СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КРУК Е. С. Урок "Словосочетание. Виды синтаксической связи слов в словосочетании" 2019-9

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок КРУК Е. С. "Словосочетание. Виды синтаксической связи слов в словосочетании".

Просмотр содержимого документа
«КРУК Е. С. Урок "Словосочетание. Виды синтаксической связи слов в словосочетании" 2019-9»


Е. С. Крук, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 4 г. Дзержинска» Минской области

Словосочетание. Виды синтаксической связи слов в словосочетании VIII класс

Цель урока: систематизация и закрепление знаний о словосочетании, способах связи слов в словосочетании.

Задачи урока:

  • образовательная: закрепить знания о способах связи слов в словосочетании, содействовать формированию умений определять способы связи слов в словосочетании, развитию орфографических навыков;

  • развивающая: работать над выразительными средствами языка, способствовать развитию умений сопоставлять, формулировать и проверять гипотезы, анализировать языковой материал, собственную учебную деятельность, содействовать овладению нормами литературного языка;

воспитательная: воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, куль- ТУРУ учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе, чувство ответственности, любовь к родному краю.

Тип урока: урок обобщения знаний.

Технологии урока: здоровьесбережение; коллективное обучение; дифференцированное обучение.

Формы работы: индивидуальная, в паре/ группе, коллективная, самостоятельная.

Приёмы работы: повторение пройденного, целеполагание, конструирование словосочетаний, выполнение тестовых заданий, решение проблемной ситуации, творческое домашнее задание, рефлексия.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, компьютер, презентация, текст на отдельных листах, тест.

Эпиграф:

Ты никогда не будешь знать достаточно, если не будешь знать больше, чем достаточно.

Уильям Блейк

Ход урока

  1. Организационный этап.

  • Ребята, мы продолжаем работать со словосочетанием как единицей синтаксиса. Тема урока — «Словосочетание. Виды синтаксической связи слов в словосочетании».

  • Прочитайте эпиграф. Как вы понимаете эти слова? (Ответы учащихся.)

  • Цель нашей деятельности — систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании. Достичь её можно через внимательную, вдумчивую работу с языковым материалом.

Задачи демонстрируются на слайде. Учащиеся записывают дату, тему урока в тетради.

  1. Актуализация опорных знаний (индивидуальная работа).

На каждом ряду есть ученик-консультант.

  • Допишите предложения:

Словосочетание — единица...

Словосочетание состоит из...

Словосочетание служит для...

Смысловая связь устанавливается...

Грамматическая связь выражается...

  • Выберите из предложенных примеров словосочетания, запишите их и аргументируйте свой выбор.

Дети играют, хвойный лес, в течение часа, пахнет листвой, спустя рукава, умный и добрый, виртуозно играть.

  • Почему не все сочетания слов являются словосочетанием?

  1. Закрепление знаний.

Задание 1 (приложение 1).

  • Перед вами отдельные части текста. Составьте из них текст.

  • Прочитайте составленный текст «С чего начинается Родина». Определите его тему, основную мысль.

  • Посмотрите на экран (на экране демонстрируются фотографии населённого пункта, где находится школа). Назовите эти места.

  • Вставьте буквы в слова (карточки на столах).

  • Выпишите по три словосочетания: 1-й ряд — именные, 2-й ряд — глагольные.

  1. й ряд — составьте наречные словосочетания по фото. Разберите их (три ученика работают у доски).

Физкультминутка (приложение 2)

Задание 2. Определение грамматического значения словосочетаний.

На доске записаны грамматические значения, к ним необходимо прикрепить нужные словосочетания.

Грамматическое значение: действие и предмет, на который оно направлено; предмет и его признак; признак другого признака.

Примеры: живописный город, родной дом, наша земля, вспоминает о стране, мечтать о будущем, думать о Родине, очень легко, слишком далеко, весьма уютно.

Задание 3. Работа с репродукциями картин И. Т. Хруцкого (приложение 3).

Учитель рассказывает о художнике, его картинах (приложение 3), демонстрирует репродукции его картин.

  • Какие виды подчинительной связи слов в словосочетании вы знаете?

  • Какой вид связи называют согласованием, управлением, примыканием?

  • Используя репродукции картин, составьте по одному словосочетанию на каждый вид связи.

Задание 4. Ответы на вопросы.

  1. Вид подчинительной связи, при которой зависимое слово стоит в той же форме рода, числа и падежа, что и главное слово.

  2. Вид подчинительной связи, при которой главное слово требует от зависимого определённого падежа.

  3. Связь слов в словосочетании, которая устанавливается с помощью вопроса от главного слова к зависимому.

  4. Одно из слов в словосочетании, к которому ставится вопрос.

  5. Связь двух слов, из которых одно является главным, а другое — зависимым.

  6. Слово, которым характеризуются отношения слов в словосочетании.

Задание 5. Тестовая индивидуальная работа.

  1. Какая пара слов не является словосочетанием:

а) медведь заревел;

б) заревел неистово;

в) схватил за комбинезон?

  1. В каких словосочетаниях слова связаны примыканием:

а) спуститься с горы;

б) бег трусцой;

в) легко преодолеть?

  1. В каком словосочетании слова связаны управлением:

а) развевающегося флага;

б) шёл медленно;

в) присутствовать на митинге?

  1. Замените словосочетания со связью согласование на словосочетания со связью управление:

а) материнские заботы — ... ;

б) расчётные таблицы — ... ;

в) снежные звёздочки — ....

  1. Рефлексия.

  1. Работа с эпиграфом.

  • Как вы теперь понимаете смысл данной фразы?

  • Поднимите руки те, кто эту тему стал знать лучше. Кто приобрёл больше знаний?

  1. Приём «Синквейн».

Связь.

Главное и зависимое.

Согласуется, управляет, примыкает. Умеем определять вид связи. Словосочетание.

  1. Домашнее задание (на выбор).

  1. Выписать из сонетов У. Шекспира по три примера на каждый вид связи.

  2. Составить тест из четырёх заданий.

Приложение 1

С чего начинается Родина

Когда человек думает о Родине, он вспоминает чаще о своем доме, о месте, где родился. Для меня Родина — это прежде всего мама, папа, младшие сестра и брат и город, в котором я живу. А если человек находится слишком далеко, то вспоминает и о своей стране. Это тоже Родина. И как красиво звучит — Беларусь.

У каждого из нас есть малая родина — место, где мы родились, где прошло наше детство. Но есть и Родина большая — страна, в которой мы живём. Человек не может жить без Родины. Не зря же говорят: есть разные страны на свете, а Родина только одна.

С чего начинается Родина? Не сразу человек ответит на этот вопрос. Один может вспомнить необъятное небо в родной деревне, узенькую улицу, убегающую куда-то за поворот... Другой может представить шумные проспекты большого города, где всегда что- то происходит... Но навсегда нам будет дорого то место, где мы провели детство. Именно в детстве рождается у человека чувство любви к Родине.

О чём же думают люди, говоря «моя Родина»? Я отвечу так: «Моя малая родина — это неповторимый, живописный город любимой, дорогой сердцу Беларуси. Это Дзержинск, весьма уютно расположившийся на холмах и просторах недалеко от столицы Каждый раз, когда речь заходит о мало! родине, мне сразу вспоминается мой Дзержинск, родной дом, друзья и близкие люди вспоминается поле, лес, речка, озеро, где з люблю бывать с семьёй и друзьями. Роди на — это наша земля, наши люди, традиции которые нужно чтить, наши достижения.. На душе становится очень легко, когда ты знаешь, что есть оно, одно маленькое местечко, где тебя ждут и где ты никогда н будешь чужим».

Думать о Родине — это размышлять о её прошлом, о наших сегодняшних делах, мечтать о будущем. Родина у человек одна. И каждому дорог тот уголок на земле, где вырос, где стал Человеком. Имен но с любви к малому начинается любовь к большому.

Приложение 2

Физкультминутка

Словосочетания (хлопок в ладоши)

Не являются словосочетанием (присестьвстать)

Маленький принц

Толстый и Тонкий

Капитанская дочка

Волк и Ягнёнок

Бежин луг

Ромео и Джульетта

Судьба человека

К морю

Жди меня

Я не сдаюсь



Приложение 3

Иван Трофимович Хруцкий

1—2. Родился в 1810 году в местечке Улла (ныне Бешенковичский район Витебской области) в семье греко-католического священника.

Среднее художественное образование Иван Хруцкий получил в Полоцком высшем училище. В 1827 году он приезжает в Санкт-Петербург. Здесь до 1829 года он брал уроки у английского живописца и одновременно занимался в Императорской Академии художеств в качестве вольноприходящего ученика. В 1830 году Хруцкий поступил в Академию художеств. Там он учился у таких мастеров, как А. Г. Варнек, М. Н. Воробьёв, Ф. А. Бруни.

В 1839 году, после смерти отца, уезжает из Санкт-Петербурга. В 1844 году он приобретает имение Захарничи в Полоцком уезде, где по собственному проекту строит дом и закладывает сад. С 1845 года Хруцкий постоянно живёт там.

Умер Иван Трофимович 13 января 1885 года; был похоронен в фамильном склепе в имении Захарничи.

  1. Натюрморты Хруцкого действительно удивляют. Он старается придать своим работам достаточно сложную композицию.

  2. На его полотне причудливым образом собирается огромное количество овощей и фруктов.

5—6. Именно поэтому у него полотно просто ломится от фруктов и овощей.

Время созревания собранных в одном натюрморте фруктов разное, поэтому они попросту не могут лежать на одном столе. Это же можно сказать и о цветах.

  1. Фрагмент картины Хруцкого «Портрет жены с цветами и фруктами» (1838) использовался в качестве изображения оборотной стороны купюры в 1000 белорусских рублей 2000-го года выпуска.

  2. Перед нами одна из необычных работ художника.

Хруцкий выделяет букет цветов. Состоит он из пионов с крупными лепестками, роскошных роз, насыщенных ирисов, тюльпанов, колосьев и стеблей. Букет занимает весь центр этого холста. Корзина с плодами и ягодами стоит слева от букета. Здесь же стоит обычный стакан, в который налита вода. Туда же опущен ломтик лимона. Данная деталь необходима для того, чтобы подчеркнуть плотность изделия из керамики.

Зритель видит настоящее изобилие. Художник не жалеет сочных красок для того, чтобы максимально естественно изобразить фрукты, ягоды и цветы.

Они настолько осязаемы, что кажется, будто достаточно протянуть руку — и можно будет попробовать понравившийся плод. Фон на картине затемнён. Нужно это для того, чтобы подчеркнуть спелость ягод и фруктов и великолепие свежих цветов. Картина создаёт у зрителей радостное настроение. Она вся проникнута яркими красками, которые приятны для глаз. Живописец смог создать поистине впечатляющие натюрморты. Он — настоящий мастер, тонко чувствующий краски природы и умеющий подобрать идеальные тона для того, чтобы изобразить фрукты и цветы максимально естественно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!