СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обществознание, 10, профильный класс. Деятельность в сфере духовной культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по обществознанию "Деятельность в сфере духовной культуры" предназначена для учителей и учащихся 10 профильного /социально-гуманитарное направление/ класса (УМК Л.Н. Боголюбова). Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«Обществознание, 10, профильный класс. Деятельность в сфере духовной культуры»

Урок 44-46 Обществознание, 10 класс, профильный уровень ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ  / Содержание и формы духовной деятельности / Д.З: § 18, ?? (с.186-187), задания (с.187-192)  © А.И. Колмаков

Урок 44-46

Обществознание, 10 класс,

профильный уровень

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ / Содержание и формы духовной деятельности /

Д.З: § 18, ?? (с.186-187),

задания (с.187-192)

© А.И. Колмаков

 содействовать формированию представлений о деятельности в сфере духовной культуры;   развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;   воспитывать нравственные качества личности через осознание значимости духовной деятельности;
  • содействовать формированию представлений о деятельности в сфере духовной культуры;
  • развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • воспитывать нравственные качества личности через осознание значимости духовной деятельности;
Универсальные учебные действия Знать: деятельность в сфере духовной культуры, объяснять процесс сохранения, распространения и освоения духовных ценностей. Уметь: осуществлять поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания.

Универсальные учебные действия

  • Знать: деятельность в сфере духовной культуры, объяснять процесс сохранения, распространения и освоения духовных ценностей.
  • Уметь: осуществлять поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания.
 деятельность;  духовная деятельность;  духовный мир;  духовное самоопределение личности;  аксиология;  духовные ценности;  специализированная и неспециализированная духовная деятельность;  духовное самоопределение личности;  опредмечивание ценностей;  распредмечивание ценностей;  секуляризация;  знак;  символ.
  • деятельность;
  • духовная деятельность;
  • духовный мир;
  • духовное самоопределение личности;
  • аксиология;
  • духовные ценности;
  • специализированная и неспециализированная духовная деятельность;
  • духовное самоопределение личности;
  • опредмечивание ценностей;
  • распредмечивание ценностей;
  • секуляризация;
  • знак;
  • символ.
Изучение нового материала Создание, сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры.  Вспомните. Какова структура любой деятельности? Что относят к духовной культуре общества? Как связаны духовная и материальная культура?

Изучение нового материала

  • Создание, сохранение и распространение духовных ценностей.
  • Освоение ценностей духовной культуры.

Вспомните. Какова структура любой деятельности? Что относят к духовной культуре общества? Как связаны духовная и материальная культура?

«Школьный философский словарь»  Дух  - идеальный мир, ступень его причастности к сознанию, наиболее полно воплощенные в человеке.  Духовное  - особая сфера деятельности, для которой характерны специфические проявления духа - язык, нравственность, идеология, политика, религия, искусство, философия. К духовному относятся также высшие ценности человеческого существования - свобода, любовь, творчество, вера. Та сторона человеческой созидательной деятельности, которая нацелена не на обработку «вещества природы», а на обработку «людей людьми», т. е. в конечном счёте на изменение качеств самих социальных субъектов, называется духовной деятельностью , а её продукты — духовными ценностями .

«Школьный философский словарь»

Дух - идеальный мир, ступень его причастности к сознанию, наиболее полно воплощенные в человеке.

Духовное - особая сфера деятельности, для которой характерны специфические проявления духа - язык, нравственность, идеология, политика, религия, искусство, философия. К духовному относятся также высшие ценности человеческого существования - свобода, любовь, творчество, вера.

Та сторона человеческой созидательной деятельности, которая нацелена не на обработку «вещества природы», а на обработку «людей людьми», т. е. в конечном счёте на изменение качеств самих социальных субъектов, называется духовной деятельностью , а её продукты — духовными ценностями .

Отличительные  признаки духовных явлений Идеальность Общественный характер духовных ценностей Содержание духовных ценностей является объективным В процессе создания ценностей специфическую роль играют знаки и символы.

Отличительные признаки духовных явлений

  • Идеальность
  • Общественный характер духовных ценностей
  • Содержание духовных ценностей является объективным
  • В процессе создания ценностей специфическую роль играют
  • знаки и символы.
Аксиология  - философская наука о ценностях. Духовные ценности - продукты духовной деятельности.  Неспециализированная духовная деятельность  - чтобы быть причастным к данной сфере деятельности, необязательно иметь   специальное образование. Секуляризация - относительное уменьшение влияния религии.  Специализированная духовная деятельность - сфера деятельности, которая требует обладания обширными специальными знаниями и навыками.
  • Аксиология - философская наука о ценностях.
  • Духовные ценности - продукты духовной деятельности.
  • Неспециализированная духовная деятельность - чтобы быть причастным к данной сфере деятельности, необязательно иметь

специальное образование.

  • Секуляризация - относительное уменьшение влияния религии.

  • Специализированная духовная деятельность - сфера деятельности, которая требует обладания обширными специальными знаниями и навыками.
СОЗДАНИЕ И ОСВОЕНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Философы утверждают, что главный отличительный признак духовных явлений заключается в их идеальности. Древнегреческий философ Платон создал своеобразное учение об идеях, в котором духовные ценности, такие как благо, истина, красота, представлялись в виде автономного идеального мира, существующего параллельно с миром реальных вещей и определяющего сущность последних. Немецкий философ XIX в. Г.  Гегель считал, что главное свойство духа — рефлексия, т. е. способность к самопознанию. В его обобщающем труде «Феноменология духа» сделана попытка представить всю историю мировой культуры как зеркало развития сущностных, духовных сил человека.

СОЗДАНИЕ И ОСВОЕНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

  • Философы утверждают, что главный отличительный признак духовных явлений заключается в их идеальности.
  • Древнегреческий философ Платон создал своеобразное учение об идеях, в котором духовные ценности, такие как благо, истина, красота, представлялись в виде автономного идеального мира, существующего параллельно с миром реальных вещей и определяющего сущность последних.
  • Немецкий философ XIX в. Г.  Гегель считал, что главное свойство духа — рефлексия, т. е. способность к самопознанию. В его обобщающем труде «Феноменология духа» сделана попытка представить всю историю мировой культуры как зеркало развития сущностных, духовных сил человека.
Видимый образ и утилитарные практические функции не исчерпывают глубинной сущности этих вещей. Американский социолог Р. Мертон призывал различать явные и латентные, т. е. неявные, скрытые от непосредственного наблюдения, функции культурных объектов.

Видимый образ и утилитарные практические функции не исчерпывают глубинной сущности этих вещей.

Американский социолог Р. Мертон призывал различать явные и латентные, т. е. неявные, скрытые от непосредственного наблюдения, функции культурных объектов.

ФИЛОСОФЫ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ГЛАВНЫЙ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК ДУХОВНЫХ ЯВЛЕНИЙ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ИХ ИДЕАЛЬНОСТИ. Вещественный материал , в который облекаются духовные ценности, выступает лишь  формой  воплощения сверхчувственного содержания .  Древнегреческий философ Платон: учение об идеях, в котором духовные ценности, такие как  благо, истина, красота, представлялись в виде автономного идеального мира, существующего параллельно с миром реальных вещей и определяющего сущность последних.

ФИЛОСОФЫ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ГЛАВНЫЙ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК ДУХОВНЫХ ЯВЛЕНИЙ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ИХ ИДЕАЛЬНОСТИ.

Вещественный материал , в который облекаются духовные ценности, выступает лишь формой воплощения сверхчувственного содержания .

Древнегреческий философ Платон:

учение об идеях, в котором духовные ценности, такие как благо, истина, красота, представлялись в виде автономного идеального мира, существующего параллельно с миром реальных вещей и определяющего сущность последних.

Г. Гегель считал, что главное свойство духа — рефлексия, т. е. способность к самопознанию. Создавая произведения культуры и искусства, люди опредмечивают  в них свои знания, эмоции, жизненный опыт, свои идеалы, стремления и надежды. Среди явлений духовной жизни Гегель особенно выделял язык, науку, религию, мораль, искусство, философию и право.   Усваивая культуру в процессе обучения и самообразования, люди, наоборот, распредмечивают  заключенные в ней духовные ценности, расширяя при этом свой интеллектуальный кругозор, умножая и развивая индивидуальные творческие способности.

Г. Гегель считал, что главное свойство духа — рефлексия, т. е. способность к самопознанию.

  • Создавая произведения культуры и искусства, люди опредмечивают в них свои знания, эмоции, жизненный опыт, свои идеалы, стремления и надежды.
  • Среди явлений духовной жизни Гегель особенно выделял язык, науку, религию, мораль, искусство, философию и право.
  • Усваивая культуру в процессе обучения и самообразования, люди, наоборот, распредмечивают заключенные в ней духовные ценности, расширяя при этом свой интеллектуальный кругозор, умножая и развивая индивидуальные творческие способности.
Духовная сфера современного общества. Духовная сфера деятельности обогатилась новыми явлениями: мода и реклама, средства массовой информации, Интернет . В XX столетии была создана особая философская наука о ценностях — аксиология.

Духовная сфера современного общества.

  • Духовная сфера деятельности обогатилась новыми явлениями: мода и реклама, средства массовой информации, Интернет .
  • В XX столетии была создана особая философская наука о ценностях — аксиология.
содержание духовных ценностей является объективным, т. е. не зависящим от воли и сознания отдельного человека,  потребление (а лучше сказать — освоение) ценностей духовной культуры носит индивидуальный,  личный характер .  (Ф. Ницше и его последователи-нигилисты (от лат. слова nihil, что значит «отрицаю») выступили с тезисом об относительности всех духовных ценностей).  Одни и те же духовные ценности могут быть выражены (закодированы) с помощью разных знаковых систем.
  • содержание духовных ценностей является объективным, т. е. не зависящим от воли и сознания отдельного человека, потребление (а лучше сказать — освоение) ценностей духовной культуры носит индивидуальный, личный характер .

(Ф. Ницше и его последователи-нигилисты (от лат. слова nihil, что значит «отрицаю») выступили с тезисом об относительности всех духовных ценностей).

  • Одни и те же духовные ценности могут быть выражены (закодированы) с помощью разных знаковых систем.
основные исторические формы духовной деятельности Историческими они называются потому, что отражают определенную  последовательность духовного становления человечества . Каждая из этих форм удовлетворяет специфические духовные запросы людей и использует своеобразные символические, знаковые средства выражения. религия мораль искусство наука философия право политическая  идеология

основные исторические формы духовной деятельности

Историческими они называются потому, что отражают определенную последовательность духовного становления человечества .

Каждая из этих форм удовлетворяет специфические духовные запросы людей и использует своеобразные символические, знаковые средства выражения.

  • религия
  • мораль
  • искусство
  • наука
  • философия
  • право
  • политическая

идеология

основные исторические формы духовной деятельности Для некоторых в качестве ведущей духовной ценности может выступать познание, для других — любовь, творчество, вера, свобода, забота о благе Отечества. Ради этих ценностей люди способны переносить жизненные невзгоды и лишения, сознательно идти на самоограничения и даже жертвуют собой.  В истории делались попытки насильственно «вытеснить» из жизни общества одни духовные ценности и заменить их другими, в частности религию наукой, мораль идеологией (вспомните из школьного курса истории, когда и где это происходило), однако, по большому счету, они закончились безрезультатно. ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ ПОДОБНЫХ ПОПЫТОК.

основные исторические формы духовной деятельности

Для некоторых в качестве ведущей духовной ценности может выступать познание, для других — любовь, творчество, вера, свобода, забота о благе Отечества. Ради этих ценностей люди способны переносить жизненные невзгоды и лишения, сознательно идти на самоограничения и даже жертвуют собой.

В истории делались попытки насильственно «вытеснить» из жизни общества одни духовные ценности и заменить их другими, в частности религию наукой, мораль идеологией (вспомните из школьного курса истории, когда и где это происходило), однако, по большому счету, они закончились безрезультатно.

ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ ПОДОБНЫХ ПОПЫТОК.

Виды духовной деятельности неспециализированная духовная деятельность специализированная духовная деятельность . развивается и совершенствуется преимущественно профессионалами в стенах специализированных культурных учреждений, таких как школа и университет, церковь, музей, библиотека, театр и т. п. вся область духовных отношений, связанная с культурой труда, быта, досуга, семейного и личного общения, выступает как неспециализированная деятельность. Человек, не соотносящий себя ни с какими духовными ценностями, способен жить только сегодняшним днем. Его судьба зависит от прихоти случая и расхожих мнений, собственных пристрастий и капризов, и в целом его жизнь представляется бессмысленной.

Виды духовной деятельности

неспециализированная духовная деятельность

специализированная духовная деятельность .

  • развивается и совершенствуется преимущественно профессионалами в стенах специализированных культурных учреждений, таких как школа и университет, церковь, музей, библиотека, театр и т. п.
  • вся область духовных отношений, связанная с культурой труда, быта, досуга, семейного и личного общения, выступает как неспециализированная деятельность.

Человек, не соотносящий себя ни с какими духовными ценностями, способен жить только сегодняшним днем. Его судьба зависит от прихоти случая и расхожих мнений, собственных пристрастий и капризов, и в целом его жизнь представляется бессмысленной.

Проверь себя 1) Дайте определение понятию «духовная деятельность». 2) Как связаны духовная деятельность и духовные ценности? 3) Раскройте суть процессов опредмечивания и распредмечивания в духовной деятельности. 4) В чём выражается общественный характер духовных ценностей? 5) Можно ли утверждать, что духовные ценности носят объективный характер? Свой вывод обоснуйте. 6) Назовите основные исторические формы духовной деятельности людей. 7) Что относится к специализированной духовной деятельности? 8) В каких областях общественной жизни проявляется неспециализированная общественная деятельность? 9) Какова роль духовных ценностей в жизни человека?

Проверь себя

1) Дайте определение понятию «духовная деятельность».

2) Как связаны духовная деятельность и духовные ценности?

3) Раскройте суть процессов опредмечивания и распредмечивания в духовной деятельности.

4) В чём выражается общественный характер духовных ценностей?

5) Можно ли утверждать, что духовные ценности носят объективный характер? Свой вывод обоснуйте.

6) Назовите основные исторические формы духовной деятельности людей.

7) Что относится к специализированной духовной деятельности?

8) В каких областях общественной жизни проявляется неспециализированная общественная деятельность?

9) Какова роль духовных ценностей в жизни человека?

Тест. Деятельность в сфере духовной культуры 1 . Гуманизм - это:  а) неподкупность мысли и бесстрашие перед лицом бесчеловечности; б) человеколюбие, уважение личного достоинства человека, вера в его будущее; в) сентиментальность; г) особый вид деятельности. 2. Мировоззренческие идеалы, универсальные нравственные нормы, отражающие духовный опыт всего человечества, складывающиеся в процессе духовной и практической деятельности людей - это:  а) нравственность; б) культура; в) общечеловеческие ценности; г) общественное сознание.

Тест. Деятельность в сфере духовной культуры

1 . Гуманизм - это:

а) неподкупность мысли и бесстрашие перед лицом бесчеловечности;

б) человеколюбие, уважение личного достоинства человека, вера в его будущее;

в) сентиментальность;

г) особый вид деятельности.

2. Мировоззренческие идеалы, универсальные нравственные нормы, отражающие духовный опыт всего человечества, складывающиеся в процессе духовной и практической деятельности людей - это:

а) нравственность;

б) культура;

в) общечеловеческие ценности;

г) общественное сознание.

Тест. Деятельность в сфере духовной культуры 3. Система обобщенных взглядов на окружающую действительность - это:  а) философия; б) мировоззрение; в) наука; г) социология. 4. В наиболее полном виде мораль - это: а) выводы, которые человек делает на основании анализа своего поведения; б) наука о правилах хорошего тона; в) совокупность принципов и норм поведения людей в обществе; г) сформулированные и законодательно закрепленные нормы поведения граждан.

Тест. Деятельность в сфере духовной культуры

3. Система обобщенных взглядов на окружающую действительность - это:

а) философия;

б) мировоззрение;

в) наука;

г) социология.

4. В наиболее полном виде мораль - это:

а) выводы, которые человек делает на основании анализа

своего поведения;

б) наука о правилах хорошего тона;

в) совокупность принципов и норм поведения людей в обществе;

г) сформулированные и законодательно закрепленные нормы поведения граждан.

Тест. Деятельность в сфере духовной культуры 5. Правила «Не делай другому того, чего не желаешь себе», «Не воруй», «Не лги», «Почитай старших» являются нормами:  а) искусства; б) науки; в) морали; г) права.  6. К морали в отличие от права относятся: а) любой закон; б) Конституция государства; в) устав общественной организации; г) определенные принципы, нормы поведения.

Тест. Деятельность в сфере духовной культуры

5. Правила «Не делай другому того, чего не желаешь себе», «Не воруй», «Не лги», «Почитай старших» являются нормами:

а) искусства;

б) науки;

в) морали;

г) права.

6. К морали в отличие от права относятся:

а) любой закон;

б) Конституция государства;

в) устав общественной организации;

г) определенные принципы, нормы поведения.

Тест. Деятельность в сфере духовной культуры 7. Мораль в отличие от права: а) опирается исключительно на поддержку общества; б) содержит нормы поведения людей; в) возникает на основе исторического опыта людей; г) находится в развитии.  8. Вы стали свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого. Какой вариант поведения не соответствует моральному выбору гуманного человека?  а) потребовать от обидчика извинений в адрес пострадавшего; б) сделать вид, что тебя это не касается; в) выразить соболезнование тому, кого обидели; г) разобраться в причинах конфликта и добиться его устранения.

Тест. Деятельность в сфере духовной культуры

7. Мораль в отличие от права:

а) опирается исключительно на поддержку общества;

б) содержит нормы поведения людей;

в) возникает на основе исторического опыта людей;

г) находится в развитии.

8. Вы стали свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого. Какой вариант поведения не соответствует моральному выбору гуманного человека?

а) потребовать от обидчика извинений в адрес пострадавшего;

б) сделать вид, что тебя это не касается;

в) выразить соболезнование тому, кого обидели;

г) разобраться в причинах конфликта и добиться его устранения.

Тест. Деятельность в сфере духовной культуры 9. Вы случайно, не желая того, нанесли ущерб или причинили зло другому человеку. Какой выбор соответствует нравственной позиции гуманного человека?  а) сделать все возможное для устранения зла, ущерба: б) сделать вид, что ничего не произошло; в) постараться, чтобы никто не заметил нанесенного тобой ущерба; г) свалить вину на того, кто пострадал (пусть не лезет, сам виноват).  10. Критерии духовности человека:  а) активная жизненная позиция; б) обладание высшим образованием; в) приверженность в мыслях и поступках общечеловеческим ценностям.

Тест. Деятельность в сфере духовной культуры

9. Вы случайно, не желая того, нанесли ущерб или причинили зло другому человеку. Какой выбор соответствует нравственной позиции гуманного человека?

а) сделать все возможное для устранения зла, ущерба:

б) сделать вид, что ничего не произошло;

в) постараться, чтобы никто не заметил нанесенного тобой ущерба;

г) свалить вину на того, кто пострадал (пусть не лезет, сам виноват).

10. Критерии духовности человека:

а) активная жизненная позиция;

б) обладание высшим образованием;

в) приверженность в мыслях и поступках общечеловеческим ценностям.

Тест. Деятельность в сфере духовной культуры 11. Мировоззрение в жизни человека - это:  а) ориентир для его деятельности; б) укрепление его жизненного опыта; в) связь с религией и наукой.  12. Уровень развития духовной культуры измеряется:  а) объемом создаваемых в обществе духовных ценностей; б) качеством духовной продукции; в) тем, как достижениями духовной культуры пользуются люди; г) степенью достижения социального равенства людей в приобщении их к ценностям культуры.

Тест. Деятельность в сфере духовной культуры

11. Мировоззрение в жизни человека - это:

а) ориентир для его деятельности;

б) укрепление его жизненного опыта;

в) связь с религией и наукой.

12. Уровень развития духовной культуры измеряется:

а) объемом создаваемых в обществе духовных ценностей;

б) качеством духовной продукции;

в) тем, как достижениями духовной культуры пользуются люди;

г) степенью достижения социального равенства людей в приобщении их к ценностям культуры.

Тест. Деятельность в сфере духовной культуры 13. Мировоззрение человека зависит от:  а) исторических условий; б) жизненного опыта; в) от уровня образования; г) внутренней культуры.  14. Моральные качества человека: а) заложены от рождения; б) вырабатываются самовоспитанием, самоусовершенствованием; в) формируются обществом целенаправленно. 15. Культура в широком смысле - это:  а) все виды преобразовательной деятельности; б) все, что связано с искусством; в) производство духовных ценностей; г) образованность человека.

Тест. Деятельность в сфере духовной культуры

13. Мировоззрение человека зависит от:

а) исторических условий;

б) жизненного опыта;

в) от уровня образования;

г) внутренней культуры.

14. Моральные качества человека:

а) заложены от рождения;

б) вырабатываются самовоспитанием, самоусовершенствованием;

в) формируются обществом целенаправленно.

15. Культура в широком смысле - это:

а) все виды преобразовательной деятельности;

б) все, что связано с искусством;

в) производство духовных ценностей;

г) образованность человека.

Тест. Деятельность в сфере духовной культуры 16. К продуктам материальной культуры не относятся:  а) небоскреб; б) музыка; в) автомобиль; г) телевизор. 17. К духовным ценностям относится:  а) микроскоп; б) компьютер; в) научное открытие; г) видеокассеты. 18. Верно ли суждение?  А. Духовная и материальная культура существуют независимо друг от друга. Б. Элементы духовной и материальной культуры неразрывно связаны между собой.  а) верно только А; б) верно только Б; в) верно А и Б; г) оба неверны.

Тест. Деятельность в сфере духовной культуры

16. К продуктам материальной культуры не относятся:

а) небоскреб; б) музыка;

в) автомобиль; г) телевизор.

17. К духовным ценностям относится:

а) микроскоп; б) компьютер;

в) научное открытие; г) видеокассеты.

18. Верно ли суждение?

А. Духовная и материальная культура существуют независимо друг от друга.

Б. Элементы духовной и материальной культуры неразрывно связаны между собой.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верно А и Б;

г) оба неверны.

рефлексия Что узнали? Каким способом? Чему научились? Какие испытывали трудности? Интересно ли было на уроке?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?
Обществознание. Профильный уровень. Учебник для 10 класса  общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л. Н. Боголюбова,  А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой Павлова Анеля Васильевна, учитель истории МОУ СОШ № 12, г. Вышний Волочек. Матвеева С.В., учитель истории
  • Обществознание. Профильный уровень. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой
  • Павлова Анеля Васильевна, учитель истории МОУ СОШ № 12, г. Вышний Волочек.
  • Матвеева С.В., учитель истории


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!