СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синтаксические связи слов в словосочетаниях

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с синтаксическими связями слов в словосочетаниях.

Просмотр содержимого документа
«Синтаксические связи слов в словосочетаниях»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа №50 г.Орла













Урок русского языка

«Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Подчинительная связь: согласование, управление, примыкание».













Класс: 8 «А»

Учитель: Авакян И.С.



Цели урока:

  1. ознакомить учащихся со способами связи слов в словосочетании;

  2. вырабатывать умения производить синтаксический разбор словосочетания;

  3. совершенствовать навыки и умения по конструированию, распространению и правильному употреблению словосочетаний;

  4. воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.



Ресурсы: учебник, учебные тексты, памятка, таблица, раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

«Зачетная минутка» (в парах)

Учащиеся в парах по очереди задают вопросы друг другу по теме «Словосочетание».

- Что изучает синтаксис? Что изучает пунктуация?

-Какие грамматические конструкции называют словосочетаниями? Предложениями?

-Что отличает словосочетание от предложения?

Как называют слова в словосочетании? Что может уточнить зависимое слово?

Назовите виды словосочетаний.

  1. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности

- В русском языке есть выражения «слово за слово» или «слово за словом», которые употребляются, когда нужно обозначить постепенное развитие беседы. Действительно, слово следует за словом, образуя поток речи. Кто-то отдается этому потоку и плывет по течению, кто-то способен забросать кого-нибудь словами, а кто-то любит наблюдать слово будто со стороны, исследуя его или следуя за ним, как следопыт.

Вы уже догадались, что сегодня на уроке мы продолжим разговор о словосочетании. Знание строения и значения синтаксических единиц служит основой для формирования умения логически выражать мысли, а также правильно ставить знаки препинания.

  1. Изучение нового материала

Учащиеся составляют тезисы

- Связь, при которой одно слово зависит от другого, называется подчинительной. Она передается тремя способами: согласованием, управлением, примыканием.

При согласовании зависимое слово уподобляется формам главного слова.

На доске записаны словосочетания

В словосочетаниях высотный дом, наша страна, выполненное задание какими частями речи выражены зависимые слова? (Прилагательным, местоимением, причастием)

Ззависимые слова согласуются с главным в роде, числе, падеже. Изменение формы главного слова ведет к изменению формы зависимого: высотного дома, нашей стране, выполненным заданием. При согласовании зависимое слово приспосабливается к форме главного слова.

При управлении зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное слово-командир (читать книгу, думать об уроках). Главное слово управляет зависимым, подчиняет его себе.

Важно сказать, что примыкают только неизменяемы слова, поэтому окончания не могут быть звеньями связи. Зависимое слово при примыкании присоединяется к главному только по смыслу (идти быстро, работать утром).

Из словосочетаний и слов строятся предложения. Но в них выступают также связи слов, не составляющие словосочетания: грамматическая связь подлежащего и сказуемого (гроза прошла), сочинительная связь между однородными членами (березы и клены), связь с обособленными членами предложения (книга, прочитанная нами).

Коллективная работа с таблицей «Виды связи слов в словосочетании»

Учитель раздает карточки с таблицей каждому ученику.

Согласование

Управление

Примыкание

Зависимое слово употреблено в том же роде, числе и падеже, что и главное:


к опытному педагогу

Зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное

Зависимое слово связано с главным только по смыслу:


работать увлечённо

предложное (с предлогом)

расти у дороги

беспредложное (без предлога)


освоение земель

Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока

  1. Первичное закрепление

Задание на карточках

Задание №1. Укажите, какой часть речи выражены главное и зависимые слова в словосочетаниях. Определите способ их связи.

Студеный ветер; идти неторопливо; День Победы; в конце сентября; ходить дозором; веселая песня; окликнуть товарища; гараж во дворе; красноватый лес; полезный для здоровья; течение реки; смотреть в глаза; голос учителя; дремать стоя; крайне усталый; моя биография; находиться в комнате; очень много; поющий скворец.

Задание №2 на доске

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте приставки и ударение. Определите способ связи главного слова с зависимым.

Составлять р…списание, древнерусские р…списи, дать р…списку, р…сплатиться с долгами р…ссыпать порошок, золотые р…ссыпи, р..зыск преступника, р…зыскать пропавший журнал, р…ссказ учителя.

Задание №3

Подберите к данным словосочетания синонимичные. Запишите их. Определите, когда более уместно употребить данные словосочетания.

Оплатить проезд - … Лесная поляна -…

Ехать поездом-… Программа на год -….

Работать ночами - …. Просить помощи - …



Физкультминутка



  1. Закрепление изученного

Группы получают задания по уровням

1-й уровень. Выпишите из предложений словосочетания, в которых слова связаны согласованием. Объясните орфограммы.

Мимо окон прошла ч…я(то) тройка. Запах антоновских яблок и…чезает из помещ…чьих усад…б. …ранжевый забыли мяч в саду.

2-йуровень. Прочитайте предложения, выпишите словосочетания, слова в которых связаны управлением. Объясните орфограммы.

Щ…нок ударил лапой одного волч…нка по больш…й голове. Матвей сидел в буфете, пил чай с л…моном и говорил. В выборе пьесы и распр…делении ролей я не прин…мал (ни)какого участия. Они св…рнули в сторону и шли все по скоше…ому полю, то прямо, то заб…рая направо, пока не вышли на дорогу. (А.П.Чехов)

3-й уровень. Дополните предложения словами, которые примыкали бы к главным словам в словосочетаниях.

на улице шел дождь. Очень вредно читать… Собака … подбежала к хозяину. ….дети катаются на санках и лыжах. Мы отдохнули … Дочка говорила …

Работа с упражнениями учебника

Упр. 70

«Готовимся к ГИА»: творческая работа (в парах)

Распространите главное или зависимое слово в каждом словосочетании. Используя полученные словосочетания, составьте связный рассказ «Летний отдых в лагере».

Ехать с песнями; оборудовать палатку; зарядка по утрам; лучший отряд; организовать соревнование; праздничный концерт; хорошо отдохнуть.

  1. Итоги урока. Рефлексия

Беседа

-Какую роль играют словосочетания в языке?

-Какова структура словосочетания?

-Какие бывают словосочетания по способу выражения главного слова?

-Какая связь называется подчинительной?

- Назовите типы подчинительной связи в словосочетании.

Карточка с заданием «Продолжить фразу»:

  1. Мне было интересно…

  2. Мы сегодня разобрались…

  3. Я сегодня понял, что…

  4. Мне было трудно…

  5. Завтра я хочу на уроке…

Учащиеся заполняют карточки.

  1. Домашнее задание. Выставление оценок

Выучить теоретический материал. Упр.72, 66(устно)









Приложение

Согласование

Управление

Примыкание

Зависимое слово употреблено в том же роде, числе и падеже, что и главное:


к опытному педагогу

Зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное

Зависимое слово связано с главным только по смыслу:


работать увлечённо

предложное (с предлогом)

расти у дороги

беспредложное (без предлога)


освоение земель



Задание №1. Укажите, какой часть речи выражены главное и зависимые слова в словосочетаниях. Определите способ их связи.

Студеный ветер; идти неторопливо; День Победы; в конце сентября; ходить дозором; веселая песня; окликнуть товарища; гараж во дворе; красноватый лес; полезный для здоровья; течение реки; смотреть в глаза; голос учителя; дремать стоя; крайне усталый; моя биография; находиться в комнате; очень много; поющий скворец.

Задание №3

Подберите к данным словосочетания синонимичные. Запишите их. Определите, когда более уместно употребить данные словосочетания.

Оплатить проезд - … Лесная поляна -…

Ехать поездом-… Программа на год -….

Работать ночами - …. Просить помощи -



Поуровневые задания

1-й уровень. Выпишите из предложений словосочетания, в которых слова связаны согласованием. Объясните орфограммы.

Мимо окон прошла ч…я(то) тройка. Запах антоновских яблок и…чезает из помещ…чьих усад…б. …ранжевый забыли мяч в саду.

2-йуровень. Прочитайте предложения, выпишите словосочетания, слова в которых связаны управлением. Объясните орфограммы.

Щ…нок ударил лапой одного волч…нка по больш…й голове. Матвей сидел в буфете, пил чай с л…моном и говорил. В выборе пьесы и распр…делении ролей я не прин…мал (ни)какого участия. Они св…рнули в сторону и шли все по скоше…ому полю, то прямо, то заб…рая направо, пока не вышли на дорогу. (А.П.Чехов)

3-й уровень. Дополните предложения словами, которые примыкали бы к главным словам в словосочетаниях.

на улице шел дождь. Очень вредно читать… Собака … подбежала к хозяину. ….дети катаются на санках и лыжах. Мы отдохнули … Дочка говорила …



Карточка с заданием «Продолжить фразу»:

  1. Мне было интересно…

  2. Мы сегодня разобрались…

  3. Я сегодня понял, что…

  4. Мне было трудно…

  5. Завтра я хочу на уроке…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!