Тема: «Сфера духовной культуры». Повторительно-обобщающий урок 8 класс.
Цель: Систематизировать у восьмиклассников имеющиеся знания о сущности духовной культуры.
Задачи:
– обобщить знания учащихся по данной теме с использованием межпредметных связей с литературой (знание русских сказок) и опорой на жизненный опыт учащихся; определить значение духовных ценностей для развития человека;
– формировать навыки коллективной деятельности учащихся и умения излагать свою точку зрения, аргументировать ее, развивать творческие способности;
– формирование осознанного нравственного поведения.
Тип урока: групповая работа
Методы, применяемые на данном этапе урока:
Основные понятия: цивилизация, наука, исследование, искусство, образование, религия, мораль, идеал, добро, зло.
Оборудование урока:
- Учебник под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой «Обществознание 8класс», Москва, «Просвещение», 2010г.
- компьютер.
- Компьютерная презентация к уроку.
- Раздаточный материал, ватман, маркеры
- Презентации учеников
Ход урока
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет не совсем обычный урок. У нас на уроке присутствуют учителя истории нашего района. Поприветствуем их. Мы рады приветствовать вас на нашем уроке..
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Создание проблемной ситуации
- Внимание на экран! (Слайд 2. «Толкование термина»)
Задание 1 – определите термин по его толкованию.
- все что создано руками человека
- практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей
- набор знаний, верований и поведений, которые основаны на мышлении и социальном обучении.
- цельность, органическое соединение многих сторон человеческой жизни
- О каком понятии идет речь? Правильно, о «культуре».
- А задумывались ли вы о том, что такое культура?
- Известно, что существует более 250 определений понятия «культура».
- А с чем ассоциируется слово «культура»? Подумайте, посмотрите на следующий слайд. Вот какие ассоциации родились у меня в связи с этим понятием. (музей, статуя, храм, библиотека, театр и т.д.)
Задание 4.
- Назовите основные виды культуры, исходя из определения, что такое культура, ассоциаций связанных с этим понятием. Культура бывает материальная и духовная.
Слайд 4. Схема видов культуры (материальная, духовная)
Человек как существо духовное не может ограничиваться только материальным существованием. Жизнь человеческого духа не менее существенна для общества и самого человека
Так о какой культуре мы сегодня будем говорить? Правильно, о духовной культуре. Тема нашего урока «Сфера духовной культуры» (Открыть аппликацию на доске)
А какова же будет цель нашей деятельности на уроке? (Повторить, обобщить и систематизировать знанмя, полученные на предыдущих уроках).
Духовная сфера жизни общества имеет сложную структуру.
Задание: Продолжит схему на доске – Духовная культура - ….
Чтобы мы успели повторить все виды дух.культуры как нам лучше поработать? Правильно, разбиться на группы. (Деление на группы)
Для того чтобы определиться, какая группа какой вид культуры будет рассматривать нам надо выполнить следующие задания:
Из набора предложенных слов составить высказывание великих, известных людей, отражающих особенности одной из форм духовной культуры и вы сразу же определитесь с названием группы. (Приклеить на ватман и показать).
Группы:
1 гр. Наука. Ключом ко всякой науки является вопросительный знак. О. Бальзак
2 гр. Религия. Смысл веры не в том, чтобы поселится на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в себе. Томас Харди
3 гр. Искусство. Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле. Брехт Бертольт.
4 гр. Образование. Великая ценность образования — это не знания, а действия.
Г. Спенсер
Задания группам:
1 гр. Верны ли следующие суждения о науке?
№ п/п | Верны ли суждения | Да | Нет |
| Получение объективных знаний о природе и обществе отличает науку от других областей (форм) духовной культуры | | |
| К особенностям научного знания относится вера в сверхъестественное | | |
| На научных разработках в значительной степени основаны многие решения глобальных проблем | | |
| В современном мире степень ответственности учёных перед обществом возрастает. | | |
| В систему научных знаний входят факты, гипотезы, теории, методы получения научного знания. | | |
| Сферу деятельности человека, направленную на формирование системы теоретических знаний о природе и обществе, называют | | |
| Научное знание редко имеет применение в хозяйственной деятельности людей. | | |
| Наука стремится к достоверности получаемых результатов. | | |
| Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире. | | |
| Описание, объяснение и предсказание процессов действительности является непосредственной целью науки | | |
2 гр. Верны ли следующие суждения о религии?
№ п/п | Верны ли суждения | Да | Нет |
-
| Древнейшей из мировых религий является буддизм. | | |
-
| Наиболее молодая из мировых религий — ислам. | | |
-
| Свобода совести предполагает, что гражданин может свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения. | | |
-
| Свобода совести — это конституционная обязанность гражданина иметь определённые убеждения. | | |
-
| Христианство, конфуцианство, буддизм, ислам относятся к мировым религиям. | | |
-
| К мировым относятся религии, наиболее распространённые среди народов различных стран и континентов. | | |
-
| Характерной чертой религии является вера в сверхъестественные силы. | | |
-
| В современном мире сохраняется разнообразие религиозных верований и культов. | | |
-
| Религия предполагает возможность общения человека с Богом. | | |
-
| Религия оказывает влияние на отношение верующего к окружающему миру. | | |
3 гр. Верны ли следующие суждения об искусстве?
№ п/п | Верны ли суждения | Да | Нет |
-
| Произведения искусства воспринимаются каждым человеком по-своему. | | |
-
| В произведениях искусства используются художественные образы | | |
-
| Искусство от других форм духовной деятельности отличает решение фундаментальных проблем науки | | |
-
| Для искусства характерна опора на факты, доказательность. | | |
-
| Одной из функций искусства является познание мира. | | |
-
| Искусство обращается к эмоциям человека. | | |
-
| Искусство воспитывает эстетический вкус человека. | | |
-
| Любой вид деятельности можно условно называть искусством, если исполнитель вкладывает свои чувства в новой оригинальной форме. | | |
-
| Искусство использует художественные образы. | | |
-
| Существует много видов и жанров искусства | | |
4 гр. Верны ли следующие суждения об образовании?
№ п/п | Верны ли суждения | Да | Нет |
-
| Сегодня недостаточно просто получить высшее образование или закончить колледж, важно суметь применить полученные знания на практике. | | |
-
| Виталий учится в 8 классе гимназии. Дополнительно он посещает секцию фигурного катания. Он находится на образовательной ступени основного общего образования. | | |
-
| Образование, в отличие от других форм (областей) культуры, формирует личность. | | |
-
| Современное образование предполагает создание условий для самореализации личности. | | |
-
| Образование можно получать только в детском и юношеском возрасте. | | |
-
| С помощью образования происходит передача опыта, различной деятельности от одних поколений к другим. | | |
-
| Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам бесплатное основное общее образование. | | |
-
| В процессе получения образования современный человек осваивает различные способы деятельности. | | |
-
| Современная система образования в демократическом обществе ориентируется на потребности общества и личности. | | |
-
| Наличие основного общего образования даёт возможность человеку поступить в учреждение высшего профессионального образования. | | |
Опережающее задание:
Задание: Каждой группе пакет вопросов. Ответьте и оформите на ватмане.
( Защита группового ответа – 1 мин.) + синквейн по названию группы (если есть время)
1 гр. НАУКА
Какую роль играет наука в современном мире. (Плюсы и минусы)
2 гр. РЕЛИГИЯ
Какие общественные функции выполняет религия?
Статья 28. Конституция РФ
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
В чем сущность принципа свободы слова и свободы вероисповедания?
3 гр. Искусство
Роль искусства в жизни человека
4 гр.ОБРАЗОВАНИЕ
Главной движущей силой укрепления конкурентоспособности страны является человек. Назовите личностные качества человека, которые отвечают запросам современного образования.
Каковы, на ваш взгляд, основные проблемы современного образования (ПЛЮСЫ И МИНУСЫ)
3. Учитель: Человек должен оценивать себя с позиции добра и зла, нести ответственность за вои поступки. Мораль – сердцевина духовной культуры личности и общества. И поэтому я предлагаю вместе поработать в этом направлении.
- Ребята, какие ассоциации у вас возникаю при слове мораль?
- В истории мысли существовал взгляд, согласно которому одни люди всегда добрые, другие – злые, аморальные. Объясните, как вы оцениваете такую позицию. Что подсказывает вам личный жизненный опыт.
Задание на доске: Давайте попробуем составить портрет доброго человека в виде солнца. ( на доске солнышко и на его лучах должны написать качества доброго человека). Итак, у нас получился собирательный образ доброго человека. Каждый из нас должен помнить, что он всегда находится перед выбором и только сам человек решает, как поступить в той или иной ситуации, какую дорогу ему выбрать.
Задание: Ценности – это…
Написать на листочке бумаги самое дорогое для тебя, то , что приносит радость, дарит смысл жизни. А теперь предлагаю смять листочки. Затем развернуть.
Вопросы: - Что вы почувствовали, когда смяли листочек?
- Что вы почувствовали, когда вновь развернули?
- Это и есть ваши ценности. То , что вы боялись потерять, но не потеряли.
- цените, любите друг друга. Ведь обидеть легко. Но а добрым словом вылечить и принести радость тоже легко. (Поем песню «Дорога добра»).
- И в заключении - давайте все вместе пожелаем друг другу идти только дорогами добра. Старайтесь всегда в любой ситуации руководствоваться «золотым правилим нравственности», которое гласит (вместе): "Поступай по отношению к другому так, как хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе"
4. Рефлексия:
На доске – «Дерево» - приклеить листочки где ваши впечатления от урока (одним словом) или пожелания друг другу + одно пожелание добра и мира нашим гостям
Домашнее задание: написать эссе, используя «ПОПС – формулу».
Темы эссе:
«Стыжусь – значит существую». (Вл. Соловьев);
«Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как»». (Ф. Ницше)