152

Каким весом характеризуются вершины и дуги данного графа?

Семантическая сеть указала пустил Иван-Царевич Баба Яга сжег нашел Стрела Лягушачья кожа Лягушка прилетела победил сбросила нашел превратилась Василиса Прекрасная Лебедь улетела превратилась Кощей Бессмертный

Семантическая сеть

указала

пустил

Иван-Царевич

Баба Яга

сжег

нашел

Стрела

Лягушачья кожа

Лягушка

прилетела

победил

сбросила

нашел

превратилась

Василиса Прекрасная

Лебедь

улетела

превратилась

Кощей Бессмертный

Сеть – это граф, в котором возможно множество различных путей перемещения по рёбрам между некоторыми парами вершин Саша  Маша Цикл Даша Гриша Тип связи – «многие ко многим»

Сеть – это граф, в котором возможно множество различных путей перемещения по рёбрам между некоторыми парами вершин

Саша

Маша

Цикл

Даша

Гриша

Тип связи – «многие ко многим»

Иерархия - это расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Директор Заместители директора Учителя Ученики

Иерархия -

это расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.

Директор

Заместители директора

Учителя

Ученики

Иерархические системы ИС – системы, элементы которых находятся друг с другом в отношении вложенности или подчинённости. Корень Ветви Листья Тип связи – «один ко многим»

Иерархические системы

ИС – системы, элементы которых находятся друг с другом в отношении вложенности или подчинённости.

Корень

Ветви

Листья

Тип связи – «один ко многим»

Дерево –  граф иерархической структуры. Между любыми двумя его вершинами существует единственный путь. Дерево не содержит циклов и петель. компьютер суперкомпьютер рабочая  станция персональный  компьютер рабочая  станция суперкомпьютер настольный портативный карманный

Дерево граф иерархической структуры. Между любыми двумя его вершинами существует единственный путь. Дерево не содержит циклов и петель.

компьютер

суперкомпьютер

рабочая станция

персональный компьютер

рабочая станция

суперкомпьютер

настольный

портативный

карманный

Корень – главная вершина дерева. Предок – объект верхнего уровня. Потомок – объект нижнего уровня. Листья – вершины, не имеющие потомков . Укажите перечисленные объекты у дерева Чемпион Финалисты Участники ½ финала Участники ¼ финала Первоначальные игроки

Корень – главная вершина дерева.

Предок – объект верхнего уровня.

Потомок – объект нижнего уровня.

Листья – вершины, не имеющие потомков .

Укажите перечисленные объекты у дерева

Чемпион

Финалисты

Участники ½ финала

Участники ¼ финала

Первоначальные игроки

Проанализируем таблицу.  Такую таблицу называют весовой матрицей .  Какие особенности в таблице вы заметили? A A B B 2 C 2 C 10 10 D D E 9 9 8 8 E 16 16 1 1 3 3 4 4 11 11

Проанализируем таблицу. Такую таблицу называют весовой матрицей . Какие особенности в таблице вы заметили?

A

A

B

B

2

C

2

C

10

10

D

D

E

9

9

8

8

E

16

16

1

1

3

3

4

4

11

11

Части таблицы, разделённые диагональю – симметричны, т.е. содержат одни и те же данные. Следовательно, можно рассматривать данные любой половины таблицы, разделенной диагональю.

Части таблицы, разделённые диагональю – симметричны, т.е. содержат одни и те же данные. Следовательно, можно рассматривать данные любой половины таблицы, разделенной диагональю.

Теперь приступим к построению графа. A A B B C C 2 2 10 10 D D 8 9 8 E 9 E 16 16 1 1 3 3 4 4 11 11

Теперь приступим к построению графа.

A

A

B

B

C

C

2

2

10

10

D

D

8

9

8

E

9

E

16

16

1

1

3

3

4

4

11

11

Проверим правильность построения B 2 1 A A B B 2 C 2 C 10 10 D D 8 E E 9 9 8 16 16 1 1 3 3 4 4 11 11 9 A 8 10 D 3 C 16 4 11 E

Проверим правильность построения

B

2

1

A

A

B

B

2

C

2

C

10

10

D

D

8

E

E

9

9

8

16

16

1

1

3

3

4

4

11

11

9

A

8

10

D

3

C

16

4

11

E

Определим все пути в графе и расстояние, пройденное на этом пути (вес-расстояние в км.) B 2 Будем делать обход по графу в алфавитном порядке, т.е. сначала все пути через АВ, АС, AD и т.д. 1 9 A 8 10 D 3 1.ABCDE – 25 км C 2.ABCE – 15 км 3.ABDCE – 10 км 16 4 4.ACBDE – 31 км 11 5.ACDE – 24 км 6.ACE – 14 км 7.ADCE – 15 км 8.ADE – 19 км 9.AE – 16 км E

Определим все пути в графе и расстояние, пройденное на этом пути (вес-расстояние в км.)

B

2

Будем делать обход по графу в алфавитном порядке, т.е. сначала все пути через АВ, АС, AD и т.д.

1

9

A

8

10

D

3

1.ABCDE – 25 км

C

2.ABCE – 15 км

3.ABDCE – 10 км

16

4

4.ACBDE – 31 км

11

5.ACDE – 24 км

6.ACE – 14 км

7.ADCE – 15 км

8.ADE – 19 км

9.AE – 16 км

E

Кратчайший путь в данном графе : ABDCE – 10 км   B 2 1 A A B B 2 C 2 C 10 10 D D 8 E E 9 9 8 16 16 1 1 3 3 4 4 11 11 9 A 8 10 D 3 C 16 4 11 E

Кратчайший путь в данном графе : ABDCE – 10 км

B

2

1

A

A

B

B

2

C

2

C

10

10

D

D

8

E

E

9

9

8

16

16

1

1

3

3

4

4

11

11

9

A

8

10

D

3

C

16

4

11

E

Итог урока Какие этапы урока для вас оказались наиболее сложными? Какие этапы урока оказались наиболее интересными? Что из данного урока запомнилось лучше? Во всех ли тонкостях данной темы удалось разобраться? Остались ли пробелы или можно утверждать, что тема полностью исчерпана?

Итог урока

  • Какие этапы урока для вас оказались наиболее сложными?
  • Какие этапы урока оказались наиболее интересными?
  • Что из данного урока запомнилось лучше?
  • Во всех ли тонкостях данной темы удалось разобраться?
  • Остались ли пробелы или можно утверждать, что тема полностью исчерпана?
Домашнее задание Параграф 2.1 читать Учить определения Ответь письменно на вопросы на стр. 67 № 1, 2, 10

Домашнее задание

  • Параграф 2.1 читать
  • Учить определения
  • Ответь письменно на вопросы на стр. 67 № 1, 2, 10


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!