Н.В. Вершкова – учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МАОУ СОШ №28
Рабочая программа курса по выбору «С сочинением на ТЫ» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, вступившим в силу 1 сентября 2013 г., приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Курс по выбору « Сочинением на ТЫ» предназначен для обучающихся 9 классов и рассчитан на 35 часов.
Из года в год, анализируя работы выпускников, я вижу, что большинство из них далеки от совершенства. Лишь немногие школьники умеют в своих работах не отклониться от темы, отобрать наиболее существенный материал для последовательного раскрытия основной мысли, выразить собственное отношение к обсуждаемой проблеме. Не всегда получается и рассмотрение проблемы с точки зрения единства содержания и формы, т.е. почти не привлекается литературоведческий материал, мало внимания уделяется словесным формам выражения своих мыслей, стилистическому единству работы. А уж о речевых ошибках и говорить не стоит.
Чаще всего это происходит потому, что школьники не вполне понимают цель своей работы, обладают маленьким словарным запасом, не читают тексты произведений, по которым пишут сочинения. Эта работа предполагает не только знание текстов художественных произведений и правил русского языка, но и умение грамотно построить работу, логично и аргументированно выразить собственные мысли, ввести в текст сочинения точную цитату, подчёркивающую верность собственного суждения или предположения.
Поскольку на уроках русского языка и литературы в старших классах данная подготовка а экзамену в данной форме ведётся лишь эпизодически в силу недостатка времени, считаю, что курс позволит комплексно и в системе решить следующие задачи:
- помочь учащимся осознать своеобразие такого вида работы как сочинение на лингвистическую, нравственную или литературную тему;
- помочь учащимся подготовиться к экзамену в форме сочинения ОГЭ по русскому языку и литературе.
Планирование работы будет осуществляться в соответствии с уровнем подготовки учеников и характером допускаемых ошибок. Это, в свою очередь, позволит эффективно реализовать дифференцированный метод обучения, что чрезвычайно важно на этапе подготовки выпускников к итоговой аттестации. Теоретический материал будет подаваться блоками в виде опорных конспектов и схем, что позволит систематизировать его и будет способствовать лучшему усвоению, осмыслению и запоминанию. Основная масса занятий – комплексные, где органично будут сочетаться теория, практика и контроль. Соотношение лекций и практических занятий определяется содержанием каждой учебной темы, но в целом приоритетом является практическая деятельность, поэтому курс вполне можно считать практикоориентированным.
В качестве дидактического материала на занятиях будут использованы тексты сочинений по художественным произведениям, изучаемых на уроках литературы, и литературоведческие материалы, что позволить установить самые тесные связи между уроками языка и литературы и усилить практическую направленность преподавания, активизировать на уроках развития речи знания учеников по литературе.
Данная программа обеспечивает реализацию требований ФГОС полного (среднего) общего образования и ориентирована на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
- выполнять задания 15.1, 15.2, 15.3 ОГЭ по русскому языку в соответствии с критериями оценивания;
- выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста,
- писать сочинение по проблеме, связанной с литературным произведением, в соответствии с критериями оценивания 2 части ОГЭ по литературе;
- применять теоретические сведения по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике.
- владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
- осуществлять речевой самоконтроль и оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- использовать полученные знания в повседневной жизни.
№ | Название тем курса | Кол-во часов | Содержание темы | Вид контроля | Планируемые результаты | Дата проведения | Обучение детей с ОВЗ |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1. | Что такое сочинение? Своеобразие сочинения как творческой работы учащихся. Определение плана работы спецкурса. | 1 | Основные правила написания сочинения: - стилистическая и языковая грамотность; - точное цитирование; - знание текста произведения; - писать на тему; - композиционная цельность, логичность, последовательность размышлений; - собственная личностная позиция; - единство содержания и формы; - оригинальность. | План работы спецкурса | Осознать особенности сочинения как творческой работы и познакомиться с основными требованиями к нему, наметить индивидуальный план работы спецкурса | Использовать приобретенные знания и умения в практической речевой деятельности. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности | | Развернутый ответ на проблемный вопрос в формате ГВЭ |
БЛОК 1. Сочинение ОГЭ по русскому языку. |
2. | Сочинение в формате ОГЭ по русскому языку. Критерии оценки сочинения. | 1 | Знакомство с основными типами ошибок всех видов | Практическое занятие. | Знакомство с основными типами ошибок, допускаемых в сочинении и их разновидностями, совершенствование навыка редактирования написанного | Использовать приобретенные знания и умения в практической речевой деятельности. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности | | Развернутый ответ на проблемный вопрос в формате ГВЭ |
3. | Сочинение в формате ОГЭ по русскому языку. Структура сочинения 15.1, 15.2, 15.3 | 1 | Структура сочинения 15.1, 15.2, 15.3 | Практическое занятие. | Знать основные типы речи. Создавать собственный текст в соответствии с заданным типом речи. | Использовать приобретенные знания и умения в практической речевой деятельности. | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи | | Развернутый ответ на проблемный вопрос в формате ГВЭ |
4. | Сочинение по русскому языку 15.1. Рассуждение на лингвистическую тему. | 1 | Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. | Практическое занятие. | Знать основные типы речи. Создавать собственный текст в соответствии с заданным типом речи. | Использовать приобретенные знания и умения в практической речевой деятельности. | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи | | Развернутый ответ на проблемный вопрос в формате ГВЭ |
5-6. | Практикум 15.1. Рассуждение на лингвистическую тему. | 2 | Практикум по написанию сочинения 15.1 | Сочинение | Знать основные нормы русского литературного языка; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность | Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово | | Развернутый ответ на проблемный вопрос в формате ГВЭ |
7. | Сочинение по русскому языку 15.2. Рассуждение по проблеме. Основная мысль текста | 1 | Структура сочинения-рассуждения по проблеме. | Практическое занятие. | Знать основные типы речи. Создавать собственный текст в соответствии с заданным типом речи. | Использовать приобретенные знания и умения в практической речевой деятельности. | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи | | Развернутый ответ на проблемный вопрос в формате ГВЭ |
8-10. | Практикум 15.2. Рассуждение по проблеме. Основная мысль текста | 3 | Практикум по написанию сочинения 15.2 | Сочинение | Знать основные нормы русского литературного языка; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность | Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово | | Развернутый ответ на проблемный вопрос в формате ГВЭ |
11. | Сочинение по русскому языку 15.3. Рассуждение на нравственную тему. Формулировка тезиса, аргументация | 1 | Структура сочинения-рассуждения на нравственную тему. | Практическое занятие. | Знать основные типы речи. Создавать собственный текст в соответствии с заданным типом речи. | Использовать приобретенные знания и умения в практической речевой деятельности. | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи | | Развернутый ответ на проблемный вопрос в формате ГВЭ |
12-14. | Практикум 15.3. Рассуждение на нравственную тему. Формулировка тезиса, аргументация. | 3 | Практикум по написанию сочинения 15.3 | Сочинение | Знать основные нормы русского литературного языка; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность | Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово | | Развернутый ответ на проблемный вопрос в формате ГВЭ |
15-18. | Сочинение по русскому языку в формате ОГЭ. Практикум. | 4 | Практикум по написанию сочинения в формате ОГЭ (на выбор) | Сочинение | Знать основные нормы русского литературного языка; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. | Использовать приобретенные знания и умения в практической речевой деятельности. | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи | | Развернутый ответ на проблемный вопрос в формате ГВЭ |
БЛОК 2. Сочинение ОГЭ по литературе. |
19. | Сочинение в формате ОГЭ по литературе. Критерии оценки сочинения. | 1 | Критерии оценки сочинения. | Практическое занятие | Знать основные нормы русского литературного языка; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. | Использовать приобретенные знания и умения в практической речевой деятельности. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности | | Сочинение в формате ГВЭ |
20. | Тема сочинения: её выбор, осмысление | 1 | Что значит раскрыть и закрыть тему? Что такое главное слово в формулировке темы сочинения? Работа с ключевыми понятиями темы: - тема, идея, проблема; - мотивы; - композиция; - жанр; - конфликт; - система персонажей; - образ автора; - символика; - художественный образ; - средства создания образа. | Самостоятельная работа | Осмысленно выбирать тему сочинения, выделять в ней ключевое понятие, осознать суть каждого из основных ключевых понятий темы, научиться раскрывать и сворачивать тему сочинения | Использовать приобретенные знания и умения в практической речевой деятельности. | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия творческой деятельности | | Сочинение в формате ГВЭ |
21-22. | План сочинения. | 2 | Виды планов (простой, сложный, цитатный, тезисный) и правила их составления и оформления. Построение логографа к сочинению как одна из разновидностей планирования работы. | Практическое занятие. Самостоятельная работа | Уметь составлять разные виды планов к сочинению, осознать необходимость составления плана в черновой редакции сочинения как средства более глубокого раскрытия темы и идеи сочинения, композиционной и логической его упорядоченности, научиться строить логический схемы (логографы), отражающие структуру сочинения и взаимосвязь его частей | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи | | Сочинение в формате ГВЭ |
23. | Вступление к сочинению: объём, варианты и правила написания. | 1 | Объём, варианты и правила написания вступления | Практическое занятие. Самостоятельная работа | Научиться писать вступления к сочинению: исторические, полемические, лирические, философские, «опрокинутое начало», аналитические, академические, публицистические, «живописные» | Использовать приобретенные знания и умения в практической речевой деятельности. | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи | | Сочинение в формате ГВЭ |
24. | Заключение к сочинению: объём, варианты и правила написания. | 1 | Объём, варианты и правила написания заключения. | Практическое занятие. Самостоятельная работа | Научиться писать заключения к сочинению | Использовать приобретенные знания и умения в практической речевой деятельности. | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи | | Сочинение в формате ГВЭ |
25-26. | Композиционная цельность сочинения: как её добиться. Композиционные стыки. | 2 | Композиция сочинения. Стройность, логическая связность. | Практическое занятие. Самостоятельная работа | Научиться композиционно стыковать части сочинения, строить логические переходы, повторить основные способы и средства связи между частями и предложениями в тексте | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи | | Сочинение в формате ГВЭ |
27. | Основные типы сочинений | 1 | 1. Сочинения – характеристики - одного художественного образа; - лирического героя; - автора. 2. Сравнительная характеристика - автор и герой; - сопоставление; - противопоставление. 3. Групповая характеристика. 4. Обобщающая характеристика (обзорная тема). 5. Литературно-критические сочинения - тема, идея, проблематика, конфликт; - сюжет, композиция, жанр; - язык персонажей, художественное своеобразие; - пейзаж; - анализ эпизода. 6. Сочинения о поэзии (восприятие, истолкование, оценка лирического произведения). | Практическое занятие. Самостоятельная работа | Познакомиться со своеобразием сочинений разных видов и жанров, осознать их художественные особенности и научить их писать | Использовать приобретенные знания и умения в практической речевой деятельности. | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия творческой деятельности | | Сочинение в формате ГВЭ |
28. | Использование цитат в сочинении. Основные правила цитирования. | 1 | Основные правила цитирования. | Практическое занятие. Самостоятельная работа | Научиться правильно вводить цитату в текст сочинения разными способами: прямая речь, косвенная речь, отдельное слово или словосочетание, эпиграф | Использовать приобретенные знания и умения в практической речевой деятельности. | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи | | Сочинение в формате ГВЭ |
29-34. | Практикум. Сочинение ОГЭ по литературе. | 6 | Практикум по написанию сочинения ОГЭ по литературе. | Сочинение | Знать основные нормы русского литературного языка; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. | Использовать приобретенные знания и умения в практической речевой деятельности. | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия творческой деятельности | | Сочинение в формате ГВЭ |
35. | Итоговое занятие. | 1 | | | | | | | |