СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русскому языку. Тема:"Имя прилагательное как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема:" Имя прилагательное как часть речи". 3 класс.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русскому языку. Тема:"Имя прилагательное как часть речи"»

Технологическая карта по русскому языку

3 класс, русский язык, тема: Имя прилагательное как часть речи, комбинированный урок.

Цель: Знакомство с самостоятельной частью речи «имя прилагательное».

Задачи:

Обучающие:

  • Способствовать формированию умений подбирать прилагательные к существительным, определять признаки прилагательного как части речи, сопоставлять их с признаками существительного;

  • Способствовать формированию умений находить имена прилагательные в тексте, определять их роль;

Воспитывающие:

  • Способствовать воспитанию положительного отношения к учебному предмету.

Развивающие:

  • Способствовать развитию внимания, через чтение и работу на уроке;

  • Способствовать развитию мышления, через вопросы учителя и ответы на них;

  • Способствовать развитию памяти, через формулировки, в конце урока.


















Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент.

Цель: организовать и подготовить детей к уроку.

Здравствуйте, ребята! Давайте проверим готовность к уроку, у вас на парте должны лежать: учебник, пенал и рабочая тетрадь. Ребята, следим за правильной посадкой, спины выпрямили, руки должны лежать на парте.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Садятся.

Регулятивные:

  • Саморегуляция.

  • Целеполагание.

Коммуникативные:

  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

  1. Актуализация знаний.

Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для восприятия нового материала.

Ребята, прежде чем начать новую тему урока, давайте проверим изученный ранее материал.

Скажите, что такое местоимение?


Перечислите личные местоимения.

Назовите местоимения третьего лица, единственного числа.

Хорошо, назовите местоимение первого лица множественного числа.

Правильно, ребята, сейчас я буду говорить предложения, а ваша задача их закончить.

В предложениях личные местоимения…

Местоимения с предлогами пишутся…

Местоимения я, ты, вы, он, она, оно, мы, они не называют людей, животных или предметы, а только…

Хорошо, ребята, я вижу, что вы хорошо усвоили предыдущий материал.



Местоимение – это самостоятельная часть речи.

Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Он, она, оно.


Мы.




Изменяются.

Раздельно.



Указывают на них.

Познавательные: Общеучебные:

  • Умение строить речевые высказывания.

Коммуникативные:

  • Умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

  1. Изложение нового

материала.

Цель: изучить новую тему урока.































































  1. Физкультминутка.

Цель: чередование нагрузки и отдыха.










Откройте пожалуйста свои тетради, что нужно записать?

Отгадайте мою загадку: Конь…, хвост…

Ребята, понятна ли вам эта загадка?

Помогли вам только существительные догадаться, о чем идет речь?

Послушайте еще раз: Конь стальной, хвост льняной. Что это?

Какие слова помогли вам отгадать загадку?

Что обозначают эти слова?

О каких словах пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке?

Как бы вы сформулировали тему урока?



Откройте свои учебники и прочитайте тему сегодняшнего урока.

Внимательно рассмотрите иллюстрацию на странице 75.

Назовите слова, которые подходят к теме сегодняшнего урока: Подушка (какая?)…., Афанасий (какой?)…..

Ребята, а знакомились ли вы раньше с такой частью речи как прилагательное?

Может, кто - нибудь уже может сказать, что же это?





Давайте выполним упражнение 304.








В первом столбике по данным признакам, какой предмет мы определили?

Правильно, а во втором столбике?

И в третьем?

Почему легко было догадаться?



Что общего у слов в каждом столбике?


Давайте сделаем небольшой вывод исходя из выполненного упражнения. По каким признакам можно характеризовать имена прилагательные?

Сформулируйте основной вопрос урока. сравните свою формулировку с авторской.


А теперь давайте выполним упражнение 305.

Пока делайте самостоятельно, а потом все вместе проверим, какие слова получились.






Сделаем небольшой вывод: почему вы задали разные вопросы как к каждой иллюстрации?

Ребята, вы, наверное, уже устали, проведем физкультминутку.

«В школу мы с тобой пришли».
Дети маршируют на месте.
«Всех друзей своих нашли»
Руки на поясе. Наклоны слева-направо в ритм стиха.
«Будем в школе мы читать»
Наклоны головой вперед.
«Будем в школе мы писать»
Сжимание-разжимание пальцев на вытянутых руках.
«И конечно, и конечно,
будем много-много знать!»
Дети совершают несколько «приседаний» .

Число. Классная работа.


Пытаются отгадать загадку.

Нет.

Нет.



Иголка и нитка.

Стальной, льняной.

Признак предмета.

О словах, которые обозначают признак предмета.

Слова, обозначающие признак предмета/Имя прилагательное как часть речи.

Имя прилагательное как часть речи.




Мягкая.

Спящий.


Да.

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи. Имена прилагательные обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?

Фруктовый сад, сок, запах. Тенистый сад, парк. Яблоневый сад, цвет. Старый сад, дом.

Высокое дерево, здание, небо. Голубое озеро, небо. Звёздное небо, детство ночное небо, время, сияние.

Народная песня, сказка, мечта. Веселая песня, детвора, сказка. Мелодичная песня, симфония. Эстрадная песня, музыка, певица.

Сад.


Небо.

Песня.

К каждому слову мы подставляли существительное подходящие по смыслу.

Все слова отвечают на один и тот же вопрос.


По вопросам и значению.



Почему мы легко подобрали имена существительные? Что общего у слов, называющих признаки предмета?

Ландыш душистый, пахучий, лесной, чудесный, свежий (какой?)

Роза красная, красивая, ароматная, прекрасная (какая?)

Солнце яркое, ясное, жаркое, летнее, зимнее (какое?)

Друзья верные, настоящие, весёлые, надёжные, хорошие (какие?)

Это зависит от рода имён существительных: ландыш – м.р., поэтому вопрос какой? и т.д.


Выполняют физкультминутку.

Регулятивные:

  • Целеполагание.

  • Коррекция.

  • Оценка

Коммуникативные:

  • Умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

Познавательные: Общеучебные:

  • Умение строить речевые высказывания.

  • Формирование цели.

  • Поиск и выделение информации.

  • Смысловое чтение.


  1. Закрепление изученного материала.

Цель: закрепить изученный ранее материал с целью его усвоения лучше.






























































































  1. Подведение итогов.

Цель: проверка усвоения учащимися пройденного материала.








Ребята, а теперь давайте выполним упражнение 306, только мы выберем не все картинки, а только 2 и 3. Подумайте и опишите один из рисунков.






Какие слова вам помогли нарисовать картинку елового леса?

Что же это за слова: стройные, тёмно-зелёные, высокие? К какой части речи они относятся?

А теперь, исходя, из этого упражнения сделаем небольшой вывод: для чего нужны имена прилагательные в речи?


Давайте поработаем с правилом на странице 77. Читаем первый абзац (один ученик читает вслух). Теперь мы знаем, что имя прилагательное – это самостоятельная часть речи. Имена прилагательные обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?

А теперь прочитайте второй абзац. Имена прилагательные связаны с именами существительными, изменяются по родам и числам.

Ребята, давайте устно попробуем выполнить упражнение 307. Прочитайте задание.


Признаки каких предметов они обозначают?

Ребята, а теперь давайте будем рассуждать по каждому словосочетанию, например: Снег (какой?) последний. Имя существительное снег мужского рода употреблено в форме ед.ч. и прилагательное последний – тоже в форме ед.ч., м.р.

Теплый пар.





Кувшинчик синий.

Теплые грозы.


Какой мы можем сделать вывод исходя из этого упражнения.

Прилагательные ставятся в том же роде и числе, что и существительные, форма прилагательного зависит от

формы существительного.

Продолжим выполнять упражнение. Какие слова помогли поэту А.К. Толстому нарисовать картину весенней природы – весенний пейзаж?

К каким частям речи относятся эти слова?

Как ты думаешь, почему подснежник назван кувшинчиком?




Прочитайте предпоследнюю строчку. Какую картину вы представили? Почему весенний лес назван юным?


А почему молодая листва – это зеленый дым?




Ребята, мы уже узнали, что такое имя прилагательное, узнали, что они связаны с именами существительными, а как вы думаете, почему именно прилагательные связаны именно с именами существительными, а не со словами другой части речи?


Ребята, а вот почему во второй части правила сказано не «имеют род и число», а «изменяются по родам и числам»?

Правильно, ребята, а теперь давайте выполним упражнение 309.

Что мы должны написать вместо точек?



Имена прилагательные изменяются по родам. Можно ли так сказать о существительных? Почему? Как правильно сказать? В чем разница?




Изменяются ли прилагательные по числам?

Художник нарисовал еловый лес. Все ели высокие, стройные, они тёмно-зелёного цвета. Лес густой, тёмный.

Вот показался лес. Это была чудесная березовая роща. Белоствольные березки стояли на высоком пригорке.

Осенний лес очень красивый. С деревьев уже начали опадать разноцветные листья.

Высокие, стройные, густой.


Прилагательное.



Чтобы уточнить значение, ярко, красочно описать предмет












Последний снег, тёплый пар, кувшинчик синий, юный лес, зелёный дым, тёплые грозы.

Снег, пар, кувшинчик, лес, дым, грозы.







Пар (какой?) тёплый. Имя существительное пар мужского рода употреблено в форме ед. ч. И прилагательное теплый – тоже в форме ед. ч., м.р.


Грозы (какие?) тёплые. Нач. форма гроза женский род., мн. число.

Прилагательные ставятся в том же роде и числе, что и существительные, форма прилагательного зависит от

формы существительного.




Картину помогли нарисовать слова которые обозначают признаки переметов, т.е., последний, тёплый.

Прилагательные, существительные.

Подснежник по форме похож на кувшинчик, поэтому словосочетание синий кувшинчик помогает ярче представить себе, как выглядит этот цветок.

Ответы учащихся.

Юный лес – значит молодой лес. Молодой – юный – это синонимы, слова схожие по значении.

Зеленый дым – это туман. Листочки настолько малы, что сливаются в одно тонкое покрывало, которое и покрывает лес.


Имя существительное – это самостоятельная часть речи обозначающая предметы и явления. Только у предметов и явлений можно указать их признаки и свойства и рассказать какие они.

Зависят от рода и числа существительных, ставятся в тех же формах.

Имена прилагательные изменяются по родам и числам.

Существительные. Сладкий пирог, сладкая клубника, сладкое мороженое, сладкие яблоки.


Нет.

Имена существительные бывают женского, мужского и среднего родов. Они не могут изменяться по родам. Род – это постоянный признак имени существительного.

Имена прилагательные изменяются по числам. Они стоят в том же числе, что и имена существительные. Например: синее море – синее (ед.ч.) море (ед. ч.) – синие моря – синие (мн. ч.) моря (мн. ч.).

Регулятивные:

  • Целепологание.

  • Коррекция.

  • Оценка.

Познавательные: Общеучебные:

  • Умение строить речевые высказывания.

  • Формирование цели.

  • Поиск и выделение информации.

  • Рефлексия.

Коммуникативные:

  • Умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

Ребята, о какой части речи мы сегодня говорили?

Что же такое имя прилагательное?


Что обозначают имена прилагательные?

На какие вопросы они отвечают?

С какой частью речи связаны имена прилагательные?

Имена прилагательные имеют род и число или изменяются по родам и числам?

Ребята, еще мы с вами не затронули такой вопрос, что название части речи «прилагательное» произошло от латинского слова. Оно обозначает «присоединение», «прибавление». Соответствует ли это латинское значение этой части речи?

Домашние задание: стр. 78, упр. 310, стр. 79, упр. 312. Выучить определение на стр. 77.

Имя прилагательное.


Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи.

Признаки предметов и явлений.

Какой? Какая? Какие? Какое?

Существительные.


Изменяются по родам и числам.






Да, так как оно присоединяет к какому либо предмету признак.

  1. Рефлексия.

Цель: оценить свою деятельность на уроке.

Ребята, я хочу, чтобы, вы оценили свою работу на уроке (на столе лежат квадраты, красного, синего и зелёного цвета, на одном из них надо п оставить галочку - на уроке было легко и и нтересно, - испытывал затруднения на у роке, - на уроке было скучно и трудно.

Оценивают свою работу на уроке.

Регулятивные

  • Целепологание.

Познавательные: Общеучебные:

  • Рефлексия.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!