ШКОЛА ЮНЫХ КОСМОНАВТОВ
(Познавательно – игровая программа мероприятия)
Цель: формирование у учащихся знаний о становлении космонавтики, о первых полётах в космос.
Задачи: способствовать нравственно-патриотическому воспитанию обучающихся; расширять кругозора; развивать познавательную активность, коммуникабельность.
Этап №1. Введение
Текст учителя
Слайд 1:
Здравствуйте, ребята! Мы все прекрасно знаем что нас окружает: чистый воздух, вода, растения, животные… А задумывались ли вы что происходит за пределами нашей Земли?
(ВИДЕО 1 «3 минуты…»)
С древних времён людей манило всё недоступное и загадочное. Без сомнения самым недостижимым из всего того, что их окружало, был космос. А потому, солнце, луна и звёзды всегда притягивали их взгляды и души. Они заставляли мечтать, раздумывать и любить. С тех пор люди сильно изменились. Их больше манит экран телевизора. Да и времени для того, чтобы полюбоваться звёздами, всё чаще не находиться. Люди разучились удивляться и радоваться простым и одновременно гениальным вещам: снежинке, первой весенней травинке, бабочке, порхающей с цветка на цветок, Звёздам, созвездиям и даже целым галактикам.
- Ребята, вы любите смотреть на небо ночью?
- А что можно увидеть на небе? (Звезды, Луну.)
- Сколько на небе звезд?
- Их несчетное количество. В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие и у них есть свои названия. Давайте посмотрим на ночное небо в ускоренной съемке.
(ВИДЕО 2 «Ночное звездное небо»)
Космос всегда интересовал человека. Есть ли воздух на других планетах? Есть ли жизнь?
(Слайд 2)
И вот ученые под руководством конструктора С. Королева изобрели первый спутник, установили на нем приборы, запустили в космическое пространство. Полет прошел успешно.
(Слайд 3)
Ученые решили повторить полет, но уже с живыми существами на борту - это были две собаки-лайки: Белка и Стрелка, которые благополучно возвратились на Землю. И тогда ученые решили осуществить заветную мечту - послать человека в космос.
(Слайд 4)
12 апреля 1961 года мечта эта сбылась. Впервые в мире космонавт Юрий Гагарин совершил успешный полет вокруг Земли на корабле «Восток». Это было огромным радостным событием не только для нашей страны, но и для всего человечества. Все люди нашей планеты радостно приветствовали первого космонавта.
(Слайд 5)
Вскоре подвиг Гагарина повторил второй космонавт - Г. Титов. А затем уже экипажи космонавтов стали увеличиваться. В космические полеты стали отправляться по 2-3 космонавта.
(Слайд 6)
Но впереди нас ожидало еще оно интересное событие: в космический полет отправилась первая в мире женщина-космонавт В. Терешкова.
(Слайд 7)
А затем и вторая женщина-космонавт - С. Савицкая. Много космонавтов смотрели на нашу Землю из космоса. Космонавты во время полета видят и наблюдают очень много интересного и много работают. Они ведут медицинские, технические наблюдения, изучают поверхность Земли и сообщают на Землю о местах, где обнаружены полезные ископаемые, сообщают о приближении ураганов, тайфунов, о случившихся стихийных бедствиях, о пожарах в тайге, уточняют прогноз погоды, обеспечивают космическую радио- и телевизионную связь. Вот какая сложная и интересная работа у космонавтов.
Слайд 8:
Космонавтика - это теория и практика полетов в космос, а также изучение космического пространства с помощью пилотируемых и автоматических космических аппаратов.
Слайд 9:
В нашей стране ведутся работы по созданию космических аппаратов различного назначения, ракет-носителей, строятся космодромы.
Слайд 10
Ведутся разработки многоразового пилотируемого космического корабля «Федерация».
Слайд 11:
Новой ракеты-носителя «Ангара» в легком, среднем и тяжелом
классе.
Слайд 12:
Весной 2016 года был осуществлен успешный запуск ракеты-носителя с первого российского гражданского космодрома «Восточный» на Дальнем Востоке в Амурской области.
Слайд 13:
В данный момент ведутся разработки в рамках второго этапа программы «ЭкзоМарс» по исследованию. Запуск второго этапа программы намечен на 2020 год.
Слайд 14:
Помимо исследований тел Солнечной системы, космического пространства и дальнего космоса, в нашей стране ведутся исследования в области космической биологии и медицины. Одними из самых актуальных исследований являются изоляционные эксперименты.
Просмотр фильма «Мы - первые!»
Скажите, знали ли вы, что нашей стране принадлежит такое большое количество рекордов в области космонавтики? Вы узнали, какие
исследования и разработки ведутся в нашей стране. Как вы считаете, Россия
- передавая космическая держава?
Учитель выслушивает ответы, организовывает обсуждение.
В 2018 году отмечаются такие космические юбилеи как:
30-летие программы «Буран»;
20-летие нахождение МКС на орбите;
55-летие полета В.В. Терешковой.
Этап №2.
30-летие полета Валентины Владимировны Терешковой
Слайд 15:
В этом году, 16 июня, отмечается юбилей - 55-летие полета первой женщины- космонавта Валентины Владимировны Терешковой.
Валентина Терешкова родилась 6 марта 1937 года в деревне Масленниково Ярославской области. После школы трудилась на Ярославском шинном заводе, где управляла диагонально-резательной машиной. Занималась парашютным спортом в аэроклубе, выполнила 90 прыжков. До зачисления в отряд космонавтов В.В. Терешкова работала на текстильном комбинате и заочно училась в техникуме легкой промышленности.
В 1962 году Валентина Терешкова была зачислена в первый женский отряд космонавтов.
Просмотр фильма «Космонавт Валентина Терешкова»
Слайд 15:
16 июня 1963 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восток-6», с первой женщиной-космонавтом на борту. Одновременно на орбите находился корабль «Восток-5», пилотируемый космонавтом В.Ф. Быковским. Во время полета В.В. Терешкова вела фотосъемку горизонта Земли. Позднее снимки были использованы для обнаружения аэрозольных слоев атмосферы. (Аэрозоли - мельчайшие частицы твердого или жидкого вещества, находящиеся в воздухе или газе во взвешенном состоянии).
Полет шестого советского космонавта продлился почти 3 суток, 70 часов и 50 минут. В.В. Терешкова - единственная женщина в мире, совершившая орбитальный полет на одноместном космическом корабле. Все следующие женщины-космонавты летали в составе экипажей.
Сейчас Валентине Владимировне Терешковой 81 год. Она является депутатом Государственной думы Российской Федерации и ведет активную общественную деятельность.
Этап №3.
- А вы, ребята, хотели бы стать космонавтами? Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (Здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым, упорным и т.д.)
- Послушайте, я вам расскажу о тех испытаниях, которые космонавты должны пройти на Земле, чтобы справиться с подобными нагрузками в космосе.
- Представьте, что если бы кого-то из вас посадили в большущий шар, и огромный великан стал бы перебрасывать его из одной руки в другую. Чтобы вы почувствовали при этом? (ответы детей)
— А вот еще одно испытание: космонавта сажают в кресло, пристегивают ремнями, и машина начинает кружить это кресло со страшной быстротой: вверх, вниз, туда, сюда.
- А вот еще: когда ракета взлетает, она очень дрожит. Чтобы привыкнуть к этому, космонавта сажают в машину-вибратор, и начинается такая тряска, что зуб на зуб не попадешь.
Испытания очень серьезные, но все космонавты справляются с ними легко. Как вы думаете, почему? (Потому что космонавты здоровые, сильные, тренированные, занимаются спортом.)
Все космонавты - мастера спорта. Они ежедневно бегают, прыгают, занимаются различными видами спорта.
- Ребята, я приглашаю вас в школу юных космонавтов!
(Слайд 16)
Команды на сцену. Ребята придумывают название команды и девиз и представляют себя перед другими командами.
Космонавт на борту корабля является пилотом и должен контролировать работу всех его систем. Поэтому у нас должны быть прочные знания, т.к. ждать подсказок в космосе не от кого. Итак, первый конкурс «Самый умный».
У команд на столах есть листы с зашифрованными словами, ваша задача – правильно решить все ребусы. (1.Звездолет; 2.Луноход; 3.Полет; 4.Ракета; 5.Спутник).
Конкурс «Космические загадки»
- Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный …(телескоп)
- Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя …(астроном)
- Астроном - он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная … (луна)
- До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая …(ракета)
- У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: "астронавт",
А по-русски … (космонавт)
Ночью с Солнцем я меняюсь
И на небе зажигаюсь.
Сыплю мягкими лучами,
Словно серебром.
Полной быть могу ночами,
А могу — серпом.
(Луна)
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад, и стар,
Что она – большущий шар.
(Земля)
Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят?
(Большая Медведица)
Эти звездочки, как искры,
Падают и гаснут быстро.
Зажигают среди ночи
В небе звездный дождик,
Словно эти огонечки
Рисовал художник.
(метеориты)
Космонавты, крепко сели?
Скоро в космос выхожу!
Вкруг Земли на карусели
По орбите закружу.
(ракета, космический корабль)
Он в скафандре, со страховкой
Вышел на орбиту.
Кораблю поправил ловко
Кабель перебитый.
(космонавт, астронавт)
В космосе нет сковородки
И кастрюли тоже нет.
Тут и каша, и селедка,
И борщи, и винегрет —
Расфасованы, как крем!
Космонавтом буду.
Из чего-то я поем,
Вовсе без посуды.
(из тюбиков)
В космосе всегда мороз,
Лета не бывает.
Космонавт, проверив трос,
Что-то надевает.
Та одежда припасет
И тепло, и кислород.
(скафандр)
- Кто знает, на чем летают в космос?
А как она выглядит, давайте нарисуем свою ракету. Конкурс «Нарисуй ракету»
На стене 2 ватмана, дети делятся на две команды. Каждому участнику завязывают глаза и по очереди они начинают рисовать ракету.
- Замечательно вы рисуете, а давайте сами построим ракету. Конкурс «Построй ракету».
С помощью клея и заготовок, собираем ракету.
- Ну вот, наши ракеты готовы, какие они замечательные получились.
Мы так славно потрудились, неплохо бы и подкрепиться.
Конкурс «Загрузка ракеты».
Вам необходимо, пройдя препятствия, заправить ракету. Выигрывает команда, которая быстрее справится с заданием.
В ракету загрузились, пора отправляться в путь на прогулку по луне.
- А теперь давайте запустим ракету, кто со мной?
Конкурс «Запуск ракеты»
Проводится запуск ракеты. Опыт из проекта Галактика Приключений. Потребуется:
Ход работы: Надуваем шар, закрепляем прищепкой, на шаре рисуем ракету. С помощью скотча крепим коктельную трубочку, через которую пропущена веревка. Запуск осуществляется снятием прищепки. (Этот опыт проходит на ура, даже со взрослыми).
Конкурс «Долететь до луны».
Задание: По сигналу добежать до ориентира и вернуться. Эстафета передается эстафетной палочкой. Выигрывает команда, которая быстрее справится с заданием.
- После выхода в космос в корабле наступает невесомость. Чтобы испытать, что это такое, попробуем подкрепиться по космически.
Задание: поймать ртом конфету без рук, подвешенную на нитке.
- Вот мы и на Луне! Давайте заселим ее необычными жителями.
Конкурс «Портрет инопланетянина».
На листе бумаги, каждый участник должен нарисовать одну из частей тела инопланетянина (голову, глаза, рот, нос, уши, туловище, руки-щупальца, ноги).
Ведущий: Замечательные получись инопланетяне, смешные с добрыми лицами.
Ведущий: В любом путешествии могут произойти непредвиденные ситуации, когда космонавту необходимо принимать решительные действия, например ради спасения Галактики. Конкурс- игра «Спасение Галактики».
-Наше путешествие по луне подходит к концу, пора возвращаться домой.
Давайте подведем итоги. Кто же из выпускников нашей школы стал лучшим космонавтом?
Поздравляю всех с успешным окончанием школы! Я благодарю вас за участие! И не прощаюсь с вами, а говорю :… До новых встреч!