СИНТАКСИЧЕСКИЕ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ (§ 11). СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВОСОЧЕТАНИЙ (§ 12)
(УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ)
Тип урока: усвоение новых знаний
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся со способом связи главного и зависимого слова в словосочетании, видами подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), со средствами связи слов в словосочетаниях разных видов (предложно-падежные формы, смысл); обучения определению вида подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании, составлению словосочетания с заданным видом связи, разграничению словосочетания и сочетания слов, не являющихся словами самостоятельных частей речи, проведению устного и письменного разбора словосочетания. Способствовать развитию познавательных психических процессов. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку
Планируемые результаты
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности {аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения,.владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке
Мета предметные:
Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; спо- собны свободно, правильно излагать свои мысли
в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.
Коммуникативные - осуществляют коммуникативно- целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас
усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Образовательные ресурсы: примеры словосочетаний, записанные на доске; алгоритм определения способов связи слов в словосочетании
Ход урока:
Актуализация опорных знаний
Определяют вид словосочетания по главному слову, выполняют соответствующее действие: устная разминка по усвоению видов словосочетаний по главному слову. Глагольное словосочетание- поднимают правую руку; если именное - левую; если наречное - хлопают в ладоши.
Берестяная грамота, письмо другу, идти лесом, бежал подпрыгивая, слишком весело, очень высокий, летящий самолет, высоко летящий, ушел спать, в первом классе, у моего друга, пойду по полю
МИКС -ФРИЗ-ГРУП (участники смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос )
ЗВУЧИТ МУЗЫКА.
1 - я пауза Сколько главных членов в предложении : Хлынувшая вода прорвала плотину? - 2
2-я пауза сколько словосочетаний в сочетании слов : 1) душистые ягоды 2) листья малины 3) около леса 4) по гладким стволам? - 3
3-я пауза Сколько прилагательных в предложении : В этих молчаливых горных долинах стояла прозрачная тишина первых весенних дней (И. Бунин)? - 4
Т.О. разделились на группы по 4 человека (получилось 6 групп по 4 человека, группы 1и4 - согласование, 2 и 5 - управление, 3 и 6 - примыкание)
О понятие пределение | Характеристика |
Пример | Противопо- ложный пример |
МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР (участники рассматривают понятие с разных сторон, записывают его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры)
Необходимо по 3 таблички (можно на одном листочке ) для каждого участника каждой группы
Для заполнения таблиц необходим следующий материал
Учебник - с. 39-40. Либо https://www.youtube.com/watch?v=_ZYm-xkBNSk либо https://www.youtube.com/watch?v=TqNSJaianNM
Раздаточный материал
Согласование:
ПРИМЕР : 1 -с красивой девочкой,4 - падающий лист
ЗАДАНИЕ: Определите, какой частью речи выражено главное слово, какой - зависимое. В каком падеже стоит главное слово? В каком падеже стоит зависимое от него слово? Устно просклоняйте по падежам главное и зависимое слово. Поставьте главное слово в форму множественного числа. Как изменится зависимое слово? Изменим главное слово, заменим его на подходящее по смыслу слово. Как изменится зависимое слово? Сделайте вывод: как согласуются главное и зависимое слова при согласовании?
Управление:
ПРИМЕР : 2 - гулять в лесу, 5 - ручка двери
ЗАДАНИЕ: Определите части речи главного и зависимого слов. Устно измените (просклоняйте, проспрягайте) главное и зависимое слова. Поставьте главное слово в форму множественного числа. Как изменится зависимое слово? Заменим главное слово на подходящее по смыслу слово. Как изменится зависимое слово? Сделайте вывод: является ли изменяемым зависимое слово при управлении, как оно изменяется при этом способе связи?
Примыкание:
ПРИМЕР : 3 - быстро бежал, 6 - сидел задумавшись
ЗАДАНИЕ: Определите части речи главного и зависимого слов. Может ли изменяться зависимое слово? Сделайте вывод: какие словосочетания относятся к примыканию?
А
обозначить главное слово, задать вопрос к зависимому слову
лгоритм определения способов связи в словосочетании
определить часть речи
Зависимое слово:
инфинитив глагола, наречие, деепричастие?
да
нет
примыкание
измените главное слово, зависимое изменилось?
ДА
СОГЛАСОВАНИЕ
НЕТ
УПРАВЛЕНИЕ
Выступление групп, заполнение табличек
МОДЕЛЬ ТАЙМД РАУНД РОБИН(каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течение какого-то времени)
Определить вид синтаксической связи в словосочетаниях :
первый ученик;
цветок липы;
дом отца;
весенний вечер;
встретить друзей;
золотое кольцо;
учиться плавать;
учиться плаванию.
Выполнить проверочную работу
https://learningapps.org/display?v=pffrowd6220
РЕФЛЕКСИЯ : Что нового узнали на уроке? Назовите способы связи слов в словосочетании? По алгоритму расскажите об определении способа связи в словосочетании.
Домашнее задание: содержание таблицы знать, выписать из предложения С/С , определить вид связи
В этих молчаливых горных долинах стояла прозрачная тишина первых весенних дней (И. Бунин).
Бабатенко Ольга Николаевна