8 класс
Тема: «Семья, функции , семейное хозяйство.»
Цели урока:
- сформировать у учащихся понятие о месте домашней экономики в обществе;
- развивать у учащихся целостность взглядов на семейные отношения, роль семьи в обществе;
- воспитывать уважение и ответственное отношение к членам семьи, бережное отношение к семейным ресурсам.
Тип урока: изучение нового материала
ХОД УРОКА
Организационный момент:
Контроль посещаемости.
Проверка готовности к занятию.
2. Формирование мотивации к изучению.
Ребята, я надеюсь, вы отдохнули немного на каникулах и готовы с новыми силами включиться в учебу.
Сегодня мы начинаем изучение новой темы, но ничего нового я вам не расскажу. А знаете почему? Потому что вы всё это уже знаете, только не придаёте этим знаниям большого внимания. Вам интересно, о чем пойдёт речь? Тогда начинаем.
Наш сегодняшний урок я хотела бы начать со стихотворения:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Кто мне скажет тему сегодняшнего урока? (семья) Вы правильно догадались, речь на этом уроке пойдет о семье. Какую роль она играет? Что означает это понятие? Какие функции выполняет семья? Сейчас мы попытаемся это выяснить. Давайте запишем в тетради тему нашего урока «Я и наша семья. Функции семьи».
3. Объяснение нового материала.
Славянское слово «семья» родилось во времена Древней Руси. Есть несколько толкований его происхождения. Одно из них связывают с понятием «я», повторенного семь раз: родители супруга, родители супруги – это четверо, сами супруги – ещё двое и ребёнок. «Семья – я. То есть я повторён в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Потому что издавна цифра «семь» считается цифрой многозначительной и особо счастливой, потому как означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях.
Давайте послушаем, какое толкование этому слову дают словари:
В словаре Ожегова- Группа живущих вместе близких родственников, Объединение людей, сплоченных общими интересами
В словаре Ефремовой - Группа близких родственников (муж, жена, родители, дети и т.п.), живущих вместе. Группа, организация людей, спаянных дружбой и объединенных общими интересами.
В толковом словаре Ушакова - Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Давайте запишем определение в тетрадь: Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Ребята, а скажите, зачем современному человеку нужна семья? Давайте попросим каждого познакомить присутствующих со своей позицией.
(учащиеся по очереди отвечают на вопрос, зачем нужна семья)
Судя из ваших ответов, каждая семья выполняет какие-то функции.
Функции семьи – это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняла основные функции.
Сейчас ребята давайте разгадаем кроссворд, из ответов которого вы узнаете функции выполняемые семьей в процессе свой жизнедеятельности (все ответы в имени прилагательном).
(Каждому ребенку выдается кроссворд с вопросами)
Функции семьи 3
Вопросы:
Биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода (репродуктивная).
Духовное воспроизводство населения. Семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое воздействие на каждого члена в течение всей жизни; состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию поколения, подготовку новых членов общества (воспитательная).
Получение материальных средств одних членов семьи для других, поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества (экономическая).
Удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья (эмоциональная).
Организация рационального отдыха, взаимообогащение интересов (досуговая).
Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном нравственном обогащении, она играет значительную роль в развитии членов общества (духовная).
Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи ее же называют бытовой (хозяйственная).
Обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами (социализации).
4. Практическая работа «Определение функций семьи»
А сейчас я вам предлагаю различные семейные дела, занятия. Определите, какие из них относятся к хозяйственным (Х), воспитательным (В), психологическим (П) функциям. Соответственно поставьте напротив каждой функции знак (Х), (В), или (П). На выполнение этого задания вам даётся 3 минуты. (каждому учащемуся выдается карточка с заданием)
Время вышло, отложите ручки и поменяйтесь своими карточками с соседом. Я вам зачитываю правильные ответы, а вы внимательно проверяйте.
Если ошибок нет или 1 ошибка – 5 баллов
2 – 4 ошибки – 4 балла
5 – 7 ошибок – 3балла
Более 8 ошибок – 2 балла.
5. Оценка и отметка учащихся учителем
6. Подведение итогов урока
- Анализ проведенного урока, рефлексия
Вам понравился урок?
Что нового узнали, чему научились?
Были ли у вас трудности при изучении материала?
7. Домашнее задание: повторить конспект, Привести примеры выполняемых функций в семье учащегося.
Урок окончен. До свидания.
№ | Содержание семейных дел | Вид функции |
1. | Уборка квартиры | х |
2. | Проверка домашнего задания у ребенка | в |
3. | Мытье посуды | х |
4. | Обсуждение с членами семьи событий дня | п |
5. | Приготовление обеда | х |
6. | Игры с ребенком | в |
7. | Сочувствие тому, у кого неприятности | п |
8. | Чтение книги (сыну, дочери) | в |
9. | Доставка продуктов | х |
10. | Разговор с сыном (дочерью) о взаимоотношениях со сверстниками | в |
11. | Уход за цветами | х |
12. | Благодарность супруга за помощь | п |
13. | Просмотр и обсуждение с ребенком телефильма | в |
14. | Уход за домашними животными | х |
15. | Похвала за хорошо выполненное дело | в |
Определение функций семьи