СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская народная сказка "Снегурочка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Усвоение нового материала, Аудиазапись оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» , русская народная сказка"Снегурочка"

Просмотр содержимого документа
«Русская народная сказка "Снегурочка"»

Урок литературного чтения во 3-м классе

Тема: Русская народная сказка «Снегурочка»

Цели и задачи урока:

учить самостоятельно искать и проверять новые знания по теме;

способствовать обогащению словарного запаса детей, наблюдать за вырази-тельными средствами языка;

воспитывать в учениках уверенность в своих силах, уважение и любовь к устному народному творчеству;

Оборудование: компьютерная презентация, цветные карандаши, индивиду-альные карточки с рисунком Снегурочки, аудиозапись с отрывком из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», дифференцированные карточки-задания.

Ход урока

I. Организационный момент

Психологическая гимнастика.

- Какое сейчас время года? (Зима.)

Покажите, что вы замёрзли и съёжились, отогрелись и рассла-бились.

Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение.

Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас по-лучились.

Вы пришли весёлые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем на уроке.



II. Подготовка к усвоению нового материала

Мы сегодня совершим небольшое путешествие по страницам волшебной книги и разгадаем название этой книги и название удивительной страны. (Компьютерная презентация.)

1-я страница (Прочитать, отгадать.)

1. Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз.)

2. Белая скатерть всё поле одела. (Снег.)

- Что мы отгадывали? (Загадки.)

2-я страница (Прочитать.)

1. Много снега – много хлеба.

2. Лето- собериха – зима- поедиха.

3. Зимою вьюга – летом ненастье.

- Можно сказать, что это предложения? (Да.)

- Почему? (Они выражают законченную мысль.)

- А точнее, что это? (Пословицы.)

- Можно ли сказать, что в них выражена народная мудрость? (Пословица – краткое народное изречение с поучительным смыслом.)

3-я страница (Чтение поговорок.)

1. Зима кончается, весна начинается.

2. Чему быть, тому не миновать.

3. Люди рады лету, а пчела цвету.

- Что мы прочитали? (Поговорки – краткое образное устойчи-вое выражение.)

- Как можно объяснить 2-ю поговорку? 3-ю?

4-я страница (Иллюстрация к сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

- Определите, к какому произведению можно отнести эту иллю-страцию.

На доске:

УСТНОЕ ФОЛЬКЛОР ТВОРЧЕСТВО НАРОДНОЕ

- Разгадайте, как можно назвать удивительную страну, в кото-рой живут эти произведения. (Устное народное творчество.)

- Как по-другому можно назвать устное народное творчество? (Фольклор.)

- Какие жанры в фольклоре вы знаете? (Сказки, загадки, посло-вицы, заклички, былины.)



III. Ознакомление с новым материалом.

1. Знакомство с темой урока.

Мы сегодня будем работать с фольклорным произведением. Как оно называется, мы должны с вами отгадать.

- Кого мы лепили в начале урока? (Снеговика.)

- Как можно назвать девочку из снега?

Произведение, с которым мы будем работать, называется «Снегурочка». Давайте подберём однокоренные слова к слову Снегурочка. (Снег, снеговик, снежинка...)

- Какая часть слова у них одинаковая? (Корень.)

2. Словарная работа.

Проведём словарную работу с теми словами, которые встретят-ся в тексте.

На доске.

сафьяновые миновала смотрят

атласная нездоровится насмотреться

лелеять



уровень: Чтение по слогам.

уровень: Чтение про себя.

уровень: Прочитать с восклицанием.

3. Работа над лексическим значением слов.

- Какие слова вам встретились впервые, какие из них вам не по-нятны?

4. Индивидуальная работа со словарём.(Работу выполняют учащиеся 3 уровня и готовят сообщение для класса )

Сафьяновые (сапоги) – сафьян – тонкая мягкая окрашенная обычно в яркие цвета кожа, выделываемая из козьих или овечь-их шкур.

Атлас – сорт шёлковой гладкой блестящей ткани.

5. Фронтальная работа.

Лелеять – нежить, заботиться.

Миновало – прошло.

Эти слова нам встретятся в тексте.



IV. Знакомство с новым произведением.

Сейчас я прочитаю вам произведение, а после чтения вы опре-делите, к какому жанру оно относится.

Первичное чтение учителем. (1 и 2 части.)

Итак, к какому жанру относится это произведение? (Сказка.)

Как вы догадались?

Кто автор сказки? (Народ.)



V. Первичная проверка понимания новых знаний.

1. Работа по группам с заданиями.

Дифференцированная работа.

1 уровень– в первой части найдите отрывок, где говорится о забавах детей. Прочитайте.

2 уровень – найдите эпизод, как лепили Снегурочку. Готовьте пересказ отрывка.

3 уровень– найти и прочитать, как ожила Снегурочка. Приду-майте новый конец сказки.

2. Проверка задания 1, 2 групп.

3. Практическая работа.

Возьмите свои рисунки с изображением Снегурочки. Дорисуй-те, как постепенно появлялась Снегурочка.

Покажите, какая у вас получилась Снегурочка. (Выставка ри-сунков.)

4. Проверка задания 3 группы.

VI. Физкультминутка (выполняется под музыку)

Снег, снег, белый снег

Кружит, падает на всех.

Мы из снега ком слепили,

Потом куклу смастерили.

Снег, снег, белый снег,

Вышла кукла лучше всех.

VII. Знакомство с шедеврами мировой культуры

- С каким произведением мы работаем?

- К какому жанру оно относится?

Образ Снегурочки творчески вдохновлял поэтов, писателей, художников и композиторов.

Показ иллюстрации.

Вот как художник Виктор Васнецов представлял Снегурочку и написал её образ к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегуроч-ка».

Полотно художника находится в Третьяковской галерее.

Премьера оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» со-стоялась 29 января 1882 года на сцене Мариинского театра в Петербурге.

Пожалуйста, сядьте поудобнее, давайте закроем глаза, предста-вим, что мы в XIX веке и послушаем отрывок из оперы. (Про-слушивание арии Снегурочки из оперы Н.А. Римского-Корсакова.)

VIII. Ознакомление с новым материалом.

- Вы хотите узнать окончание сказки?

Чтение заключительной части. (Читают ученики.)

IX. Проверка понимания новых знаний по заключительной части.

1 уровень: Прочитайте, как заканчивается сказка.

2 уровень: Какое настроение вызывает у вас конец сказки?

- Оно меняется при чтении? (Да. От весёлого к грустному.)

3 уровень: Какие изменения произошли в природе в этом тек-сте? Подтвердите свой ответ словами из текста.

X. Закрепление новых знаний

- Во что превратилась Снегурочка? (В облачко.)

- Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле? (Из облака зимой может пойти снег, и старики смогут снова слепить себе дочку Снегурочку. А ле-том облачко прольётся дождём и на земле распустятся белые, нежные цветы, похожие на Снегурочку.)

XI. Итог урока

1 уровень: Назовите произведение, с которым мы познакоми-лись.

2 уровень: Можно ли сказку считать волшебной? Докажи.

3 уровень: Какие из поговорок, которые мы читали в начале урока, можно отнести к сказке? (Зима кончается - весна начина-ется. Чему быть, того не миновать.)



Спасибо. Молодцы, мне было очень приятно с вами работать.

























Слайд 1







Слайд 2















Слайд 3













Слайд 4





Слайд 5






































































































































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!