Вещева Елена Ивановна ,
учителя истории и обществознания
МАОУ «Посольская СОШ»
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ИСТОРИИ
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по истории и обществознанию разработаны на заседании МО учителей истории и обществознания на основе Федерального закона РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г №273-ФЗ, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Образовательная область «Общественно-научные предметы», утвержденного приказом № 1897 Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2010 г., Федерального базисного учебного плана основного общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 г., приказ №1312., в соответствии с Образовательной программой и Положением о критериях и нормах оценки знаний обучающихся МАОУ «Посольская СОШ»,
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Оценивание по истории, обществоведению осуществляет учитель – предметник, который в начале учебного года знакомит учащихся с основными положениями и порядком оценивания по предмету.
Родители вправе получить информацию о порядке оценивания по предмету от учителя – предметника, классного руководителя, а также могут ознакомиться с порядком оценивания по предмету в классном кабинете.
При оценивании учитываются:
сложность материала;
самостоятельность и творческий характер применения знаний;
уровень приобретённых знаний, умений и навыков учащихся по отношению к компетенциям, требуемым государственной и школьной программами обучения;
полнота и правильность ответа, степень понимания исторических фактов и явлений, корректность речевого оформления высказывания;
аккуратность выполнения письменных работ;
наличие и характер ошибок, допущенных учащимися;
особенности развития учащегося.
Оценивание результатов обучения включает:
-устные ответы по темам,
- тематические работы,
- ученические презентации.
- контрольной работы,
- контрольного теста,
- проекта.
-итоговое оценивание – это проведение итоговой контрольной работы.
Оценка тестовых работ по обществознанию
Промежуточная и итоговая аттестация за учебный курс. | 80-100% | 60-79% | 40-59% | 0-39% |
Нормативный тест (контрольный тест, контрольная работа по разделу, блоку)) | 85-100% | 66-84% | 41-65% | 0-40% |
Критериальный тест (тематическая работа) | 90-100% | 70-89% | 50-69% | 0-49% |
Отметка | «5» | «4» | «3» | «2» |
Нормы оценки письменной работы
(источник социальной информации, оригинальный или исторический текст)
Отметка «5» (соответствует 3 баллам по критериям проверки ЕГЭ) и выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполнил предъявляемые задания:
- осуществил поиск социальной и иной информации и извлек знания из источника по заданной теме;
- сумел интерпретировать полученную информацию и представить ее в различных знаковых системах;
- увидел и сформулировал главную мысль, идею текста;
- сумел сравнить разные авторские позиции и назвать критерий сравнения;
- представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответах на вопросы текста;
- аргументировал свою позицию с опорой на теоретический материал базового курса;
- продемонстрировал базовые знания смежных предметных областей при ответах на вопросы текста (естествознание, искусство и т.д.);
- предъявил письменную работу в соответствии с требованиями оформления (реферат, доклад, сообщение, конспект и т.д.).
Отметка «4» (соответствует 2 баллам по критериям проверки ЕГЭ) и выставляется в том случае, если учащийся:
- осуществил поиск социальной или иной информации и извлек знания из источника по заданной теме;
- увидел и сформулировал идею, главную мысль текста;
- при сравнении разных авторских позиций не назвал критерий сравнения;
- представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы текста;
- аргументировал свою позицию с опорой на теоретические знания базового курса;
- обнаружил затруднения в применении базовых знаний смежных предметных областей (география, биология, искусство и т.д.);
- не сумел интерпретировать полученную информацию и представить ее в различных знаковых системах;
- в оформлении работы допустил неточности.
Отметка «3» (соответствует 1 баллу по критериям проверки ЕГЭ) и выставляется в том случае, если учащийся:
- не смог осуществить поиск социальной информации и извлечь необходимый объем знаний по заданной теме;
- почувствовал основную идею, тему текста, но не смог ее сформулировать;
- попытался сравнить источники информации, но не сумел их классифицировать;
- представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания текста;
- не выполнил более трети требований к оформлению работы в полном объеме.
Отметка «2» (соответствует 0 баллам, выставляемым по критериям проверки ЕГЭ) и выставляется в том случае, если учащийся:
- выполнил менее одной четвертой части предлагаемых заданий;
- не смог определить основную идею, мысль текста;
- не раскрыл проблему;
- собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с мнением автора)
- аргументация отсутствует;
- или информация дана не в контексте задания.
Нормы оценки знаний учащихся по обществознанию
(устный, письменный ответ)
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
- логично, развернуто налагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;
- сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
- сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
- применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;
- оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся продемонстрировал:
- предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие обшего правильного смысла;
- верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;
- продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;
- не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
- дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
- дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся:
- демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;
- делает элементарные выводы;
- путается в терминах;
- не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
- не может аргументировать собственную позицию;
- затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
- справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся:
- не увидел проблему, и не смог ее сформулировать;
- не раскрыл проблему;
- собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с автором);
- или информацию представил не в контексте задания.
Компьютерный продукт учащегося
Отметка компьютерных продуктов учащихся осуществляется по пятибалльной системе, включает следующие критерии:
- степень самостоятельности
- актуальность представленной работы
- творческий подход к созданию презентации
- оригинальность представления информации и оформления материалов
- достоверность и ценность представленной информации для окружающих
- эстетичность и оправданность различных эффектов
- уровень освоения и использования новых информационных технологий (графика, анимация, видео и др. )
- качество выступления, глубина и широта владения темой представленной работы
- аргументированность выводов, умение отвечать на вопросы оппонентов.
Критерии оценивания презентации.
Титульный слайд с заголовком - 5 баллов
Минимальное количество – 10 слайдов, - 10 баллов
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) - 5 баллов
Библиография -10 баллов
СОДЕРЖАНИЕ
Использование эффектов анимации -10 баллов
Вставка графиков и таблиц -15 баллов
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов -5 баллов
ОРГАНИЗАЦИЯ
Текст хорошо написан, и сформированные идеи ясно изложены и структурированы -15 баллов
Слайды представлены в логической последовательности - 15 баллов
Красивое оформление презентации -10 баллов
Форма оценивания:
отличная работа = 100-90 баллов
хорошая работа = 89-80 баллов
удовлетворительная работа = 79-70 баллов
презентация нуждается в доработке = 69-60 баллов
слабая работа = 59 баллов.
Критерии
оценивания универсальных учебных действий\УУД\
на основании ФГОС \Федерального государственного образовательного стандарта\ по предмету «Обществознание»
Вид УУД \ способ диагностики\ | Критерий оценивания | Сущность критерия | Шифр | Максимальное кол-во баллов |
Личностные \беседа\ | Понимание \личное отношение\ к изучаемой информации | Объём выполненных заданий | Л1 | 1,25 |
Ответ на вопрос « Как понимаете» | Л2 | 1,25 |
Ответ на вопрос «Как считаете» | Л3 | 1,25 |
Ответ на вопрос « Каково значение» | Л4 | 1,25 |
Всего: | | 5 |
Предметные \письменная работа\ | Знание запрашиваемой информации | Знание информации\события, личности, понятия\ | П1 | 1,25 |
Анализ информации \ предпосылки и факторы\ | П2 | 1,25 |
Анализ информации\ последствия\ | П3 | 1,25 |
Вывод | П4 | 1,25 |
Всего: | | 5 |
Метапредметные \ деятельность на уроке\ | Познавательность | Представление информации из различных источников, в т.ч. и собственного мнения | М1 | 1, 25 |
Коммуникативность | Организация многосторонних коммуникаций между участниками УВП | М2 | 1,25 |
| Выполнение социальных норм | МП3 | 1.25 |
Регулятивность | Самоорганизация \тайм-менеджмент, эстетика, структурность изложения\ | МП4 | 1,25 |
| Всего: | | 5 |
ИТОГО: | | 5+5+5=15/3=5 |