СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар методического объединения "Методы и формы дистанционного обучения на уроках технологии"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вашему вниманию рассмотреть особенности дистанционного обучения на уроках технологии: преимущества и недостатки, структуру и длительность занятий, требования для учителей и обучающихся, рекомендации, особенности контроля и результаты обучения.

Просмотр содержимого документа
«Семинар методического объединения "Методы и формы дистанционного обучения на уроках технологии"»

Семинар МО учителей технологии Методы и формы дистанционного обучения Подготовила: учитель технологии МБОУ – Шаровичская СОШ Рыжко Наталия Станиславовна 2020 – 2021 учебный год

Семинар МО учителей технологии

Методы и формы дистанционного обучения

Подготовила: учитель технологии

МБОУ – Шаровичская СОШ

Рыжко Наталия Станиславовна

2020 – 2021 учебный год

Особенности дистанционного обучения: Обучение учащихся дистанционно предполагает, что учебный материал изучается и прорабатывается самостоятельно в течение определенного времени. Ученик сам выбирает темп обучения, последовательность изучения учебных тем.  Преподаватель разрабатывает дистанционный курс, а затем только консультирует и мотивирует учащихся. Возможности сетевого обучения через Интернет позволяют эффективно организовать учебный процесс. Активно включаются в обучение видео- и аудио- материалы для лекционных занятий, электронные учебники, компьютерные тренажеры, онлайн-тестирование, электронная рассылка. В организации учебного процесса могут сочетаться очные и заочные формы. Завершается обучение сетевым или очным тестированием, показывающим уровень освоения учебного материала.

Особенности дистанционного обучения:

  • Обучение учащихся дистанционно предполагает, что учебный материал изучается и прорабатывается самостоятельно в течение определенного времени.
  • Ученик сам выбирает темп обучения, последовательность изучения учебных тем.
  • Преподаватель разрабатывает дистанционный курс, а затем только консультирует и мотивирует учащихся.
  • Возможности сетевого обучения через Интернет позволяют эффективно организовать учебный процесс.
  • Активно включаются в обучение видео- и аудио- материалы для лекционных занятий, электронные учебники, компьютерные тренажеры, онлайн-тестирование, электронная рассылка.
  • В организации учебного процесса могут сочетаться очные и заочные формы.
  • Завершается обучение сетевым или очным тестированием, показывающим уровень освоения учебного материала.
Виды дистанционного обучения: сетевое обучение ( Самостоятельное знакомство обучающихся с размещенными в Интернет-среде учебными материалами. Общение в чатах и на вебинарах с руководителем и другими учениками. Консультации преподавателей через электронную почту) ; обучение через кейсы ( Набор текстовых и мультимедийных материалов и методических рекомендаций высылается учащемуся, который работает самостоятельно. Преподаватель отслеживает результаты обучения и оказывает консультационную помощь) ; ТВ – обучение ( Ученик самостоятельно работает с видеолекциями преподавателей. Выполняет задания и тесты).   Цели использования дистанционного обучения в средней школе: • Возможность изучать предметы школьного курса для тех учащихся, которые не могут посещать школу, например, по состоянию здоровья. • Освоение темы отдельного учебного предмета на углубленном уровне. Подготовка к участию в предметных олимпиадах. • Подготовка к экзаменам по разным школьным предметам. • Устранение пробелов в знаниях по определенным темам конкретных учебных предметов.

Виды дистанционного обучения:

  • сетевое обучение ( Самостоятельное знакомство обучающихся с размещенными в Интернет-среде учебными материалами. Общение в чатах и на вебинарах с руководителем и другими учениками. Консультации преподавателей через электронную почту) ;
  • обучение через кейсы ( Набор текстовых и мультимедийных материалов и методических рекомендаций высылается учащемуся, который работает самостоятельно. Преподаватель отслеживает результаты обучения и оказывает консультационную помощь) ;
  • ТВ – обучение ( Ученик самостоятельно работает с видеолекциями преподавателей. Выполняет задания и тесты).

Цели использования дистанционного обучения в средней школе:

• Возможность изучать предметы школьного курса для тех учащихся, которые не могут посещать школу, например, по состоянию здоровья.

• Освоение темы отдельного учебного предмета на углубленном уровне. Подготовка к участию в предметных олимпиадах.

• Подготовка к экзаменам по разным школьным предметам.

• Устранение пробелов в знаниях по определенным темам конкретных учебных предметов.

Виды дистанционных занятий (ДЗ): 1. Анонсирующее занятие (цель: привлечение внимания, обеспечение мотивации для активной учебной деятельности, может быть написан на компакт-дисках, выставлен на сайт для свободного доступа). 2. Вводное занятие (введение в проблематику, обзор предстоящих занятий). 3. Индивидуальная консультация (отличается предварительной подготовкой вопросов, предлагаются пути поиска решений). 4. Дистанционное тестирование и самооценка знаний. 5. Выполнение виртуальных лабораторных работ. 6. Веб-занятия синхронные (занятия с использований чат-технологий – заранее составляется расписание, вопросы, проблемы). 7. Асинхронная телеконференция (готовится заранее). 8. Синхронная телеконференция (проводится с использованием электронной почты в реальном режиме времени, учителю нужно заранее предугадать возможные ответы обучающихся). 9. Веб-квест (проблемное занятие с элементами ролевой игры. 10. Вебинар. 11. Урок с использованием видеоконференцсвязи.

Виды дистанционных занятий (ДЗ):

1. Анонсирующее занятие (цель: привлечение внимания, обеспечение мотивации для активной учебной деятельности, может быть написан на компакт-дисках, выставлен на сайт для свободного доступа).

2. Вводное занятие (введение в проблематику, обзор предстоящих занятий).

3. Индивидуальная консультация (отличается предварительной подготовкой вопросов, предлагаются пути поиска решений).

4. Дистанционное тестирование и самооценка знаний.

5. Выполнение виртуальных лабораторных работ.

6. Веб-занятия синхронные (занятия с использований чат-технологий – заранее составляется расписание, вопросы, проблемы).

7. Асинхронная телеконференция (готовится заранее).

8. Синхронная телеконференция (проводится с использованием электронной почты в реальном режиме времени, учителю нужно заранее предугадать возможные ответы обучающихся).

9. Веб-квест (проблемное занятие с элементами ролевой игры.

10. Вебинар.

11. Урок с использованием видеоконференцсвязи.

Принципы ДО: • Интерактивность. Разные формы сетевого общения обучающихся и преподавателя: обмен сообщениями, просмотр видеоматериалов, консультации через скайп, общение на форумах. • Модульная структура. Образовательный курс разбит на блоки, которые могут изучаться по отдельности. • Фиксирование отправной точки обучения. Для того чтобы изучать дистанционный курс, необходим определенный стартовый уровень знаний по учебному предмету. Для диагностики проводится входное тестирование. • Индивидуальный подход . Разрабатывается индивидуальная траектория обучения учащегося. • Контроль времени. Устанавливаются сроки для работы с каждым заданием и сроки для выполнения зачетных работ.   Модели дистанционного обучения:

Принципы ДО:

• Интерактивность. Разные формы сетевого общения обучающихся и преподавателя: обмен сообщениями, просмотр видеоматериалов, консультации через скайп, общение на форумах.

• Модульная структура. Образовательный курс разбит на блоки, которые могут изучаться по отдельности.

• Фиксирование отправной точки обучения. Для того чтобы изучать дистанционный курс, необходим определенный стартовый уровень знаний по учебному предмету. Для диагностики проводится входное тестирование.

• Индивидуальный подход . Разрабатывается индивидуальная траектория обучения учащегося.

• Контроль времени. Устанавливаются сроки для работы с каждым заданием и сроки для выполнения зачетных работ.

Модели

дистанционного

обучения:

Преимущество для учащихся: • Обучающийся сам выбирает время и место для занятий. Учиться можно не выходя из дома. • Материал изучается в индивидуальном темпе. Любая лекция может прослушиваться многократно. • Ученик не пассивный слушатель, а активный участник, управляющий учебным процессом. • Доступ к разнообразным информационным источникам (электронным интерактивным материалам). • Обучение доступно детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети из отдаленных областей могут учиться по курсу, разработанному для столичных школьников. Преимущество для учителя:  • Возможность обучать сразу любое количество  учеников. • Современные интерактивные средства обучения (онлайн-тестирование, интерактивные учебники), которые повышают качество  образования.

Преимущество для учащихся:

• Обучающийся сам выбирает время и место для занятий. Учиться можно не выходя из дома.

• Материал изучается в индивидуальном темпе. Любая лекция может прослушиваться многократно.

• Ученик не пассивный слушатель, а активный участник, управляющий учебным процессом.

• Доступ к разнообразным информационным источникам (электронным интерактивным материалам).

• Обучение доступно детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети из отдаленных областей могут учиться по курсу, разработанному для столичных школьников.

Преимущество для учителя:

• Возможность обучать сразу любое количество

учеников.

• Современные интерактивные средства

обучения (онлайн-тестирование, интерактивные

учебники), которые повышают качество

образования.

Основные трудности для учащихся:  • Трудно постоянно поддерживать мотивацию на высоком уровне. Обучение на расстоянии требует самоорганизации и самодисциплины. • Дефицит прямого общения с преподавателем. Не удается регулярно отслеживать и исправлять ошибки, которые допускаются в выполняемых заданиях. • Необходим постоянный доступ в Интернет. Место для учебы должно быть оборудовано веб-камерой, микрофоном и персональным компьютером. • Не хватает практических занятий, преобладает в обучении теоретический материал. Основные трудности для учителя: • Много тратится времени и сил на разработку дистанционного учебного модуля. • Методика организации дистанционного обучения нуждается в совершенствовании. • Учитель не может полностью контролировать учебный процесс. Контролируют обучение только сам ученик и его родители. • Отсутствует эмоциональный контакт с учеником.

Основные трудности для учащихся:

• Трудно постоянно поддерживать мотивацию на высоком уровне. Обучение на расстоянии требует самоорганизации и самодисциплины.

• Дефицит прямого общения с преподавателем. Не удается регулярно отслеживать и исправлять ошибки, которые допускаются в выполняемых заданиях.

• Необходим постоянный доступ в Интернет. Место для учебы должно быть оборудовано веб-камерой, микрофоном и персональным компьютером.

• Не хватает практических занятий, преобладает в обучении теоретический материал.

Основные трудности для учителя:

• Много тратится времени и сил на разработку дистанционного учебного модуля.

• Методика организации дистанционного обучения нуждается в совершенствовании.

• Учитель не может полностью контролировать

учебный процесс. Контролируют

обучение только сам ученик и его родители.

• Отсутствует эмоциональный контакт с учеником.

Структура дистанционного урока (ДУ): Постановка целей обучения. Выработка значимых для учащихся мотивационных установок.  Инструктаж для учащихся и рекомендации к освоению учебного материала. 3. Самостоятельное изучение учениками нового модуля: • просмотр видео-лекции; • работа с мультимедийными материалами; • выполнение тренировочных интерактивных заданий. 4. Контроль усвоения материала. Завершающее модуль онлайн-тестирование. 5. Консультация учителя. Рефлексия.

Структура дистанционного урока (ДУ):

  • Постановка целей обучения. Выработка значимых для учащихся мотивационных установок.
  • Инструктаж для учащихся и рекомендации к освоению учебного материала.

3. Самостоятельное изучение учениками нового модуля:

• просмотр видео-лекции;

• работа с мультимедийными материалами;

• выполнение тренировочных интерактивных заданий.

4. Контроль усвоения материала. Завершающее модуль онлайн-тестирование.

5. Консультация учителя. Рефлексия.

Алгоритм разработки дистанционного урока 1.Определить тему урока, выделить основные учебные элементы. 2. Определить тип урока (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль…). 3. Выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели дистанционного урока (с учётом уровня ИКТ-компетентности обучающихся). 4. Определить форму проведения дистанционного урока (вебинар, веб-квест, семинар, конференция…). 5. Выбрать способ доставки учебного материала и информационные обучающие материалы. 6. Структуризация учебных элементов, выбор формы предъявления их ученикам (тестовые, графические медиа, рисунки, таблицы, слайды…). 7. Подготовка глоссария (списка терминов) по тематике дистанционного урока. 8. Разработка контрольных заданий для каждого учебного элемента урока. 9. Выбор системы оценивания и формирование шкалы оценивания ответов обучающихся.

Алгоритм разработки дистанционного урока

1.Определить тему урока, выделить основные учебные элементы.

2. Определить тип урока (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль…).

3. Выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели дистанционного урока (с учётом уровня ИКТ-компетентности обучающихся).

4. Определить форму проведения дистанционного урока (вебинар, веб-квест, семинар, конференция…).

5. Выбрать способ доставки учебного материала и информационные обучающие материалы.

6. Структуризация учебных элементов, выбор формы предъявления их ученикам (тестовые, графические медиа, рисунки, таблицы, слайды…).

7. Подготовка глоссария (списка терминов) по тематике дистанционного урока.

8. Разработка контрольных заданий для каждого учебного элемента урока.

9. Выбор системы оценивания и формирование шкалы оценивания ответов обучающихся.

Длительность дистанционных занятий (ДЗ) для обучающихся: 1 классы – 10 минут 2-5 классы – 15 минут 6-7 классы – 20 минут 8-9 классы – 25 минут 10-11 классы – 30 минут Распределение времени урока: ознакомление с инструкцией – 5 минут; работа в соответствии со сценарием – 20 минут; выполнение индивидуальных заданий – 10 минут; Обсуждение результатов урока – 10 минут

Длительность дистанционных занятий (ДЗ) для обучающихся:

1 классы – 10 минут

2-5 классы – 15 минут

6-7 классы – 20 минут

8-9 классы – 25 минут

10-11 классы – 30 минут

Распределение времени урока:

  • ознакомление с инструкцией – 5 минут;
  • работа в соответствии со сценарием – 20 минут;
  • выполнение индивидуальных заданий – 10 минут;
  • Обсуждение результатов урока – 10 минут
Требования к уроку ДО для учителя: Внешний порядок урока (начало – окончание урока). Внутренний порядок урока (его структура – целесообразное разделение урока на этапы). Проблемный подход к обучению (обучающиеся должны осуществлять те же мыслительные операции, которые характерны для научного познания: понимание проблемной ситуации, осмысление проблемы, постановка частных вопросов, поиск для решения, выдвижение гипотез, предположений, возможных путей решения, решение проблемы, оценка решений…). Соответствие урока дидактическим требованиям: наглядность и точность при выработке представлений и понятий, опора на изученный материал, соответствие упражнения и контрольных заданий данному уроку…)

Требования к уроку ДО для учителя:

  • Внешний порядок урока (начало – окончание урока).
  • Внутренний порядок урока (его структура – целесообразное разделение урока на этапы).
  • Проблемный подход к обучению (обучающиеся должны осуществлять те же мыслительные операции, которые характерны для научного познания: понимание проблемной ситуации, осмысление проблемы, постановка частных вопросов, поиск для решения, выдвижение гипотез, предположений, возможных путей решения, решение проблемы, оценка решений…).
  • Соответствие урока дидактическим требованиям: наглядность и точность при выработке представлений и понятий, опора на изученный материал, соответствие упражнения и контрольных заданий данному уроку…)
Требования к дистанционному обучению для обучающихся: Иметь навыки пользователя компьютера (смартфона, телефона). Активность обучающегося (как её достичь? – создавать активы мотивации их деятельности). Характер урока (урок должен носить частично-поисковые, эвристические методы с проблемным изложением материала, а так же исследовательские методы, позволяющие решать новые для них познавательные задачи, находить решение уже известных задач, доказательств, теорем).

Требования к дистанционному обучению для обучающихся:

  • Иметь навыки пользователя компьютера (смартфона, телефона).
  • Активность обучающегося (как её достичь? – создавать активы мотивации их деятельности).
  • Характер урока (урок должен носить частично-поисковые, эвристические методы с проблемным изложением материала, а так же исследовательские методы, позволяющие решать новые для них познавательные задачи, находить решение уже известных задач, доказательств, теорем).
Рекомендации для учителя: Потратьте время для знакомства с учащимися, узнайте их интересы. Это поможет при подготовке уроков и поможет выстраивать мотивационный аспект. Не всегда есть необходимость проводить урок 45 минут. Давайте задания для самостоятельной работы. Придумывайте физкультминутки, чтобы ребёнок мог оторваться от экрана монитора и расслабиться. Старайтесь как можно меньше говорить сами, а задавайте вопросы, чтобы ребёнок мог выстраивать логику своих мыслей. Старайтесь как можно больше учебный материал приблизить к жизни, активируя мотивацию. Начинайте урок вовремя, спишитесь с ребёнком за 5 минут до урока. Старайтесь приучать ребёнка, чтобы он звонил Вам первым. Приучайте обучающегося к самостоятельному поиску информации. Материалы к уроку нужно готовить самостоятельно, чтобы адаптировать их под своего ученика. Не нужно «изобретать велосипед», уроки, которые Вы готовите в классе, можно применять и на ДО.  Чтобы урок получился, продумайте заранее решение всех нештатных ситуаций.

Рекомендации для учителя:

  • Потратьте время для знакомства с учащимися, узнайте их интересы. Это поможет при подготовке уроков и поможет выстраивать мотивационный аспект.
  • Не всегда есть необходимость проводить урок 45 минут. Давайте задания для самостоятельной работы.
  • Придумывайте физкультминутки, чтобы ребёнок мог оторваться от экрана монитора и расслабиться.
  • Старайтесь как можно меньше говорить сами, а задавайте вопросы, чтобы ребёнок мог выстраивать логику своих мыслей.
  • Старайтесь как можно больше учебный материал приблизить к жизни, активируя мотивацию.
  • Начинайте урок вовремя, спишитесь с ребёнком за 5 минут до урока. Старайтесь приучать ребёнка, чтобы он звонил Вам первым.
  • Приучайте обучающегося к самостоятельному поиску информации.
  • Материалы к уроку нужно готовить самостоятельно, чтобы адаптировать их под своего ученика.
  • Не нужно «изобретать велосипед», уроки, которые Вы готовите в классе, можно применять и на ДО.
  • Чтобы урок получился, продумайте заранее решение всех нештатных ситуаций.
Контроль знаний при ДО: Особенности контроля знаний Кто оценивает Средства контроля Формы контроля Компьютерная программа Тестирующие программы учитель скайп Электронная почта Задания с ответом в виде файлов тесты Проектная деятельность Устные ответы

Контроль знаний при ДО:

Особенности контроля знаний

Кто оценивает

Средства контроля

Формы контроля

Компьютерная программа

Тестирующие программы

учитель

скайп

Электронная почта

Задания с ответом в виде файлов

тесты

Проектная деятельность

Устные ответы

Особенности уроков технологии на дистанционном обучении: Урок технологии является основной практико-ориентированной образовательной областью в школе. На уроках технологии формируются навыки и умения практической проектной работы. Пример заданий к уроку Технологии в 6 классе: Предмет Тема урока Технология Комнатные растения в интерьере дома. Задание для самостоятельной работы Разновидности комнатных растений. Прочитать материал учебника (материал по ссылке) https://sites.google.com/site/sajtucitelavinogradovojuv/distancionnoe-obucenie-6-klass/nedela11-15aprela Дополнительно Выполненное задание отправлять на электронную почту: rizhko 18121960@gmail.com     Творческий проект «вышивка лентами». Представление проекта Сделать карточку-задание (по этой же ссылке)  

Особенности уроков технологии на дистанционном обучении:

  • Урок технологии является основной практико-ориентированной образовательной областью в школе.
  • На уроках технологии формируются навыки и умения практической проектной работы.

Пример заданий к уроку Технологии в 6 классе:

Предмет

Тема урока

Технология

Комнатные растения в интерьере дома.

Задание для самостоятельной работы

Разновидности комнатных растений.

Прочитать материал учебника (материал по ссылке) https://sites.google.com/site/sajtucitelavinogradovojuv/distancionnoe-obucenie-6-klass/nedela11-15aprela

Дополнительно

Выполненное задание отправлять на электронную почту: rizhko [email protected]

 

 

Творческий проект «вышивка лентами». Представление проекта

Сделать карточку-задание (по этой же ссылке)

 

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!

Список литературы:  1. Колбин Р.В. Дистанционные образовательные технологии как средство обучения информатике в условиях профильной школы: автореферат… кандидата педагогических наук: 13.00.02 – Челябинск, 2007 – 181с 2. Снегурова В.И. Методическая система дистанционного обучения учащихся общеобразовательных школ: автореферат…доктор педагогических наук: 13.00.02 – Санкт-Петербург, 2010 – 513с 3. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - http://www.rg.ru 4. http://www.ispring.ru
  • Список литературы: 
  • 1. Колбин Р.В. Дистанционные образовательные технологии как средство обучения информатике в условиях профильной школы: автореферат… кандидата педагогических наук: 13.00.02 – Челябинск, 2007 – 181с
  • 2. Снегурова В.И. Методическая система дистанционного обучения учащихся общеобразовательных школ: автореферат…доктор педагогических наук: 13.00.02 – Санкт-Петербург, 2010 – 513с
  • 3. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - http://www.rg.ru
  • 4. http://www.ispring.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!