СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сфера духовной культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторительно-обобщающий урок по обществознанию "Духовная сфера культуры". 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Дух культура Откр урок»

Тема: «Сфера духовной культуры». Повторительно-обобщающий урок 8 класс.


Цель:  Систематизировать у восьмиклассников имеющиеся знания о сущности духовной культуры.

Задачи:

– обобщить знания учащихся по данной теме с использованием межпредметных связей с литературой (знание русских сказок) и опорой на жизненный опыт учащихся; определить значение духовных ценностей для развития человека;

   – формировать навыки коллективной деятельности учащихся и умения излагать свою точку зрения, аргументировать ее, развивать творческие способности;

– формирование осознанного нравственного поведения.       

Тип урока:  групповая работа

Методы, применяемые на данном этапе урока:

  • метод сравнения;

  • исследовательский метод;

  • метод работы с текстом;

  • метод самостоятельного конструирования темы.

 Основные понятия: цивилизация, наука, исследование, искусство, образование, религия, мораль, идеал, добро, зло.

Оборудование урока: 

- Учебник под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой «Обществознание 8класс», Москва, «Просвещение», 2010г.

- компьютер.

- Компьютерная презентация к уроку.

- Раздаточный материал, ватман, маркеры

-   Презентации учеников


Ход урока

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет не совсем обычный урок. У нас на уроке присутствуют учителя истории нашего района. Поприветствуем их. Мы рады приветствовать вас на нашем уроке..


2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Создание проблемной ситуации


- Внимание на экран! (Слайд 2. «Толкование термина»)

Задание 1 – определите термин по его толкованию.

- все что создано руками человека

- практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей

- набор знаний, верований и поведений, которые основаны на мышлении и социальном обучении.

- цельность, органическое соединение многих сторон человеческой жизни

- О каком понятии идет речь? Правильно, о «культуре».

- А задумывались ли вы о том, что такое культура?

- Известно, что существует более 250 определений понятия «культура».

- А с чем ассоциируется слово «культура»? Подумайте, посмотрите на следующий слайд. Вот какие ассоциации родились у меня в связи с этим понятием. (музей, статуя, храм, библиотека, театр и т.д.)

Задание 4.

- Назовите основные виды культуры, исходя из определения, что такое культура, ассоциаций связанных с этим понятием. Культура бывает материальная и духовная.

Слайд 4. Схема видов культуры (материальная, духовная)

Человек как существо духовное не может ограничиваться только материальным существованием. Жизнь человеческого духа не менее существенна для общества и самого человека

Так о какой культуре мы сегодня будем говорить? Правильно, о духовной культуре. Тема нашего урока «Сфера духовной культуры» (Открыть аппликацию на доске)

А какова же будет цель нашей деятельности на уроке? (Повторить, обобщить и систематизировать знанмя, полученные на предыдущих уроках).

Духовная сфера жизни общества имеет сложную структуру.

Задание: Продолжит схему на доске – Духовная культура - ….

Чтобы мы успели повторить все виды дух.культуры как нам лучше поработать? Правильно, разбиться на группы. (Деление на группы)

Для того чтобы определиться, какая группа какой вид культуры будет рассматривать нам надо выполнить следующие задания:

  • Из набора предложенных слов составить высказывание великих, известных людей, отражающих особенности одной из форм духовной культуры и вы сразу же определитесь с названием группы. (Приклеить на ватман и показать).

Группы:

1 гр. Наука. Ключом ко всякой науки является вопросительный знак. О. Бальзак

2 гр. Религия. Смысл веры не в томчтобы поселится  на  небесаха  в  томчтобы поселить небеса в себе. Томас Харди

3 гр. Искусство. Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле. Брехт Бертольт.

4 гр. Образование. Великая ценность образования — это не знания, а действия.

   Г. Спенсер



Задания группам:

1 гр. Верны ли следующие суждения о науке?

п/п

Верны ли суждения

Да

Нет

Получение объективных знаний о природе и обществе отличает науку от других областей (форм) духовной культуры



К осо­бен­но­стям на­уч­но­го зна­ния относится  вера в сверхъестественное



На на­уч­ных разработках в зна­чи­тель­ной степени ос­но­ва­ны многие ре­ше­ния глобальных проблем



В со­вре­мен­ном мире сте­пень ответственности учёных перед об­ще­ством возрастает.



В си­сте­му на­уч­ных зна­ний вхо­дят факты, гипотезы, теории, ме­то­ды по­лу­че­ния на­уч­но­го знания.



Сферу де­я­тель­но­сти человека, на­прав­лен­ную на фор­ми­ро­ва­ние си­сте­мы тео­ре­ти­че­ских зна­ний о при­ро­де и обществе, называют



На­уч­ное зна­ние редко имеет при­ме­не­ние в хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти людей.



Наука стремится к достоверности получаемых результатов.



Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.



Описание, объяснение и предсказание процессов действительности является непосредственной целью науки




2 гр. Верны ли следующие суждения о религии?

п/п

Верны ли суждения

Да

Нет

Древ­ней­шей из ми­ро­вых ре­ли­гий яв­ля­ет­ся буддизм.



Наи­бо­лее мо­ло­дая из ми­ро­вых ре­ли­гий — ислам.



Сво­бо­да со­ве­сти предполагает, что граж­да­нин может сво­бод­но выбирать, иметь и рас­про­стра­нять ре­ли­ги­оз­ные и иные убеждения.



Сво­бо­да со­ве­сти — это кон­сти­ту­ци­он­ная обя­зан­ность граж­да­ни­на иметь определённые убеждения.



Христианство, конфуцианство, буддизм, ислам от­но­сят­ся к мировым религиям.



К ми­ро­вым от­но­сят­ся религии, наи­бо­лее распространённые среди на­ро­дов раз­лич­ных стран и континентов.



Ха­рак­тер­ной чер­той ре­ли­гии яв­ля­ет­ся вера в сверхъ­е­сте­ствен­ные силы.



В современном мире сохраняется разнообразие религиозных верований и культов.



Религия предполагает возможность общения человека с Богом.



Религия оказывает влияние на отношение верующего к окружающему миру.




3 гр. Верны ли следующие суждения об искусстве?

п/п

Верны ли суждения

Да

Нет

Произведения искусства воспринимаются каждым человеком по-своему.



В произведениях искусства используются художественные образы



Искусство от других форм духовной деятельности отличает решение фундаментальных проблем науки



Для ис­кус­ства ха­рак­тер­на опора на факты, доказательность.



Одной из функ­ций ис­кус­ства яв­ля­ет­ся по­зна­ние мира.



Искусство обращается к эмоциям человека.



Искусство воспитывает эстетический вкус человека.



Любой вид де­я­тель­но­сти можно услов­но на­зы­вать искусством, если ис­пол­ни­тель вкла­ды­ва­ет свои чув­ства в новой ори­ги­наль­ной форме.



Искусство использует художественные образы.



Существует много видов и жанров искусства



4 гр. Верны ли следующие суждения об образовании?

п/п

Верны ли суждения

Да

Нет

Се­год­ня не­до­ста­точ­но про­сто по­лу­чить выс­шее об­ра­зо­ва­ние или за­кон­чить колледж, важно су­меть при­ме­нить по­лу­чен­ные зна­ния на практике.



Виталий учится в 8 классе гимназии. Дополнительно он посещает секцию фигурного катания. Он находится на образовательной ступени основного общего образования.



Образование, в от­ли­чие от дру­гих форм (областей) культуры, фор­ми­ру­ет личность.



Со­вре­мен­ное об­ра­зо­ва­ние пред­по­ла­га­ет со­зда­ние усло­вий для са­мо­ре­а­ли­за­ции личности.



Об­ра­зо­ва­ние можно по­лу­чать толь­ко в дет­ском и юно­ше­ском возрасте.




С по­мо­щью об­ра­зо­ва­ния про­ис­хо­дит пе­ре­да­ча опыта, раз­лич­ной деятельности от одних по­ко­ле­ний к другим.



Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам бесплатное основное общее образование.



В процессе получения образования современный человек осваивает различные способы деятельности.



Современная система образования в демократическом обществе ориентируется на потребности общества и личности.



На­ли­чие основного об­ще­го образования даёт воз­мож­ность человеку по­сту­пить в учре­жде­ние высшего про­фес­си­о­наль­но­го образования.




Опережающее задание:

  • О лауреатах Нобелевской премии России (мини-проект)

  • Социологический опрос: Отношение современной молодежи к искусству


Задание: Каждой группе пакет вопросов. Ответьте и оформите на ватмане.

( Защита группового ответа – 1 мин.) + синквейн по названию группы (если есть время)


1 гр. НАУКА

  1. Какую роль играет наука в современном мире. (Плюсы и минусы)

2 гр. РЕЛИГИЯ

  1. Какие общественные функции выполняет религия?

  2. Статья 28. Конституция РФ

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

В чем сущность принципа свободы слова и свободы вероисповедания?

3 гр. Искусство

Роль искусства в жизни человека

4 гр.ОБРАЗОВАНИЕ

  1. Главной движущей силой укрепления конкурентоспособности страны является человек. Назовите личностные качества человека, которые отвечают запросам современного образования.

  2. Каковы, на ваш взгляд, основные проблемы современного образования (ПЛЮСЫ И МИНУСЫ)


3. Учитель: Человек должен оценивать себя с позиции добра и зла, нести ответственность за вои поступки. Мораль – сердцевина духовной культуры личности и общества. И поэтому я предлагаю вместе поработать в этом направлении.

- Ребята, какие ассоциации у вас возникаю при слове мораль?

- В истории мысли существовал взгляд, согласно которому одни люди всегда добрые, другие – злые, аморальные. Объясните, как вы оцениваете такую позицию. Что подсказывает вам личный жизненный опыт.

Задание на доске: Давайте попробуем составить портрет доброго человека в виде солнца. ( на доске солнышко и на его лучах должны написать качества доброго человека). Итак, у нас получился собирательный образ доброго человека. Каждый из нас должен помнить, что он всегда находится перед выбором и только сам человек решает, как поступить в той или иной ситуации, какую дорогу ему выбрать.


Задание: Ценности – это…

Написать на листочке бумаги самое дорогое для тебя, то , что приносит радость, дарит смысл жизни. А теперь предлагаю смять листочки. Затем развернуть.

Вопросы: - Что вы почувствовали, когда смяли листочек?

- Что вы почувствовали, когда вновь развернули?

- Это и есть ваши ценности. То , что вы боялись потерять, но не потеряли.

- цените, любите друг друга. Ведь обидеть легко. Но а добрым словом вылечить и принести радость тоже легко. (Поем песню «Дорога добра»).

- И в заключении - давайте все вместе пожелаем друг другу идти только дорогами добра. Старайтесь всегда в любой ситуации руководствоваться «золотым правилим нравственности», которое гласит (вместе): "Поступай по отношению к другому так, как хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе"


4. Рефлексия:

На доске – «Дерево» - приклеить листочки где ваши впечатления от урока (одним словом) или пожелания друг другу + одно пожелание добра и мира нашим гостям

Домашнее задание: написать эссе, используя «ПОПС – формулу».

Темы эссе:

«Стыжусь – значит существую». (Вл. Соловьев);

«Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как»». (Ф. Ницше)

Просмотр содержимого презентации
«Социологический опрос Искусство»

Социологическое  исследование  «Отношение к искусству» Опрос 63 учеников

Социологическое исследование

«Отношение к искусству»

Опрос 63 учеников

Какое искусство вы считаете наиболее нужным, полезным обществу?

Какое искусство вы считаете наиболее нужным, полезным обществу?

Почему вы выбрали именно эти виды искусства?

Почему вы выбрали именно эти виды искусства?

На сколько важна для вас эстетика в искусстве , можно ли обойтись и без нее?

На сколько важна для вас эстетика в искусстве , можно ли обойтись и без нее?

Каким видом искусства вы занимаетесь?

Каким видом искусства вы занимаетесь?

Каким искусством хотели бы овладеть, научиться хотя бы на любительском уровне?

Каким искусством хотели бы овладеть, научиться хотя бы на любительском уровне?

Каким искусством хотели бы овладеть, научиться хотя бы на любительском уровне?

Каким искусством хотели бы овладеть, научиться хотя бы на любительском уровне?

Каким видом искусства лучше всего зарабатывать деньги?

Каким видом искусства лучше всего зарабатывать деньги?

Просмотр содержимого презентации
«Сфера духовной культуры откр урок»

Сфера духовной культуры

Сфера духовной культуры

КУЛЬТУРА

КУЛЬТУРА

Виды культуры Материальная Духовная

Виды культуры

Материальная

Духовная

  • произведения искусства;
  • различные идеологии;
  • научные знания;
  • ценности;
  • нормы поведения.
  • техника;
  • производственный опыт;
  • материальные ценности, составляющие искусственную среду обитания человека.
ЦИТАТЫ ВЕЛИКИХ

ЦИТАТЫ ВЕЛИКИХ

ВЕРНЫ СЛЕДУЮЩИЕ СУЖДЕНИЯ О…

ВЕРНЫ СЛЕДУЮЩИЕ СУЖДЕНИЯ О…

Наука в жизни современного общества Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение, распространение и систематизацию объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.   Какую роль играет наука в современном мире? (Плюсы и минусы)  Нравственные принципы труда учёного  – основные моральные принципы творческой деятельности и взаимоотношений учёных. Ответственность учёного – понятие характеризующее ответственность научного работника за результаты его деятельности.

Наука в жизни современного общества

Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение, распространение и систематизацию объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.

 

Какую роль играет наука в современном мире? (Плюсы и минусы)

Нравственные принципы труда учёного – основные моральные принципы творческой деятельности и взаимоотношений учёных.

Ответственность учёного – понятие характеризующее ответственность научного работника за результаты его деятельности.

Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации Образование - целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.  1. Главной движущией силой укрепления конкурентоспособности страны является человек. Назовите личностные качества человека, которые отвечают запросам современного образования.   2. Каковы, на ваш взгляд, основные проблемы современного образования (ПЛЮСЫ И МИНУСЫ)  Цель образования - приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации

Образование - целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.

1. Главной движущией силой укрепления конкурентоспособности страны является человек. Назовите личностные качества человека, которые отвечают запросам современного образования.

 

2. Каковы, на ваш взгляд, основные

проблемы современного образования

(ПЛЮСЫ И МИНУСЫ)

Цель образования - приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации Основные принципы образовательной политики в РФ:  1) гуманистический характер образования; 2) приоритет общечеловеческих ценностей; 3) общедоступность образования; 4) адаптивность системы образования к потребностям обучаемых; 5) светский характер образования в государственных учреждениях; 6) свобода и плюрализм в образовании; 7) демократический, государственно- общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.

Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации

Основные принципы образовательной политики в РФ:

1) гуманистический характер образования;

2) приоритет общечеловеческих ценностей;

3) общедоступность образования;

4) адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;

5) светский характер образования в государственных учреждениях;

6) свобода и плюрализм в образовании;

7) демократический, государственно- общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести Религия – это:  вера в сверхъестественное (в Бога);  совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;  одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей. Функции религии в жизни общества (справка)

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести

Религия – это:

  • вера в сверхъестественное (в Бога);
  • совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;
  • одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

Функции религии в жизни общества (справка)

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести Религиозная организация – добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры. Признаки религиозной организации:

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести

Религиозная организация – добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры.

Признаки религиозной организации:

  • вероисповедание;
  • совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
  • обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести Свобода совести – естественное право человека иметь любые убеждения, в том числе религиозные и атеистические. Свобода вероисповедания – право исповедовать и практиковать любую религию. Ст. 28 Конституции РФ о свободе совести и вероисповедания (справка)

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести

Свобода совести – естественное право человека иметь любые убеждения, в том числе религиозные и атеистические.

Свобода вероисповедания – право исповедовать и практиковать любую религию.

Ст. 28 Конституции РФ о свободе совести и вероисповедания (справка)

Именно изобразительное искусство делает человека культурным, интеллигентным, пробуждает лучшие душевные качества человека. Оно раскрывает ему смысл жизни, освещает жизненные цели, указывает человеку, для чего он живет, помогает ему найти свое призвание в любой сфере деятельности. «Искусство дает крылья и уносит далеко - далеко!» -сказал писатель  Чехов А.П. Творческая деятельность Искусство Мастерство Изобразитель ное искусство Искусство – это сфера духовно-практической деятельности, направленной на художественное постижение и освоение мира; специфическая форма общественного сознания, отражающая действительность в художественных образах.

Именно изобразительное искусство делает человека культурным, интеллигентным, пробуждает лучшие душевные качества человека.

Оно раскрывает ему смысл жизни, освещает жизненные цели, указывает человеку, для чего он живет, помогает ему найти свое призвание в любой сфере деятельности.

«Искусство дает крылья и уносит далеко - далеко!» -сказал писатель  Чехов А.П.

Творческая

деятельность

Искусство

Мастерство

Изобразитель

ное

искусство

Искусство – это сфера духовно-практической деятельности, направленной на художественное постижение и освоение мира; специфическая форма общественного сознания, отражающая действительность в художественных образах.

Мораль Мораль – форма общественного сознания и вид общественных отношений, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Специфика норм морали:

Мораль

Мораль – форма общественного сознания и вид общественных отношений, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

Специфика норм морали:

  • мораль направляет сознание и регулирует деятельность людей во всех сферах общественной жизни;
  • всеобщий характер;
  • действие морали основано на способности человека самостоятельно определять и направлять своё поведение при отсутствии внешнего контроля и формальных санкций.
Мораль Моральный выбор – это духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений и действий. Моральные требования и представления: 1) нормы поведения («не лги», «не укради» и т.д.); 2) моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и т.д.); 3) нравственные принципы (индивидуализм – коллективизм, эгоизм – альтруизм и т.д.); 4) морально-психологические механизмы (долг, совесть); 5) высшие моральные ценности (смысл жизни, свобода, счастье и т.д.). Функции морали в обществе (справка)

Мораль

Моральный выбор – это духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений и действий.

Моральные требования и представления:

1) нормы поведения («не лги», «не укради» и т.д.); 2) моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и т.д.); 3) нравственные принципы (индивидуализм – коллективизм, эгоизм – альтруизм и т.д.); 4) морально-психологические механизмы (долг, совесть); 5) высшие моральные ценности (смысл жизни, свобода, счастье и т.д.).

Функции морали в обществе (справка)

Добро  – это всё то, что полезно людям и обществу, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества.  Зло  – это всё то, что противоположно добру, что губит душу человека и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду.  В.И. Даль
  • Добро  – это всё то, что полезно людям и обществу, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества.
  • Зло  – это всё то, что противоположно добру, что губит душу человека и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду.
  • В.И. Даль
« Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе »

« Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе »

Источники

Источники

  • Боголюбов Л.Н., Городецкий Н.И. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010г.;
  • Демонстрационные варианты ГИА. ФИПИ, 2009-2012гг.;
  • Зарубин В.Г. и др. Обществознание. Справочник для подготовки к ГИА-9 и ЕГЭ. Ростов н/Д: Легион, 2011г.;
  • Котова О.А. Обществознание: тематические тренировочные задания: 9 класс. М.: Эксмо, 2010г.;
  • Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2010г.;
  • Краюшкина С.В. Обществознание. Ответы на экзаменационные билеты, 9 класс. М.: Экзамен, 2009г.;
  • Маркин С.А. ГИА. Обществознание: комплексная подготовка. М.: Айрис-пресс, 2012г.;
  • Материалы с персонального сайта учителя высшей категории по обществознанию Данилова Валерия Павловича http://danur-w.narod.ru/.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!