СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синтаксические связи слов в словосочетаниях

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

анализ словосочетаний

Просмотр содержимого документа
«Синтаксические связи слов в словосочетаниях»

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ (§ 11). СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВОСОЧЕТАНИЙ (§ 12)

(УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ)

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся со способом связи главного и зависимого слова в словосочетании, видами подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), со средствами связи слов в словосочетаниях разных видов (предложно-падежные формы, смысл); обучения определению вида подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании, составлению словосочетания с заданным видом связи, разграничению словосочетания и сочетания слов, не являющихся словами самостоятельных частей речи, проведению устного и письмен­ного разбора словосочетания. Способствовать развитию познавательных психических процессов. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском язы­ке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности {аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения,.владеют навыками информационной переработки про­читанного текста; говорение и письмо: способны сво­бодно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, по­следовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окру­жающей действительности; соблюдают основные пра­вила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке

Мета предметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержа­ние устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из раз­личных источников; владеют приемами отбора и си­стематизации материала на определенную тему; спо- собны свободно, правильно излагать свои мысли

в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, после­довательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно- целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважи­тельное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершен­ствованию; понимают определяю­щую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас

усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого обще­ния; проявляют способность к само­оценке на основе наблюдения за соб­ственной речью

Образовательные ресурсы: примеры словосочетаний, записанные на доске; алгоритм определения способов связи слов в словосочетании



Ход урока:

  1. Актуализация опорных знаний
    Определяют вид словосочетания по главному слову, выполняют соот­ветствующее действие: устная разминка по усвоению видов словосочетаний по главному слову. Глагольное словосочетание- поднимают правую руку; если именное - левую; если наречное - хлопают в ладоши.
    Берестяная грамота, письмо другу, идти лесом, бежал подпрыгивая, слишком весело, очень высокий, летящий самолет, высоко летящий, ушел спать, в первом классе, у моего друга, пойду по полю

  2. МИКС -ФРИЗ-ГРУП (участники смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос )
    ЗВУЧИТ МУЗЫКА.
    1 - я пауза Сколько главных членов в предложении : Хлынувшая вода прорвала плотину? - 2
    2-я пауза сколько словосочетаний в сочетании слов : 1) душистые ягоды 2) листья малины 3) около леса 4) по гладким стволам? - 3
    3-я пауза Сколько прилагательных в предложении : В этих молчаливых горных долинах стояла прозрачная тишина первых весенних дней (И. Бунин)? - 4
    Т.О. разделились на группы по 4 человека (получилось 6 групп по 4 человека, группы 1и4 - согласование, 2 и 5 - управление, 3 и 6 - примыкание)

  3. О

    понятие

    пределение

    Характеристика

    Пример

    Противопо-
    ложный пример

    МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР (участники рассматривают понятие с разных сторон, записывают его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры)

Необходимо по 3 таблички (можно на одном листочке ) для каждого участника каждой группы
Для заполнения таблиц необходим следующий материал

    1. Учеб­ник - с. 39-40. Либо https://www.youtube.com/watch?v=_ZYm-xkBNSk либо https://www.youtube.com/watch?v=TqNSJaianNM

    2. Раздаточный материал

      1. Согласование:
        ПРИМЕР : 1 -с красивой девочкой,4 - падающий лист
        ЗАДАНИЕ: Определите, какой частью речи выражено главное слово, какой - зависимое. В каком падеже стоит главное слово? В каком падеже стоит зависимое от него слово? Устно просклоняйте по падежам главное и зависимое слово. Поставьте главное слово в форму множественного числа. Как изменится зависимое слово? Изменим главное слово, заменим его на подходящее по смыслу слово. Как изменится зависимое слово? Сделайте вывод: как согласуются главное и зависимое слова при согласовании?

      2. Управление:
        ПРИМЕР : 2 - гулять в лесу, 5 - ручка двери
        ЗАДАНИЕ: Определите части речи главного и зависимого слов. Устно измените (просклоняйте, проспрягайте) главное и зависимое слова. Поставьте главное слово в форму множественного числа. Как изменится зависимое слово? Заменим главное слово на подходящее по смыслу слово. Как изменится зависимое слово? Сделайте вывод: является ли изменяемым зависимое слово при управлении, как оно изменяется при этом способе связи?

      3. Примыкание:
        ПРИМЕР : 3 - быстро бежал, 6 - сидел задумавшись
        ЗАДАНИЕ: Определите части речи главного и зависимого слов. Может ли изменяться зави­симое слово? Сделайте вывод: какие словосочетания относятся к примыканию?

    3. А

      обозначить главное слово, задать вопрос к зависимому слову

      лгоритм определения способов связи в словосочетании




определить часть речи





Зависимое слово:
инфинитив глагола, наречие, деепричастие?

да

нет

примыкание

измените главное слово, зависимое изменилось?

ДА

СОГЛАСОВАНИЕ

НЕТ

УПРАВЛЕНИЕ















  1. Выступление групп, заполнение табличек
    МОДЕЛЬ ТАЙМД РАУНД РОБИН(каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течение какого-то времени)
    Определить вид синтаксической связи в словосочетаниях :

        1. первый ученик;

        2. цветок липы;

        3. дом отца;

        4. весенний вечер;

        5. встретить друзей;

        6. золотое кольцо;

        7. учиться плавать;

        8. учиться плаванию.

  2. Выполнить проверочную работу

https://learningapps.org/display?v=pffrowd6220

  1. РЕФЛЕКСИЯ : Что нового узнали на уроке? Назовите способы связи слов в словосочетании? По алгоритму расскажите об определении способа связи в словосочетании.

  2. Домашнее задание: содержание таблицы знать, выписать из предложения С/С , определить вид связи
    В этих молчаливых горных долинах стояла прозрачная тишина первых весенних дней (И. Бунин).

Бабатенко Ольга Николаевна


Скачать

© 2024, 55 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!