Урок русского языка для учащихся 3 класса. Тема урока: "Имя прилагательное как часть речи".
Цель: ознакомить с существенными признаками имени прилагательного как части речи и развить умение распознавать имена прилагательные в речи, пробудить интерес к урокам русского языка;
-развивать речь, мышление, память;
-воспитывать самостоятельность, взаимовыручку.
Оборудование: проектор, презентация к уроку, доска
Ход урока:
Организационный момент
– Давайте улыбнемся друг другу, пусть сегодняшний урок принесёт всем радость общения друг с другом.
Минутка чистописания
( индивидуальная работа в тетрадях)
Целеполагание. Слайд 1.
-Посмотрите что нарисовано на доске? (Береза?)
-Какой частью речи является береза? Докажите.
-Береза какая? (белая, красивая, высокая, кудрявая)
-Что обозначают слова, которые помогли описать животное? (Признак предмета)?
-Какой частью речи являются эти слова?
– Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего урока? (Имя прилагательное)
– Молодцы! Вы правильно определили тему урока.
Работа по теме урока.
Задание 1. Слайд 2.
-Ребята, сейчас вам нужно заселить слова в домики. Самостоятельная работа.
Проверка. Слайд3.
- На какие две группы вы разделили слова? (существительное и прилагательное)
Задание 2.Слайд 4.
Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные. Устно.
-Какой вывод можно сделать?
-Что такое «имя прилагательное»?
Вывод: слова, отвечающие на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются «именами прилагательными».
– Но нам ещё сегодня предстоит путём исследования выяснить, какую роль играют в речи имена прилагательные?
Физкультминутка (музыкальная)
Задание 3.Слайд 5
Подберите к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные
1 вариант девочка высокое
портфель добрая
дерево новый
берёзка стройная
Дополните подходящими по смыслу именами прилагательными
2 вариант Сахар (какой?) …, ….
Небо (какое?) …, ….
Санки (какие?) …, ….
Школа (какая?) …, ….
Самопроверка. Слайд 6.
Задание 4. Слайд 7
Допиши прилагательные в тексте.
Этот …………. зверёк живет в лесу. У него …………. уши и ……….. хвост. Шубка у зверька летом ………, а зимой ………. . Морковь и ………… капуста – любимое лакомство. Зайка всего боится.
Фронтальная проверка.
-Докажите, что слова которые вы написали, являются прилагательными.
Задание 5.Слайд 8
Образуйте от имен существительных имена прилагательные
береза -
осина -
кожа -
шелк -
сахар -
соль -
хлеб -
Самопроверка.
Задание 6.Слайд 9
Запиши по образцу: лист осенью – осенний лист
Холод зимой
Ветер весной
День летом
Сторож леса
Проверка.
Итог урока:
Учитель. Итак, ребята смогли ли мы с вами на уроке разрешить проблему, которая перед нами стояла?
– Так какую же роль выполняют в русском языке имена прилагательные?
– Понравился ли вам наш урок? Чем?
– А как вы думаете, пригодится ли вам это на следующих уроках?
– А теперь, я хочу прочитать вам вот такое стихотворение.
– Послушайте, и скажите о чём идёт речь?
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь.
Меня вам надо знать, беречь.
Рефлексия.
Задание на дом
Составьте дома рассказ из 3-4 предложений на тему: «Зимушка-зима».