Приложение
к образовательной программе
среднего общего образования
МБОУ «СШ №18»
на 2022 – 2023 учебный год
Приказ №504 от 30.08.2022
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №18»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ПО ВЫБОРУ
«Текст. Теория и практика»
для 11 класса
на 2022 – 2023 учебный год
Составитель программы:
Пузатова Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
г. Нижневартовск, 2022 г.
Рабочая программа курса по выбору «Текст. Теория и практика» для учащихся 11 класса составлен на основе Федерального компонента основного общего образования и авторской программы элективного курса Полуниной Г.М. «Текст. Теория и практика», «Элективные курсы по русскому языку» Москва «Чистые пруды», 2018 год. Курс «Текст. Теория и практика» рассчитан на 34 часа в год.
Используемый УМК
Учебник Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерин, учебник «Русский язык 10-11 классы, 2017г. Пособия Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие-Изд 4, перераб.- Ростов н/Д: Легион,2017 Цыбулько И.П. ЕГЭ Русский язык. 36 вариантов. Проект с участием разработчиков ФИПИ, 2022г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
• личностные:
- сформированность потребности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую культуру;
- осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения к миру; понимание этики и эстетики.
• метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности, составлять планы, учебные алгоритмы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; анализировать свои образовательные приращения, выбирать способы корректировки достигнутых результатов; в ситуациях общения выбирать успешные речевые стратегии.
-владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта.
• предметные:
- сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях его развития, функциях языка;
- освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; текст, признаки и категории текста; типы и стили речи; литературный язык, нормы литературного языка; устная и письменная форма речи; синонимика русского языка; источники расширения словарного состава современного русского языка;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка;
- владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах; практическое овладение основными нормами современного литературного языка;
Выпускник на базовом уровне научится
- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте использовать языковые средства адекватно цели и ситуации речевого общения;
- создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определённой функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определённых жанров (сочинения);
- подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа высказывания и в соответствии с типом текста определять тему, проблему и основную мысль текста;
- определять лексические и грамматические средства связи предложений в тексте в соответствии с видами связи выделять основные признаки определённого стиля речи;
- опознавать в тексте и называть изобразительно-выразительные средства языка;
- определять их тип (лексические, синтаксические, фонетические);
- определять признаки и структурные элементы текста;
- опознавать типы текстов.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
- опознавать лексические и синтаксические средства языка в текстах определённого стиля речи;
- опознавать типичные случаи несоблюдения языковых норм; осуществлять речевой самоконтроль.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание курса «Текст. Теория и практика»
Понятие о тексте.
Анализ и составление текстов.
Основные закономерности работы с текстом
Формы обучения:
1) лекции, индивидуальные консультации учителя, работа в группе;
2) семинарские занятия; проектно-исследовательская деятельность.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися путем выполнения заданий, содержащих:
примеры из литературных произведений, в которых использованы изобразительные возможности лексики;
высказывания выдающихся людей, размышляющих о языке;
лингвистические справки о происхождении терминов;
определение новых понятий.
Методические принципы построения курса:
нелинейность (каждая тема в определенной степени самодостаточна и автономна);
избыточность предлагаемого материала; проблемность заданий;
минимизация репродуктивности, необходимой, тем не менее, для формирования алгоритма, за счет усиления творческого и рефлексивного начала;
равноразделенная ответственность учителя и обучающихся за достижение поставленных целей.
Курс носит практико-ориентированный характер. Обучающиеся вовлекаются в различные виды деятельности (практическая, творческая, исследовательская), что способствует развитию и совершенствованию навыков самостоятельной работы.
3.Тематическое планирование
№ | Раздел, тема занятие | Количество часов |
1 | Понятие о тексте | 6 |
2 | Способы связи текста | 8 |
3 | Понятия о типах речи. | 7 |
4 | Тексты разных стилей | 7 |
5 | Создание текста на заданную проблему | 6 |
| Итого | 34 |
4.Календарно-тематическое планирование
№ | Название раздела / Название темы урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Понятие о тексте. | 1 | 1.09. | |
2 | Способы выражения темы | 1 | 8.09. | |
3 | Заглавие текста | 1 | 15.09. | |
4 | Ключевые (опорные) слова. | 1 | 22.09. | |
5 | Синтаксис текста. | 1 | 29.09. | |
6 | Способы связи предложений в тексте | 1 | 6.10. | |
7 | Средства связи смысловых частей текста. | 1 | 13.10. | |
8 | Лексические средства связи (антонимы, синонимы, лексические повторы) | 1 | 20.10. | |
9 | Лексические средства связи (синонимы) | 1 | 27.10. | |
10 | Лексические средства связи (лексические повторы) | 1 | 17.11. | |
11 | Стилистическая роль синонимов и антонимов | 1 | 24.11. | |
12 | Местоимения и союзы в связующей функции. | 1 | 1.12. | |
13 | Парцеллированные конструкции. | 1 | 8.12.12 | |
14 | Понятия о типах речи. Повествование. Языковые средства повествования. | 1 | 15.12. | |
15 | Описание. Языковые средства описания. | 1 | 22.12. | |
16 | Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения. | 1 | 29.12. | |
17 | Анализ и составление текстов описание, рассуждение, повествование | 1 | 19.01. | |
18 | Тексты разных стилей. Языковые особенности публицистического стиля. | 1 | 26.01. | |
19 | Анализ и составление текстов публицистического стиля речи. | 1 | 2.02. | |
20 | Тексты разных стилей. Языковые особенности научного стиля. | 1 | 9.02. | |
21 | Анализ и составление текстов научного стиля речи. | 1 | 16.02. | |
22 | Тексты разных стилей. Языковые особенности официально-делового стиля. | 1 | 23.02. | |
23 | Анализ и составление текстов официально-делового стиля | 1 | 2.03. | |
24 | Тексты разных стилей. Языковые особенности разговорного стиля. | 1 | 9.03. | |
25 | Тексты художественного стиля речи | 1 | 16.03. | |
26 | Выразительные средства языка | 1 | 23.03 | |
27 | Стилистические фигуры | 1 | 13.03 | |
28 | Анализ текстов художественного стиля речи | 1 | 27.04. | |
29 | Составление текстов художественного стиля речи. | 1 | 30.04 | |
30 | Создание текста на заданную проблему | 1 | 31.04 | |
31 | Создание текста на заданную проблему | 1 | 4.05. | |
32 | Создание текста на заданную проблему | 1 | 11.05. | |
33 | Создание текста на заданную проблему | 1 | 18.05. | |
34 | Создание текста на заданную проблему | 1 | 25.05. | |