СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сахаров - Человек мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическая разработка

Просмотр содержимого документа
«Сахаров - Человек мира»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№2»















Тема исследования: «Лучшая разработка урока, посвященного 100-летию А.Д.Сахарова».









«Андрей Сахаров – человек мира».















ФИО: Кадиева Патимат Алиевна.

Учебное заведение: РД, г. Избербаш,

МКОУ «СОШ №2».

Контакт: 89640170625,

[email protected]

Почтовый адрес с индексом:

РД, г. Избербаш, 368500

ул. Маяковского 112/1 кв.№2,

Должность, место работы:

Учитель истории и обществознания,

МКОУ «СОШ №2».





















2021

«Лучшая разработка урока, посвященного 100-летию А.Д.Сахарова»



«Андрей Сахаров – человек мира».



Цель урока:

- познакомить учащихся с личностью и судьбой А.Д.Сахарова,

- сформировать уважение старшеклассников к ценностям демократического общества,

дать понимание важности уважения человеческого достоинства, социальной защищенности,

- повысить гражданский уровень самосознания детей и юношества, продвижение идей толерантности в молодежную среду,

-стимулирование интереса к идеям А.Д.Сахарова.



Задачи урока:



1. Познакомить обучающихся с деятельностью академика А.Д.Сахарова; показать актуальность основных

положений Нобелевской речи; выяснить, какие мысли Сахарова близки и понятны ребятам.

2. Способствовать воспитанию в обучающихся честности, порядочности, патриотизма, формированию

гуманистического мировоззрения, идеалов гуманизма, свободы, демократии, социального прогресса,

отношения к нравственно-правовым нормам как необходимым условиям выживания и развития

человеческого сообщества; гражданственности, любви к Родине, политической и правовой культуры.

Оборудование: фотография А.Д.Сахарова.



Предварительная подготовка:

знакомство обучающихся с биографией А.Д.Сахарова, текстом Нобелевской речи,

Всеобщей Декларацией о правах человека.



Участники: обучающиеся 10-11 классов.



Ход урока.



Урок начну со стихотворения Лидии Чуковской, посвященного Андрею Дмитриевичу Сахарову.



Голубоглазое молчанье,

Мощь одинокой тишины.

И расстоянье, расстоянье,

Которым мы разделены.



Как от земли и до луны.

Заговорил — и прозвучали

Слова отваги и печали.

И не хватало, не хватало





Лишь мученического венца.

И время, вот оно, настало

Для мученического конца.



Сегодня-завтра он наступит,

Очей угаснет синева.

И вот когда бессмертье вступит

В свои законные права.



1976



Учитель:

— Здравствуйте, уважаемые ребята. Этот урок в виде дискуссии, мы посвятим удивительному человеку, который при жизни вызывал уважение, восхищение у одних, и страх и ненависть — у других. Речь пойдет об академике, лауреате Нобелевской премии Андрее Дмитриевиче Сахарове, и большее внимание мы уделим его Нобелевской речи. В ходе нашей дискуссии попытаемся понять, в чем же секрет величайшего ученого, гуманиста, и почему человек, необычайно талантливый, порядочный, был в такой немилости у власти. В ваших размышлениях вам помогут ваши знания по истории, обществознанию, ваша гражданская позиция.



«Кто видел облик Андрея Дмитриевича, никогда его не забудет. Задумчивый наклон головы и плеч, пригнутых под незримой ношей мысли и совести, рыцарская прямота осанки. Негромкий голос и непреложная твердость того, что выговаривается этим голосом. Хрупкость физическая и сила духа» — писал современник.

Этого человека звали Андрей Дмитриевич Сахаров.

- Для того чтобы участвовать в дискуссии, вы должны были познакомиться с биографией А.Д.Сахарова.

Расскажите пожалуйста, какое впечатление у вас сложилось о нем?



Ребята рассказывают о тех моментах биографии Сахарова, которые запомнились им больше всего: семья, образование, годы Великой Отечественной войны, научная деятельность, создание водородной бомбы, защита репрессированных, протест против ввода советских войск в Афганистан.



- Давайте постараемся ответить на следующий вопрос: что в деятельности Сахарова вызывало у властей такое неприятие?



Ответы ребят: в стране, где свобода мышления в принципе не могла существовать, одно название статьи «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» могло, мягко говоря, насторожить «властителей дум». Не говоря уже о той борьбе, которую вел академик против испытаний ядерного оружия. И защита репрессированных, конечно, тоже была не в пользу Сахарова.



- А как вы можете объяснить поддержку Сахаровым бойкотирования Московской олимпиады?



Ответы ребят: ответ на этот вопрос. Еще в Древней Греции во время проведения Олимпийских игр прекращались все войны. Как же может проходить олимпиада в стране, ведущей войну?



-Итак, теперь самый главный вопрос – деятельность Андрея Дмитриевича как защитника прав человека. Мы знаем, что в 1970 году Сахаров вместе с друзьями основал Комитет по правам человека, и еще что 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций утвердила и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека, Приняв это решение исторического значения, Ассамблея обратилась с призывом ко всем государствам — членам Организации — обнародовать текст Декларации и сделать все возможное для «ее распространения, оглашения и разъяснения, главным образом в школах и других учебных заведениях, без различия, основанного на политическом статусе стран или территорий». Почему же, спустя 22 года после принятия международной декларации, у нас в стране возникает необходимость создания Комитета по правам человека?



Ответы ребят: это связанно с политическим режимом в стране, идеологическая ситуация в СССР, диссидентство, преследование властями «инакомыслящих» — все факты, говорящие о грубом нарушении прав человека.



- Андрей Дмитриевич Сахаров был удостоен звания лауреата Нобелевской премии Мира в 1975 году за бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между народами и за мужественную борьбу со злоупотреблениями властью и любыми формами подавления человеческого достоинства». «Это явилось огромной честью для меня, признанием заслуг всего правозащитного движения в СССР.» (А.Д. Сахаров, «Автобиография»). «Мир. Прогресс. Права человека» - речь Сахарова на Нобелевской лекции.

«Андрей Сахаров – человек мира» — следующая и основная тема нашей дискуссии.



Прежде, чем мы поведём разговор, предлагаю послушать песню и ответить на вопрос: «Что собой представляет наше общество по мнению автора? О каких опасностях нашего современного общества говорится в этой песне?»

(учащиеся прослушивают песню Ю. Макаревича «Сидя у телевизора»)

Рассмеши меня, Петросян,

До соплей меня рассмеши,

Я хочу быть весел и пьян

На поминках мятежной души.

Мне наскучил неравный бой,

Плетью обуха не перебить,

Не хочу быть самим собой,

Я таким как все стану быть.

Разменяв серебро на медь,

Чтоб веселье — так в полный рост!

Стану с Веркой Сердючкой петь,

В окружении «фабрики звезд».

Стану петь, что она поет,

И кивать на простой народ,

Делать нечего, мол, иду

У народа на поводу.

Ежели хочешь попасть в струю,

Нужно просто заткнуть свою,

Оттого сообща поют,

Находясь в едином строю.

Что за прелесть единый строй,

Встал на место — проснись и пой,

Обалдеть, какая моща,

Получается сообща.

Сообща позаклеить ртов,

Тех, что вздумали нас учить,

Сообща не любить жидов,

Олигархов в сортире мочить.

Сообща наверх сообщать,

Если где притаился враг.

И еще сообща молчать,

Если что-то, пардон, не так.

Сообща включить дурака,

И вздохнуть со страною в такт,

И попив с «Толстяком» пивка,

с головою уйти в «Аншлаг».

Так рассмеши меня, Петросян,

До соплей меня рассмеши,

Я хочу быть весел и пьян

На поминках мятежной души.



Ответы учеников: В песне идет речь о том, что люди не хотят мыслить самостоятельно, что им удобно быть как все.



Учитель: Автор использует прием – сарказм. Основная мысль выражена в словах «Не хочу быть самим собой, я таким как все стану быть». Негодование автора вызывает то, что бескультурные люди смеются над шутками «Камеди», и их не волнует будущее страны слышна тревога за будущее. Автора волнует, что исчезает индивидуальность, появляется стадность, что ведет к желанию слиться с толпой, а значит, легко потерять умение самостоятельно мыслить, независимость, внутреннюю свободу, стать бездумным исполнителем чужой воли. А такими людьми как правило очень легко управлять.

Существует и другой путь - путь, по которому идут далеко не все, идут инакомыслящие. Легко ли быть другими, не такими как все, то есть мыслящими иначе, независимыми, внутренне свободными? Прошу голосовать. Кто считает, что быть инакомыслящими легко? Трудно?

Ответы ребят: да, трудно быть инакомыслящим, тебе приходится идти не только против единой идеологии, но и неграмотного общества.

Учитель: Теперь вы понимаете, насколько сложно было высказывать правду и выступать за права человека Андрею Сахарову.

Как нам прикоснуться к его Судьбе? Как понять его бескомпромиссный, прямой, бесстрашный характер? Сахаров оставил громадный след в науке, в истории, в рассказах и мемуарах современников. Написаны воспоминания и статьи Андрея Дмитриевича, опубликованы его труды. Попробуем пройти вместе с ним его путь. Возможно, его личность станет для нас ближе…

Андрей Дмитриевич рассмотрел угрозы человечеству, связанные с его разобщенностью, противостоянием социалистической и капиталистической систем: ядерная война, голод, экологические и демографические катаклизмы, дегуманизация общества, расизм, национализм, диктаторские террористические режимы. Став одним из создателей водородной бомбы, гуманист Сахаров увидел, насколько опасно такого рода открытия в обществе, ведущим принципом которого является сила – сила, направленная на уничтожение человечества. «Я убежден, что международное доверие, взаимопонимание, разоружение и международная безопасность немыслимы без открытости общества, свободы информации, свободы убеждений, гласности, свободы поездок и выбора страны проживания. Я убежден также, что свобода убеждений, наряду с другими гражданскими свободами, является основой научно-технического прогресса и гарантией от использования его достижений во вред человечеству, тем самым основой экономического и социального прогресса, а также является политической гарантией возможности эффективной защиты социальных прав.» Андрей Дмитриевич говорит о последствиях научно-технического прогресса, ведущих к уничтожению людей, а не к облегчению их жизни.

С момента его выступления прошло много лет, но все мысли Сахарова не потеряли актуальности. Да, изменилось многое и у нас в стране, и в международных отношениях: нет того идеологического противостояния, и свободнее мы стали намного, но проблем у человечества не убавилось. К сожалению не всегда достижения науки направлены во благо, а об оружии, которым владеет сейчас человек и которое служит для уничтожения человека человеком, и говорить не приходится: оно все совершеннее и совершеннее, это очень страшно. Затронута тема не только о физическом уничтожении.



«…в развитых странах люди сталкиваются с очень серьезными проблемами. Среди них — тяжелые последствия неумеренной урбанизации, потеря социальной и психологической устойчивости общества, непрерывная изнуряющая гонка моды и сверхпроизводства, бешеный, безумный темп жизни и ее изменений, рост числа нервных и психических заболеваний, отрыв все большего числа людей от природы и нормальной, традиционной человеческой жизни, разрушение семьи и простых человеческих радостей, упадок морально-этических устоев общества и ослабление чувства цели и осмысленности жизни. На этом фоне возникают многочисленные уродливые явления — рост преступности, алкоголизма, наркомании, терроризма и т.п. Надвигающееся истощение ресурсов Земли, угроза перенаселения, многократно углубленные международными политическими и социальными проблемами, начинают все сильней давить на жизнь также и в развитых странах, лишая многих людей ставших уже привычными изобилия, удобства и комфорта.»

В течение всего времени горьковской ссылки А. Сахарова во многих странах мира шла кампания в его защиту. Например, площадь в пяти минутах ходьбы от Белого дома, где находилось советское посольство в Вашингтоне (ныне резиденция российского посла), была переименована в площадь Сахарова. В различных мировых столицах регулярно, начиная с 1975 года, проводились «сахаровские слушания».

Учитель: – У некоторых, кто не знаком с речью Сахарова, сейчас, наверное, может возникнуть вопрос о целесообразности научно-технического прогресса. Что вы можете сказать по этому поводу?



Ответы: Он не выступал против развития науки, в том числе и разработок в ядерной физике. Проблема в том, чтобы все открытия были направлены в «мирное русло», облегчали жизнь, быт человека.



Огромное значение имел его вклад в права человека. В ноябре 1989 года он представил «проект новой конституции», в основе которой лежали защита прав личности и права всех народов на государственность. 12 декабря 1989 г.



14 декабря 1989 года, в 15:00 — последнее выступление А. Д. Сахарова в Кремле на собрании Межрегиональной депутатской группы (II Съезд народных депутатов СССР).



Учитель: – Интересна еще одна тема лекции – люди, лишенные свободы из-за своих убеждений. Невозможно остаться равнодушным к огромному списку фамилий «узников», как называет их Андрей Дмитриевич, — вспоминаются узники концлагерей. И это в «свободной стране», в мирное время! Вам, нынешним, это непросто понять: лишиться свободы из-за своих взглядов. Сейчас, когда любой артист может пародировать президента страны, когда есть такие проекты на ТВ, как «Мультличности». Но это было, и очень отрадно, что несмотря на море проблем, которыми мы «владеем» и по сей день, есть все-таки светлые моменты. Я, конечно, не о возможности выражаться пародийно о власти, а о более серьезных вещах.





- Сейчас наступил момент, который я жду с нетерпением. Готовясь к уроку, я нашла стихи и песни священника отца Сергия Киселева. Одна из них породила ряд вопросов, ответы на которые я хотела бы услышать от вас: что воспринимаем мы под свободой? Правами?



Что такое настоящая свобода? Давайте послушаем эту песню.

(Звучит песня «О правах человека», текст песни проецируется на экран)

I

Все плоды демократий века

Испытал на себе народ,

Во главе их — права человека,

А обязанности — не в счет.

И у каждого прав тех — море,

Это грешной души разгул,

Ну, а совесть имущим — горе,

Впору им кричать: «Караул!».



II

Узы совести в наших душах

Укрощают греховный пыл,

Вспышки похоти стыд потушит,

Если кто про честь позабыл.

Чувство долга еще, терпимость -

Эти путы спасут не раз,

Что же будет, скажи на милость,

Коль от уз тех избавить нас?



III

Если кто-то с благой надеждой

Сумасшедших решит спасать,

И смирительные одежды

Станет с буйных больных срывать,

Он «прозреет»минутой позже,

Той «свободы» плоды вкусив,

Ну а нас, милосердный Боже,

От спасителей тех спаси….

17 августа 2003 г. Cергий Киселев, священник.



Учитель: — Пожалуйста, выскажите свою точку зрения: что заставило Сергия Киселева написать такие горькие строки?



Ответы ребят: моральное состояние современного общества еще очень далеко от совершенства. К сожалению, прогресс не спасает от духовного обнищания. Много прошло лет после выступления Сахарова, а социальные болезни никуда не делись. Ужасают цифры, свидетельствующие о росте наркомании, проституции, преступности. Количество брошенных детей растет, и «нерожденных» тоже. Мы много добились, но и много еще надо сделать.

Учитель: Помните, каждый человек свободен в той мере, которую заслуживает. Каждый находит для себя опору – или не находит. Свобода ведь не в том, чтобы делать, что хочешь, а в том, что никто не может заставить тебя делать то, что противоречит твоему внутреннему убеждению. Не делать – это нередко ПОСТУПОК. Нередко к концу жизни оказывается, что самым важным было не то, что человек сделал, а то, чего он не сделал. Например, не крал, не лгал, не подличал… Делая выбор, вспомните о том, о чем мы говорили с вами на нашем уроке, и поступайте так, чтоб через многие годы, вспоминая о нем, вам не пришлось испытывать угрызений совести и стыдиться перед своими детьми и внуками.

— Мы можем много говорить о свободе, о правах, но они ни к чему не приведут, если каждый человек не осознает: «…будущее непредсказуемо и неопределенно, оно творится всеми нами – шаг за шагом в нашем бесконечно сложном взаимодействии… Свобода выбора остается за человеком.» (А.Д.Сахаров) А что мы выберем? Ответ – за вами, молодыми.



Я очень надеюсь, что все сегодня услышанное и сказанное не пройдет мимо ваших душ. И в одном уверена точно: жизнь, деятельность, личность академика, лауреата Нобелевской премии Андрея Дмитриевича Сахарова никого из вас не оставит равнодушным.



- Учитель: — В рамках дискуссии одного урока невозможно, конечно, вместить то огромное, что стоит за именем Андрея Дмитриевича Сахарова. Рассказ о нем мы начали со стихотворения Лидии Чуковской, и закончить я его тоже хочу ее словами:



«Андрей Дмитриевич Сахаров — это, конечно, имя необычайное. И я сейчас постараюсь сказать, как я его вижу. Как я его помню… его голос, его слова, его облик? Как его определить? Определить Сахарова в двух-трех словах? Как определить Сахарова? Я нашла эти определения у Пастернака. Их два.



Не потрясенья и перевороты

Для новой жизни очищают путь,

А откровенья, бури и щедроты

Души воспламененной чьей-нибудь.



И: Жребий завиден. Я жил и отдал

Душу свою за други своя.



У Пастернака это говорит лейтенант Шмидт перед казнью. Но и Шмидт был вынужден к восстанию, он его не подымал. А Андрей Дмитриевич вообще не проповедовал никаких восстаний. И тем не менее он имел полную возможность и полное право сказать о себе: «Жребий завиден. Я жил и отдал душу свою за други своя».



Лучше не скажешь: «Я жил и отдал душу за други своя»

Учитель: —Именно таким человеком был Сахаров, который жил и отдал самое ценное «свободу» за наше общество, вот он – человек мира! Каким он остался в памяти современников?

Скромным и доброжелательным человеком, который не любил носить новые вещи, мыл посуду, дарил жене цветы и вазы, поразительно знал и любил Пушкина и Блок.

Ученым с мировым именем, на счету которого не только изобретение водородной бомбы, но и разработки к будущему применению термоядерной энергии в мирных целях, важные работы о развитии Вселенной, работы по физике элементарных частиц.

Общественным и политическим деятелем,

совестью нации, интеллектуальным и нравственным лидером, одним из тех, кто стремился связать воедино технический прогресс и приоритет ценности человеческой жизни.

Память об этом Человеке сохранится навсегда. Именно таких людей мы с гордостью называем « Великий сын России». Спасибо всем за внимание, до новых, не менее интересных и нужных размышлений!







Использованные Интернет – ресурсы и литература.

А. Д. Сахаров. Меморандум академика А. Сахарова: Текст, отклики, дискуссия. — Frankfurt/Main: Посев, 1970. — 102 с.

А. Д. Сахаров. О стране и мире. — Нью-Йорк, 1976

А. Д. Сахаров. Тревога и надежда. — М., СП «Интер-версо», 1990

А. Д. Сахаров. Мир, прогресс, права человека. — Л., Советский писатель, 1990

А. Д. Сахаров. Научные труды. — М.: ЦентрКом, 1995. — 524 с. — ISBN 5-87129-004-3

А. Д. Сахаров, Воспоминания в двух томах. Москва, Права человека 1996 г htm

Воспоминания: в 3 т. / Сост. Боннэр Е. — М.: Время, 2006

Дневники: в 3 т. — М.: Время, 2006

Тревога и надежда: в 2 т. Статьи. Письма. Выступления. Интервью (1958—1986) / Сост. Боннэр Е. — М.: Время, 2006

http://www.un.org/russian/events/humanrights/2007/udhr.shtml www.un.org/russian/cyberschoolbus/

http://www.sakharov-center.ru/sakharov/

http://www.foxdesign.ru/aphorism/biography/saharov.html

http://adsakharov.narod.ru/Sakharov_picture_tour/ADS_LKCh.htm

http://www.chukfamily.ru/Lidia/Publ/sakharov.htm





.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!