Изучаем Алгоритмику Мой КуМир
Исполнитель Робот
Вспомогательные алгоритмы
Метод последовательного уточнения
Исполнитель Робот Вспомогательные алгоритмы
Исполнитель Робот
Исполнитель: Робот.
Среда исполнителя: Робот работает на клетчатом поле (между клетками могут быть расположены стены) и умещается целиком в одной клетке. Попытка переместить Робота через стену приводит к поломке Робота. Возможное исходное положение Робота на клетчатом поле обозначается ромбиком.
Окно Робота открывается с помощью команды меню Окна → Робот.
Размеры поля устанавливается в пункте меню Робот → Новая обстановка.
Редактировать стартовую обстановку (исходное положение, дополнительные стены и др.) можно командой меню Робот → Редактировать обстановку.
Обстановку можно сохранить в файл (Робот → Сохранить обстановку), а затем открыть (Робот → Загрузить обстановку).
Исполнитель Робот
Система команд исполнителя Робот:
Команда
Комментарии
вверх
Робот перемещается на одну клетку в указанном направлении
вниз
вправо
влево
закрасить
Робот закрашивает текущую клетку
Программа для Робота должна начинаться с команды подключения исполнителя:
использовать Робот
Исполнитель Робот
Задание 1. Создайте программу, по которой Робот напишет своё имя.
использовать Робот алг Слово нач . нц 4 раз . . закрасить; вниз . кц . вправо . вверх; вверх . нц 2 раз . . вверх; закрасить . кц . |. . . . . . . . . кон
Исполнитель Робот
Задание 2. Для каждого рисунка запишите программу для Робота.
Вспомогательные алгоритмы
Алгоритмический язык КуМир допускает использование вспомогательных алгоритмов ( процедур ). Оформляется такой алгоритм как обычный. Вызов вспомогательного алгоритма из основной программы осуществляется по его имени.
Процедура — самостоятельная часть программы, имеющая оригинальное имя, по которому её можно вызывать из любой части программы.
Основная программа всегда одна, в программе на языке КуМир она располагается выше процедур.
Процедуры используют в случаях, когда одни и те же действия необходимо выполнить несколько раз в разных местах программы, возможно, при различных исходных данных. Также в качестве процедуры целесообразно выделять и однократно выполняемые действия, когда они представляют собой логически независимую часть программы, это позволяет сложную задачу разбить на несколько простых.
Вспомогательные алгоритмы
Любую картинку на поле Робота можно мысленно заключить в прямоугольник. При создании процедуры удобно начинать рисовать из верхнего левого угла такого прямоугольника и в этой же точке заканчивать. Тогда вы всегда будете знать, где у вас будет находиться Робот после очередного вызова процедуры.
Задание 1. Составьте программу Квадрат , по которой Робот закрашивает клетки согласно рисунку и возвращается в исходное положение.
Вспомогательные алгоритмы
Задание 2. Используя программу Квадрат как вспомогательный алгоритм, составьте алгоритм Главный , по которому Робот закрасит клетки согласно рисунку.
использовать Робот
алг Главный | основной алгоритм
нач
. Квадрат | вызов процедуры
. вправо ; вправо | переход на
. вниз ; вниз | новое место
. Квадрат | вызов процедуры
. нц 6 раз | переход на
. . вправо | новое место
. кц
. | Допишите строки
кон
алг Квадрат | процедура Квадрат
нач
. | Допишите строки
кон
Вспомогательные алгоритмы
Задание 3. Составьте программу Фрагмент , по которой Робот закрашивает один элемент рисунка (выделен пунктирной линией). Используя эту программу в качестве процедуры, составьте алгоритм, по которому Робот нарисует нужный орнамент.
Вспомогательные алгоритмы
Задание 4. Используя процедуру Элемент , нарисуйте элементы в четырёх углах поля. Для этого заполните пропуски в программе Орнамент .
Исходное положение Робота установите самостоятельно.
использовать Робот
алг Орнамент
нач
. Элемент
. нц . . . раз вправо кц
. Элемент
. нц . . . раз вниз кц
. Элемент
. нц . . . раз влево кц
. Элемент
кон
алг Элемент
нач
. вправо ; вниз
. закрасить
. вверх ; вверх
. закрасить
. вниз ; вправо
. закрасить
. влево ; влево
. закрасить
кон
Метод последовательного уточнения
Задание 1. Составьте программу, по которой Робот напишет число 2020. Для изображения отдельных цифр составьте процедуры согласно правилу: Робот начинает движение от верхнего левого угла прямоугольника, внутрь которого можно вписать цифру, и там же заканчивает свою работу.
использовать Робот алг Главный нач . вниз ; вправо . Два . нц 4 раз вправо . кц . Ноль . | . . . . . . . кон
алг Два нач
. | . . . . . . . кон
алг Ноль нач
. | . . . . . . . кон
Метод последовательного уточнения
Задание 2. Составьте отдельные процедуры для букв «С», «О», «Р», «Т» по правилу: Робот начинает движение от верхнего левого угла прямоугольника, внутрь которого можно вписать букву, и там же заканчивает свою работу.
Используя процедуры, последовательно получите слова:
СОРТ, РОСТ, ТОРТ, РОТ.
Метод последовательного уточнения
Задание 3. Создайте две процедуры для рисования отдельных элементов орнамента (на рисунке они выделены пунктирной линией).
Используя процедуры, создайте орнамент.
В презентации использованы материалы учебного пособия
Информатика. Изучаем алгоритмику. Мой КуМир. 5-6 классы / Е. А. Мирончик, И. Д. Куклина, Л. Л. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.