Просмотр содержимого документа
««Сатира и юмор в творчестве А. П. Чехова»»
Разработка урока по литературе «Сатира и юмор в произведениях русских писателей» 6класс
«Сатира и юмор в творчестве А. П. Чехова»
Цель: научить детей видеть разницу между юмором и сатирой, а так же находить в тексте и то, и другое.
Задачи:
Определить понятия юмора и сатиры
Познакомиться с юмористическими и сатирическими текстами на примере творчества А. П. Чехова
Научиться анализировать художественные произведения
Оборудование:
Рассказы А. П. Чехова «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»
Доска (или проектор)
Рабочая тетрадь
Иллюстрации к произведениям (размещены на доске или проекторе)
Организация (подготовка):
Чтение рассказов А. П. Чехова дома
Создание экспертной группы, которая подготовит необходимый теоретический материал
Заранее подготовленная учителем таблица, которая будет заполняться в ходе урока – проекта
Название рассказа | Юмористические черты | Сатирические черты |
| | |
| | |
| | |
Ход урока – проекта:
Вводное слово учителя.
А. П. Чехов всегда остро переживал жизненную несправедливость, это, несомненно, нашло отражение в его творчестве. Рассказы Антона Павловича призваны указывать на ошибки человечества на примере конкретных персонажей. В своих ранних рассказах Чехов изображает общий уклад жизни, которая уже тогда выступает у него как нечто нелепое, дикое и потому смешное. В этих, пока небольших по объему, произведениях преобладает внешний комизм – комизм ситуаций. Это сближает раннюю прозу Чехова с анекдотами. На раннем этапе своего творчества Чехов затрагивает социальные и нравственные проблемы, которые получают развитие в последующих произведениях писателя. Здесь можно назвать такие рассказы, как «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Толстый и тонкий».
Мировое устройство в этих рассказах изображается как отношения соподчинения, иерархии: жизнь каждого человека жестко регламентирована его положением в табели о рангах. Нарушение этой системы порождает комизм положения героев: «Чихают и мужики, и полицмейстеры, и иногда даже тайные советники».
Роль юмора и сатиры в творчестве А. П. Чехова велика и сегодня мы с вами попытаемся это доказать.
Беседа с классом.
Учитель | Класс | Экспертная группа |
Как вы считаете, что такое юмор? | Высказывает свои предположения. | Ю́мор- интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комичные стороны, не обижая при этом человека. |
Что такое, по вашему мнению, сатира? | Высказывает свои предположения. | Сатира – унизительное обличение пороков человека. Сатира является одной из разновидностей юмора. |
Вы заметили разницу между юмором и сатирой? | Высказывает свои предположения. | Сатира всегда унижает, обижает того, о ком идёт речь, указывает на его недостатки, высмеивает их, а юмор – это нечто безобидное, что-то вроде обычной шутки. |
Анализ художественных текстов.
Учитель: Итак, ребята, для того чтобы понять, как А. П. Чехов использует юмор и сатиру, как с их помощью говорит о пороках человечества, мы проанализируем некоторые из его произведений.
« Толстый и тонкий»
Учитель | Класс, экспертная группа (включается в работу если класс затрудняется) |
Что можно сказать о героях рассказа уже исходя из названия? | Можно судить об их материальном положении. |
Говорит ли это о сатире насмешке автора над одним из героев? | Скорее это говорит об иронии, т.к. один из героев(тонкий) беден, но над бедностью Чехов не смеётся. Называя свой рассказ «Толстый и тонкий», он, скорее, даёт читателю возможность предположить то, о чём пойдёт речь. |
В чём же видна насмешка автора, над чем он смеётся? | Стоило разговору коснуться темы занимаемого положения, как тонкий неузнаваемо изменился, «съежился, сгорбился, сузился». Речь его стала льстивой и лебезящей, даже толстому была неприятна такая явная перемена: «Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!» Однако чинопочитание и самоуничижение уже в крови у тонкого, и избавиться от них теперь невозможно, как ни противно слушать его слова и видеть на лице «благоговение, слабость и почтительную кислоту». |
Какой порок человека обличает в своём рассказе А. П. Чехов? | Подхалимство, лесть, желание «расстелиться» перед более успешным человеком. |
Назовите юмористические и сатирические черты рассказа. | Заполнение таблицы |
« Хамелеон »
Учитель | Класс, экспертная группа (включается в работу если класс затрудняется) |
Кто такой хамелеон? | Хамелео́ны (лат. Chamaeleonidae) — семейство ящериц, приспособленных к древесному образу жизни, способных менять окраску тела. |
Как вы думаете, о чём пойдёт речь в рассказе? | Скорее всего, о приспособлении человека под определённую ситуацию жизни, или о его преклонении перед другими людьми. |
Как относится Чехов к Очумелову и Хрюкину (работа с текстом)? | Отрицательно, оба героя вызывают не самые лучшие чувства как у автора, так и у читателя. Поначалу он пытается разобраться в деле Хрюкина. Но как меняется тон надзирателя, когда он узнает о том, что возмутитель спокойствия – «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине» – принадлежит генералу Жигалову. «Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать», – говорит он. рюкин, он тоже не вызывает ни жалости, ни сочувствия, лишь презрение. «Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха, а она, не будь дура, и тяпни… Вздорный человек, ваше благородие!» – вот характеристика этого человека. |
Чем омерзительны эти герои? | Чехов показывает, как унижен человек, ведь он лебезит не только перед другим человеком, но и перед собачонкой. Он пытается выставить свое поведение в лучшем свете, показать свои заслуги перед генералом. |
Какой порок высмеивает автор в своём рассказе? | Приклонение, отсутствие собственного мнения, собственного я |
Как вы считаете, в рассказе «Хамелеон» больше юмористического или сатирического? | Сатиры |
Назовите юмористические и сатирические черты рассказа. | Заполнение таблицы |
« Смерть чиновника »
Учитель | Класс, экспертная группа (включается в работу если класс затрудняется) |
Кто является главным героем? | Чиновник Червяков |
Что можно сказать о нём из первых же строк рассказа? Что говорит о его характере? | Его характер нельзя назвать стойким или твёрдым, он подобен червяку, который боится всего, даже самого себя. Именно его фамилия и говорит о нём многое, сразу можно представить себе человека, который носит такую фамилию. |
Над какой чертой характера смеётся автор? В чём она проявляется? | Червяков слишком дотошный, он боится каждого слова, звука, не говоря уже о поступках. Нечаянно обрызгав слюной генерала, он доводит себя почти до сумасшествия, хотя сам генерал уже забыл о произошедшем. Многократные попытки извиниться, «выдумывание» печального исхода привело Червякова к собственной смерти. |
Как вы думаете, это произведение можно считать юмористическим в полном смысле этого слова? | Нет, т. к. несмотря на его юмористические черты, здесь присутствует и трагическое – смерть героя. |
Назовите юмористические и сатирические черты рассказа. | Заполнение таблицы |
Вывод
Учитель | Класс, экспертная группа (включается в работу если класс затрудняется) |
В чём различие между юмором и сатирой? | Юмор безобиден, а сатира высмеивает недостатки человека, указывает на его пороки в грубой форме. |
Сатира и юмор предстают у А. П. Чехова в чистом виде или они перекликаются? | Как видно из проанализированных рассказов, в чистом виде эти явления встречаются реже, хотя в рассказах Чехова их достаточно сложно различить. |
Какова функцию сатиры и юмора в художественном произведении? | С помощью как юмора, так и сатиры, можно указать на недостатки как личности, так и всего человечества. Через смешное всегда проще понять проблему, а значит и устранить её. |
5. Подведение итогов