СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы учителя с агрессивными подростками

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                         СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Формы и методы работы с агрессивными подростками.      

2.1. Задачи развития в подростковом возрасте.

 Агрессивность и агрессивное поведение подростков.

2.2  Коррекционная работа  педагога с агрессивными подростками.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  2. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Просмотр содержимого документа
«Система работы учителя с агрессивными подростками»

Итоговая творческая работа

слушателя курсов повышения квалификации учителя математики Сахибуллиной Натальи Викторовны

по теме: «Специфика работы педагога с учащимися с агрессивными реакциями»

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ

  2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Формы и методы работы с агрессивными подростками.

2.1. Задачи развития в подростковом возрасте.

Агрессивность и агрессивное поведение подростков.

2.2 Коррекционная работа педагога с агрессивными подростками.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  2. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ































Введение.

Статистика красноречиво свидетельствует о том, с какой частотой люди ранят и убивают друг друга, причиняют боль и страдания своим близким.

Напряжённая социально-экономическая обстановка, сложившаяся в настоящее времени в нашем обществе, крах моральных, воспитательных, образовательных ценностей обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчуждённость, повышенная тревожность, духовная опустошённость людей, но и их враждебность, агрессивность, жестокость. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребёнка из детства во взрослое состояние – в подростковом возрасте. Подростки, в силу психологических, физиологических особенностей своего развития, больше других возрастных групп, страдают от нестабильной социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах – старые разрушены, новые не созданы.

Средства массовой информации ежедневно сообщают о каком – либо акте агрессивного поведения, направленного на других людей, в котором подростки играют далеко не последнюю роль. В последние десятилетия отмечается увеличение числа общественно опасных действий, совершаемых молодёжью. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко увеличилась молодежная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущей за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер. Тревожащим симптомом является рост числа несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, проявляющимся в уголовно наказуемых асоциальных действиях, таких, как алкоголизм, наркомания, бродяжничество, половой аморализм, мелкое хулиганство, нарушение общественного порядка, агрессивность. Наиболее трагичной формой социальных отклонений является агрессия, направленная на самого себя: покушения на свою жизнь и самоубийства. Факты добровольного ухода из жизни всегда расцениваются как чрезвычайные события и особенно, когда эти действия совершаются несовершеннолетними людьми.

На фоне сложившейся ситуации проблемы подростков стали еще более актуальными. Проблема агрессивности у подростков и ее коррекция в одинаковой мере волнует как психологов, педагогов, социальных педагогов, а также родителей.

Мы должны задаться вопросом: почему дети такие агрессивные и, какие меры необходимо принять для того, чтобы предотвратить или взять под контроль подобное деструктивное поведение?

Исходя из всего вышесказанного, я сформировала тему работы: «Специфика работы педагога с учащимися с агрессивными реакциями».

Цель: выявить и охарактеризовать особенности работы педагога по снижению уровня агрессивности у подростков.

Задачи:

  1. Рассмотреть социально – психологические особенности подростков;

  2. Охарактеризовать агрессивность подростков как социальное и педагогическое явление;

  3. Выявить психолого-педагогические особенности подростков как предпосылки агрессивного поведения;

  4. Проанализировать направления деятельности работы педагога и обозначить специфику социально – педагогической работы по снижению уровня агрессивности у подростков.

  1. Основная часть

2.1 Переход от детства к взрослости протекает быстро, с проявлением противоречивых тенденций социального развития. В психическом развитии подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе взаимоотношений с окружающими. Именно система взаимоотношений с социальной средой и определяет направленность развития подростка.

Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения с взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции.

Подросток включается в различные виды общественно-полезной деятельности, что расширяет сферу его общения, возможности усвоения социальных ценностей. В это время формируются нравственные качества личности. На психическое развитие подростка, его поведение существенное влияние оказывает мнение товарищей, на которое он ориентируется во всех своих действиях и поступках. Учитель для подростка не является таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению, личности учителей, постоянно их оценивают. На основе этих оценочных суждений подросток и строит свое отношение к учителям.

Происходит изменение положения подростка в семье: с ростом физических и умственных возможностей ему начинают поручать выполнение сложной домашней работы, включать в обсуждение семейных проблем.

Трудности в работе с подростками обусловлены психологическими возможностями возраста: повышенной возбудимостью, относительной неустойчивостью нервной системы, быстро протекающими изменениями в организме, завышенными притязаниями, переоценкой возможностей, самоуверенностью и другими.

По мере взросления у подростка изменяется характер и особенности выделения себя в обществе, восприятие общества, иерархия общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественными потребностями. Подростковый период характеризуется интенсивным ростом, повышенным обменом веществ, резким усилением работы желез внутренней секреции. Это период полового созревания и связанного с ним бурного развития и перестройки всех органов и систем организма. В силу развивающего чувства взрослости подросток стремится иметь собственное мнение, свои взгляды и суждения. Это способствует развитию критического мышления. Но часто в связи с недостатком опыта подросток начинает неоправданно возражать, упрямиться, не принимая бесспорных истин. В таких случаях подросток находит «ошибки» в суждениях учителя и даже в тексте учебника.

В процессе взаимоотношений с взрослыми и сверстниками подросток все больше осознает себя личностью. Он усваивает права личности на самостоятельность и уважение. Но чтобы быть уважаемым среди друзей и сверстников, надо обладать определенными качествами. И перед подростком встает вопрос: «Что я за человек? Что во мне хорошего, что плохого?». Так начинается самопознание подростка. Центр внимания подростка постепенно переносится от внешней стороны личности к его внутренней стороне, от отдельных случайных черт к характеру в целом. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне.

В основном подростки очень критически относятся к себе. Около 34% мальчиков и 26% девочек дают себе полностью отрицательные характеристики. В поведении появляются грубость, жестокость, агрессивность.

Взрослый должен помочь подростку в достижении гармонии внутреннего мира. Обычно родители, учителя не видят положительных черт, достоинств подростка. А если и видят, то суждения о них носят абстрактный характер. Зато все замечают недостатки подростков, которые разнообразны и носят конкретный характер.

Условия становления агрессивного поведения.

Обобщая многочисленные данные по этой проблеме можно выделить три основных фактора становления агрессивных форм поведения.

1. Семья как фактор агрессивного поведения.

Свои первые знания о моделях агрессивного поведения дети приобретают в семье. Именно в семье ребенок проходит свой первый этап социализации и именно там он может усвоить первый урок агрессивного поведения. Что же способствует лучшему усвоению этого урока?

Во-первых, это характер семейных взаимоотношений. Так, постоянные ссоры и скандалы, драки между родителями, вражда между ними являются источником негативных переживаний подростков.

Во-вторых, это стиль семейного руководства. Частые и неоправданно жестокие наказания, как и отсутствие контроля и присмотра за детьми, провоцирует детей к агрессивному поведению. Более того, дети, усвоившие агрессивные формы поведения в результате наказаний родителей, став взрослыми, столь же сурово наказывают уже своих детей. Частые наказания, возбуждающие и расстраивающие детей, могут привести к тому, что они забывают причину, вызвавшую наказание. При этом исчезает «воспитательный эффект», на который рассчитывали родители. Наконец, дети, прирученные к частым и неоправданным наказаниям, оказываются неспособными к принятию правил приемлемого поведения, поскольку наказание заставляет ребенка скрывать внешние проявления нежелательного поведения, но не устраняет причины его.

Следующим значимым фактором становления агрессивных форм поведения являются взаимоотношения со сверстниками. Агрессивное поведение связано с положением ребенка в кругу своих сверстников. Отвержение ребенка другими детьми и низкий социальный статус в группе сверстников провоцирует его к применению агрессивных форм поведения.

Третьим фактором усвоения ребенком моделей агрессивного поведения являются средства массовой информации и, прежде всего, кино, телевидение и Интернет. Американские психологи сообщают, что в наиболее популярных телевизионных программах на каждый час вещания приходится в среднем около девяти актов агрессии. Сцены насилия стимулируют поведение агрессивных фантазий, помогая отрепетировать ребенку возможные агрессивные действия. Если семейные отношения или общение со сверстниками подкрепляет эту агрессию, оно становится привычкой. Привычка к агрессивным формам поведения становится барьером на пути успешной социализации ребенка, что стимулирует усиление агрессивных тенденций.

2.1 Коррекционная работа педагога с агрессивными подростками

Психологи предлагают осуществлять коррекцию агрессивного поведения на диагностической основе, выделяя четыре категории детей:

1. Подростки, склонные к проявлению физической агрессии. Установлено, что физическая агрессия преобладает у активных, деятельных, целеустремленных детей, которые отличаются смелостью, решительностью склонностью к риску, бесцеремонностью, авантюризмом. Они обладают лидерскими качествами, но при этом у них развиты садистские наклонности, плохой самоконтроль, отсутствие социализации влечений, потребность в общих переживаниях, импульсивность поведения.

2. Подростки, склонные к проявлению вербальной агрессии, отличаются выраженной психической неуравновешенностью, депрессивностью, повышенной чувствительностью к оценкам и действиям к их личности, неумением и нежеланием скрывать свои чувства и мысли, постоянным внутренним конфликтом, напряженностью и импульсивностью.

3. Подростки, склонные к проявлению косвенной агрессии, характеризуются чрезмерной импульсивностью, слабым самоконтролем, недостаточной социализацией влечений и низкой осознанностью собственных действий, негативизмом натуры.

4. Подростки, склонные к проявлению негативизма, отличаются ранимостью, впечатлительностью. Основными их чертами являются эгоизм, самодовольство, завышенная самооценка, консерватизм.

Таким образом, агрессивных подростков можно разделить на две группы: с социализированным (физическая и косвенная агрессия) и несоциализированным (вербальная агрессия и негативизм) формами нарушений поведения.

Методы работы учителя с агрессивными подростками.

Цель:

Научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации, а также помочь ребенку сформировать навыки конструктивного поведения, тем самым расширить спектр его поведенческих реакций в проблемной ситуации.

Задачи:

  • обучение агрессивных детей навыкам контроля и управления своим гневом;

  • обучение ребенка отреагированию (выражению) собственного гнева и всей негативной ситуации в целом приемлемым способом;

  • формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии;

- развитие позитивной самооценки.

Принципы:

1. Контакт с ребенком;

2. Уважительное отношение к личности ребенка;

3. Положительное внимание к внутреннему миру ребенка;

4. Безоценочное восприятие личности ребенка, приятие его в целом;

5. Сотрудничество с ребенком - оказание конструктивной помощи в решении проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля.

Основные направления коррекционной работы с агрессивными детьми.

  • консультационная работа с педагогами и родителями, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей;

  • обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении;

  • развитие позитивной самооценки;

  • формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей; развитие эмпатии.

Психологическое воздействие может быть направлено на:

  • Ослабление или устранение агрессивного поведения;

  • Развитие способности понимать свои чувства;

  • Уменьшение эмоциональных реакций, сопровождающих агрессивное поведение;

  • Формирование навыков адекватного и безопасного выражения гнева;

  • Развитие способности расслабляться;

  • Развитие способности самоутверждаться;

  • Развитие эффективных социальных навыков.

Достижение позитивных поведенческих изменений в конкретном направлении является целью коррекции агрессивного поведения. Психологическая интерпретация осуществляется в форме консультирования, педагогической коррекции, психологических тренингов, психотерапии. Также она может иметь вид индивидуальной, семейной или групповой работы. Во всех случаях, независимо от формы и условий, должны соблюдаться следующие принципы поведенческой коррекции:

Принцип объективности.

Это могут быть: эмоциональные реакции, высказывания, жесты, физиологические проявления (сердцебиение, покраснение, дрожь), двигательные реакции, симптомы (головокружение, спазм мышц, страхи), мысли, конкретные действия и поступки. Поведенческие проявления должны фиксироваться максимально конкретно ( объективно) и систематически.

Принцип поведенческой оценки.

Указывает на необходимость проведения функционального анализа поведения подростка. Поведенческую оценку обычно проводят в ходе беседы с учащимся, а также с классным руководителем, друзьями. Для анализа поведения можно использовать дневник самонаблюдения, прямое наблюдение за подростком; организацию ролевых игр и т. д. Дополнительными источниками данных, необходимых для оценки, могут быть: медицинская информация, результаты анкетирования и тестирования.

Принцип системности.

Предполагает оценку роли агрессивного поведения в различных социальных системах и жизни личности в целом. Важно понимать, какую функцию агрессивное поведение выполняет в различных ситуациях (в семье, группе сверстников, классе). Полученные данные позволяют определить, в чем суть проблем, как они возникают, и что способствует их закреплению. Необходимо выявить степень опасности агрессивности поведения подростка и спланировать последовательность работы.

Принцип сотрудничества.

Главным фактором, побуждающим подростка к сотрудничеству с учителем, являются личные отношения между ними, основанные на честности, ответственности, поддержке и уважении.

Особенности коррекционной работы педагога по снижению уровня агрессивности у подростков.

Подросток, как все дети его возраста, должен научиться некоторым правилам поведения; ласковая твердость заставит подростка считаться с этими требованиями. Его признание другими зависит от его поведения в обществе. Не надо также угнетать его постоянными упреками, не слишком настаивать на том, что он должен делать и не делать; в таких случаях можно достигнуть цели, противоположной той, которая преследовалась.

В практике психокоррекционной работы традиционно выделяются три основные модели коррекции: общая, типовая и индивидуальная.

Общая модель коррекции — это система оптимального возрастного развития личности в целом. Она включает в себя щадящий охранительно-стимулирующий режим для подростка, соответствующее распределение нагрузок с учетом психического состояния, организацию жизнедеятельности подростка в школе, в семье и в других группах.

Типовая модель коррекции основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игротерапии, семейной терапии, психорегулирующих тренировок и пр.

Индивидуальная модель коррекции ориентирована на коррекцию различных нарушений у подростка с учетом его индивидуально-типологических, психологических особенностей. Это достигается в процессе создания индивидуальных психокоррекционных программ, направленных на коррекцию имеющихся недостатков с учетом индивидуальных факторов.

Все эти три модели тесно связаны и взаимозависимы, хотя имеют разные задачи. Так, общая модель психокоррекции ориентирована на профилактическую работу с подростком, типовая модель — на оптимизацию, стимулирование психического развития, а индивидуальная модель — на коррекцию недостатков в развитии подростка с учетом его индивидуально-психологических особенностей. При этом необходимо учитывать следующие методические требования:

  • четко сформулировать основные цели психокоррекционной работы;

  • выделить круг задач, которые должны конкретизировать основную цель;

  • определить содержание коррекционных занятий с учетом индивидуально-психологических особенностей подростка, развития ведущего вида деятельности;

  • определить форму работы с подростком (групповая, семейная, индивидуальная);

  • отобрать соответствующие методы и техники с учетом возрастных, интеллектуальных и физических возможностей подростка;

  • запланировать форму участия родителей и других лиц в коррекционном процессе;

  • разработать методы анализа оценки динамики психокоррекционного процесса;

  • подготовить помещение, необходимое оборудование и материалы.

Эффективность психологической коррекции зависит от конкретных целей психокоррекционного процесса. Она зависит как от объективных, так и субъективных факторов.

К объективным факторам относятся:

  • степень агрессивности подростка;

  • четкость поставленных коррекционных задач;

  • четкость организации психокоррекционного процесса;

  • время начала коррекционного процесса.

К субъективным факторам можно отнести:

  • установки подростка и родителей на психологическую коррекцию;

  • отношение их к психологической коррекции и к психологу.

Традиционно выделяются две формы проведения психокоррекционных занятий — индивидуальную и групповую. Выбор формы работы зависит от особенностей психического и физического развития подростка, от его возраста и выраженности аффективных проблем.

Индивидуальная психологическая коррекция выбирается в следующих случаях:

  • если проблемы подростка имеют индивидуальный, а не межличностный характер, например, недоразвитие познавательных процессов у подростков с психическим недоразвитием и задержанным развитием;

  • если подросток отказывается работать в группе по каким-либо причинам, а именно: недостаточный социальный опыт, негативное отношение родителей к групповому взаимодействию подростка;

  • если у подростка наблюдаются выраженные аффективные проблемы: высокая тревожность, необоснованные страхи, неуверенность в себе.

Индивидуальная форма психологической коррекции в основном используется в работе с подростками, имеющими тяжелые формы психических и физических нарушений: тяжелые формы психического недоразвития, глубокие аффективные нарушения у подростков с дисгармоничным, искаженным и поврежденным развитием.

Групповая форма психологической коррекции включает в себя целенаправленное использование всей совокупности взаимодействий и взаимоотношений между участниками группы в коррекционных целях. Группа для подростка выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции. Групповая психологическая коррекция сфокусирована на трех составляющих самосознания:

  • самопознание;

  • отношение к себе ;

  • саморегуляция.

Следует отметить, что групповая психокоррекция решает те же задачи, что и индивидуальная, но с помощью других средств. Главное их отличие заключается в том, что групповая психокоррекция в большей степени акцентирует внимание на межличностных проблемах подростка, а индивидуальная — на внутриличностных проблемах.

Вывод: психолого-педагогическая коррекция – это совокупность специальных психолого-педагогических воздействий на личность запущенного подростка с целью его восстановления в качестве субъекта общения, деятельности и самосознания.

Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию подростка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

Необходимо также, чтобы подросток начинал понемногу принимать себя таким, каков он есть; для этого он должен свободно выражать свои чувства. Пусть это будет в виде привязанности или радости, сопротивления или вражды, он должен утвердиться в окружающем мире. Если он встретит отрицательное отношение, это может привести его к столкновению с окружающим. Наоборот, он нуждается в том, чтобы участвовать и быть принятым в жизнь дома, школы, своего общества, занимать настоящее место и чувствовать участие в жизни.

Таким образом, особенностями коррекционной работы педагога по снижению уровня агрессивности у подростков являются:

  • консультационная работа с педагогами и родителями, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей;

  • обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов поведения;

  • развитие позитивной самооценки;

  • формирование осознания эмоций и чувств как собственных, так и других людей;

  • развитие эмпатии.

Заключение.

Подростковый период – это время сомнений и внутренних перемен, когда целенаправленно или случайно, под влиянием момента, принимаются решения, влияющие на всю дальнейшую жизнь. Подростки хотят сами строить свою жизнь, решать с кем дружить, что читать, слушать, смотреть, как проводить свое свободное время, когда и как делать уроки, когда возвращаться вечером домой. Чтобы принимать правильное решение, человек должен находиться в спокойном, эмоционально уравновешенном состоянии, избегать состояний тревоги, страха, агрессии и т.д.

На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы. Для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, в качестве профилактики родителям надо уделять большое внимание своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность. Эти рекомендации можно адресовать не только родителям, но и педагогам. Коррекционную работу с агрессивными подростками целесообразно проводить в следующих направлениях:

  • обучение подростков приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;

  • отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;

  • формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т.д.

Агрессивное поведение можно предотвратить или, по крайней мере, уменьшить частоту его проявлений. Одна из причин того, что многие люди с удивительным постоянством попадают в конфликтные ситуации, заключается в отсутствии у них элементарных навыков общения. Существуют специально разработанные программы по развитию навыков общения у такого рода «конфликтных» личностей, которые нередко позволяют добиться ощутимых результатов.

И родители, и учителя, и взрослые должны строить свои взаимоотношения, исходя из развивающегося чувства взрослости подростка. Если старшие учитывают возросшие возможности подростка, относятся к нему с уважением и доверием, помогают преодолевать трудности в учении и общественно полезной деятельности, помогают в установлении взаимоотношений с товарищами, то тем самым создаются благоприятные условия для психического развития подростка.

Коррекционная работа с подростком должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность. При этом необходимо проводить коррекционную работу как с самим подростком по изменению его отдельных психологических образований, так и с условиями жизни, воспитания и обучения, в которых находится подросток. Важно, чтобы психологическая коррекция подростков носила опережающий, предвосхищающий характер.



Список литературы.

  1. Галагузова М.А. «Социальная педагогика», курс лекций, Москва, 2003г., с. 194-318.

  2. Волков Б.С. «Психология подростка», Москва, 2005г.

  3. Першина Л.А. «Возрастная психология», Москва, 2004г.

  4. Айхорн А. «Трудный подросток», Москва, 2001г.

  5. Психологический словарь, 2-е изд. Под ред. Зимченко В.П., Москва, 1996г.

  6. Клейберг Ю.А. «Социальные нормы и отклонения», Москва, 1997г.

  7. Майере Д. «Социальная психология», С.-Петербург, 1996г.

  8. Кондратьев М.Ю. «Типологические особенности психосоциального развития подростков», Вопросы психологии. – 1997г.-№3 – с.69-78.

  9. В.А. Аверин «Психология детей и подростков, 2-е издание, С-Петербург, 1998 г.

  10. Р.В. Овчарова «Справочная книга социального педагога», Москва, 2002 г.

  11. Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова «Социальная педагогика» курс лекций, 2-е издание. Москва, 2000 г.

12. Левитов А.С. «Психологической состояние агрессии», Вопросы психологии, 1972г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!