СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы с родителями в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система работы с родителями в начальной школе»

Выступление по теме «Система работы с родителями в начальной школе»

(Из опыта работы)


                                    "Чтобы узнать  ребенка,                                                                                                             надо хорошо знать его семью”.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                В.А.Сухомлинский.


Я, Шайхиева Венера Нуретдиновна, учитель начальных классов,так как я работаю в школе не первый год, постепенно сложилась система работы с родителями.

С 2012г. работаю по программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования «По ступенькам взросления», целью которой является воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и духовно-нравственного развития личности младшего школьника.

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

• формирование патриотических ценностей, способности к духовному развитию на основе нравственных установок и моральных норм;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата, реализации творческого потенциала;

• развитие навыков сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

Когда  я  принимаю   незнакомый   мне  класс, меня  волнует  в   одинаковой   степени, что  из   себя  представляют  мои  будущие  ученики,  какие  у  них  родители,  как    они  воспитывают  своих   детей, будут  ли  они  моими    помощниками.

Знакомство  с  жизнью  семьи   начинается  с  анкеты,  которую  по   просьбе   учителя   заполняют   мамы  и  папы    перед   началом   учебного  года. На   протяжении  всех  лет   обучения   ставлю  перед  собой  задачу – проводить работу с  родителями   так, чтобы   уходя из школы, они  всегда   имели   искорку   надежды, что  вместе  мы  можем   одолеть  многое.

Познакомившись с семьями, составляю социальный паспорт класса, намечаю для себя цели и задачи работы с коллективом в целом и с каждой семьёй в частности. Озвучиваю для родителей, в процессе первого в учебном году родительского собрания, цели нашей с ними совместной работы.

После этого мы начинаем оформлять портфолио каждого ученика, в котором первую страницу, содержащую сведения о ребёнке, заполняют сами родители. А на остальных страницах содержатся результаты обследований ребёнка, предлагаются анкеты для родителей, на которых они здесь же отвечают. В портфолио собираются рекомендации и памятки, целью которых является – помощь в осуществлении воспитательного процесса.

Знакомство с родителями будущих первоклассников происходит часто на этапе предшкольной подготовки, организованной в нашей школе, и первом собрании, где родители знакомятся с нормативными документами учреждения. Затем я составляю план воспитательной работы на год, в который включаю различные мероприятия с участием родителей.

Формы работы с родителями можно разделить на индивидуальные и групповые.

  • Индивидуальные консультации, беседы, посещение на дому.

Остановлюсь на групповых, которые имеют место в моем классе. Они представлены на слайде.

  • Родительские собрания

  • Заседания родительского комитета

  • Совместные классные часы, праздники

  • Подготовка КТД

  • Выезды на экскурсии

  • Походы

  • Участие с детьми в творческих конкурсах

  • Консультации по предметам

  • Проектная деятельность

Новые для меня формы работы – это Консультации по предметам и Проектная деятельность


Родительские собрания провожу разные по содержанию. (на слайде их виды)

  • Организационные «Права и обязанности родителей»

  • Тематические «Трудности адаптации первоклассников» «Первые уроки школьной отметки»

  • Обмен мнениями «Первые дни ребенка в школе»

  • Беседа с элементами игры «О детской агрессии»

  • Собрание-практикум «Как готовить домашнее задание»

  • Деловая игра «Поговорим о дружбе»

  • Круглый стол «Методы воспитания» «Поощрения и наказания в семье»

Накануне родительского собрания я обычно провожу анкетирование детей, подвожу итоги для себя, а затем эти же вопросы задаю родителям и раздаю им ответы их детей для сравнения. После этого обсуждаем возникшие вопросы, разногласия, и я даю рекомендации или советы родителям, список литературы по проблеме. На мой взгляд, такие родительские собрания проходят очень интересно и полезно.

Провожу собрания 1 раз в четверть, но в1 классе бывает и чаще. На собрании в 1 четверти назначаю родительский комитет и предлагаю присоединиться желающих (таких бывает мало), после собрания остаемся с комитетом, определяем план работы и ответственных. В конце года заслушиваем отчет.

Провожу совместные классные часы к Дню матери, на которых выступают дети, готовят и дарят подарки мамам. К праздникам родители готовят конкурсы и чаепития, мы с ребятами – концерт, подарки.

Помощь

Неоднократно родители оказывали спонсорскую помощь

Сопровождение детей при выездах в театр кукол, цирк, на экскурсии по городу.

Хорошо проходят КТД и становятся традиционными.

1 класс - КТД «Вот и стали мы на год взрослей»

2 класс - КТД «День семьи» Изготовление плакатов с пословицами о Семье совместно с родителями, конкурс семейных альбомов.

3 класс - КТД «День семьи. Моя родословная» (создание проектов)

4 класс - КТД Праздник «Прощание с начальной школой»

«День Знаний» (1 сентября);

«Осенний бал» (первая неделя октября);

«День матери» (ноябрь);

«Новый год» (последняя неделя декабря);

«8 Марта»;

«Окончание учебного года» (последний учебный день года).


Родители участвуют вместе с ребятами в школьных, муниципальных творческих конкурсах.

Школьные конкурсы: «папа, мама, я- спортивная семья», «ПОРТФОЛИО ученика»

Муниципальные творческие конкурсы: «Безопасное колесо», по пожарной безопасности и т.д.

Общение с родителями провожу через группу, которую создала в КОНТАКТЕ. Со 2 класса идет общение и с учениками.


По просьбе родителей проводила Консультации по предметам 2 раза в месяц (был определен день и время); в 3 классе - по мере необходимости (предлагаю время)

Также с 1 класса начинаем учиться вместе с родителями создавать проекты. Первый проект на тему «Моя родословная»

На каждом родительском собрании стараюсь говорить что-то хорошее о каждом ребёнке, не зачитываю оценки слабых учеников, обращая внимание на то, в чём ему нужно помочь в учении, чтобы процесс  обучения протекал успешно, не отчитываю родителей за промахи детей.

После   каждого   собрания  стараюсь   приготовить   советы   родителям.

Они  нуждаются  в  помощи   школы, им   нужно  помочь   овладеть   навыками, которые  бы   способствовали   развитию   позитивных   детско-родительских   отношений.

На  собрании   обязательно    подвожу   итоги   работы   родителей,  благодарю   тех, кто   уделяет   много  внимания    воспитанию    детей   в    семье  и   помогает  в   работе  с   классом.

Сотрудничество   семьи  и  школы   выражается  также  и в  том, что  родители   вникают  в  дела  класса, в  его  жизнь,  участвуют  в   оформлении   интерьера,  ремонте   класса.

В  работе  с  родителями  я  опираюсь  и на   родительский   комитет, с  помощью    которого   подключаю  к  работе   всех   родителей  класса.


Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы дает возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности.

Чем активнее будет сотрудничество детей и родителей в урочной и внеурочной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями.


 Работа  с  родителями – это  экзамен, который  должны достойно  выдержать  обе  стороны: и   учитель, и  родители, и в этой работе учитель должен руководствоваться одним из основных правил взаимодействия  - уважением. Родители должны видеть в классном руководителе человека авторитетного, знающего и способного найти правильное решение любой, самой сложной ситуации.

И родители, и   классный    руководитель   должны   понимать, что  только   общее   сотрудничество,  сотворчество   способны   сделать    совместную    деятельность   учеников,  учителей  и   родителей

содержательной, интересной, радостной.




Памятка классному руководителю по взаимодействию с родителями обучающихся

1. Создайте условия для общения с родителями, так как им нужна поддержка, помощь, добрый совет.

2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу, лучше договоритесь о встрече в другой раз.

3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном.

4. Умейте терпеливо слушать родителей.

5. Не спешите с выводами! Обдумайте то, что услышали.

6. Помните, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.

7. Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ребенка.

8. Активные родители должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!