СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преемственность в «обучении» математике между начальной школой и 5 классом

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преемственность в «обучении» математике между начальной школой и 5 классом

 

Учитель математики Вал Екатерина Степановна

 КГУ «Школа – лицей № 14 г. Темиртау»

 

При изучении школьного курса математики, как и при строительстве любого здания, важен основательный, прочный фундамент, иначе, каким бы ни было дальнейшее строительство, здание не будет устойчивым. В то же время, и на прочном фундаменте можно возвести хлипкое сооружение. Потому пути решения проблем преемственности между отдельными ступенями школы, в том числе и в школьном курсе математики, «двусторонние»: с одной стороны, необходимо обеспечить достаточное общее и специальное математическое развитие учеников в начальных классах, а с другой, - учителю в 5 классе не отказываться от полезных организационных форм, характерных для работы учителя начальной школы, привычных для детей приемов учебной деятельности, опираться на уже сформированные знания и умения, имеющийся запас представлений, понимаемых терминов и т.д., одновременно постепенно избавляясь от «пережитков прошлого» в соответствии с повышением уровня образования школьников, с логикой развития изучаемого материала, применением имеющихся у детей знаний и умений уже на новом уровне.

Очевидно, что подготовка к работе в 5-м классе у учителя математики должна начинаться задолго до 1 сентября. Необходимо заранее познакомиться со своим будущим классом и их учителем, полезно побывать на уроках в этом классе, внимательно понаблюдать за особенностями работы учителя и детей, своеобразием отдельных школьников, привычным для них оснащением и организацией урока, предъявляемыми учителем требованиями, вместе с учителем начальной школы составить и провести итоговую проверочную работу, при

необходимости наметить коррекционные мероприятия. Конечно, эти наблюдения необходимо будет продолжать и в дальнейшем - на протяжении всего времени обучения в 5-6-х классах.

Наблюдения за характером изменений в подготовленности и развитии выпускников начальных классов в последние годы показывают существование ряда достаточно распространенных проблем, сказывающихся на успешности усвоения школьниками курса математики на следующем этапе. Ниже в таблице перечислены некоторые из таких проблем, названы возможные пути их решения или коррекции. При знакомстве с учащимися будущего 5-го класса учителю математики полезно обратить на эти вопросы особое внимание, подумать о путях разрешения выявленных проблем как во время обучения в 3 (4)-х классах, так и в системе дальнейшей работы с классом. Проблемы преемственности в преподавании математики между начальной школой и 5-м классом и возможные пути их решения

Проблема

Возможности разрешения

Организационно - психологические

Недостаточная наполненность     урока учебным материалом,     неоправданно медленный темп урока, отсутствие материалов для «сильного» ученика, перенос     основной тяжести усвоениякурса на домашнюю работу

Уменьшение доли фронтальных бесед и др. малоэффективных методов работы на уроке, использование раздаточныхдидактических материалов, уменьшение пауз в работе детей

Недостаточно организованное и четкое начало урока, окончание урока, выделение дополнительного - сверх отведенных 45 мин - времени на выполнение письменных проверочных работ, из-за чего дети не приучаются быстро включаться в работу, эффективно и быстро работать

Приучить детей начинать работуна уроке по звонку, быстро включаться в работу, не давать отдельным детям дополнительного времени на выполнение контрольных и др. проверочных работ, заканчивать урок также по звонку конца урока

Стойкая привычка у детей к неумеренной помощи родителей при выполнении домашних заданий, творческих работ

Разъяснение родителям наносимого ущерба интеллектуальному развитию их  ребенка, включение в уроки заданий, контролирующих степень самостоятельности школьников в выполнении домашних заданий

Бедность арсенала и однообразие используемых методов обучения,несоответствие методического багажа учителя реальным учебным возможностям детей

Распространение опыта успешного обучениядетей в современных условиях, (школьным методическим объединениям учителей начальных классов и математики, кафедрам полезно создавать «видеобиблиотеки» методов обучениядля ознакомления с лучшим опытом)

Пассивность большинства учащихся в процессе обучения

Использование форм и методов организации занятий, требующих от каждого ученика  активного и осознанного участия (в т.ч. парной, групповой работы)

Несформированность у учащихся представления об отличном устном ответе, ответе у доски на уроке математики (эталона ответа)

Учителям математики совместно с учителями начальной школы определиться в требованиях к ответу ученика и постепенно разъяснять детям эти требования, учитывать их, оценивая ответы на уроке

Привычка у детей получать отметки за любое - самое малое - действие, в т.ч. за краткие или односложные, невразумительные ответы

 

Добиваться от детей развернутых, полных ответов, четкой и грамотной речи; не допускать выставления необоснованно высоких отметок за неполные ответы

 

Обедненная(вплоть до конца обученияв начальной школе) речь учителя, отсутствие динамики в использовании лексики от 1-го к 3-4-м классам,

«сюсюканье»

 

Полезно создание и внедрение учителями математики совместно с учителями начальной школы словаря- программы постепенного

ознакомления детей со

«взрослой» лексикой,

проведение отдельных уроков в начальной школе вместе с

 

учителем средних классов

 

Создание у детей учителем и

родителями в конце 4 -го

класса «психологическогобарьера» - настороженногоожидания трудностей учения в 5 м классе

 

 

Знакомство родителей и детей со

своими будущими учителями

уже в 4 – м классе, проведение

математических праздников

олимпиад, соревнований

отдельных уроков, родительских

собраний совместно с учителем

5-го класса

Общеучебные умения и навыки, элементы развития

Недостаточная техника чтения (в

особенности - математических

текстов, условий задач), большие проблемы в понимании текста учащимися из-за обедненного лексического запаса у части детей, неумение делить текст на смысловые части и анализировать его

 

Постоянно предлагать учащимся

задания на проверку знания и понимания смысла математических терминов, вести

словарики терминов, читать

вслух и анализировать условия

задач, рекомендовать и

родителям проводить такую

работу с детьми при выполнении

заданий по математике

 

Недостаточная скорость письма, нечеткий почерк у значительной части детей

Рекомендовать упражнения для

развития мышц кисти руки

верным положением ручки

следить за правильностью

написания букв и цифр, за

подходящую ручку, продолжать

 

Неустойчивость внимания, слабо

многих детей

развитая оперативная память у

 

На уроках предлагать цепочные вычисления, дома (подруководством родителей) специальные упражнения на

тренировку внимания и памяти

 

Недостаточная тренированность

памяти

долговременной механической

 

Практиковать письменный опрос правил, предлагать для

запоминания не только

стихотворные, но и

прозаические тексты

 

Элементы псевдоучебной

деятельности в процессе

обучения, неумение отделять существенное от несущественного

 

 

Своевременно отходить от требований, предъявлявшихся

детям на ранних этапах

обучения, при первом

знакомстве с учебным

 

материалом

 

Отсутствие у учащихся умения и

привычки обращаться к

энциклопедиям, справочникам

словарям, научно-популярной и дополнительной учебной литературе

 

 

 

рекомендовать иметь в классе

справочные издания, предлагать

учащимся задания по работе со

справочниками и словарями, поручать готовить сообщения, рассказы, сочинения поматериалам дополнительной литературы

 

Специальные математические знания, умения  и навыки

Недостаточные умения устных вычислений (все арифметические действия в пределах 100 учащиеся должны выполнять устно)

|Постоянное подкрепление знания таблиц сложения иумножения, систематическое проведение содержательного и напряженного устного счета

Ошибки в письменном делении многозначных чисел

Регулярное повторение всех этапов алгоритма выполнения деления, систематическое включение в устную работузаданий на табличное умножение и деление, сложение и вычитание

 

Ошибки в письменном умножении многозначных чисел

Регулярное повторение всех

этапов алгоритма выполнения

умножения, систематическое

включение в устную работу заданий на табличное умножение и сложение

 

 

Слабое знание правил порядка выполнения действий ( в т.ч. и в

выражениях со скобками)

 

После записи вычислительных

примеров начинать с выделения

отдельных «блоков», из которых

он состоит, обращать внимание

на «сильные» и «слабые» знаки арифметических действий, а затем расставлять номера действий

 

Недостаточные умения решать текстовые задачи (даже и в одно-два действия)

Предлагать сначала

представитьсебе ситуацию, о

которой речь в задаче, изобразить ее на рисунке или

схеме. При обсуждении решения

- вопросы: как догадались, чтопервое (второе и т.д.) действие|- именно такое?

 

Недостаточное развитие

графических умений

 

Регулярное выполнение

чертежей как на бумаге в клетку

с подсчетом числа клеточек -

например, начертить отрезок длиной 6 клеток, от выбранной точки отступить вниз на 4клетки и т.п.), так и на нелинованной бумаге, [построение фигур по командам

 

Формальные представления об уравнении, его корне, способах проверки правильности решенияуравнения

Большее внимание уделять первым этапам формирования понятия переменной, верного и неверного равенства, нахождению значения выражения с переменной

Недостаточно грамотная математическая речь учащихся

Учителю чаще давать образцы чтениявыражений, равенств, уравнений и неравенств, склонять числительные, тренировать школьников в верном чтении математических выражений, использовании названий натуральных чисел и дробей в косвенных падежах

 

 

Просмотр содержимого документа
«Преемственность в «обучении» математике между начальной школой и 5 классом»

Преемственность в «обучении» математике между начальной школой и 5 классом


Учитель математики Вал Екатерина Степановна

КГУ «Школа – лицей № 14 г. Темиртау»


При изучении школьного курса математики, как и при строительстве любого здания, важен основательный, прочный фундамент, иначе, каким бы ни было дальнейшее строительство, здание не будет устойчивым. В то же время, и на прочном фундаменте можно возвести хлипкое сооружение. Потому пути решения проблем преемственности между отдельными ступенями школы, в том числе и в школьном курсе математики, «двусторонние»: с одной стороны, необходимо обеспечить достаточное общее и специальное математическое развитие учеников в начальных классах, а с другой, - учителю в 5 классе не отказываться от полезных организационных форм, характерных для работы учителя начальной школы, привычных для детей приемов учебной деятельности, опираться на уже сформированные знания и умения, имеющийся запас представлений, понимаемых терминов и т.д., одновременно постепенно избавляясь от «пережитков прошлого» в соответствии с повышением уровня образования школьников, с логикой развития изучаемого материала, применением имеющихся у детей знаний и умений уже на новом уровне.

Очевидно, что подготовка к работе в 5-м классе у учителя математики должна начинаться задолго до 1 сентября. Необходимо заранее познакомиться со своим будущим классом и их учителем, полезно побывать на уроках в этом классе, внимательно понаблюдать за особенностями работы учителя и детей, своеобразием отдельных школьников, привычным для них оснащением и организацией урока, предъявляемыми учителем требованиями, вместе с учителем начальной школы составить и провести итоговую проверочную работу, при

необходимости наметить коррекционные мероприятия. Конечно, эти наблюдения необходимо будет продолжать и в дальнейшем - на протяжении всего времени обучения в 5-6-х классах.

Наблюдения за характером изменений в подготовленности и развитии выпускников начальных классов в последние годы показывают существование ряда достаточно распространенных проблем, сказывающихся на успешности усвоения школьниками курса математики на следующем этапе. Ниже в таблице перечислены некоторые из таких проблем, названы возможные пути их решения или коррекции. При знакомстве с учащимися будущего 5-го класса учителю математики полезно обратить на эти вопросы особое внимание, подумать о путях разрешения выявленных проблем как во время обучения в 3 (4)-х классах, так и в системе дальнейшей работы с классом. Проблемы преемственности в преподавании математики между начальной школой и 5-м классом и возможные пути их решения

Проблема

Возможности разрешения

Организационно - психологические

Недостаточная наполненность урока учебным материалом, неоправданно медленный темп урока, отсутствие материалов для «сильного» ученика, перенос основной тяжести усвоения курса на домашнюю работу

Уменьшение доли фронтальных бесед и др. малоэффективных методов работы на уроке, использование раздаточных дидактических материалов, уменьшение пауз в работе детей

Недостаточно организованное и четкое начало урока, окончание урока, выделение дополнительного - сверх отведенных 45 мин - времени на выполнение письменных проверочных работ, из-за чего дети не приучаются быстро включаться в работу, эффективно и быстро работать

Приучить детей начинать работу на уроке по звонку, быстро включаться в работу, не давать отдельным детям дополнительного времени на выполнение контрольных и др. проверочных работ, заканчивать урок также по звонку конца урока

Стойкая привычка у детей к неумеренной помощи родителей при выполнении домашних заданий, творческих работ

Разъяснение родителям наносимого ущерба интеллектуальному развитию их ребенка, включение в уроки заданий, контролирующих степень самостоятельности школьников в выполнении домашних заданий

Бедность арсенала и однообразие используемых методов обучения, несоответствие методического багажа учителя реальным учебным возможностям детей

Распространение опыта успешного обучения детей в современных условиях, (школьным методическим объединениям учителей начальных классов и математики, кафедрам полезно создавать «видеобиблиотеки» методов обучения для ознакомления с лучшим опытом)

Пассивность большинства учащихся в процессе обучения

Использование форм и методов организации занятий, требующих от каждого ученика активного и осознанного участия (в т.ч. парной, групповой работы)

Несформированность у учащихся представления об отличном устном ответе, ответе у доски на уроке математики (эталона ответа)

Учителям математики совместно с учителями начальной школы определиться в требованиях к ответу ученика и постепенно разъяснять детям эти требования, учитывать их, оценивая ответы на уроке

Привычка у детей получать отметки за любое - самое малое - действие, в т.ч. за краткие или односложные, невразумительные ответы


Добиваться от детей развернутых, полных ответов, четкой и грамотной речи; не допускать выставления необоснованно высоких отметок за неполные ответы


Обедненная (вплоть до конца обучения в начальной школе) речь учителя, отсутствие динамики в использовании лексики от 1-го к 3-4-м классам,

«сюсюканье»


Полезно создание и внедрение учителями математики совместно с учителями начальной школы словаря- программы постепенного

ознакомления детей со

«взрослой» лексикой,

проведение отдельных уроков в начальной школе вместе с


учителем средних классов


Создание у детей учителем и

родителями в конце 4 -го

класса «психологического барьера» - настороженного ожидания трудностей учения в 5 м классе



Знакомство родителей и детей со

своими будущими учителями

уже в 4 – м классе, проведение

математических праздников

олимпиад, соревнований

отдельных уроков, родительских

собраний совместно с учителем

5-го класса

Общеучебные умения и навыки, элементы развития

Недостаточная техника чтения (в

особенности - математических

текстов, условий задач), большие проблемы в понимании текста учащимися из-за обедненного лексического запаса у части детей, неумение делить текст на смысловые части и анализировать его


Постоянно предлагать учащимся

задания на проверку знания и понимания смысла математических терминов, вести

словарики терминов, читать

вслух и анализировать условия

задач, рекомендовать и

родителям проводить такую

работу с детьми при выполнении

заданий по математике


Недостаточная скорость письма, нечеткий почерк у значительной части детей

Рекомендовать упражнения для

развития мышц кисти руки

верным положением ручки

следить за правильностью

написания букв и цифр, за

подходящую ручку, продолжать


Неустойчивость внимания, слабо

многих детей

развитая оперативная память у


На уроках предлагать цепочные вычисления, дома (под руководством родителей) специальные упражнения на

тренировку внимания и памяти


Недостаточная тренированность

памяти

долговременной механической


Практиковать письменный опрос правил, предлагать для

запоминания не только

стихотворные, но и

прозаические тексты


Элементы псевдоучебной

деятельности в процессе

обучения, неумение отделять существенное от несущественного



Своевременно отходить от требований, предъявлявшихся

детям на ранних этапах

обучения, при первом

знакомстве с учебным


материалом


Отсутствие у учащихся умения и

привычки обращаться к

энциклопедиям, справочникам

словарям, научно-популярной и дополнительной учебной литературе




рекомендовать иметь в классе

справочные издания, предлагать

учащимся задания по работе со

справочниками и словарями, поручать готовить сообщения, рассказы, сочинения по материалам дополнительной литературы


Специальные математические знания, умения и навыки

Недостаточные умения устных вычислений (все арифметические действия в пределах 100 учащиеся должны выполнять устно)

|Постоянное подкрепление знания таблиц сложения и умножения, систематическое проведение содержательного и напряженного устного счета

Ошибки в письменном делении многозначных чисел

Регулярное повторение всех этапов алгоритма выполнения деления, систематическое включение в устную работу заданий на табличное умножение и деление, сложение и вычитание


Ошибки в письменном умножении многозначных чисел

Регулярное повторение всех

этапов алгоритма выполнения

умножения, систематическое

включение в устную работу заданий на табличное умножение и сложение



Слабое знание правил порядка выполнения действий ( в т.ч. и в

выражениях со скобками)


После записи вычислительных

примеров начинать с выделения

отдельных «блоков», из которых

он состоит, обращать внимание

на «сильные» и «слабые» знаки арифметических действий, а затем расставлять номера действий


Недостаточные умения решать текстовые задачи (даже и в одно-два действия)

Предлагать сначала

представить себе ситуацию, о

которой речь в задаче, изобразить ее на рисунке или

схеме. При обсуждении решения

- вопросы: как догадались, что первое (второе и т.д.) действие|- именно такое?


Недостаточное развитие

графических умений


Регулярное выполнение

чертежей как на бумаге в клетку

с подсчетом числа клеточек -

например, начертить отрезок длиной 6 клеток, от выбранной точки отступить вниз на 4клетки и т.п.), так и на нелинованной бумаге, [построение фигур по командам


Формальные представления об уравнении, его корне, способах проверки правильности решения уравнения

Большее внимание уделять первым этапам формирования понятия переменной, верного и неверного равенства, нахождению значения выражения с переменной

Недостаточно грамотная математическая речь учащихся

Учителю чаще давать образцы чтения выражений, равенств, уравнений и неравенств, склонять числительные, тренировать школьников в верном чтении математических выражений, использовании названий натуральных чисел и дробей в косвенных падежах




Скачать

© 2015 2860 45

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!