Тема урока: Путешествие по городу « Местоимение»
Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Местоимение».
Задачи:
1. Совершенствовать навык правильного употребления
местоимений в речи;
2. Закреплять умения заменять имя существительное
местоимением соответствующего рода;
3. Формировать навык правописания местоимений с предлогами;
4. Коррекция памяти на основе упражнений в припоминании и воспроизведении изученного;
коррекция мышления на основе упр. в классификации лица, числа и падежа местоимений
5. Формировать у учащихся навык работы в парах, в группах, а
так же навык самоконтроля и взаимоконтроля, оценки и
самооценки.
6. Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать
в коллективе.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: урок-путешествие
Методы: словесный, иллюстративный, практический, частично-поисковый.
Формы работы: коллективная, парная, индивидуальная.
Оборудование: ноутбук, проектор, карточки с заданиями для работы по группам и в паре, учебник русского языка, тетради, карточки с заданиями для индивидуальной работы, маршрутные листы (листы оценивания), смайлики.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть зима прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно,
Ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Сегодня у нас урок необычный. К нам на урок пришли гости, давайте их поприветствуем.
2. Определение темы урока.
Элли А. (стихотворение)
Мы рады приветствовать Вас в классе нашем!
Возможно есть классы и лучше, и краше
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко!
-Кто рад приветствовать гостей? (мы)
-Кого приветствовать? (вас)
-Кому будет светло? (вам)
-Какова тема нашего урока? (Слайд № 1 ) (Местоимение)
( Слайд № 2)
Сегодня на уроке мы отправимся с вами в путешествие по городу «Местоимение», но гулять по этому городу совсем не хочется бесцельно, давайте с вами определим, чему мы хотим научиться на этом уроке.
На уроке мы должны с вами вспомнить всё, что изучили о местоимении.
- Раз это путешествие, то на пути мы встретимся с грамматическими препятствиями и научимся с ними справляться как в городе «Местоимение» так и в жизни.
Рассмотрим маршрут нашего путешествия. (Слайд № 3 )
( маршрутные листы)
3. Психологический настрой (Слайд № 4)
Учитель:
- предлагаю вам настроиться на работу ( уч-ся хором повторяют за учителем)
1 ряд хором:
Я смогу выполнить все задания |
2 ряд хором:
Все вместе:
Желаю успехов себе и друзьям! |
4. Актуализация знаний детей.
Выборочный диктант. Станция «Разминка» ( Слайд № 5 )
Читаются предложения, уч-ся выписывают местоимения в строчку, через запятую.
1) Она весну встречает,
Серёжки надевает.
2) А потом ты покатился
И назад не воротился.
3) Я всегда любил смотреть на тихое падение снега.
4) В давние времена суслик и ворона были друзьями. Решили они зимовать вместе.
5) Мы с приятелем вдвоём
Замечательно живём.
6) Молоко пьют свежим. Оно заменяет воду в пустыне.
7) Вы в степи бывали?
8 ) По реке плывет кораблик,
он плывет издалека.
- Сколько слов вы выписали? (8).
- Проверьте себя: (слайд № 6 )
(местоимения: она, ты, я, они, мы, оно, вы, он).
Лист оценивания: нет ошибок- 5 б; 1-2 ошибки- 4 б; 3- ошибки- 3 б., 2б- 4 и более ошибок
5. Станция «Вопросы» (Слайд № 7)
- Как называются эти слова? ( Личные местоимения)
- Что такое местоимение?
Как изменяются местоимения? (По лицам , числам)
Практическая работа (в парах) домик на парте
(Слайд № 8 ) (домик с пустыми окошечками)
Учитель: В своём городе построили местоимения новый дом. А как заселиться в него не знают. Начали спорить, ругаться. Наша задача помирить их, правильно расселив. Я предлагаю сейчас поработать в парах. У вас на партах точно такие же домики, ваша задача расселить местоимения правильно и как можно быстрее.
- Проверяем в парах
Учитель: - Какие вы молодцы, ребята! С этим заданием вы справились.
-Назовите местоимения 1-го л ед. числа, мн. числа (Слайд № 9 )
2-го л ед. числа, мн. числа
3-го л ед. числа, мн. числа
- Что вы знаете о местоимениях 3-его лица?
Дети: - Местоимения третьего лица ед. числа изменяются по родам. (Слайд № 10 )
Лист оценивания: нет ошибок- 5 б; 1-2 ошибки- 4 б; 3- ошибки- 3 б., 2б- 4 и более ошибок
- Как еще изменяются местоимения? ( по падежам, т.е. склоняются)
Учитель: - Поскольку все хорошо поработали, наши друзья местоимения приглашают вас на новоселье (работа в группах по 3 чел.)
У группы 1 лист с заданием.
1 группа идёт пить чай к местоимению МЫ (склоняют местоимение МЫ)
2 группа идёт пить чай к местоимению ТЫ (склоняют местоимение ТЫ)
3 группа идет пить чай к местоимению ОНА (склоняют местоимение ОНА)
(дети работают в таблицах)
Давайте проверим вашу работу. ( 1 уч-ся из группы зачитывает)
( Слайд № 11 скл. мест мы ) ( Слайд № 12 скл. мест ты) (Слайд № 13 скл. мест. она)
Лист оценивания: нет ошибок- 5 б; 1-2 ошибки- 4 б; 3-4 ошибки- 3 б., 2б- 4 и более ошибок
-Сейчас, я думаю, пришло время отдохнуть.
6. Станция « Отдых в парке » (Слайд № 14)
Я иду, и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Я пою, и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Мы идём, и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) –
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
(Какие личные местоимения мы называли?)
7. Станция «Исключи лишнее» (Слайд № 15 )
Работа по учебнику с. 176 упр. 226
( Оценивают себя те, кто был у доски)
8. Станция «Озеро Предлогов» (Слайд № 16 )
- Как пишутся предлоги с местоимениями?
- Как пишутся предлоги с местоимениями 3-го лица? (Слайд № 17 )
(После предлога к местоимениям 3-го лица прибавляется буква н )
(Слайд № 18)
Словосочетания напечатаны на слайде. Уч-ся по цепочке выходят к доске и записывают словосочетания, раскрывая скобки. Все остальные пишут в тетради. У местоимений определить лицо, число, если можно род.
Подошел к (она), позвонил (она), поздравляю (ты), возвратился с (он), посмотрел на (они).
( Оценивают себя те, кто был у доски)
9. Станция «Исправь ошибки» (индивидуальная работа) (Слайд № 19)
Прочитайте рассказ. Найдите и исправьте речевую ошибку. Замените слово «лес» на подходящие местоимения, чтобы избежать повтора. Подчеркните местоимения, определите падеж.
Красота зимнего леса.
Лес хорош в любое время года. Но особенно лес красив зимой. Снежные шапки лежат на мохнатых елях. Серебристый иней превращает лес в царство Снежной королевы. Кажется, что лес спит и видит волшебный сон.
(Слайд № 20 ) Проверь себя!
Лист оценивания: нет ошибок- 5 б; 1-2 ошибки- 4 б; 3-4 ошибки- 3 б., 2б- 4 и более ошибок
10. Станция «Словарная » (Слайд № 21 )
- Спишите словарные слова, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните местоимения, которые в них спрятались.
Стадион, ворона, воробей, медаль, язык, выставка
Слайд № 22 (Проверка: Оно, она, ей, я, вы)
В каком слове нет местоимения? (медаль)
Лист оценивания: нет ошибок- 5 б; 1-2 ошибки- 4 б; 3-4 ошибки- 3 б., 2б- 4 и более ошибок
11. Итог урока.
Вот и подошло наше путешествие по городу «Местоимение» к концу.
- Какую тему мы повторяли на уроке?
- Какие задания были особенно интересными?
- Какие задания вызвали трудности?
Оценки за урок
Рефлексия. (Слайд № 23)
Поднимите тот смайлик, который соответствует вашему настроению.
Спасибо за урок!
(Слайд № 24)
Дополнительное задание (Хитрые вопросы) (Слайд № 25)