СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семья и школа. Роль семьи в обучении и воспитании старших подростков.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подростковый период — период завершения детства, переходный от детства к взрослости. И конечно же, подростковый возраст нельзя рассматривать только как подготовку к взрослой жизни, он ценен сам по себе, как и любой период человеческой жизни.

Родителям нужно осознавать, что ребенок воспитывается не только и не столько в процессе проводимых специально занятий, сколько всем укладом жизни семьи, той нравственной, духовной, социальной атмосферой, которая царит в ней, характером и системой взаимоотношений между родителями, родителями и детьми.

Просмотр содержимого документа
«Семья и школа. Роль семьи в обучении и воспитании старших подростков.»

Родительское собрание на тему: «Семья и школа. Роль семьи в обучении и воспитании старших подростков»

Выступление педагога-психолога

Цель: Ознакомить родителей  с возрастными особенностями восьмиклассников и индивидуальными результатами диагностики.

Задачи:  1. Расширить знания родителей о психологических особенностях старших подростков.

           2. Предложить практические рекомендации родителям по интеграции усилий семьи и школы, с целью повышения учебной мотивации.


- Уважаемые родители! Рада вас приветствовать!

Несомненно, каждый хотел бы, чтобы его ребенок был образованным человеком, чтобы способности, заложенные природой, получили бы наибольшее развитие, чтобы ребенок успешно закончил школу.

Сегодня мы поговорим о переходном возрасте и учебной мотивации подростка.

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

Мотив - побуждение к достижению цели.

Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Различают мотивы понимаемые и реально действующие. Учащийся понимает, почему надо учиться, но это еще не побуждает его заниматься учебной деятельностью. При конкретных условиях понимаемые мотивы становятся реально действующими.


В 8 классе отмечается снижение учебной мотивации, что напрямую влияет на успехи детей в учебе. Ребенок в 13-15 лет – считается подростком.

Подростковый период — период завершения детства, переходный от детства к взрослости. И конечно же, подростковый возраст нельзя рассматривать только как подготовку к взрослой жизни, он ценен сам по себе, как и любой период человеческой жизни.

Личностные изменения

Физиологические изменения влияют на психологическую и социальную зрелость, которые могут не совпадать.

Подросток подвержен сильнейшим переживаниям, вызванным как чувством наступающей взрослости и формированием образа “Я”, так и идентификацией с образом пола. Для подростков характерны переживания, связанные с их отношением к себе, к собственной личности, процессом познания себя, и преимущественно эти переживания отрицательные. Один из первых результатов самопознания – заниженная самооценка. По многим критериям – “ум”, “общение”, “здоровье”, “характер” и др. – в 10-балльном измерении подросток оценивает себя примерно на 5 баллов, а по критерию “счастье” не поднимается выше 3–4 баллов. Процесс самопознания идет по пути обнаружения все новых недостатков и негативных качеств, подросток во всем винит себя – и в плохой учебе, и в конфликте с родителями. Этому способствует усвоение им представлений и оценок, которые есть у окружающих взрослых. Исследования показывают, что родители и педагоги практически не видят положительных черт, достоинств подростка, тогда как суждения о недостатках предельно разнообразны, конкретны. Подросток еще не умеет опираться на сильные стороны своей личности, характера, свои достоинства, поэтому уязвим.

Центральным и специфическим новообразованием в личности старшего подростка является возникающее у него представление о себе как уже не о ребенке, он начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть взрослым. Своеобразие этой особенности, называемой чувством взрослости, заключается в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, хотя есть потребность в признании его взрослости окружающими. Это новый уровень притязаний,  предвосхищающий новое положение, которого подросток еще не достиг. В этом и заключается глубокое противоречие: подросток требует признания того, что на самом деле еще не сформировалось. Но именно поэтому он столь остро реагирует на любое ущемление педагогами, воспитателями и родителями его взрослой позиции: грубит или плачет, поступает вопреки установленным нормам и правилам,  курит или принимает алкоголь,  вступает в ранние сексуальные отношения, чтобы доказать свою взрослость.

Чувство взрослости как специфическое новообразование самосознания – стержневая особенность личности, ее структурный центр, так как выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям и миру, определяет специфическое содержание его социальной активности, его переориентацию с одних норм и ценностей на другие – с детских на взрослые, от детских форм поведения, игровой деятельности к потребности проявить себя в профессиональной деятельности.

Взрослостью называется ощущение подростком себя как взрослого, стремление его поступать так, как поступает взрослый, и добиваться того, чтобы с ним считались так же, как со взрослым. У подростка формируются новые типы отношений со сверстниками, родителями и другими людьми, моральные принципы, новые представления о будущем.

Подростки очень нуждаются в общении с друзьями, в любви и понимании родителей, близких людей, во внимании окружающих людей к себе, как к личности. Оценка и положительная эмоциональная поддержка взрослых и сверстников приобретают для него первостепенное значение.

Отношения подростка со взрослыми перестраиваются, причем не всегда «по вектору» взаимопонимания. Цель товарищеской заботы взрослого – раскрытие и развитие творческих сил подростка в конкретных делах и поступках на общую радость и пользу. Сущность товарищеской заботы – единство уважения и требовательности к человеку.

Подростки сравнивает свое поведение с теми образцами, которые предлагаются ближайшим окружением: родителями, преподавателями, воспитателями и другими значимыми для него взрослыми. При возникновении несоответствия между реальным поведением и предлагаемыми образцами в самосознании ребенка формируются негативные отношения как к предлагаемым ценностям, так и к самому себе.

Для подростка очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы форма его поведения не была детской. Ценность работы для подростка определяется ее взрослостью, а возникающие представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых, обычно весьма нелицеприятно, отсюда и типичные возрастные конфликты. Там, где подросток обделен вниманием взрослых, где нет доверительных взаимоотношений, формируется чувство враждебности ко всему окружающему миру.

Помните, что подростки прислушаются к Вам только в том случае, если Ваш интерес к их проблемам будет искренним, внимание – неподдельным.

Учебная деятельность подростка

Характерной чертой этого возраста является пытливость ума, стремление к познанию, подросток жадно стремится овладеть как можно большим количеством знаний, при этом не обращая должного внимания на их систематичность.

Подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их.  

Подростковый возраст – это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов и больших дел.

На учебную деятельность подростка одновременно влияют несколько мотивов: если младшие хотят учиться ради самого учения и интереса к нему, то старшие – ориентируются на жизненные ценности, имеющие для них особый смысл.

Мотивы собственного роста, собственного совершенствования связаны с постоянной потребностью быть значимым, интересным для сверстников.

Мотивы учебной деятельности не формируются спонтанно, независимо от содержания учебного предмета, роли преподавателя, воспитателя и родителей, а также вне соответствующего окружения.

Каковы причины неуспеваемости и к чему она приводит?

Для того чтобы учение приносило подростку радость открытия, желание заниматься умственной деятельностью, хорошо учиться, ему требуются определенные психофизиологические и психологические данные, поэтому причиной неуспеваемости могут быть низкая работоспособность, слабость нервных процессов, которые обусловливают быструю утомляемость, низкий темп выполнения задания (например, списывания с доски или анализа условий задачи на контрольной работе). Утомляемость подростка проявляется в вялости или суетливости, поспешности, при которых ему бывает трудно тщательно выполнять работу (например, писать сочинение, проверять ошибки, вспоминать правила). Психофизиологические свойства составляют основу темперамента и влияют как на учебную деятельность, так и на поведение в целом.

Психологические причины неуспеваемости связаны, прежде всего, с особенностями ощущений и восприятий (схватывающий и детализирующий тип восприятия, избирательность восприятия, особенности развития слухового или зрительного анализатора), памяти (умелое использование приемов запоминания, характер забывания, установка на долговременное и прочное запоминание, активное использование типа запоминания и пр.), особенностями мышления и качества ума (гибкость, скорость, широта и глубина ума и пр.), внимания (объем, устойчивость, переключаемость, распределяемость, концентрация). Преобладание, например, зрительного типа запоминания предполагает, что подросток будет лучше помнить материал, если он рассмотрит схемы, рисунки, сделает чертеж. Незнание своих особенностей способствует слабому усвоению учебного материала и, как следствие, приводит к неуспеваемости.

К причинам неуспеваемости подростка также относятся: психосоматические (заболевание, плохое самочувствие), педагогическая запущенность (подросток предоставлен сам себе, его никто не контролирует), психологические, зависящие от самого учащегося (разболтанность, неусидчивость, широкие, но неглубокие интересы, которые часто меняются).

 

Общие рекомендации

Педагоги и родители! Вы много сил и энергии тратите для того, чтобы подростки хорошо учились. Но процесс взросления очень труден, нужно помочь ребятам преодолеть их трудности. Прежде всего, нужно иметь в виду следующее:

• Легче всего воздействовать на подростка, если он вам доверяет.

• Настроение подростка часто меняется из-за того, что в его организме происходят значительные гормональные изменения.

• Усталость подростка часто вызвана недостатком кислорода. Утомляемость и сонливость, рассеянность внимания и расторможенность влияют на его поведение, которое может быть неадекватным. Имейте это в виду, а также то, что замечания можно делать невербально (кивком головы, прикосновением и пр.).

• Предъявляйте разумные требования, которые должны быть выполнены к конкретному сроку. Пусть подросток отчитается в выполнении. Выполнение порученного должно быть проверено. Требования должны быть одинаковыми для всех.

• Не используйте двойные стандарты: кому-то что-то разрешаете, а кому-то то же самое запрещаете, потому что он вам не нравится.

• Вспышку гнева можно предупредить, если в присутствии всех отметить что-то хорошее. Особенно это касается эмоционально неуравновешенных подростков.

• Замечания, относящиеся ко многим, сообщайте спокойным тоном, разумно, без эмоционального подтекста. Если вы хотите сообщить свое мнение какому-то конкретному человеку, то высказывание должно касаться только какой–либо одной стороны деятельности или неудачного действия. Личность любого достойна уважения.

• К подростку, претендующему на оригинальность, самостоятельность и взрослость, обращайтесь как к равному.

• Наше настроение передается подросткам. Помните, что подростки смотрятся в нас как в зеркало и подражают нам.


Родителям нужно осознать, что ребенок воспитывается не только и не столько в процессе проводимых специально занятий, сколько всем укладом жизни семьи, той нравственной, духовной, социальной атмосферой, которая царит в ней, характером и системой взаимоотношений между родителями, родителями и детьми.


Памятка для родителей:

  • помните, что подростки прислушиваются к вам только в том случае, если ваш интерес к их проблемам будет искренним, внимание - неподдельным.

  • помогайте подростку осознать свои актуальные потребности, для этого ставьте вместе с ним цели, помогающие ему достичь заветных желаний.

  • честно указывать подростку на его удачи и не удачи (причем удачи объяснять его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой)

  • Сравнивайте своего ребенка только с ним самим!!!, обязательно отмечая продвижение вперед

  • Постоянно контролируйте ребенка, но без гиперопеки по принципу: «Доверяй, но проверяй!»

  •  Доверяйте своему подростку и говорите с ним как с другом. Наказания и крики будут отдалять вас друг от друга.

  • Рецепт: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом. 


Возьмите полную чашу терпения,

влейте в неё полное сердце любви,

добавьте две горсти щедрости,

посыпьте добротой, плесните

немного юмора и добавьте, как можно больше веры.

И предложите всё это своим детям

И окружающим вас людям!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!