СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник упражнений по теме "Лексическое значение слова" 3 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения в сборнике подобраны по теме "Лексическое значение слова"

Просмотр содержимого документа
«Сборник упражнений по теме "Лексическое значение слова" 3 класс»













































ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КАРТОЧКАМ





Лексическое значение слова.



3 класс















СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

Карточка 1

Задание. Записать, подчеркнуть многозначные слова.

Родина, берёза, ученик, яблоня, язык;

ключ, девочка, дорога, сентябрь, снегирь;

пенал, орех, апрель, класс, суббота, топор;

осина, колокольчик, карандаш, месяц, метро;

лягушка, шляпка, завод, мебель, пальто;

алфавит, ворона, посуда, петрушка, альбом;

сорока, ветер, молоток, молния, торт, щавель.

Карточка 2

Задание. Записать, подчеркнуть в словосочетаниях слова, употреблённые в переносном значении.

Весёлый ручей, играть в прятки, кудрявая берёзка;

бегут часы, золотая осень, летит самолёт;

дружная работа, море цветов, золотое кольцо;

унылый день, пушистый котёнок, глухие леса.

Карточка 3

Задание. Записать, подчеркнуть в словосочетаниях антонимы.

Горячий чай, тёплое молоко, холодный сок;

говорил громко, ехал быстро, сказал тихо;

холодный день, тёмная ночь, жаркий полдень;

кричать громко, молчать на уроке, писать письмо.

Карточка 4

Задание. Записать, подчеркнуть в словосочетаниях синонимы.

Смелый мальчик, чуткий товарищ, храбрый солдат;

идти пешком, ехать быстро, шагать по тропе;

скорый поезд, крупный орех, быстрый шаг;

детский рисунок, морозный узор, картина художника.


Карточка 5

Задание. Записать, подчеркнуть в словосочетаниях омонимы.

Тракторный завод, заводить машину, завод у часов;

зеленый лук, лук для стрельбы, луковое перо;

лист дерева, печатный лист, листья осины.

Карточка 6

Задание. Записать, подчеркнуть устойчивое словосочетание (фразеологизм).

Хороший товарищ, ворон считать, тёплый шарф;

брать на буксир, надеть пальто, повесить нос;

альбом для марок, бить баклуши, молочный кисель.

Карточка 7

Задание. Подобрать к данным словам синонимы.

Работа (труд), скоро (быстро), дети (ребята);

мороз (стужа, холод), товарищ (друг), метель (вьюга); алфавит (азбука), месяц (луна), отец (папа);

дорога (путь), ученик (школьник), жёлтый (золотой).

Карточка 8

Задание. Письмо по памяти.

Заунывный ветер гонит стаи туч на край небес.

(Н. Некрасов)

Скоро ль у кудрявой берёзы распустятся клейкие листочки... (А. Пушкин)

Всё небо было усыпано яркими и холодными звёздами

(А. Толстой)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный... (И. Бунин)

Карточка 9

Задание. Найти и записать только антонимы.

1) Живут в соседстве грусть и радость. (М. Лисянский)

2) И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом. (А. Пушкин)

3) Быль не сказка, из нее слова не выкинешь. (Пословица)

4) Готовь сани летом, а телегу зимой. (Пословица)

5) Труд кормит, а лень портит. (Пословица)

6) Худой мир лучше доброй ссоры. (Пословица)

Карточка 10

Задание. Прочитай. Спиши.

С дождями связано много примет. Солнце садится в тучи. дым припадает к земле. Ласточки летают низко. Без времени голосят по двору петухи. Облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями. Всё это приметы дождя.

(33 слова) (По К. Паустовскому)

Карточка 11

Задание. Прочитай. Спиши.

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песни над колыбелью... Что такое Родина? это весь народ. Это его культура, его язык. (32 слова)

(А. Н. Толстой)

Карточка 12

Задание. Прочитай. Спиши.

И грустно, и радостно.

Странный в сентябре лес в нём рядом и весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка. Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Тёплое солнце и холодная белая радуга. (35 слов)

(Н. Сладков)

Карточка 13

Задание. Прочитай. Спиши.

Любопытный суслик

Суслик выскочил из норки

И спросил у рыжей Норки:

— Где вы были? — У Лисички!

Что вы ели там? — Лисички!

(21 слово) (Я. Козловский)

Карточка 14

Задание. Подготовиться к диктанту.

Осень в лесу

Как красив осенний лес! Берёзки надели золотые платья. Листья клёна разрумянились. Густая листва дуба стала как медь. Сосны и ели остались зелёными. Пёстрый ковёр листьев шуршал под ногами. А сколько грибов в лесу! Душистые рыжики и жёлтые опята ждут грибников. (43 слова) Слова для справок: разрумянились.

Карточка 15

Задание. Подготовиться к диктанту.

Ночная гроза.

Ночью была гроза. Ветер и дождь стучали в окно. Над крышей трещали громовые раскаты. Вся комната освещалась молнией.

Утро после грозы было ясное. Взошло солнышко и осветило верхушки деревьев. Земля ещё не просохла от дождя и была холодная и сырая. (42 слова)

(По О. Перовской)

Слова для справок: крышей, раскаты.



Карточка 16

Задание. Подготовиться к диктанту.

Утро.

Заря осветила восточный край леса. Ушла ночная тьма, и проснулись певчие птицы. Взошло солнышко. Над долиной в облаках запел жаворонок. На листьях блестели росинки. У цветов кружились золотые пчёлки. Они пили сладкий цветочный сок. На пеньке клубком лежал уж. В воде весело играли рыбки. (45 слов)

Слова для справок: жаворонок, блестели.

Карточка 17

Задание. Узнать названия учебных вещей по их определению. Записать слова. Добавить ещё одно слово в эту группу.

Планка, по которой вычерчивают прямые линии и измеряют длину отрезков, — это ______________________.

Футляр для хранения ручек, карандашей, перьев – это ____________________.

Деревянная палочка со стержнем из графита для письма, рисования, черчения — это _________________.

Карточка 18

Задание. Выбрать из синонимов в скобках слово, подходящее по смыслу. Написать предложения.

Я шёл по лесной дорожке. Под моими ногами тихо (скрипели, хрустели, шуршали, трещали) опавшие листья.

Карточка 19

Задание. Выписать глаголы-синонимы из стихотворения Б. Заходера.

Мой лев

Подарил мне папа Льва!

Ох, и струсил я сперва!

Я два дня

Его боялся,

А на третий —

Он сломался!

Карточка 20

Задание. Дополнить пословицу, вставив антоним к выделенному слову.

Маленькие муравьи могут ____________ дерево загубить. ___________________осудит, а умный рассудит.

Карточка 21

Задание. Выписать из текста предложение с фразеологизмом. Определить значение фразеологизма, используя слова для справок.

Жил-был в лесу Сыч. По ночам разбойничал, днём прятался в густых ветках. Но пришла осень, ветер-листодёр все листья содрал — негде стало прятаться.

- Надо дупло искать, решил Сыч. — Зима на носу.

(По Н. Сладкову)

Слова для справок: наступила, очень скоро, прошла.

Карточка 22

Задание. Списать текст. Подчеркнуть два глагола и прилагательное, которые употреблены в переносном значении.

Наступила зимняя ночь. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, осыпается с них серебряный иней. В тёмном небе рассыпались яркие зимние звёзды.

(По И. Соколову-Микитову)

Карточка 23

Задание. Составить текст из предложений. Написать.

  • На солнце станет трава зеленой, и конёк станет зелёным.

  • Морской конёк живёт среди морской травы.

  • Ни за что не разглядишь его в траве.

  • Зацепится за травинку хвостом и качается.

(По Г. Снегирёву)

Карточка 24

Задание. Свободный диктант.

Тимошина флотилия.

Тимоша Есаулов любил стругать. Попала ему в руки чурка, на корабль похожая. Он ножом подровнял её и мачты приладил. Получилась каравелла. Показал Тимоша каравеллу деду. дед его похвалил

Попала Тимоше в руки книжка про корабли. Он стал по картинкам разные суда вырезать. Целая флотилия уже на окне стоит.

Утром идут соседи и смотрят: что Тимоша нового выстругал? (59 слов) (По Б. Алмазову)

Слова для справок: флотилия, корабль, подровнял, каравелла.


Карточка 25

Задание. Изложение по вопросам и опорным словам. Упражнение 88.

Вопросы:

1.Когда появилась ёлочка?

2.Какие подарки получила ёлочка в день рождения?

3.Какая стояла ёлочка?

Опорные слова: раздвинула, высунулась, удивлённо осмотрелась, роняли, ёлочкиного рождения, фонарики, оранжевые, засыпает, счастливая, нарядная, на ладошках.



Карточка 26

Задание. Подробное изложение. Разделить текст на части по плану.

Камушки

Пингвины идут с пляжа молча. Они держат в клювах камушки. Пингвинам камушки нужны не играть, а гнёзда строить. Ведь на их острове ни одной травинки не растёт. Вот пингвины и строят гнезда из камушков. Пингвиниха сидит на гнезде и под себя камушки подгребает. А рядом стоит пингвин и караулит камушки. Зазевается пингвин, сосед его камень схватит и положит себе в гнездо. Из-за камушков пингвины часто кричат и дерутся. (69 слов)

(По Г. Снегирёву)

План:

1.Почему пингвины идут с пляжа молча?

2.Из чего пингвины строят гнёзда?

З. Как пингвин караулит камушки?

4. Как ссорятся пингвины из-за камушков?

Карточка 27

Задание. Сочинение на основе наблюдений по вопросам и опорным словам на тему «Краски осени».

Вопросы:

1.Почему осень называют золотой?

2.Как раскрасила осень небо, деревья, травы, цветы, ягоды?

З. Что тебе понравилось в осеннем убранстве?


Опорные слова: голубое, лазурное, голубовато-серое (небо), серебристые, тонкие (паутинки), красные, багряные, жёлтые, золотистые, лимонные, пёстрые, бурые (листья), тёмно-зелёные (ели, сосны), серебряная (роса), белый (туман); покраснели, зарумянились, украсились, зеленеют, темнеют, желтеют.

СЛОВО И СЛОГ. ЗВУКИ И БУКВЫ (ПОВТОРЕНИЕ)

Карточка 28

Задание. Подчеркнуть в словах слог, в котором есть шипящий согласный звук.

Свеча, чудеса, дружить, печать, прощать, камыши, ворчун; щавель, чулок, мочалка, снежинка, пушинка, чаща, роща; пружина, щука, площадка, чугун, шиповник, угощу, угощать.

Карточка 29

Задание. Обозначить в словах ударение, подчеркнуть изученные орфограммы.

Этаж, гвоздь, глазки, хлеба, бровь, зверёк, бревно, ландыш; гнездо, мороз, ёрш, обувь, стриж, гриб, листок, сапог, слеза; любовь, звезда, мёд, столб, ребро, грачи, шкаф, нож;

глазок, стрела, град, шаги, сугроб, весло, роса, пенёк, чиж; юбка, грудка, травка, пряжка, ногти, указка, кофта, сладкий; резкий, мягкий, робкий, ловкий, жидкий, крепкий, сказка; улыбка, кактус, блузка, ложка, тетрадь, сливки, локти, сад.

Карточка 30

Задание. Подчеркнуть в словах буквы, написание которых надо запомнить.

Берёза, помидор, ветер, горох, город, одежда;

русский язык, сорока, малина, суббота, товарищ, урожай; мороз, дежурный, вторник, среда, молоко, лопата, молоток; фамилия, овёс, пшеница, завод, платок, огурец, огород; земляника, месяц, улица, ягода, яблоня, яблоко, капуста.

Карточка 31

Задание. Указать над каждым словом, какой частью речи оно является.

Альбомный лист, овсяный кисель, написал письмо, три товарища;

жить в городе, восемь яблок, вкусный обед, первое сентября; в сентябре мы собрали большой урожай капусты и свёклы.

Карточка 32

Задание. Подчеркнуть однокоренные слова, выделить в них корень.

Корм, воробьи, кормить, птенчик, больной, кормушка, ворона; алфавит, свет, мебель, светить, ноябрь, лягушка, светлый; дорога, декабрь, ветер, обезьяна, ветерок, картина, ветрище; осина, класс, город, осинка, машина, морковь, осиновый (лист).

Карточка 33

Задание. Письмо по памяти

Белая корзинка — В сенокос горька, Золотое донце. А в мороз сладка, В ней лежит росинка Что за ягодка?

И сверкает солнце. (Л. Ульяницкая)

Карточка 34

Задание. Распределить и записать слова в две группы: в первую слова с разделительным мягким знаком, во вторую — с мягким знаком, показателем мягкости предшествующего согласного звука.

Крыльцо, ручьи, деревья, пальто, платье, вьюга, окуньки, день, льёт, гостья, пальцы, учитель, крылья, друзья, письмо, сельдь.

Карточка 35

Задание. Распределить и записать слова в четыре группы: в первую имена существительные, во вторую имена прилагательные, в третью имена числительные, в четвёртую — глаголы.

Четыре, воробей, мороз, морозный, читать, пять, зелёный, писать, восемь, обед, обедать, яблоко, яблочный, шесть, бежать, красный.



Карточка 36

Задание. Распределить и записать имена существительные в две группы: в первую — имена существительные собственные, во вторую нарицательные.

Город Курск, деревня Ручьи, река Нева, девочка Маша, мальчик Серёжа, телёнок Буян, корова Стрелка, собака Жучка, козленок Тишка.

Карточка 37

Задание. Распределить и записать имена существительные в две группы: в первую — имена существительные одушевлённые, во вторую неодушевлённые.

Скворец, рябина, дрозд, Москва, Марина, осина, метель, завод, сорока, месяц, Буратино, помидор, малина, ученик, огород, лесник, Мальвина.

Карточка 38

Задания:

1) подчеркнуть в словах буквы, обозначающие гласные (согласные) звуки;

2) подчеркнуть в словах буквы, которыми обозначены глухие (звонкие, твёрдые, мягкие) согласные звуки;

З) обозначить в словах ударение;

4) подчеркнуть ударный (безударный) слог;

5) записать в алфавитном порядке буквы из любого слова.

1 ) Весело сияет месяц за окном. (И. Никитин)

2) Из травы глядит беленький глазок земляники.

(К. Ушинский)

3) Лисица позвала журавля на обед. (Л. Толстой)

4) Дедушка без топора мост мостит. (Мороз.)

5) И пчела летит на красный цветок. (Пословица)

6) Котята за капустой ходили в огород. (И. Токмакова)

7) Погода была чудесная. (И. Тургенев)

8) На краю города стояла школа. (А. Кононов)

9) Наловил дед рыбы полный воз. (Из народной сказки)

10) Сух сук нёс барсук. (Скороговорка)

Карточка 39

Задание. Прочитай. Спиши.

Кувшинка.

Днём кувшинка нежится на воде, и все любуются ею. А ночью она ныряет под воду. Стиснет лепестки в кулачок и нырнёт головой. Спит всю ночь в глубине.

Ясно будет утро снова вынырнет из воды. Снова развернёт лепестки навстречу солнцу и станет радовать всех. (45 слов)

(Н. Сладков)

Карточка 40

Задание. Прочитай. Спиши.

Сорока и Заяц.

- Вот бы тебе, Заяц, да лисьи зубы!

- Э-э, Сорока, всё равно плохо...

- Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!

- Э-э, Сорока, невелико счастье...

- Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!

- Э-э, Сорока, что мне клыки да когти! Душа-то у меня всё равно заячья. (52 слова)

(Н. Сладков)

Карточка 41

Задание. Подготовиться к диктанту.

Осенние дни.

Наступил сентябрь. Весь месяц стоят ясные деньки. На берёзах видны жёлтые листочки. На лесных полянах краснеют ягоды рябины. Стаи дроздов перелетают с дерева на дерево. В полях убрали хлеба. Школьники помогают убрать с огорода капусту и свёклу. (39 слов)

Карточка 42

Задание. Подготовиться к диктанту.

Летом в деревне.

Это было летом. Мы жили у деда Юры в деревне. Однажды мы пошли в лес. Вдруг подул сильный ветер. Зашумели деревья и кусты. Закружились листья. Хлынул дождь. Мы спрятались под густой елью. Льёт дождь, а под елью сухо и уютно. Скоро дождь кончился. Солнышко осветило лес.

(49 слов)

Слова для справок: однажды.

Карточка 43

Задание. Подготовиться к диктанту.

Крохали.

Около домов на деревьях домики. Эти дома сделали люди. Там живут крохали. Так зовут диких уток. Эта утка как скворец. Нос у птички крючком. Им она ловит рыбу. Вот крохаль с земли подала птенцам голос. Малыши прыгнули вниз. Утка ведёт малышей к морю. (44 слова)

(По В. Пескову)

Карточка 44

Задание. Подготовиться к диктанту.

Осенний лес.

Октябрь. Деревья давно сбросили жёлтые листья. В лесу идёт дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу. (41 слово)

Слова для справок: сбросили, рябчики.

Карточка 45

Задание. Написать подходящие по смыслу слова из словаря.

Душистая __________, спелая ____________, зимний ________, широкая __________, русский _________, тёплое __________, вкусная ________, новая __________.

Карточка 46

Задание. Подобрать к данным словам подходящие по смыслу имена, отчества и фамилии людей, клички животных, названия городов и улиц

Бабушка ____, поэт _____, учительница ______, котёнок ________, конь ______, корова _______, ёжик _____, город _______, деревня _______, улица _________.

Карточка 47

Задание. Вставить подходящие по смыслу предлоги.

___ берёзкой ___ горе спит барсук ___ своей норе.

А нора ___ барсука глубока-преглубока.

(Т. Белозёров)

Карточка 48

Задание. Написать текст, правильно обозначая начало и конец предложений. Озаглавить текст.

в осенние дни собрались к отлёту журавли они покружили над рекой родным болотом стройные косяки потянулись в далёкие тёплые края с высокого неба слышны их прощальные крики

Карточка 49

Задание. Написать, что обозначают эти выражения, используя слова для справок.

На носу - _____, не вешать нос - ______ себе под нос - __.

Слова для справок: скоро, очень тихо, не унывать.

Вставить эти выражения в диалог.

- Саша! Как ты поздравишь маму? Её день рождения уже … - Я ещё не придумал.

- Не …!

- Бабушка, я стихи сочинил.

- Хорошие стихи. Только говори громко, а не …

Карточка 50

Задание. Свободный диктант

Живой мячик.

Наташа Дурова гуляла во дворе цирка. На ней была белая шубка и пушистая шапочка. В углу стояла клетка с белыми медведями. Девочка бросала им свежий снежок.

Вдруг медведь втянул малютку в клетку. Звери стали катать Наташу по полу, как мячик.

Люди закричали. Прибежал Дуров. Он велел бросить в клетку много рыбы. Отец вошёл в клетку и загородил дочку от зверей. Так он стоял, пока Наташа не вышла из клетки.

(71 слово)

(По Н. Дуровой)

Карточка 51

Задание. Подробное изложение по вопросам и опорным словам. Озаглавить текст. Упражнение 129.


Вопросы и опорные слова:


1. Где росла сыроежка?

Посередине, рядом, в зелёном брусничнике.

2. Каков внешний вид сыроежки?

На что она была похожа?

Огромная, старая, вверх, напоминала, тарелку, наполненную.

З. Что делала птичка на краю сыроежки?

Носиком, тюк, попила, полетела.



Карточка 52

Задание. Подробное изложение по коллективно составленному плану.

Как заяц зимой живёт.

Зима. Мороз. Все животные от лютой стужи попрятались. А у зайца норы нет. Зато у него шубка тёплая.

Днём заяц спит, а ночью выходит покормиться. В поле лапками снег разроет и травку найдёт. В лесу с кустов молодые веточки обгрызёт или кору погложет. А иногда в деревне из стога сена надёргает и наестся.

Так и живет заяц всю зиму. (63 слова)

Примерный план: (По Г Скребицкому и В. Чаплиной)

1 . Что зайца от стужи спасает?

2.Чем заяц кормится?

3.Так и живет вею зиму.

Слова для справок: животные, попрятались, покормиться, разроет, обгрызёт, погложет, надёргает, наестся.


Карточка 53

Задание. Слуховое изложение по вопросам и коллективно выделенным опорным словам.





Смородинка.

Решила Танюша сама смородинку вырастить. Стала Таня землю вскапывать. Много пришлось ей поработать, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой.

Посадила Таня рядками смородиновые черенки. К осени из ростков поднялись небольшие кустики. А ещё через год они зацвели и дали первые ягоды. По маленькой горсточке с каждого куста.

Довольна Таня, что сама смородину вырастила. И люди радуются. Вот какая хорошая «смородинка» растёт. Настойчивая. Работящая. (65 слов)

(по Е. Пермяку)

Вопросы и опорные слова:

1. Что Танюша решила сама вырастить?

Смородинку, вскапывать, покорилась, мягкой, рыхлой.

2. Как росла смородинка?

Рядками, черенки, из ростков, поднялись, через год, первые, по горсточке.

3. Чему люди радуются?

Довольна, настойчивая, работящая.



Карточка 54

Задание. Составить и записать небольшой текст на одну из тем.

1) Как хорошо в родном краю! (Е. Трутнева)

2) Друзья у нас повсюду есть. (Г. Мамлин)

3) Жизнь дана на добрые дела. (Пословица)

Карточка 55

Задание. Продолжите звуко-буквенный разбор слова зяблик.

Зяблик [ з’а б л’и к] - … слогов

Карточка 56

Задание. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы там, где это необходимо.

Живые памятники.

Началась …сенняя посадка д…рев…ев. Р…бята вык…пали длинный ря… ям. Они перенесли уснувшие берё…ки и ли…ки на новые м…ста. Получилась целая а…..ея. Придёт в…сна. Ож…вут д…ревья. Зашумят м…л…дой л…ствой. Прил…тят птич…ки.

Пос…дил и вырастил д…р…вцо - поставил себе отлич…ный з…лёный памятник. Ж…вой памятник на всю ж…знь.

Карточка 57

Задание. Подбери к каждому существительному два подходящих по смыслу прилагательных-антонима и запиши получившиеся словосочетания.

Задача, продукты, фильм, день, голос, лес, музыка.

Карточка 58

Задание. Запиши предложения в такой последовательности, чтобы получился текст. Вставь пропущенные буквы там, где это необходимо. Подбери синонимы к выделенным словам и запиши их.

Они загл…нули в гущу тр…вы.

Она м…хала крыл…ями и к…ч…лась на др…жащих ла…ках.

Алла и Наташа вышли на пл…щ…дку возле дома.

Девоч…ки положили синич…ку в гн…здо к в…р…бьям.

Девоч…ки услышали слабый писк.

В…р…бьи пож…лели кро…ку и начали к…рмить, как свою.

Там п…щала крохотная синич…ка.

По В. Яковлевой.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!