Урок литературного чтения
во 2 А классе.
Тема: Русская народная сказка «Снегурочка».
Тема урока: Русская народная сказка «Снегурочка».
Тип урока: Изучение нового материала.
Педагогические задачи: содействовать воспитанию уверенности в своих силах, уважению и любви к устному народному творчеству; создать условия для обучения самостоятельному поиску и проверке знаний по теме, организации и проведения наблюдения за выразительными средствами языка; способствовать обогащению словарного запаса, укреплению и развитию эмоционально-волевой сферы.
Предметные: Определяют тему и жанр произведения, отвечают на вопросы; читают справочный материал; выражают своё отношение к произведению, герою; понимают литературу как средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
Метапредметные:
Познавательные: овладевают техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанно и произволно строят речевое высказывание; овладевают основами смыслового чтения художественных текстов; выделяют существенную информацию из текста; строят рассуждения.
Регулятивные :ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей; составляют план и последовательность действий.
Коммуникативные: осуществляют коммуникативно- речевые действия, конструктивные способы взаимодействия; высказывают своё мнение
Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают свою точку зрения; выражают своё отношение к произведению, героям, знают моральные нормы и умеют выделять нравственный аспект поведения.
Оборудование:
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД | | |
0.Подготовка речевого аппарата к работе. | -Подготовка речевого аппарата к работе.Логопедические упр. Буква «эль»-чтение слогов.Скороговорка :»Около кола звонят колокола» | Буква «эль»-чтение слогов.Скороговорка :»Около кола звонят колокола» | Личностные мотивированы на достижение цели, что приведёт их к успеху. | | |
1.Оргмомент. | - Все сумели мы собраться За работу дружно взяться. Будем думать, рассуждать. Можем мы урок начать. | Организация работы на уроке. | Личностные Учащиеся мотивированы на достижение цели, что приведёт их к успеху. | | |
2. Актуализация знаний. )
| Читать – думать, Читать – чувствовать, Читать – жить! -Прочтём все вместе слова, которые помогают нам выстраивать работу на уроке чтения.
| -Думать – размышлять о прочитанном. -Чувствовать – анализировать, что чувствуют герои, мы сами, автор; сопереживать. -Жить – использовать в жизни мудрость произведения. | Регулятивные Формируется целеустремлённость, готовность к преодолению трудностей, выделение и осознание того, что уже известно.
| | |
3.Проверка Д/задания
1 сайд-название раздела
2 слайд+
3 слайд+4
4 слайд+
5 слайд+ | А) -Послушаем детей, которые выбрали д/з второго уровня. Б)-Из какого раздела сказка В.Даля? В)- Узнайте, из каких произведений данного раздела эти отрывки? ***»снежок порхает,кружится,,на улицах бело, и превратились лужицы в прозрачное стекло..»
***Самый первый снег робок и тих. Ложится на чёрную октябрьскую землю. «Ой, извините», и тает.
***Похваляется Морозко, идёт по лесу, ледком похрустывает, по деревьям постукивает. Я тут Властелин! ***У Деда Мороза было три сына и одна дочка. Звали их Ветер, Лёд, Иней и Снежинка. | Дети читают свои аннотации. Слушатели высказывают своё мнение. Ответ ( Снежок порхает кружится)
В)З.Александрова Стихотворение «Зима»
Рассказ С.Иванова «Каким бывает снег»
Сказка Э.Шима «Всем вам крышка»
РНС «Дети Деда Мороза»
| Коммуникативные оформление своих мыслей в устной форме (пересказ сюжета); | | |
4. Составление плана-новигатора | -Дети, у нас сегодня новое произведение из этого раздела. _Какие цели поставим перед собой? _Составим план- новигатор. (план крепится по пунктам на доске) | --Познакомиться с произведением _-Узнать автора -_Определить жанр _-Определить тему _-Познакомиться с героями _-Дать им характеристику, их поступкам -Составить план текста -составить книжку-малышку -Выполнить задания к тексту | Регулятивные УУД: | | |
5.Постановка проблемы.Её решение. 6 слайд+ | -У меня загадка. Отгадайте её-это герой нашего произведения. ***-Красна девица грустна, Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко, Слёзы льёт бедняжка. |
-Снегурочка. | | | |
6.Работа по составленному плану.
А) слушание
Б)Жанр, тема
В)Автор | -Работаем по плану.
-Первая цель-слушание произведения.Выполняем. -Как бы вы назвали это произведение? Почему?
Б) –Идём по плану.Определяем жанр. Докажите
В)Русский народ тоже назвал эту сказку «Снегурочка». -А если название дал народ, то эта сказка… какая?.... -Откройте учебник с.151 -Кто сохранил нам эту народную сказку, донёс до нас? | -Учитель читает произведение.
-Снегурочка, это главный герой, весь текст о ней, о её поступках.
Б)Сказка: Начало «Жили-были..», волшебство, превращения
-Народная! -А сохранил её и пересказал нам Л. Толстой | | | |
7.Оформление модели обложки. | -Обсуждаем всё сказанное, обрабатываем, оформляем модель обложки. | -Дети работают в группах ,обсуждают, выполняют модель обложки, подают сигнал готовности. –Доказывют свою работу. -Анализируют работу других групп | | | |
8.Ф/М | А)Лепим снежную бабу: Наклонились,ком скатали, вот такой большой, поставили. Наклонились,ком скатали, вот такой ширины, поставили Наклонились, ком скатали, вот такой ужины,поставили высоко( на цыпочки) Б)Упр. Для глаз- таблица | | | | |
9..Определение работы по плану. 9.а.Характеристика героев, их поступков 9.б.Составление плана.
9.в.Словарь | Характеристика героев, их поступков -Каким образом мы сможем выполнить этот пункт? -Какой ещё пункт плана мы сможем выполнить работая по содержанию сказки? -В сказке встретятся незнакомые вам слова. Откройте наш настольный толковый словарик, прочитаем значение этих слов | -Прочитать произведение, проанализировать его.
-Выделить главную мысль каждой части, составить план для пересказа -Чтение, толкование слов | | | |
10. Чтение детьми произведения | -Эстафетное чтение по частям. | | | | |
11.Чтение, анализ 1 части |
-Где происходит действие?
-Что узнали о старике и старухе? Были ли они счастливы? Почему? - Почему старик со старухой вышли лепить дочку не на улицу, а в огород? Обсудите в паре -А когда счастье поселилось в их доме? - Какие чувства испытали старик со старухой, увидев Снегурочку?
-Прочитайте описание Снегурочки _ выделите главную мысль, озаглавьте 1 часть | Ответы детей (в деревне) Перечисляют героев сказки. -были скромные, боялись, что люди их не поймут -радость, любовь, нежность, счастье -Группы обсуждают, высказываются, доказывают, записывают в книжку-малышку. | Регулятивные УУД: высказывают своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника Познавательные УУД: находят ответы на вопросы в тексте; делают выводы в результате совместной работы; преобразовывают информацию из одной формы в другую: пересказывают небольшие отрывки из сказки
| | |
12 .Чтение, анализ 2 части(эстафета) | - Докажите, что Снегурочка стала для стариков настоящей дочерью?
-Почему же она плакала, была невесёлой?( всё у неё было) - Почему грустит Снегурочка и горько плачет? О чем говорят ее слезы?
-Выделите главную мысль, Озаглавьте 2 част.
| Выборочное чтение(одевали, покупали, называли( -она любила их, радовала, помогала, сделала их счастливыми людьми -они переживали, волновались за нее; жалели, пытались помочь
-грустит о неминуемой гибели; о том, что уйдет от людей
-Группы обсуждают, высказываются, доказывают, записывают в книжку-малышку |
Коммуникативные УУД: Воспринимают на слух сказку в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читают целыми словами; слушают и понимают речь других; работают в группе
Коммуникативные УУД: составляют устно рассказ о герое прочитанного произведения по вопросам; размышляют о характере и поступках героя; характеристика сказочных героев (положительные, отрицательные, герои-помощники | | |
13. Чтение, анализ 2 части(про себя-жуж.чтение)
14.Итог работы
15.Дом.задание (по выбору, разноуровневое) Слайд7
16.Рефлексия содержания «Дерево творчества» | - Почему прыгнула через костер, наперед зная, что растает?
- Какие чувства испытываете вы по отношению к Снегурочке и старикам? -озаглавьте 3 часть.
-В сказках всегда противоборствуют силы добра и зла. Кто здесь играет роль отрицательных сил?
-Во что превратилась Снегурочка?
-Для чего автор так заканчивает сказку?
- Может ли Снегурочка вновь появиться на Земле? Каким образом? Как вы себе это представляете?
-Какие человеческие ценности воспевает народ?
-
-Чему учит автор?
-Скажите, выполнили мы цели урока? -Какие пункты нашего плана навигатора остались? - На следующем уроке мы продожим работать сэтой сказкой, сможем выполнить к ней задания в учебнике и тетради
-Вам было комфортно?
1 уровень. -Пересказ понравившегося отрывка, его иллюстрирование 2 уровень. -Краткий пересказ по плану. 3 уровень. Составить аннотацию
Плоды-урок принёс пользу, прошёл плодотворно ЦВЕТЫ-довльно неплохо Зелёный листик-Не совсем удовлетворён своей работой Жёлтый листик-попащий крок, неудовлетворённость | -хотела испытать, постичь всё людское, пережить по-настоящему, не желала отличаться от подруг
-жалость, любовь, уважение, стремление помочь
-Группы обсуждают, высказываются, доказывают, записывают в книжку-малышку
-солнце, весна, лето, огонь
-в белое облачко
-оставляет надежду, Снегурочка не исчезает бесследно,облака на небе мы видим
-Летом прольется облачко дождем, и распустятся на земле белые нежные цветы, похожие на Снегурочку.
-доброту, трудолюбие, заботу, любовь, красоту, нежность
-; быть добрым, любящим, трудолюбивым, заботливым. Ответы детей. -Читали и размышляли о прочитанном. -Читали и анализировали, что чувствуют герои, мы сами, автор.
| Личностные: оценивают конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции; понимают эмоции других людей, сопереживают; выказывают своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Регулятивные: умение контролировать свою деятельность по результатам; умение адекватно понимать оценку взрослого.
| | |
| | | | | |
Самоанализ урока литературного чтения во 2 классе.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Тема: «Русская народная сказка Снегурочка».
Проведённый урок литературного чтения входит в систему уроков по программе
.
Триединая цель урока заключается в следующем:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ: содействовать
формированию читательской культуры учащихся; опыта самостоятельной читательской деятельности;
всестороннему осмыслению художественного произведения;
привитию привычки вчитываться в текст, размышляя над его содержанием, замыслом автора;
умению определять и высказывать собственную позицию, аргументируя её;
развитию коммуникативных способностей, творческой фантазии, воображения, мышления учащихся;
развитию внимания к собственным мыслям, переживаниям; умения понять и передать их;
развитию умения определять причинно-следственные связи;
воспитанию уважения и любви к устному народному творчеству.
Говоря о РАЗВИВАЮЩЕМ АСПЕКТЕ, надо отметить:
развитие внутренней и устной речи;
-развитию коммуникативных способностей, творческой фантазии, воображения, мышления учащихся;
развитию внимания к собственным мыслям, переживаниям; умения понять и передать их;
развитию умения определять причинно-следственные связи.
Урок нацелен на ВОСПИТАНИЕ уважения и любви к устному народному творчеству, познавательной активности, требовательности к себе, деликатности в отношении к другим учащимся, умении слушать одноклассников.
Перед учителем стояли следующие задачи:
• развивать и совершенствовать умение выразительно читать, анализировать текст;
• способствовать развитию речи, логического и творческого мышления, умения определять основную мысль произведения;
• формировать первичные исследовательские навыки, развивать познавательную активность;
• воспитывать уважение и любовь к устному народному творчеству.
Формирование общеучебных и специальных умений и навыков осуществлялось на уроке поэтапно.
Цель и, соответственно, главный этап урока позволяют считать его уроком ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ.
Урок проведен в рамках системно-деятельностного подхода.
При разработке урока учитывались возрастные особенности учащихся, индивидуальные способности каждого, дифференцированный подход в обучении.
Начало урока – это создание ситуации успеха.
Развитие УУД:
Познавательные
Дано конкретное задание, направленное на актуализацию знаний. Данное задание побуждает учащихся к активной деятельности: умение думать и рассуждать.
Регулятивные
Формируется целеустремлённость, готовность к преодолению трудностей, выделение и осознание того, что уже известно.
Личностные
Учащиеся мотивированы на достижение цели, что приведёт их к успеху.
Коммуникативные
Дети внимательно выслушивают ответы одноклассников, показывают своё согласие и несогласие, корректно исправляют недочеты других.
Главный этап урока - всестороннее осмысление художественного произведения. Для реализации основной цели урока мной был выбран метод исследования, как наиболее продуктивный.
На уроке были использованы различные формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная,групповая. Организация групповой работы даёт возможность каждому ученику поучаствовать в процессе обсуждения, высказать свою точку зрения. Развитие УУД в групповой работе:
Познавательные
Проблемная ситуация: определить, Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию)
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте,
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
делить текст на части, озаглавливать части;
выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
размышлять о характере и поступках героя;
относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
соотносить автора, название и героев прочитанных произведенийчто обозначает слово . В процессе выполнения задания в парах учащиеся анализируют, осуществляют поиск, строят логическую цепь рассуждения, доказывают.
Личностные
В результате выполнения задания формируется способность к самооценке, мотивация достижения, интерес к учебному материалу.
Коммуникативные
Работа в парах способствует формированию у учащихся контроля действий партнёра и собственного мнения.
Развитие УУД в групповой работе:
Познавательные
Учащиеся строят высказывания в устной форме, выделяют главное, находят и делают выводы. Учащиеся осуществляют поиск нужной информации работу .
Личностные
Отвечая, учащиеся понимают причину своего успеха в учении. Обсуждение в группе проблемы способствует развитию интереса к новому учебному материалу; эмпатии- пониманию чувств других; усвоению основных моральных норм поведения.
Коммуникативные
Учащиеся контролируют ответы одноклассников в группе, учатся владению речью. В ходе выполнения задания учащиеся должны взаимодействовать для того, чтобы найти верное решение. При этом у них формируются следующие умения: учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение; договариваться, приходить к общему решению, быть корректным в высказываниях.
Таким образом, урок был спланирован в соответствии со следующими принципами обучения: деятельный принцип, научность, доступность, наглядность, учёт возрастных особенностей.
Я считаю, что на уроке были реализованы поставленные цели.