СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

“Систематизация и обобщение изученного по теме " Употребление местоимений в речи."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок повторения и обобщения знаний о части речи-местоимение, рассказать учащимся о грамматических признаках местиомений, о его синтаксической роли в предложении и правописании.

Просмотр содержимого документа
«“Систематизация и обобщение изученного по теме " Употребление местоимений в речи."»

Открытый урок в 6 классе.

Тема: “Систематизация и обобщение изученного по теме " Употребление местоимений в речи."

Тип урока: обобщающий

Цель урока: Повторение и обобщение знаний о части речи – местоимении; знание грамматических признаков местоимений, его синтаксической роли в предложении и правописания; совершенствование использования в речи имен и местоимений

Задачи урока:

образовательные: повторить и систематизировать полученные знания о

местоимении, уметь отличить местоимение от других частей речи, выделить

параметры местоимения как самостоятельной части речи; формировать умение правильно использовать местоимения в речи;

развивающие: развивать аналитические способности учащихся (умение

сравнивать, выделять, обобщать), активизировать мышление учащихся, развивать зрительную память через нестандартный подход к возникающей проблеме, вырабатывать умение практического применения полученных знаний, активизировать самостоятельную деятельность, развивать познавательную активность;

воспитательные: создавать положительную культурно-речевую среду, атмосферу комфортного доверительного общения, воспитание коммуникативности, интереса к предмету, привитие культуры общения.

оборудование: презентация, раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы, оценочный лист.



Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором говорит, думает. Думает!

Д.С. Лихачев

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, ребята! Говорят, как начнешь день, таким он будет до самого вечера. Так пусть сегодняшний день будет плодотворным, полным интересных встреч и событий. Я вижу, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Прежде чем начать работу над темой урока, хочу в очередной раз обратить ваше внимание на истину, давно известную нам: на назначение нашего языка, без которого невозможно было бы обмениваться информацией. Вспомните библейскую легенду о вавилонской башне: когда народы перестали понимать друг друга, они рассорились и не могли продолжить строительство. Когда мы общаемся, то произносим слова. Слов в русском языке много . Вы уже знаете, чем они друг от друга отличаются. Но есть у слов и общие признаки, объединяющие их в группы, – части речи. Со многими из них мы уже знакомы, все они что-нибудь обозначают. Приведите примеры таких частей речи. И только одна часть речи не обозначает. Что же она делает? (Указывает на предметы, признаки и количества.) Обратимся к эпиграфу нашего урока.

II. Актуализация знаний. Вызов.

(Учитель читает эпиграф. Это высказывание Д.С. Лихачева.) Слайд 1Приложение.

Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором говорит, думает. Думает! Д.С. Лихачев

– Что утверждает своим высказыванием Д.С. Лихачев? ( он утверждает о значимости языка в жизни человека)

– Назовите местоимения, использованные публицистом в речи.

О чём будем говорить на уроке? ( о местоимении)

Какой проблемный вопрос мы можем поставить сегодня на уроке? (Нужны ли нам местоимения? Для чего?)

- Сформулируйте тему урока и цель?

Правильно, мы вспомним всё, что изучили о местоимении, повторим и обобщим изученное. Тема нашего урока: «Употребление местоимений в речи». Сегодня вы должны будете показать знания, умения и навыки, которые приобрели на предыдущих уроках: умение находить местоимения в тексте, отличать от других частей речи, определять разряд, указывать морфологические признаки, а также правильно употреблять местоимения в речи. И вы ещё раз убедитесь, как удивительно интересен русский язык.

(Постановка целей урока, запись даты, темы в рабочих тетрадях.)



III.Реализация. Получение новой информации.

- Прежде чем мы начнём выполнять различные задания, кто мне скажет, а что мы называем местоимением?

1) Фронтальный опрос.

Местоимение - это часть речи, которая... (указывает на предмет, но не называет его)

Учитель. Ребята, давайте еще раз обратимся к эпиграфу и подумаем, с какой частью речи можно соотнести местоимения самая, его, на котором.

2)Местоимения изменяются... (как правило, изменяются по падежам, есть местоимения, которые изменяются по родам и числам.)

3)В предложении местоимения обычно бывают... (подлежащим, определением и дополнением) Вывод: местоимения могут выступать в роли ЛЮБЫХ членов предложения

4) Давайте вспомним разряды местоимений. Сколько их? Перечислите.

2) Работа с текстом.

Учетель: Известно, что местоимения разных разрядов обладают особой изобразительной силой.

  1. Ребята, а для чего нам нужны местоимения? Для чего мы употребляем их в речи? попробуйте сами ответить на эти вопросы после эксперимента, который мы сейчас проведем.

Учитель раздает на парты карточки с текстом и просит прочитать его вслух:

В воскресенье бабушка и внук отправились по грибы. Рано утром бабушка и внук пришли в лес. Была чудесная погода. В чудесную погоду не хочется сидеть дома. За день бабушка нашла пять белых грибов. Пять белых грибов нашел и внук.

-Какие речевые недочеты вы заметили в этом тексте?

- Повторение одних и тех же слов, стоящих рядом.

- Исправьте эти недочеты.

В воскресенье бабушка и внук отправились по грибы. Рано утром они пришли в лес. Была чудесная погода. В такую погоду не хочется сидеть дома. За день бабушка нашла пять белых грибов. Столько же нашел и внук.

 - Итак, ребята, мы исправили ошибки, заменив повторяющиеся слова местоимениями.

IV. Закрепление полученной информации.

Что может возникнуть при неправильном употреблении местоимений? Некоторые местостоимения сразу выкажут в вас человека неграмотного, необразованного.

1. Предлагаю вам превратиться в корректоров и исправить грамматические ошибки, связанные с употреблением местоимений упр. 65

1.Ты уже выучил твои уроки?

2.Чё с ими разговаривать?

3.Я осуждаю ихний образ жизни.

4. Не знаю, чего мне сейчас делать?

Давайте ответим на вопрос: Нужны ли нам местоимения? Для чего?

  • местоимения служат для связи предложений в тексте;

Местоимения нужны для того, чтобы избежать повторений, чтобы мы друг друга понимали, чтобы наша речь была ясной, понятной, выразительной.

На этом примере мы доказали, что местоимения нужны в нашей речи. И конечно же, обращаться со словами этой части речи нужно осторожно.



  1. Распределительный диктант.

Слитно

Никто

Нискем

Кудато

Никем

некого

Раздельно

Какой то

За тобой

Про себя

Ни у кого

Кое кого

Через дефис

Кто-нибудь

Откуда-то

Кто-либо

Ни-кому

Ни-в- чём



– Отрицательные местоимения пишутся слитно. Если же появляется предлог, то пишем раздельно НИ С КЕМ (частица , предлог, местоимение).

(В отрицательных местоимениях приставка НИ– безударная, в ней пишется буква и.)

(В неопределенных местоимениях приставка НЕ – всегда находится под ударением и пишется слитно. Неопределенные местоимения с приставкой КОЕ- и суффиксами -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ пишутся через дефис. Если КОЕ – отделяется от местоимения предлогом, то пишется отдельно.)



  1. Физкультминутка.

1.Конкурс «Знаток местоимений».

Учитель: Ну, а сейчас мы узнаем, кто лучше запомнил разряды местоимений. Поиграем в игру. 
1. Местоимения, указывающие на неопределенные предметы, признаки, количества? (Неопределенные). 
2. Местоимение, не имеющее именительного падежа? (Возвратные). 
3. Местоимения 1, 2, 3 лица? (Личные). 
4. Разряд местоимения столько? (Указательные). 
5. Местоимения, изменяющиеся как прилагательные? (Притяжательные). 
6. Местоимения, содержащие в себе вопрос? (Вопросительные). 
7. Местоимения, которые служат для связи простых предложений в составе сложного? (Относительные). 
8. К какому разряду относятся местоимения: весь, всякий, каждый, сам, самый, иной, любой? (Определительные). 
9. Как называются местоимения, употребляющиеся для отрицания какого – либо предмета, признака? (Отрицательные). 



  1. Восстановите текст с помощью местоимений.

___ дан во владение ___ богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Всегда ли ___ обращаемся с ___ языком так, как ___ ___ заслуживает? По отношению ___ человека к ___ языку можно совершенно точно судить не только о ___ культурном уровне, но и о ___ гражданской ценности (К. Паустовский)

Слова для справок: (самый, нам, мы, этим, он, того, каждого, своему, его, его)



Нам (лич.) дан во владение самый (опр.) богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Всегда ли мы (лич.) обращаемся с этим (указ.) языком так, как он (лич.) того (указ.) заслуживает?

По отношению каждого (опр.) человека к своему (притяж.) языку можно судить не только о его (лич.=прит.) культурном уровне, но и о его (лич.=прит.) гражданской ценности.



VI. Рефлексивный этап.

Отгадай кроссворд :

1.Личное местоимение первого числа.
2. Указательное местоимение в винительном падеже множественного числа.
3. Одно из определенных местоимений.
4. Одно из указательных местоимений.
5. личное местоимение женского рода.
6. Указательное местоимение в творительном падеже множественного числа.
7. Личное местоимение первого лица единственного числа в творительном падеже.
8. возвратное местоимение в дательном падеже.
9. одно из отрицательных местоимений в творительном падеже множественного числа.
10. определительное местоимение в творительном падеже.
11. одно из отрицательных местоимений в дательном падеже.





1 м

ы







2 т

е









3 с

а

м





4 т

о

т









5 о

н

а




6 т

е

м

и









7 м

н

о

й



8 с

е

б

е









9 н

и

к

е

м

10 в

с

е

м

и








11 н

е

к

о

м

у



VII. Итоги урока.

- Чему научились на уроке?

-Что показалось сложным?

- Что особенно понравилось, запомнилось?

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

VIII. Выставление оценок.

IX. Домашнее задание :

Дифференцированное задание: А)Разгадать кроссворд до конца.
Б)Упражнение 59
В)Написать мини-сочинение, используя местоимения ( тема по выбору).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!