МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ С. МЕСЯГУТОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДУВАНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № 1 от 23.08. 2016 г. Руководитель ШМО: Л.П.Двирская | Согласовано: Зам. директора по УВР: ______________________ Н.Ю. Насибуллина 29. 08. 2016 г. | Утверждаю: Директор МБОУ лицея с. Месягутово ______________ А.Л.Неустроев Приказ № 157-а от 31.08.2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
для 1 в класса
на 2016 - 2017 учебный год
Составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. ( приказ МО и Н РФ № 373 от 06.10.2009 г;
№ 1241 от 26.11.2010 г.; № 1576 от 31.12 2015г)
- примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол №1/15 от 08.04.2015 г.);
- 3 варианта базисного учебного плана начального общего образования на
2016-2017 учебный год ;
- примерной программы по технологии. Начальная школа.
В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения) ;
- авторской программы для общеобразовательных учреждений по технологии для 1-4 классов. Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева М.: Просвещение, 2013.
Рабочую программу составила: Тукачёва Мария Владимировна учитель начальных классов |
Месягутово -2016
Пояснительная записка
Рабочая программа для 1 в класса МБОУ лицея с. Месягутово по технологии составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МО и Н РФ № 373 от 06.10.2009 г; № 1241 от 26.11.2010 г.; № 1576 от 31.12 2015г); примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол №1/15 от 08.04.2015 г; 3 варианта базисного учебного плана начального общего образования на 2016-2017 учебный год; примерной программы по технологии. Начальная школа. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения); авторской программы для общеобразовательных учреждений по технологии для 1-4 классов. Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева М.: Просвещение, 2013.
Программа реализована в учебнике: Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева , Технология. Учебник. 1 класс. М. Просвещение, 2016. Содержание данного учебника полностью соответствует действующим образовательным стандартам, учебному базисному плану и отвечает идеям новой концепции начального образования «Школа России».
Описание места учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план начального общего образования предусматривает изучение технологии в 1 классе в объёме 33 часов (1 час в неделю). Учебный план МБОУ лицея с. Месягутово отводит на изучение технологии в 1в классе 33 часа, 1час в неделю.
Срок реализации: 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа по технологии представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса; результаты изучения технологии к концу 1 класса, календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
В основу содержания курса положена интеграция технологии с предметами эстетического цикла (изобразительное искусство, литературное чтение, музыка). Основа интеграции – процесс творческой деятельности мастера, художника на всех этапах (рождение идеи, разработка замыслов, выбор материалов, инструментов и технологии реализации замысла, его реализация), целостность творческого. Интеграция опирается на целостное восприятие младшим школьником окружающего мира, демонстрируя гармонию предметного мира и природы. При этом природа рассматривается как источник вдохновения художника, источник образов и форм, отражённых в народном быту, творчестве.
Цель изучения курса технологии – развитие социально значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретения первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.
Задачи:
- формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности
- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения; творческого мышления;
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология» к концу 1 класса
Личностными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих умений:
- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
- уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью;
- представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности;
- первоначальная ориентация на оценку результатов собственной деятельностью;
- проявлять интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности;
- представление о ценности природного мира для практической деятельности человека;
- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- формировать этические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций;
- знать основные моральные нормы поведения;
- знания о гигиене учебного труда и организации рабочего места;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
- понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;
- определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
- отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
- группировать предметы, объекты на основе существенных признаков,
подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;
- определять тему;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;
- устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать - выделять класс объектов по заданному признаку.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
- слушать и понимать речь других;
- принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;
- понимать важность коллективной работы;
- контролировать свои действия при совместной работе;
- допускать существование различных точек зрения;
- договариваться с партнерами и приходить к общему решению.
Предметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих знаний и умений
- уважительно относиться к труду людей;
- называть некоторые профессии людей своего региона
- об организации трудового процесса, о конструкции изделий, о разделении труда, его качестве, ритмичности.
- виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей); свойства материалов, из которых можно лепить, плести, сделать аппликацию, мозаику, оригами на уровне общего представления;
- названия ручных инструментов, приспособлений и правила работы с ними.
- технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;
- разные приемы разметки деталей из бумаги: с помощью шаблонов, трафаретов, перегибания.
- способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА; пластилина, ниток, переплетения.
- различные способы выполнения аппликации, мозаики, плетения, разные приемы лепки.
- названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
- что такое деталь (составная часть изделия);
- по элементам техники: устройство простейших макетов и моделей окружающего мира; типовые детали набора типа «Конструктор», «Механик», «Строитель» и др.;
- виды соединения деталей (однодетальные и многодетальные); последовательность сборки технических устройств;
- какое соединение деталей называют неподвижным;
- части растений, условия жизни и правила ухода за комнатными растениями;
- о семенном размножении растений (общее представление);
- о массовых профессиях (общие сведения);
- по элементам социального опыта: правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером);
- знать средствами связи, правила дорожного движения;
-организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
- под руководством учителя проводить анализ изделия, планирование; последовательности его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по шаблону, образцу изделия, рисунку.
Содержание учебного материала
Природная мастерская ( 8ч )
1. Рукотворный и природный мир города и села.
2.На земле, на воде и в воздухе.
3.Природа и творчество. Природные материалы.
4. Листья и фантазии. Семена и фантазии.
5. Фантазии из шишек, желудей, каштанов.
6. Композиция из листьев. Что такое композиция?
7. Орнамент из листьев. Что такое орнамент?
8. Природные материалы. Как их соединить?
Пластилиновая мастерская ( 4ч. )
1.Материалы для лепки. Что может пластилин?
2.В мастерской кондитера. Как работает мастер?
3.В море. Какие цвета и формы у морских обитателей?
4.Наши проекты. Аквариум.
Бумажная мастерская (17ч. )
1.Мастерская Деда мороза и Снегурочки.
2.Наши проекты. Скоро Новый год и Рождество.
3.Бумага и картон. Какие свойства бумаги и секреты картона?
4.Оригами. Как сгибать и складывать бумагу?
5.Обитатели пруда. Как изготовить аппликации?
6.Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок?
7.Наша армия родная.
8.Ножницы. Что ты о них знаешь?
9.Весенний праздник.
10.Как сделать подарок – портрет?
11.Шаблон. Для чего он нужен?
12.Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги?
13.Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?
14. Образы весны. Какие краски у весны?
15. Настроение весны. Что такое колорит?
16-17.Праздники и традиции весны. Какие они?
Текстильная мастерская ( 4ч ).
1.Мир тканей. Для чего нужны ткани?
2. Игла-труженница.
3.Вышивка.
4.Прямая строчка.
№ | Раздел | Кол-во часов |
1 | Раздел 1. Природная мастерская | 8ч |
2 | Раздел 2. Пластилиновая мастерская | 4ч |
3 | Раздел 3. Бумажная мастерская | 17ч |
4 | Раздел 4. Текстильная мастерская | 4ч |
Итого: 33 ч. |
Учебно-методическое обеспечение
1.Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2016.
2. Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Просвещение, 2016.
Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. Рабочие программы. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013.
Оборудование
1.Заготовки природного материала.
2.Классная доска.
3.Коллекции «Бумага и картон», «Лён», «Хлопок», «Шерсть».
4.Компьютер.
5.Комплекты тематических таблиц.
6.Набор инструментов для работы с различными материалами.
7.Набор металлических конструкторов.
8.Наборы цветной бумаги, картона, кальки, гофрированной бумаги.
Тематическое планирование уроков технологии для 1 в класса на 2016-2017 учебный год
(1 час в неделю, 33 часа в год)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты обучения | Дата проведения |
план | факт |
1 четверть (9 ч) Раздел 1. Природная мастерская ( 8ч ) Личностные: - ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». - уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. - оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; - называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей. Метапредметные: Регулятивные: - определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. - понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу; - определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Познавательные: - ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. - отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. - сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. - группировать предметы, объекты на основе существенных признаков,подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; - определять тему. Коммуникативные УУД: - участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; - отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; - соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; - слушать и понимать речь других; - принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами. |
1 | Рукотворный и природный мир города и села. | 1 | Предметные: - уважительно относиться к труду людей; - называть некоторые профессии людей своего региона - об организации трудового процесса, о конструкции изделий, о разделении труда, его качестве, ритмичности. - виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей); свойства материалов, из которых можно лепить, плести, сделать аппликацию, мозаику, оригами на уровне общего представления; - названия ручных инструментов, приспособлений и правила работы с ними. | 2.09 | |
2 | На земле, на воде и в воздухе. | 1 | 9.09 | |
3 | Природа и творчество. Природные материалы. | 1 | 16.09 | |
4 | Листья и фантазии. Семена и фантазии. | 1 | 23.09 | |
5 | Фантазии из шишек, желудей, каштанов. | 1 | 30.09 | |
6 | Композиция из листьев. Что такое композиция? | 1 | 7.10 | |
7 | Орнамент из листьев. Что такое орнамент? | 1 | 14.10 | |
8 | Природные материалы. Как их соединить? | 1 | 21.10 | |
Раздел 2. Пластилиновая мастерская ( 4ч. ) Личностные: - ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». - уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. Метапредметные: Регулятивные: - определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. - понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу; - определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством Познавательные: - ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. - отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. - сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Коммуникативные УУД: - участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; - отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; - соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; - слушать и понимать речь других. |
9 | Материалы для лепки. Что может пластилин? | 1 | | 28.10 | |
2 четверть ( 8 ч) |
10 | В мастерской кондитера. Как работает мастер? | 1 | Предметные: - уважительно относиться к труду людей; - называть некоторые профессии людей своего региона - об организации трудового процесса, о конструкции изделий, о разделении труда, его качестве, ритмичности. | 11.11 | |
11 | В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? | 1 | 18.11 | |
12 | Наши проекты. Аквариум. | 1 | 25.11 | |
Раздел 3. Бумажная мастерская (17ч ) Личностные: - первоначальная ориентация на оценку результатов собственной деятельностью; - самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); Метапредметные: Регулятивные: - использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. - ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. - отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. - группировать предметы, объекты на основе существенных признаков, подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; - определять тему. Коммуникативные УУД: - соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; - слушать и понимать речь других; - принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами. |
13 | Мастерская Деда мороза и Снегурочки. | 1 | - виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей); свойства материалов, из которых можно лепить, плести, сделать аппликацию, мозаику, оригами на уровне общего представления; - названия ручных инструментов, приспособлений и правила работы с ними. | 2.12 | |
14 | Наши проекты. Скоро Новый год и Рождество. | 1 | 9.12 | |
15 | Бумага и картон. Какие свойства бумаги и секреты картона? | 1 | 16.12 | |
16 | Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? | 1 | 23.12 | |
17 | Обитатели пруда. Как изготовить аппликации? | 1 | 30.12 | |
3 четверть (9 ч) |
18 | Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? | 1 | Предметные: - уважительно относиться к труду людей; - называть некоторые профессии людей своего региона - об организации трудового процесса, о конструкции изделий, о разделении труда, его качестве, ритмичности. - виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей); свойства материалов, из которых можно лепить, плести, сделать аппликацию, мозаику, оригами на уровне общего представления; - названия ручных инструментов, приспособлений и правила работы с ними. | 20.01 | |
19 | Наша армия родная. | 1 | 27.01 | |
20 | Ножницы. Что ты о них знаешь? | 1 | 3.02 | |
21 | Весенний праздник. | 1 | 10.02 | |
22 | Как сделать подарок – портрет? | 1 | 24.02 | |
23 | Шаблон. Для чего он нужен? | 1 | 3.03 | |
24 | Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? | 1 | 10.03 | |
25 | Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? | 1 | 17.03 | |
26 | Образы весны. Какие краски у весны? | 1 | 24.03 | |
4 четверть (7 ч) |
27 | Настроение весны. Что такое колорит? | 1 | Предметные: - уважительно относиться к труду людей; - называть некоторые профессии людей своего региона - об организации трудового процесса, о конструкции изделий, о разделении труда, его качестве, ритмичности. | 7.04 | |
28 | Праздники и традиции весны. Какие они? | 1 | 14.04 | |
29 | Праздники и традиции весны. Какие они? | 1 | 21.04 | |
Раздел 4. Текстильная мастерская ( 4ч ) Личностные: - называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей. Метапредметные: Регулятивные: - определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Познавательные: - ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. - группировать предметы, объекты на основе существенных признаков, подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; - определять тему. Коммуникативные УУД: - участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; - отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; - принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами. |
30 | Мир тканей. Для чего нужны ткани? | 1 | - виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей); свойства материалов, из которых можно лепить, плести, сделать аппликацию, мозаику, оригами на уровне общего представления; - названия ручных инструментов, приспособлений и правила работы с ними. | 28.04 | |
31 | Игла-труженница. | 1 | 5.05 | |
32 | Вышивка. | 1 | 12.05 | |
33 | Прямая строчка. | 1 | 19.05 | |