СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературногочтения по теме:"Русская народная сказка "Снегурочка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта урока литературного чтения по теме :"Русская народная сказка "Снегурочка"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературногочтения по теме:"Русская народная сказка "Снегурочка"»





Урок литературного чтения

во 2 А классе.

Тема: Русская народная сказка «Снегурочка».









































Тема урока: Русская народная сказка «Снегурочка».

Тип урока: Изучение нового материала.

Педагогические задачи: содействовать воспитанию уверенности в своих силах, уважению и любви к устному народному творчеству; создать условия для обучения самостоятельному поиску и проверке знаний по теме, организации и проведения наблюдения за выразительными средствами языка; способствовать обогащению словарного запаса, укреплению и развитию эмоционально-волевой сферы.

Предметные: Определяют тему и жанр произведения, отвечают на вопросы; читают справочный материал; выражают своё отношение к произведению, герою; понимают литературу как средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

Метапредметные:

Познавательные: овладевают техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанно и произволно строят речевое высказывание; овладевают основами смыслового чтения художественных текстов; выделяют существенную информацию из текста; строят рассуждения.

Регулятивные :ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей; составляют план и последовательность действий.

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно- речевые действия, конструктивные способы взаимодействия; высказывают своё мнение

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают свою точку зрения; выражают своё отношение к произведению, героям, знают моральные нормы и умеют выделять нравственный аспект поведения.

Оборудование:

  • компьютер,

  • проектор,

  • презентация,

  • учебник Ефросининой Л.А. «Литературное чтение», часть I: Издательство «Вентана-Граф» 2011.


Ход урока.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД



0.Подготовка речевого аппарата к работе.

-Подготовка речевого аппарата к работе.Логопедические упр.

Буква «эль»-чтение слогов.Скороговорка :»Около кола звонят колокола»

Буква «эль»-чтение слогов.Скороговорка :»Около кола звонят колокола»

Личностные

мотивированы на достижение цели, что приведёт их к успеху.







1.Оргмомент.

- Все сумели мы собраться

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать.

Можем мы урок начать.

Организация работы на уроке.

Личностные

Учащиеся мотивированы на достижение цели, что приведёт их к успеху.




2. Актуализация знаний.

)










Читать – думать,

Читать – чувствовать,

Читать – жить!

-Прочтём все вместе слова, которые помогают нам выстраивать работу на уроке чтения.






-Думать – размышлять о прочитанном.

-Чувствовать – анализировать, что чувствуют герои, мы сами, автор; сопереживать.

-Жить – использовать в жизни мудрость произведения.

Регулятивные

Формируется целеустремлённость, готовность к преодолению трудностей, выделение и осознание того, что уже известно.












3.Проверка Д/задания





1 сайд-название раздела









2 слайд+





3 слайд+4







4 слайд+











5 слайд+

А)

-Послушаем детей, которые выбрали д/з второго уровня.

Б)-Из какого раздела сказка В.Даля?

В)- Узнайте, из каких произведений данного раздела эти отрывки?

***»снежок порхает,кружится,,на улицах бело, и превратились лужицы в прозрачное стекло..»



***Самый первый снег робок и тих. Ложится на чёрную октябрьскую землю. «Ой, извините», и тает.



***Похваляется Морозко, идёт по лесу, ледком похрустывает, по деревьям постукивает. Я тут Властелин!

***У Деда Мороза было три сына и одна дочка. Звали их Ветер, Лёд, Иней и Снежинка.

Дети читают свои аннотации. Слушатели высказывают своё мнение.

Ответ ( Снежок порхает кружится)





В)З.Александрова Стихотворение «Зима»







Рассказ С.Иванова «Каким бывает снег»





Сказка Э.Шима «Всем вам крышка»









РНС «Дети Деда Мороза»






Коммуникативные

оформление своих мыслей в устной форме (пересказ сюжета);







4. Составление плана-новигатора

-Дети, у нас сегодня новое произведение из этого раздела.

_Какие цели поставим перед собой?

_Составим план- новигатор.

(план крепится по пунктам на доске)

--Познакомиться с произведением

_-Узнать автора

-_Определить жанр

_-Определить тему

_-Познакомиться с героями

_-Дать им характеристику, их поступкам

-Составить план текста

-составить книжку-малышку

-Выполнить задания к тексту

Регулятивные УУД:



5.Постановка проблемы.Её решение.

6 слайд+

-У меня загадка. Отгадайте её-это герой нашего произведения.

***-Красна девица грустна, Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко, Слёзы льёт бедняжка.







-Снегурочка.




6.Работа по составленному плану.



А) слушание









Б)Жанр, тема







В)Автор

-Работаем по плану.





-Первая цель-слушание произведения.Выполняем.

-Как бы вы назвали это произведение? Почему?





Б) –Идём по плану.Определяем жанр. Докажите





В)Русский народ тоже назвал эту сказку «Снегурочка».

-А если название дал народ, то эта сказка… какая?....

-Откройте учебник с.151

-Кто сохранил нам эту народную сказку, донёс до нас?

-Учитель читает произведение.







-Снегурочка, это главный герой, весь текст о ней, о её поступках.



Б)Сказка:

Начало «Жили-были..», волшебство, превращения









-Народная!

-А сохранил её и пересказал нам Л. Толстой




7.Оформление модели обложки.

-Обсуждаем всё сказанное, обрабатываем, оформляем модель обложки.

-Дети работают в группах ,обсуждают, выполняют модель обложки, подают сигнал готовности. –Доказывют свою работу.

-Анализируют работу других групп




8.Ф/М

А)Лепим снежную бабу:

Наклонились,ком скатали, вот такой большой, поставили.

Наклонились,ком скатали, вот такой ширины, поставили

Наклонились, ком скатали, вот такой ужины,поставили высоко( на цыпочки)

Б)Упр. Для глаз- таблица





9..Определение работы по плану.

9.а.Характеристика героев, их поступков

9.б.Составление плана.



9.в.Словарь

Характеристика героев, их поступков

-Каким образом мы сможем выполнить этот пункт?

-Какой ещё пункт плана мы сможем выполнить работая по содержанию сказки?

-В сказке встретятся незнакомые вам слова. Откройте наш настольный толковый словарик, прочитаем значение этих слов

-Прочитать произведение, проанализировать его.



-Выделить главную мысль каждой части, составить план для пересказа

-Чтение, толкование слов




10. Чтение детьми произведения

-Эстафетное чтение по частям.





11.Чтение, анализ 1 части



-Где происходит действие?



-Что узнали о старике и старухе? Были ли они счастливы? Почему?

- Почему старик со старухой вышли лепить дочку не на улицу, а в огород? Обсудите в паре

-А когда счастье поселилось в их доме?

- Какие чувства испытали старик со старухой, увидев Снегурочку?



-Прочитайте описание Снегурочки

_ выделите главную мысль, озаглавьте 1 часть



Ответы детей

(в деревне)


Перечисляют героев сказки.




-были скромные, боялись, что люди их не поймут






-радость, любовь, нежность, счастье







-Группы обсуждают, высказываются, доказывают, записывают в книжку-малышку.

Регулятивные УУД: высказывают своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника

Познавательные УУД:

находят ответы на вопросы в тексте;

делают выводы в результате совместной работы;

преобразовывают информацию из одной формы в другую: пересказывают небольшие отрывки из сказки
















12 .Чтение, анализ 2 части(эстафета)

- Докажите, что Снегурочка стала для стариков настоящей дочерью?



















-Почему же она плакала, была невесёлой?( всё у неё было) - Почему грустит Снегурочка и горько плачет? О чем говорят ее слезы?



-Выделите главную мысль, Озаглавьте 2 част.




Выборочное чтение(одевали, покупали, называли(

-она любила их, радовала, помогала, сделала их счастливыми людьми

-они переживали, волновались за нее; жалели, пытались помочь







-грустит о неминуемой гибели; о том, что уйдет от людей





-Группы обсуждают, высказываются, доказывают, записывают в книжку-малышку





Коммуникативные УУД:

Воспринимают на слух сказку в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читают целыми словами;

слушают и понимают речь других;

работают в группе



Коммуникативные УУД:

составляют устно рассказ о герое прочитанного произведения по вопросам;

размышляют о характере и поступках героя;

характеристика сказочных героев (положительные, отрицательные, герои-помощники















13. Чтение, анализ 2 части(про себя-жуж.чтение)



















14.Итог работы





















































































15.Дом.задание

(по выбору, разноуровневое)

Слайд7





















16.Рефлексия содержания «Дерево творчества»

- Почему прыгнула через костер, наперед зная, что растает?







- Какие чувства испытываете вы по отношению к Снегурочке и старикам?

-озаглавьте 3 часть.













-В сказках всегда противоборствуют силы добра и зла.

Кто здесь играет роль отрицательных сил?



-Во что превратилась Снегурочка?



-Для чего автор так заканчивает сказку?







- Может ли Снегурочка вновь появиться на Земле? Каким образом?

Как вы себе это представляете?





-Какие человеческие ценности воспевает народ?



-



-Чему учит автор?





-Скажите, выполнили мы цели урока?

-Какие пункты нашего плана навигатора остались?

- На следующем уроке мы продожим работать сэтой сказкой, сможем выполнить к ней задания в учебнике и тетради



-Вам было комфортно?







1 уровень.

-Пересказ понравившегося отрывка, его иллюстрирование

2 уровень.

-Краткий пересказ по плану.

3 уровень.

Составить аннотацию









Плоды-урок принёс пользу, прошёл плодотворно

ЦВЕТЫ-довльно неплохо

Зелёный листик-Не совсем удовлетворён своей работой

Жёлтый листик-попащий крок, неудовлетворённость


-хотела испытать, постичь всё людское, пережить по-настоящему, не желала отличаться от подруг



-жалость, любовь, уважение, стремление помочь



-Группы обсуждают, высказываются, доказывают, записывают в книжку-малышку







-солнце, весна, лето, огонь







-в белое облачко



-оставляет надежду, Снегурочка не исчезает бесследно,облака на небе мы видим





-Летом прольется облачко дождем, и распустятся на земле белые нежные цветы, похожие на Снегурочку.





-доброту, трудолюбие, заботу, любовь, красоту, нежность



-;

быть добрым, любящим, трудолюбивым, заботливым.

Ответы детей.

-Читали и размышляли о прочитанном.

-Читали и анализировали, что чувствуют герои, мы сами, автор.










Личностные:

оценивают конкретные поступки как хорошие или плохие;

эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции;

понимают эмоции других людей, сопереживают;

выказывают своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

































































































Регулятивные:

умение контролировать свою деятельность по результатам; умение адекватно понимать оценку взрослого.






























































Самоанализ урока литературного чтения во 2 классе.



Тип урока: Открытие новых знаний.

Тема: «Русская народная сказка Снегурочка».

Проведённый урок литературного чтения входит в систему уроков по программе

.

Триединая цель урока заключается в следующем:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ: содействовать

 формированию читательской культуры учащихся; опыта самостоятельной читательской деятельности;

 всестороннему осмыслению художественного произведения;

 привитию привычки вчитываться в текст, размышляя над его содержанием, замыслом автора;

 умению определять и высказывать собственную позицию, аргументируя её;

 развитию коммуникативных способностей, творческой фантазии, воображения, мышления учащихся;

 развитию внимания к собственным мыслям, переживаниям; умения понять и передать их;

 развитию умения определять причинно-следственные связи;

 воспитанию уважения и любви к устному народному творчеству.

Говоря о РАЗВИВАЮЩЕМ АСПЕКТЕ, надо отметить:

 развитие внутренней и устной речи;

-развитию коммуникативных способностей, творческой фантазии, воображения, мышления учащихся;

 развитию внимания к собственным мыслям, переживаниям; умения понять и передать их;

 развитию умения определять причинно-следственные связи.

Урок нацелен на ВОСПИТАНИЕ уважения и любви к устному народному творчеству, познавательной активности, требовательности к себе, деликатности в отношении к другим учащимся, умении слушать одноклассников.

Перед учителем стояли следующие задачи:

• развивать и совершенствовать умение выразительно читать, анализировать текст;

• способствовать развитию речи, логического и творческого мышления, умения определять основную мысль произведения;

• формировать первичные исследовательские навыки, развивать познавательную активность;

• воспитывать уважение и любовь к устному народному творчеству.

Формирование общеучебных и специальных умений и навыков осуществлялось на уроке поэтапно.

Цель и, соответственно, главный этап урока позволяют считать его уроком ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

Урок проведен в рамках системно-деятельностного подхода.

При разработке урока учитывались возрастные особенности учащихся, индивидуальные способности каждого, дифференцированный подход в обучении.

Начало урока – это создание ситуации успеха.

Развитие УУД:

Познавательные

Дано конкретное задание, направленное на актуализацию знаний. Данное задание побуждает учащихся к активной деятельности: умение думать и рассуждать.

Регулятивные

Формируется целеустремлённость, готовность к преодолению трудностей, выделение и осознание того, что уже известно.

Личностные

Учащиеся мотивированы на достижение цели, что приведёт их к успеху.

Коммуникативные

Дети внимательно выслушивают ответы одноклассников, показывают своё согласие и несогласие, корректно исправляют недочеты других.





Главный этап урока - всестороннее осмысление художественного произведения. Для реализации основной цели урока мной был выбран метод исследования, как наиболее продуктивный.

На уроке были использованы различные формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная,групповая. Организация групповой работы даёт возможность каждому ученику поучаствовать в процессе обсуждения, высказать свою точку зрения. Развитие УУД в групповой работе:

Познавательные

Проблемная ситуация: определить, Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию)

учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте,

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

делить текст на части, озаглавливать части;

выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

подробно и выборочно пересказывать текст;

составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

размышлять о характере и поступках героя;

относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

соотносить автора, название и героев прочитанных произведенийчто обозначает слово . В процессе выполнения задания в парах учащиеся анализируют, осуществляют поиск, строят логическую цепь рассуждения, доказывают.

Личностные

В результате выполнения задания формируется способность к самооценке, мотивация достижения, интерес к учебному материалу.

Коммуникативные

Работа в парах способствует формированию у учащихся контроля действий партнёра и собственного мнения.

Развитие УУД в групповой работе:

Познавательные

Учащиеся строят высказывания в устной форме, выделяют главное, находят и делают выводы. Учащиеся осуществляют поиск нужной информации работу .

Личностные

Отвечая, учащиеся понимают причину своего успеха в учении. Обсуждение в группе проблемы способствует развитию интереса к новому учебному материалу; эмпатии- пониманию чувств других; усвоению основных моральных норм поведения.



Коммуникативные

Учащиеся контролируют ответы одноклассников в группе, учатся владению речью. В ходе выполнения задания учащиеся должны взаимодействовать для того, чтобы найти верное решение. При этом у них формируются следующие умения: учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение; договариваться, приходить к общему решению, быть корректным в высказываниях.



Таким образом, урок был спланирован в соответствии со следующими принципами обучения: деятельный принцип, научность, доступность, наглядность, учёт возрастных особенностей.

Я считаю, что на уроке были реализованы поставленные цели.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!