Рабочая программа внеурочной деятельности «Программирование на разных языках программирования. Кумир» для 7 класса составлена на основе:
Закона «Об образовании в Российской Федерации»
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
Основной образовательной программы среднего общего образования;
Курса «Основы программирования», изданной в сборнике «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для основной школы: 7-9 классы» / М.С. Цветкова, О.Б. Богомолова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020.
формирование ответственного отношения к учению;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности.
формирование способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивации к целенаправленной познавательной деятельности с целью приобретения профессиональных навыков в ИТ-сфере;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Исполнители алгоритмов. Система команд исполнителя. Понятие алгоритма Способы записи алгоритмов. Основные алгоритмические конструкции. Понятие оптимизации алгоритмов. Программа, ошибки. Выбор необходимой алгоритмической конструкции для решения поставленной задачи.
Знакомство со средой Кумир. Учебные исполнители: Кузнечик, Водолей, Черепаха, Чертежник, Робот как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Составление линейных, с ветвлениями и циклами алгоритмов и программ для управления исполнителями Кузнечик, Водолей, Черепаха, Чертежник, Робот в среде Кумир.
Итоговое повторение. Интеллектуальный марафон «Нескучное программирование».
Практические работы на каждом уроке по соответствующей теме.
| № урока п/п | № урока по разделу п/п | Наименование разделов и тем | Дата проведения |
| 7а | 7б |
| план | факт | план | факт |
| | | Алгоритмы и исполнители (4 часа) | | | | |
| 1 | 1 | Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности. Исполнители вокруг нас. | | | | |
| 2 | 2 | Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Система команд исполнителей (СКИ). | | | | |
| 3 | 3 | Исполнители алгоритмов. Понятие алгоритма Способы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). | | | | |
| 4 | 4 | Основные алгоритмические конструкции. Понятие оптимизации алгоритмов. Программа, ошибки, типы ошибок. | | | | |
| | | Управление компьютерными исполнителями алгоритмов в среде Кумир (28 часов) | | | | |
| 5 | 1 | Знакомство со средой Кумир. Учебные исполнители (Кузнечик, Водолей, Черепаха, Чертежник, Робот) как примеры формальных исполнителей. | | | | |
| 6 | 2 | Исполнитель Кузнечик. Среда обитания, СКИ. Решение задач и разработка программ для Кузнечика. Составление линейных алгоритмов для исполнителя Кузнечик | | | | |
| 7 | 3 | Понятие цикла. Составление циклических алгоритмов для исполнителя Кузнечик | | | | |
| 8 | 4 | Решение задач в формате ОГЭ с исполнителем Кузнечик. | | | | |
| 9 | 5 | Исполнитель Водолей. Среда обитания, СКИ. Решение задач и разработка программ для исполнителя Водолей. Составление линейных алгоритмов для исполнителя Водолей | | | | |
| 10 | 6 | Решение задач и разработка программ для исполнителя Водолей. | | | | |
| 11 | 7 | Исполнитель Черепаха. Среда обитания, СКИ. Работа с пультом управления. Связь пульта управления со средой. Составление линейных алгоритмов для исполнителя Черепаха. | | | | |
| 12 | 8 | Цикл со счетчиком. Решение задач для исполнителя Черепаха. | | | | |
| 13 | 9 | Вложенные циклы. Решение задач для исполнителя Черепаха. | | | | |
| 14 | 10 | Построение геометрических фигур с помощью исполнителя Черепаха. | | | | |
| 15 | 11 | Построение орнаментов с помощью исполнителя Черепаха. | | | | |
| 16 | 12 | Решение задач в формате ОГЭ с исполнителем Черепаха. Самостоятельная работа учащихся по индивидуальным карточкам. | | | | |
| 17 | 13 | Исполнитель Чертёжник. Среда обитания, СКИ. Разработка линейных алгоритмов для исполнителя Чертёжник | | | | |
| 18 | 14 | Основные и вспомогательные алгоритмы. Использование вспомогательных алгоритмов для составления линейных программ управления исполнителем Чертёжник. | | | | |
| 19 | 15 | Основные базовые алгоритмические конструкции (цикл со счетчиком) и их реализация в среде исполнителя Чертежник. | | | | |
| 20 | 16 | Основные базовые алгоритмические конструкции (цикл с условием) и их реализация в среде исполнителя Чертежник. | | | | |
| 21 | 17 | Использование и работа структуры «вложенные циклы» в среде исполнителя Чертёжник | | | | |
| 22 | 18 | Вложенные фигуры. | | | | |
| 23 | 19 | Использование и работа структуры «вложенные циклы с условием» в среде исполнителя Чертёжник | | | | |
| 24 | 20 | Сложные алгоритмические конструкции (вложенные циклы и ветвления) и их реализация в среде исполнителя Чертежник | | | | |
| 25 | 21 | Решение задач в формате ОГЭ с исполнителем Чертёжник | | | | |
| 26 | 22 | Исполнитель Робот. Среда обитания, СКИ. Управление движением исполнителя с помощью пульта. | | | | |
| 27 | 23 | Составление линейных алгоритмов для исполнителя Робот. | | | | |
| 28 | 24 | Основные базовые алгоритмические конструкции (ветвление) и их реализация в среде исполнителя Робот. | | | | |
| 29 | 25 | Основные базовые алгоритмические конструкции (цикл со счетчиком) и их реализация в среде исполнителя Робот | | | | |
| 30 | 26 | Использование и работа структуры «вложенные циклы» в среде исполнителя Робот | | | | |
| 31 | 27 | Основные базовые алгоритмические конструкции (цикл с условием) и их реализация в среде исполнителя Робот | | | | |
| 32 | 28 | Сложные алгоритмические конструкции (вложенные циклы и ветвления) и их реализация в среде исполнителей Робот | | | | |
| | | Свободное проектирование. Итоговое повторение (2 часа) | | | | |
| 33 | 1 | Интеллектуальный марафон «Нескучное программирование». | | | | |
| 34 | 2 | Итоговое занятие. Конкурс «Битва Титанов» | | | | |
| | | | | | |