СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник логических заданий по математике для младших школьников

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пособие «Сборник логических заданий по математике для младших школьников» содержит разнообразные виды заданий: задания на логику, закономерности, 3D-мышление, наведи порядок, математические задания, множества, взвешивание и переливание.

Задания можно использовать на каждом уроке математики в качестве дополнительного материала, во внеклассной работе, для самостоятельных занятий.

Пособие содержит логические цепочки, нетрадиционные задания и упражнения, направленные на развитие мыслительных операций. Логические задачи распределены по темам. Все задания, которые включены в этот сборник позволяют разнообразить учебный процесс и сформировать у детей навыки логического мышления. Может быть использовано учителями начальной школы, работающими с детьми младшего школьного возраста, а также родителям младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Сборник логических заданий по математике для младших школьников»

Аннотация



Рудь Надежда Павловна




Сборник логических заданий по математике для младших школьников



Пособие «Сборник логических заданий по математике для младших школьников» содержит разнообразные виды заданий: задания на логику, закономерности, 3D-мышление, наведи порядок, математические задания, множества, взвешивание и переливание.

Задания можно использовать на каждом уроке математики в качестве дополнительного материала, во внеклассной работе, для самостоятельных занятий.

Пособие содержит логические цепочки, нетрадиционные задания и упражнения, направленные на развитие мыслительных операций. Логические задачи распределены по темам. Все задания, которые включены в этот сборник позволяют разнообразить учебный процесс и сформировать у детей навыки логического мышления. Может быть использовано учителями начальной школы, работающими с детьми младшего школьного возраста, а также родителям младших школьников.


СОДЕРЖАНИЕ


Введение

3-5

1. Задания на логику

6-8

2. Закономерности

9-11

3. 3D-мышление

12-14

4. Наведи порядок

15-17

5. Математические задания

18-19

6. Множества

20-21

7. Взвешивание

22-24

8. Переливание

25-26

Заключение

27

Ответы на задания

28-37

Список использованных источников литературы

38

























Введение


Логика – наука о правильном мышлении. Искусство рассуждения. Наука здравомыслия. В любой науке логика служит одним из основных инструментов.

В логических задачах нужно рассуждать, сравнивать, предполагать. К каждой логической задаче нужно подбирать свой способ решения.

Важнейшим периодом в развитии и формировании человека является обучение его в начальной школе. В это время закладываются основы умственного развития детей, создаются предпосылки для подготовки самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человека, который способен сопоставлять, сравнивать, выдвигать способы решения проблемы, выделять главное и делать обобщенные выводы, применять полученные знания на практике.

Необходимым условием достижения таких результатов выступает развитие у ребенка логического мышления как важнейшего фактора, обеспечивающего эффективность его дальнейшего обучения в школе, успешность в профессиональной подготовке и жизни.

Каждый учитель начальных классов хочет, чтобы его ученики учились увлечённо, с интересом, на уроках математики научились не только считать, но и думать, чтобы по окончанию начальной школы у них было развито логическое, алгоритмическое, пространственное мышление.

Достичь этого в начальном курсе математики можно путём включения заданий, связанных с понятиями, которые выходят за рамки учебного программного материала. Среди них велика роль логических задач занимательного характера. Сюда следует отнести задачи с необычной формулировкой, порой с довольно простым решением, но требующие значительных умственных усилий, для того, чтобы понять их условие. При решении таких задач применяются, кроме известных средств, понятия и методы, которые не входят в школьную программу по математике.

Учащихся необходимо учить решать такие задачи, вооружать их «инструментом», с помощью которого они с задачей справятся. К таким «инструментам» можно отнести, например, логические таблицы, графы или свойства, и т.д., облегчающие решение заданий.

Мыслить логически – одно из важных умений, которое можно развивать с помощью специальных упражнений.

Как включить детей в мыслительный процесс волнует многих взрослых. 

Нужно предоставить ребёнку возможность, подобно знаменитому Шерлоку Холмсу, самому решать запутанные на первый взгляд, задачи.

И когда ребёнок, пройдя всю цепочку умозаключений, восстановит недостающие звенья в задаче и сделает свой первый логический вывод, он откроет для себя увлекательный мир логики.

Актуальность

В инструктивно-методическом письме «Об особенностях учебно-воспитательного процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2021-2022 учебном году» говорится о том, что в новом учебном году внешняя оценка учебных достижений будет переформатирована на новую модель «Мониторинг образовательных достижений, обучающихся» (МОДО), ориентированная на проверку базовых знаний обучающихся начального и основного среднего образования.

Для обучающихся 4 классов МОДО проводится в соответствии с требованиями ГОСО на определение уровня функциональной грамотности (применение знаний и навыков, аналитическое, логическое мышление).

Изучение предмета «Математика» направлено на развитие пространственного воображения, развитие математической речи, на решение учебно-познавательных и практических задач, развитие умений аргументировать, обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Содержание учебного предмета «Математика» распределено по пяти разделам, которые изучаются далее на других уровнях образования:

  1. «Числа и величины».

  2. «Элементы алгебры».

  3. «Элементы геометрии».

  4. «Множества. Элементы логики».

  5. «Математическое моделирование».

Изучение данных подразделов способствует развитию у обучающихся младших классов логического мышления, навыков анализа процессов и явлений, выявления причинно-следственных связей, закономерностей и тенденций развития этих явлений. Задания данного типа встречаются в международном исследовании TIMSS.

Всё выше изложенное говорит о том, что решение логических задач младшими школьниками является актуальным и требует особого внимания.

Цель:

Разработка сборника логических заданий по математике для младших школьников.

Практическая значимость:

Собранные задания данного сборника по математике позволят повысить развитие у обучающихся младших классов логического мышления, навыков анализа процессов и явлений, выявления причинно-следственных связей, закономерностей и тенденций развития этих явлений.

Таким образом, систематическое использование на уроках математики специальных заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников, более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей действительности, активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Задания можно использовать на каждом уроке математики в качестве дополнительного материала, во внеклассной работе, для самостоятельных занятий.

Данное пособие предназначено для учителей начальных классов.

Задания на логику


Задание №1


Подбери картинку по смыслу.

⬇️


Задание №2


Подбери картинку по смыслу.

⬇️


Задание №3


Найди верный ответ.

⬇️


Задание №4


В коробке 3 красных шара и 1 жёлтый. Какое наименьшее количество шаров нужно взять не глядя, чтобы среди них точно оказался 1 красный шар?

⬇️


Задание №5


В коробке 1 зелёный, 1 фиолетовый и 2 красных шара. Какое наименьшее количество шаров нужно взять не глядя, чтобы среди них точно оказался 1 красный шар?

⬇️



Закономерности


Задание №1


Продолжи ряд.

⬇️


Задание №2


Продолжи ряд.

⬇️



Задание №3


Продолжи ряд.

⬇️



Задание №4


Продолжи ряд.

⬇️




Задание №5


Секрет в цифрах. Какие числа могут продолжить ряд?

⬇️

3D-мышление


Задание №1


С какой стороны видны все кубики?

⬇️


Задание №2


С какой стороны виден жёлтый кубик?

Выбери все подходящие варианты.

⬇️


Задание №3


Из данной развёртки сложили кубик.

Какая грань кубика противоположна красной грани?

⬇️


Задание №4


Из какой развёртки можно сложить кубик,

у которого все противоположные грани окрашены в одинаковые цвета?


Задание №5


Какое наименьшее количество монет надо передвинуть, чтобы повернуть треугольник углом вниз?

⬇️

Наведи порядок


Задание №1


Знак показывает, что кому принадлежит. У кого колба с синим раствором?

⬇️


Задание №2


В каждой строке и столбце точно есть

и только один. Какая колба у Профессора?

⬇️



Задание №3


Стикеры квадратные, одинакового размера. В каком порядке клеили стикеры? Соедини маленькие квадраты с номером.

⬇️




Задание №4


На столе лежат 4 карандаша. Синий – крайний справа. Если его положить прямо между зелёным и жёлтым, то крайним справа окажется зелёный. Раскрась карандаши в ячейках в том порядке, в каком они лежат на столе.


Задание №5


Анго, Кидд и Тью зарыли клад. Один пират зарыл клад под апельсиновым деревом, второй – под виноградом, а третий – под банановой пальмой. Ракушку использовал не Анго. Тью закопал сундук, но не под апельсином. Мешок спрятан под виноградом. Укажи знаком выбор каждого пирата.



Математические задания


Задание №1


⬇️


Задание №2


⬇️



Задание №3


Монеты из копилки можно разложить по 3 штуки или по 5. Какое наименьшее количество монет может быть в копилке?

⬇️



Задание №4


Монеты из копилки можно разложить по 2 штуки, или по 3, или по 4. Какое наименьшее количество монет может быть в копилке?

⬇️

Множества


Задание №1


Фигура и красная, и треугольник. Она должна быть сразу в двух кругах. Нарисуй её в пересечение множеств.


Задание №2


Нарисуй в пересечение множеств подходящую фигуру.

⬇️



Задание №3


7 человек занимаются футболом и баскетболом, 3 – и футболом, и теннисом, и баскетболом. Сколько человек занимаются футболом и баскетболом, но не занимаются теннисом?

⬇️


Взвешивание


Задание №1


Сколько слив уравновесят лимон?

⬇️


Задание №2


Из трех монет одна фальшивая, она легче остальных. Как определить фальшивую монету с помощью одного взвешивания на чашечных весах, не используя гири?



Задание №3


Как с помощью гири массой 1 кг можно взвесить 5 кг риса за три взвешивания?


Задание №4


Из шести монет одна фальшивая, она легче остальных. Как определить фальшивую монету с помощью двух взвешиваний на чашечных весах, не используя гири?


Задание №5


У продавца были гири массой 1кг, 2кг и 5кг и чашечные весы. Какую массу он может взвесить с помощью этих гирь, если гири он кладет только на одну чашку весов?



Задание №6


а) Определи массу одного яблока.

б) Определи массу арбуза.




Задание №7


Узнай, сколько весит каждый предмет.



Задание №8


Представь, что у тебя есть четыре гири: 1кг, 3кг, 20кг и 27кг. Как нужно расположить гири на весах, чтобы с их помощью взвесить 9 кг ягод для варенья?


Задание №9


Среди четырех одинаковых по виду монет одна монета фальшивая – она легче остальных. Как с помощью двух взвешиваний найти фальшивую монету??


Переливание


Задание №1


У шофера есть 4-литровая и 9-литровая канистры. Как с их помощью можно налить 6 л бензина?

⬇️




























Задание №2


Как с помощью семилитрового бидона и трехлитровой банки отмерить 5 л воды?

⬇️



















Задание №3


Можно ли, не применяя измерительных сосудов, отлить ровно половину количества подсолнечного масла из полной бочки?


Задание №4


У хозяйки есть две банки – трехлитровая и пятилитровая. Как с их помощью отмерить 2 литра? 1 литр?

⬇️

















Задание №5


Как с помощью 7-литрового ведра и 3-литровой банки налить в кастрюлю 5 л воды?

⬇️



















Заключение


В учебно-методическом пособии «Сборник логических заданий по математике для младших школьников» содержатся систематизированные задания для развития логического мышления младших школьников, которые можно использовать на различных этапах урока математики.

Данное пособие включает в себя различные задания на составление логических цепочек, интересных задания и упражнения, которые направленны на развитие мыслительных операций у младших школьников. Логические задачи распределены по темам. Задания, которые включены в данный учебно-методический сборник позволит разнообразить учебный процесс и сформировать у детей навыки логического мышления. Пособие может быть использовано педагогами, работающими с детьми младшего школьного возраста, а также родителям младших школьников, педагогами дополнительного образования.

«Интеллектуализация» образования становится приоритетным направлением в педагогике и процессе формирования общелогических умений – одна из важнейших задач начального обучения. Систематическое использование на уроках математики заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников, что позволяет учащимся более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей действительности, активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Решая логические задания по теме «3D-мышление», учащиеся развивают пространственное мышление.

Пространственное мышление - это база, на которой строится большая часть учебной и впоследствии трудовой деятельности человека, поэтому развитие и формирование этого вида умственной активности очень важно для профессиональной успешности личности.

Особенно это стало актуальным в период современности, когда возросла роль схематичности, графических изображений, условных обозначений.

У младших школьников методы развития восприятия пространства достаточно универсальны и основываются на выполнении задач на уроках математики.

Для того, чтобы грамотно и поэтапно ввести ребенка в мир математических и геометрических законов, требуется использовать изначальный опыт ориентации в пространстве, который формируется посредством взаимодействия с различными предметами, оперирования геометрическими формами, игровой и трудовой деятельности на уроках.

В данном методическом пособии есть ответы на все задания, что облегчит работу учителя с использованием логических задач в своей практике.

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ

Задания на логику

Задание №1

Ответ:


Задание №2

Ответ:


Задание №3

Ответ:


Задание №4

Ответ:

Вариант №1: жёлтый шар + красный шар

Вариант №2: красный шар + красный шар


Задание №5

Ответ:

Вариант №1: фиолетовый шар + зелёный шар + красный шар

Вариант №2: красный шар + красный шар + фиолетовый шар

Вариант №3: красный шар + красный шар + зелёный шар


Закономерности


Задание №1

Ответ:


Задание №2

Ответ:

Задание №3

Ответ:

Задание №4

Ответ:


Задание №5

Ответ:

11, 31, 60, 17 …

1+1=2 3+1=4 6+0=6 1+7=8 х+х=10


3D-мышление


Задание №1

Ответ:


Задание №2

Ответ:


Задание №3

Ответ:


Задание №4

Ответ:

Задание №5

Ответ:

1. 2. 3.


Наведи порядок


Задание №1

Ответ:

Задание №2

Ответ:


Задание №3

Ответ:

1. 2. 3. 4. 5.


Задание №4

Ответ:

1. 2. 3. 4.


Задание №5

Ответ:

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.

9. 10.


Математические задания


Задание №1

Ответ:

6 : 2 = 3 = 3

10 – 3·2 = 4 = 4


Задание №2

Ответ:

6 : 3 = 2 = 2

9 – 2·2 = 5 или 7 – 2 = 5 = 5

10 – 2 – 5 = 3 или 8 – 5 = 3 = 3


Задание №3

Ответ:

3 · 5 = 15

15 : 3 = 5

15 : 5 = 3


Задание №4

Ответ:

3 · 4 = 12

12 : 2 = 6

12 : 3 = 4

12 : 4 = 3

Множества


Задание №1

Ответ:


Задание №2

Ответ:


Задание №3

Ответ:

7 – 3 = 4 (чел.)


Взвешивание


Задание №1

Ответ:

1. 2. 3.

4. 5. 6.

7.


Задание №2

Ответ: взвесим две любые монеты, возможно два случая:

1) Они будут весить одинаково – тогда фальшивая – оставшаяся;

2) Одна будет легче другой, значит – фальшивая.


Задание №3

Ответ:

1. 2. 3. 4.

5.

Задание №4

Ответ: взвесим по три монеты на каждую чашу, возможно два случая:

1) Первая чаша будут легче второй – тогда фальшивая во второй чаше;

2) Вторая чаша будет легче первой – тогда фальшивая в первой чаше.

Затем взвешиваем по одной монете на каждой чаше, возможно три случая:

1) Первая чаша будет легче второй, значит – фальшивая;

2) Вторая чаша легче первой – вторая фальшивая;

3) Первая и вторая чаша – в равновесии, значит фальшивая – третья монета.


Задание №5

Ответ: 1 кг, 2 кг, 3 кг, 5 кг, 6 кг, 7кг, 8 кг.


Задание №6

а) 1 кг = 1000 г

1000 : 5 = 200 (г)

б) 5 – 2 = 3 (кг)

Ответ: масса одного яблока – 200 г, масса арбуза – 3 кг.


Задание №7

  1. Если убрать по одной груше с каждой чаши весов, то масса останется, так же равна. Таким образом, можем сделать вывод, что одна груша весит 90 г.

  2. Если уберем по одной тыкве с каждой чаши весов, то на первой у нас останется две тыквы, а во второй одна гиря массой 500.

500 : 2 = 250 г

Ответ: одна груша весит 90 г, одна тыква весит 250 г.


Задание №8

Ответ: 9 + 1 + 20 = 27 + 3

30 = 30


Задание №9

Ответ: взвесим по две монеты на каждой чаше весов, возможно два случая:

1) Первая чаша будет легче второй – тогда фальшивая одна из монет первой чаши. При помощи второго взвешивания определяем, какая из них фальшивая;

2) Первая чаша будет тяжелее второй, значит – фальшивая во второй чаше. При помощи второго взвешивания определяем, какая из них фальшивая.


Переливание


Задание №1

Ответ:

1 шаг

2 шаг

3 шаг

4 шаг

5 шаг

6 шаг

7 шаг

8 шаг

0

4

0

4

0

1

1

4

9

5

5

1

1

0

9

6










Задание №2

Ответ:

1 шаг

2 шаг

3 шаг

4 шаг

5 шаг

6 шаг

7 шаг

8 шаг

7

4

4

1

1

0

7

5

0

3

0

3

0

1

1

3










Задание №3

Ответ:

Да, можно. Её нужно нагибать, и когда из-под воды покажется верхний край дна – в бочке останется ровно половина подсолнечного масла или любой другой жидкости.


Задание №4

Ответ:

1 шаг

2 шаг



1 шаг

2 шаг

3 шаг

4 шаг

0

3


3

0

3

1

5

2


0

3

3

5











Задание №5

Ответ:

1 шаг

2 шаг

3 шаг

4 шаг

5 шаг

6 шаг

7 шаг

8 шаг

7

4

4

1

1

0

7

5

0

3

0

3

0

1

1

3












Список использованных источников литературы


1.Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях учебно-воспитательного процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2021-2022 учебном году». – Нур-Султан: НАО имени Ы.Алтынсарина, 2021. – 338 с.

2. Интернет источник: https://logiclike.com/

3. Оспанов Т.К., Курманалина Ш.К. Математика для 3 кл. общеобразоват.шк. – 4-е изд., перераб. – Алматы: Атамұра, 2014. – 114с.

4.Кучер Т.П., Акрамова А.С., Кукарина Г.И. Математика для 3 кл. общеобразоват. шк. Ч. 1. – 2-е изд. – Алматы: Атамұра, 2014. – 168с.

5.Кучер Т.П., Акрамова А.С., Кукарина Г.И. Математика для 3 кл. общеобразоват. шк. Ч. 2. – 2-е изд. – Алматы: Атамұра, 2014. – 168с.

6. Математика. Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательной школы.

Часть 1./А.Б. Акпаева, Л.А. Лебедева, М.Ж. Мынжасарова, Т.В. Лихобабенко. – Алматы: Алматыкітап баспасы, 2019. – 108 с., ил.

7. Математика. Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательной школы.

Часть 2./А.Б. Акпаева, Л.А. Лебедева, М.Ж. Мынжасарова, Т.В. Лихобабенко. – Алматы: Алматыкітап баспасы, 2019. – 96 с., ил.

8. Математика. Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательной школы.

Часть 3./А.Б. Акпаева, Л.А. Лебедева, М.Ж. Мынжасарова, Т.В. Лихобабенко. – Алматы: Алматыкітап баспасы, 2019. – 108 с., ил.

9. Математика. Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательной школы.

Часть 4./А.Б. Акпаева, Л.А. Лебедева, М.Ж. Мынжасарова, Т.В. Лихобабенко. – Алматы: Алматыкітап баспасы, 2019. – 100 с., ил.

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!