Выступление по теме «Система работы с родителями в начальной школе»
(Из опыта работы)
"Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”.
В.А.Сухомлинский.
Я, Шайхиева Венера Нуретдиновна, учитель начальных классов,так как я работаю в школе не первый год, постепенно сложилась система работы с родителями.
С 2012г. работаю по программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования «По ступенькам взросления», целью которой является воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и духовно-нравственного развития личности младшего школьника.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
• формирование патриотических ценностей, способности к духовному развитию на основе нравственных установок и моральных норм;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата, реализации творческого потенциала;
• развитие навыков сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Когда я принимаю незнакомый мне класс, меня волнует в одинаковой степени, что из себя представляют мои будущие ученики, какие у них родители, как они воспитывают своих детей, будут ли они моими помощниками.
Знакомство с жизнью семьи начинается с анкеты, которую по просьбе учителя заполняют мамы и папы перед началом учебного года. На протяжении всех лет обучения ставлю перед собой задачу – проводить работу с родителями так, чтобы уходя из школы, они всегда имели искорку надежды, что вместе мы можем одолеть многое.
Познакомившись с семьями, составляю социальный паспорт класса, намечаю для себя цели и задачи работы с коллективом в целом и с каждой семьёй в частности. Озвучиваю для родителей, в процессе первого в учебном году родительского собрания, цели нашей с ними совместной работы.
После этого мы начинаем оформлять портфолио каждого ученика, в котором первую страницу, содержащую сведения о ребёнке, заполняют сами родители. А на остальных страницах содержатся результаты обследований ребёнка, предлагаются анкеты для родителей, на которых они здесь же отвечают. В портфолио собираются рекомендации и памятки, целью которых является – помощь в осуществлении воспитательного процесса.
Знакомство с родителями будущих первоклассников происходит часто на этапе предшкольной подготовки, организованной в нашей школе, и первом собрании, где родители знакомятся с нормативными документами учреждения. Затем я составляю план воспитательной работы на год, в который включаю различные мероприятия с участием родителей.
Формы работы с родителями можно разделить на индивидуальные и групповые.
Индивидуальные консультации, беседы, посещение на дому.
Остановлюсь на групповых, которые имеют место в моем классе. Они представлены на слайде.
Родительские собрания
Заседания родительского комитета
Совместные классные часы, праздники
Подготовка КТД
Выезды на экскурсии
Походы
Участие с детьми в творческих конкурсах
Консультации по предметам
Проектная деятельность
Новые для меня формы работы – это Консультации по предметам и Проектная деятельность
Родительские собрания провожу разные по содержанию. (на слайде их виды)
Организационные «Права и обязанности родителей»
Тематические «Трудности адаптации первоклассников» «Первые уроки школьной отметки»
Обмен мнениями «Первые дни ребенка в школе»
Беседа с элементами игры «О детской агрессии»
Собрание-практикум «Как готовить домашнее задание»
Деловая игра «Поговорим о дружбе»
Круглый стол «Методы воспитания» «Поощрения и наказания в семье»
Накануне родительского собрания я обычно провожу анкетирование детей, подвожу итоги для себя, а затем эти же вопросы задаю родителям и раздаю им ответы их детей для сравнения. После этого обсуждаем возникшие вопросы, разногласия, и я даю рекомендации или советы родителям, список литературы по проблеме. На мой взгляд, такие родительские собрания проходят очень интересно и полезно.
Провожу собрания 1 раз в четверть, но в1 классе бывает и чаще. На собрании в 1 четверти назначаю родительский комитет и предлагаю присоединиться желающих (таких бывает мало), после собрания остаемся с комитетом, определяем план работы и ответственных. В конце года заслушиваем отчет.
Провожу совместные классные часы к Дню матери, на которых выступают дети, готовят и дарят подарки мамам. К праздникам родители готовят конкурсы и чаепития, мы с ребятами – концерт, подарки.
Помощь
Неоднократно родители оказывали спонсорскую помощь
Сопровождение детей при выездах в театр кукол, цирк, на экскурсии по городу.
Хорошо проходят КТД и становятся традиционными.
1 класс - КТД «Вот и стали мы на год взрослей»
2 класс - КТД «День семьи» Изготовление плакатов с пословицами о Семье совместно с родителями, конкурс семейных альбомов.
3 класс - КТД «День семьи. Моя родословная» (создание проектов)
4 класс - КТД Праздник «Прощание с начальной школой»
«День Знаний» (1 сентября);
«Осенний бал» (первая неделя октября);
«День матери» (ноябрь);
«Новый год» (последняя неделя декабря);
«8 Марта»;
«Окончание учебного года» (последний учебный день года).
Родители участвуют вместе с ребятами в школьных, муниципальных творческих конкурсах.
Школьные конкурсы: «папа, мама, я- спортивная семья», «ПОРТФОЛИО ученика»
Муниципальные творческие конкурсы: «Безопасное колесо», по пожарной безопасности и т.д.
Общение с родителями провожу через группу, которую создала в КОНТАКТЕ. Со 2 класса идет общение и с учениками.
По просьбе родителей проводила Консультации по предметам 2 раза в месяц (был определен день и время); в 3 классе - по мере необходимости (предлагаю время)
Также с 1 класса начинаем учиться вместе с родителями создавать проекты. Первый проект на тему «Моя родословная»
На каждом родительском собрании стараюсь говорить что-то хорошее о каждом ребёнке, не зачитываю оценки слабых учеников, обращая внимание на то, в чём ему нужно помочь в учении, чтобы процесс обучения протекал успешно, не отчитываю родителей за промахи детей.
После каждого собрания стараюсь приготовить советы родителям.
Они нуждаются в помощи школы, им нужно помочь овладеть навыками, которые бы способствовали развитию позитивных детско-родительских отношений.
На собрании обязательно подвожу итоги работы родителей, благодарю тех, кто уделяет много внимания воспитанию детей в семье и помогает в работе с классом.
Сотрудничество семьи и школы выражается также и в том, что родители вникают в дела класса, в его жизнь, участвуют в оформлении интерьера, ремонте класса.
В работе с родителями я опираюсь и на родительский комитет, с помощью которого подключаю к работе всех родителей класса.
Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы дает возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности.
Чем активнее будет сотрудничество детей и родителей в урочной и внеурочной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями.
Работа с родителями – это экзамен, который должны достойно выдержать обе стороны: и учитель, и родители, и в этой работе учитель должен руководствоваться одним из основных правил взаимодействия - уважением. Родители должны видеть в классном руководителе человека авторитетного, знающего и способного найти правильное решение любой, самой сложной ситуации.
И родители, и классный руководитель должны понимать, что только общее сотрудничество, сотворчество способны сделать совместную деятельность учеников, учителей и родителей
содержательной, интересной, радостной.
Памятка классному руководителю по взаимодействию с родителями обучающихся
1. Создайте условия для общения с родителями, так как им нужна поддержка, помощь, добрый совет.
2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном.
4. Умейте терпеливо слушать родителей.
5. Не спешите с выводами! Обдумайте то, что услышали.
6. Помните, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.
7. Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ребенка.
8. Активные родители должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы.