Стафеева Л.Н., учитель физики и информаики, МАОУ «СОШ №7», г.Краснокаменск
Тематический классный час
«Семья в жизни человека»
Цель: Воспитывать у учащихся чувство ответственности к планированию будущих семейных отношений.
Задачи:
воспитывать уважительное отношение к понятию «семья»;
развивать положительные эмоции и чувства, связанные с данной проблемой.
Форма проведения: круглый стол.
Предварительная подготовка:
Учащиеся пишут сочинение – размышление «Моя будущая семья. Какой я ее вижу».
Ребята подбирают пословицы и поговорки по теме «семья», в них они должны отразить следующее:
Учащиеся готовят плакаты, связанные с темой «Семья» (условие: отражение взаимоотношений в семье).
Предварительный опрос родителей, родственников, педагогов.
Вопросы:
Счастливы ли вы в своей семье?
Представляете ли вы свою жизнь без семьи?
Что дает человеку семья, по вашему мнению?
Предварительные проблемные вопросы для обсуждения в ходе круглого стола.
А) История возникновения слова «семья»;
Б) Условия, при которых семья не может существовать;
В) Почему по статистике холостые мужчины и незамужние женщины живут меньше, чем семейные люди.
Ход классного часа.
Вступительное слово классного руководителя.
Чтение стихотворения Э. Асадова.
Да, так уж устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети родителей.
И все же – не стоит детей корить,
Ведь им не всегда щебетать на ветках.
Когда – то и им малышей растить,
Все перечувствовать и пережить,
И побывать в «стариках » и «предках».
Да, рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень, с одобрения родителей или без него, люди создают семью.
Какой она будет: счастливой или не очень, шумной или нет, богатой или бедной – покажет время и ваши стремления к прогнозированию будущей семьи. А какие ассоциации вызывает у вас слово «семья»? (Ученики называют по цепочке - не более двух ассоциаций. Повторяться ассоциации не должны).
Анализ предварительного опроса родителей, родственников и педагогов. Выводы.
История слова «Семья». Исследования учащихся по этому вопросу.
Выводы.
Учащиеся пишут условия, при которых семья не может существовать. Ученики работают в группах разделив условия на три группы: психологические, материальные и нравственные. Свои выводы они записывают на доске. Примерно могут получиться следующие ответы:
Психологические условия:
Отсутствие общих интересов;
Несовместимость характеров;
Несовпадение желаний людей;
Непонимание и неприятие привычек других и т.д.
Материальные условия:
Нравственные условия:
Недостаточная готовность принимать и понимать другого человека;
Принципиальные различия в жизненных и нравственных позициях;
Тайные планы и одиночные решения.
Статистические данные.
В течение 10 лет американские психологи проводили изучение семей трех тысяч американцев и образа жизни молодых мужчин и незамужних женщин. В результате исследования они пришли к выводу: каждая 5-ая семья распадается. Браки чаще всего распадаются после 5, 15 и 20 лет совместной жизни. Но самым неутешительным выводом в этом исследовании является то, что холостые мужчины и незамужние женщины умирают в 15 раз чаще, чем люди в таком же возрасте, живущие в семье.
Ученики анализируют ситуацию и дают ответы на вопросы:
Почему семьи распадаются через 5, 15 и 20 лет совместной жизни?
Почему холостые мужчины и незамужние женщины умирают чаще, чем люди, живущие в семье?
Как вы думаете, применимы ли результаты данного исследования к России?
Анализ сочинений учащихся.
Тайное мнение.
Ученик предлагается ответить на вопрос: «Какую семью вы считаете идеальным образцом для создания собственной семьи?»
Ребята пишут ответы на маленьких листочках бумаги и опускают в небольшую коробочку, которую классный куратор пускает по кругу. Затем учитель достает записочки, зачитывает ответы учеников без указания фамилий.
Подведение итогов.
Классный час
«Скажи нет наркотикам»
Цель: формировать у учащихся отрицательное отношение к наркотикам, обучение учащихся пониманию и осознанию влияния наркотиков на будущее человека.
Предварительная подготовка:
Учащимся предлагаются различные задания, которые они выполняют в зависимости от собственного интереса и желания.
Задание для учеников – продолжить предложения, предложенные в анкете.
Продолжи предложение:
Существует мнение, что наркотики – это…
Есть мнение, что наркотики положительно влияют на …
Есть мнение, что наркотики отрицательно влияют на…
Существует мнение, что ты не станешь наркоманом, если…
Существует мнение, что ты станешь наркоманом, если…
Существует мнение, что с наркотиками нужно бороться…
Существует мнение, что с наркотиками нельзя бороться…
Анализ ответов учащихся становится основой для подготовки классного часа. Результаты ответов оформляются в виде плакатов и заранее предлагаются специалистам для анализа и подготовки к участию в обмене мнением в ходе классного часа.
Учащимся также предлагается составить список причин, в результате которых человек становится наркоманом. Классный куратор анализирует список и с помощью ребят готовит плакат «Наиболее частые причины наркотической зависимости человека».
Все ученики разбиваются на 5 групп и выполняют следующие задания:
Поиск статистических данных о негативном влиянии наркотиков на организм человека.
Поиск в художественной литературе описания состояния человека в период принятия наркотиков и после принятия наркотиков.
Разработка мер по профилактике наркотической зависимости в социуме.
Создание рекламных роликов «Молодежь против наркотиков» или компьютерных презентаций.
Подготовка вопросов для обсуждения.
Ход классного часа
Ведущий:
Слово «наркотики» прочно существует в словаре XXI века как одно из самых употребляемых слов. Готовясь к сегодняшнему разговору, было интересно узнать, как реагируют люди на это слово чисто внешне. Улыбаются, морщатся, машут руками, крестятся и т.п.
Опрос на улицах города и в стенах нашей школы дал следующую статистику: (было опрошено 52 человека)
Пожилые люди – 12 человек
Люди среднего возраста – 10 человек
Молодежь и школьники – 30 человек
Реакция:
Пожилые люди:
Испуг – 4 человека
Непонимание, недоумение – 3 человека
Безразличие – 3 человека
Агрессия и озлобленность – 2 человека
Люди среднего возраста:
Молодежь и школьники:
Эта небольшая статистика говорит о том, что проблема наркотиков на слуху у всех членов общества. Все о ней знают или слышали, все пытаются существовать с этой проблемой параллельно. А какую статистику внутри класса по данной проблеме мы получили?
II. Учащиеся знакомят всех присутствующих со статистикой и анализируют ее.
III. Выступление специалистов ОБ№4 по анализу результатов мнений учащихся.
IV. Анализ плаката «Наиболее частые причины наркотической зависимости человека»
V. Обмен мнениями по теме «Наркотики – свобода или зависимость, полет или падение ?»
VI.Мнение специалиста.
Состояние человека в период принятия наркотиков и после них (просмотр видеофрагментов).
VII. «Если бы я был президентом…..» - разработка учащимися мер по преодолению наркотической зависимости молодежи.
VIII. Защита проектов рекламных роликов или компьютерных презентаций «Молодежь против наркотиков».
Проблемные вопросы для обсуждения:
Как можно избежать наркотической зависимости?
Куда нужно обращаться, если тебе предлагаются наркотики?
Нужно ли бороться с наркотиками, если ты убежден, что тебя это не коснется?
Должен ли быть наркоман в изоляции?
IX. Подведение итогов классного часа.
8