СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия с детским фольклорным коллективом

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка  занятия с  детским фольклорным коллективом направлена на изучение обычаев и обрядов   зимних календарных празднеств.                            

Презентация к занятию – «Обычаи и обряды зимних календарных празднеств»

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия с детским фольклорным коллективом»






(возраст участников – 7 - 8 лет)



Разработчик

Остапцова Татьяна Николаевна

преподаватель ОРНПИ

МАОУ ДОД ДМШ им. Р.М. Глиэра

г. Калининград, Россия














2015


Вступление


Современные тенденции в развитии образования характеризуются повышенным вниманием к проблемам отечественной культуры, ее сохранения; переосмысления места и роли в структуре познавательной и практической деятельности. В нашем регионе (Калининградская область), в силу его территориальной удаленности от коренной России, формирование у подрастающего поколения российской самоидентификации, причастности к русской культуре, истории, духовности особенно актуальны.

Я являюсь приверженцем выдвижения в качестве альтернативы увлечению молодежи массовыми «субкультурами» неиссякаемого родника народного творчества, активизации этнического самосознания. Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Эта хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому необходимо обратиться к основам традиционной народной культуры, тысячелетнему опыту освоения культурного пространства, механизму передачи его молодому поколению.

Более двадцати лет я занималась собиранием народных песен и обрядов, участвуя в фольклорных экспедициях по западному, среднему и южному регионам России. Богатейший этнографический материал экспедиций составляет большую часть репертуарного плана моих воспитанников. Накопленным опытом я рада поделиться со своим воспитанниками и коллегами.

Представляю Вашему вниманию конспект открытого занятия, которое проводилось в рамках методического объединения Ассоциации руководителей детско-юношеских фольклорных коллективов Калининградской области.

Хочется отметить, что цикл занятий, посвященный зимнему календарю, является этапом подготовки моих учеников к участию в конкурсах зимнего периода и городских зимних обрядовых празднествах.



Цели и задачи открытого занятия:

  1. Использование этнокультурных традиций как средства патриотического воспитания школьников.

  2. Реализация традиции народных празднеств в бытовой культуре современного общества.

  3. Приобщение школьников к обычаям, обрядам и традициям календарных празднеств зимнего цикла.

  4. Передача опыта работы с фольклорным материалом учителям музыки, педагогам дополнительного образования, педагогам-фольклористам региона.


  • Вид ресурса

Конспект занятия; презентация

  • среда (редактор), в которой выполнена презентация:

Microsoft Power Point 2007


Рекомендации по работе с презентацией:

В презентации все переходы осуществляются по направляющим элементам – стрелкам. Презентация содержит музыкальные файлы, которые включаются автоматически.

В презентацию включены следующие видеоматериалы:

  1. Слайд №3 «Рождение Иисуса» мультфильм (исп. Иван Козловский)

http://www.youtube.com/watch?v=ga2xoZrAPec&feature=youtu.be

  1. Слайд №9 «Вечера на хуторе близ Диканьки» (фрагмент колядования). http://www.youtube.com/watch?v=4lHbulul52U



Переход к демонстрации видеофрагментов осуществляется с помощью нажатия щелчком мыши на гиперссылки:

Колядование

просмотр видео

«Рождение Иисуса»

просмотр видео








Ход занятия:


Организационный момент.

Участники ансамбля и гости занимают свои места. Звучит Рождественская песня "Ночь светла".

Слайд №1

Руководитель ансамбля.

Дорогие друзья! Сегодня на занятии мы с Вами продолжаем знакомство с русскими традиционными зимними обрядами и праздниками. Зима славится своими гуляньями, играми, забавами да потехами. И недаром в народе говорится: «Зима за морозы, а мужик за праздники», «Лето для старанья, а зима для гулянья».

Детвора и молодежь на улице устраивают веселые игрища, катаются на санях, играют в снежки, и, конечно же, готовятся к встрече Рождества. А чтобы Рождество провести весело и интересно, надо к нему как следует подготовиться. Этим мы с Вами сейчас и займемся. И так, распеваемся.

Участники ансамбля распеваются на материале скороговорок

и народных песен.

Руководитель ансамбля.

Ребята, кто из Вас нам напомнит, когда справляли на Руси Рождество Христово? Какое еще название имеет этот праздник?


Ученики отвечают на вопросы.

Руководитель ансамбля.

Слайды №2-6

Больше двух тысяч лет прошло с тех пор, как родился Спаситель мира - Иисус Христос. Произошло это величайшее чудо на святой земле Палестины, в маленьком городке Вифлееме. Имя новорожденного было Иисус, потом его стали называть Христос, что значит Царь, помазанник.
Христос открыл нам тайны Жизни, Добра и Правды.

В старину рождественские новогодние праздники начинались за день до Рождества Христова, то есть 6 января и заканчивались 19 января великим праздником Крещения Господня. Рождество Христово в России празднуют 7 января, а накануне отмечается Сочельник. Своему названию Сочельник обязан особому постному кушанью из пшеницы, ягод и меда - сочиву, которое является основной пищей этого дня. К Сочельнику в избах делали большую уборку, наряжали елку, но к пище не приступали до сумерек, пока на небе не зажжется первая звездочка. Ведь по библейскому преданию именно в канун Рождества Христова на небе зажглась новая яркая звезда, предвещавшая нам рождение Иисуса. Только после того, как на небе загорится первая звездочка садились за стол, а после ужина шли на ночную рождественскую службу и возвращались домой только под утро.


Исполняется Тропарь Рождества Христова Слайд №7

Слайд №8

Руководитель ансамбля.

В канун Рождества по старинной традиции православные храмы украшаются вертепами. В христианстве этот термин получил значение как место Рождества Христова. Основной сценой вертепа является сцена у яслей, где лежит новорожденный младенец-Иисус в окружении фигурок Святого Семейства. Расцвет вертепных представлений пришелся на XIX век, когда они стали популярны не только в центральной России, но и в Сибири. Зимой вертеп возили на санях, переносили из избы в избу, показывали представления на постоялых дворах. Вокруг вертепа расставлялись лавки, зажигались свечи. Сказка начиналась…


Просмотр видео Рождественская колядка (Иван Козловский).

Мультфильм о рождении Иисуса. Время просмотра 5 минут.


Руководитель ансамбля.

Зимние святочные обряды представляют собой тесное переплетение традиционной народной и религиозной культуры. Канун праздника Рождества Христова известен на Руси и под именем Коляды, Авсеня или Таусеня. Эти слова не являются для Вас незнакомыми, готовясь к рождественским праздникам, мы знакомились с колядками и авсеньками и исполняли их на Святки. Кто из Вас, ребята, помнит, кто такие Коляда или Авсень?


Участники ансамбля отвечают на вопрос.

Руководитель ансамбля.

Хочу Вам напомнить, что Коляда, Авсень и Таусень - это имена почитаемых древними славянами языческих богов. Однако, с течением веков, у этих слов появилось другое значение. А как Вы, ребята, понимаете значение слов «колядовать» или «петь авсеньки»?


Участники ансамбля отвечают на вопрос.

Слайд №9

Руководитель ансамбля.

Конечно, это обряд хождения по домам с поздравительными песнями, забавами и потехами. Песни, которые при этом исполняются, называются по ключевому слову песни - или колядка, или таусенька... Давайте вспомним , с какими колядками и авсеньками мы познакомились в прошлом году.


Ансамбль исполняет «Ой, калёда» с. Больше-Быково Белгородской области; «Эй, ивсеня-коляда» с. Секирино Рязанской области.


Руководитель ансамбля.

Колядование обычно проходило большими компаниями, как молодежью, так и детьми, но обычно начинали первыми дети. Большие выдумщики, они умело выпрашивали угощение у хозяев:

- Эй, хозяйка, подавай святую коляду, блин да лепешку в заднее окошко. Не подашь лепешку - разобьем окошки, не подашь пирога - сведем корову за рога, свинку за шерстенку, быка - за хребтинку.

- Эй, хозяин! Открывай сундучок, доставай пятачок! Пятака мало - давай кусок сала! Куска сала мало, давай пышку под мышку, кусок на плечо!

Ребята, а Вы помните, в какой области была записана авсенька «И шли мы по тропиночке»?

Ответы учеников.


Руководитель ансамбля.

Конечно, это рязанская авсенька. Какие же традиционные обряды совершались на Рождество в старину на Рязанской земле?

Ответы учеников.


Богата традициями и обрядами земля Русская, в каждой губернии имеются свои, присущие только ей характерные особенности. Об этом можно подробнее узнать, прочитав книгу серийного издания «Фольклорные сокровища Русской земли». Здесь опубликован бесценный фольклорный обрядовый материал, и я надеюсь, что с его помощью мы сможем познакомиться со многими замечательными обрядовыми песнями.

А сейчас я бы хотела Вам прочесть отрывок из этой книги.


Зачитывается отрывок из книги «Фольклорные сокровища Русской земли»:

"Примечательной чертой зимнего цикла было колядование, или славление: ходили группами от двора ко двору, исполняли песнопения, посвященные Рождеству Христову, величания хозяину, хозяйке и их детям. Начинали обычно с церковного песнопения: «Христос рождается, славите» (отсюда и название — «славление»). Хозяева давали славильщикам (колядовщикам) угощенье. К приходу славельщиков в каждом доме заранее готовились:

«Вначале, перед праздником, в доме запасут конфет, а нам, детям, не дают, говорят: «Славельщикам». Славельщики из нашей же деревни. Всё парнишки бегают. Пропоют Рождество, бабка их из мешочка конфетами угостит. Они ведь не сидят, пропоют и в другой дом бегут. Их там уже ждут – пироги пекут. Вот уж тут наготове всё у хозяина: и деньги, и печеный хлеб дают, и орешки, и конфетки..."

Я думаю, что мы с Вами сейчас с удовольствием посмотрим фрагмент колядования из фильма режиссера Александром Роу по повести Николая Васильевича Гоголя – «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Вечера на хуторе близ Диканьки (фрагмент колядования).

1, 5 минуты

Руководитель ансамбля.

Вы обратили внимание на Рождественскую звезду – неизменный атрибут колядного обряда? Нельзя не отметить, что повсеместно распространенный обычай этот выглядел в разных районах России по-своему. На Русском Севере колядование «со звездой» называлось христославить. В южнорусских областях о колядниках, носивших «звезду», говорили, что они ходят славить Христа или ходят рождествовать. Наряду с обычной, сделанной из сита «звездой», христославщики носили надетую на палку выдолбленную тыкву, в которой делали вырезы и вставляли горящую свечу; эту тыкву называли звезда. В Сибири популярно было изображение в центре звезды корабля, на котором стоял Илья Муромец. В этом случае пели песню о том, как Илья Муромец с богатырями на Соколе-корабле побеждают турецкую силу-противника.

Крестьянки деревни Братская Орловского уезда в 90-х годах XIX века так рассказывали о новогоднем колядовании:

«У нашей деревни, у Степной, и у селе Троицком под Новый год собираются бабы, девки и молодые ребята, берут два мешка, заходят с конца деревни кликать Таусеньку. Останавливаются под окном крайнего дома и спрашивают хозяина: «Кликать ли Таусеньку?» Хозяин дозволяет: «Кличьте!» Тады усе карагодом затягивают песню:.

Таусень - тут живут люди

Таусень - богатые

Таусень - гребут деньги

Таусень - лопатами..."


Я вижу по Вашим лицам, что Вы узнали текст песни, которую мы с Вами начали разучивать на прошлом занятии. Давайте вспомним ее.

Звучит песня «Таусень, тут живут люди» Орловской области,

в исполнении фольклорного ансамбля Московской консерватории.

После прослушивания участники ансамбля

исполняют ее вместе с руководителем.

Руководитель ансамбля.

А сейчас я Вам предлагаю выучить еще одну колядку. Записана она была в деревне Давыдково Нарофоминского района Московской области. А исполнит ее Вам фольклорный ансамбль «Московская слобода».

Звучит колядка «Коляда, уж ты клюшечка». После прослушивания руководитель вместе с участниками ансамбля разбирает строение песни / вопросо-ответное/,

выучивает текст и мелодию. Ансамбль исполняет колядку.


Руководитель ансамбля.

Большая роль среди рождественской обрядовости отводилась хлебу, зерну и соломе. Соломой устилали пол в избе, приносили снопы, и хозяин прятался от колядовщиков за сноп и спрашивал: «Видите ли Вы меня?» Если дети отвечали - нет, то хозяин говорил:

«Пусть в этом году и рожь будет такая же густая и высокая!» А на столе, под скатертью, выкладывали крест из разного зерна - чтобы в доме всегда был достаток и обильная пища. Существует и посевальный обряд – ребятишки и подростки под песни сыплют зерно в избе, хлеву.

Мы с Вами разучили посевальную песню. Давайте вспомним ее.


Исполнение песни «Сеем, посеваем».


Руководитель ансамбля.

Скажите мне, пожалуйста, какова же основная цель обряда колядования?

Ученики отвечают на вопрос.

Руководитель ансамбля.

Прославление Рождества Христова, величание хозяев, пожелание им счастья, мира и добра в доме. И это не случайно. Ведь Рождество Христово - это праздник доброты и милосердия. А как мы с Вами будем величать хозяев? С кем сравнивали на Руси хозяина, хозяйку и их детей? (ученики отвечают) Давайте и мы повеличаем хозяев.

- Как хозяин во дому - красно солнышко в небу!

- Как хозяюшка в дому - светел месяц в терему!

- А их детушки - часты звездочки!

С Новым годом! Со всем родом! Чтоб здоровы были! Много лет жили!


Исполнение Нижегородской колядки «Что пришло, прикатило»


А сейчас я Вам предлагаю выучить еще одно величание.

- Жить хозяину в дому - как Адаму в раю!

- Жить хозяюшке в дому - как оладьям во меду!

- Малым детушкам, как оладушкам!

- С Иисусом Христом! Со святым Рождеством!


Выучивание величания.

Руководитель ансамбля.

А сейчас мы с Вами посмотрим, как проходил обряд колядования в Белгородской области.


Просмотр видеоматериалов из цикла «Мировая деревня. Фольклор. Неизвестные культуры» (фрагментарно).

"Мировая деревня. Зимние песни белгородских степей"

(05.12- 07.50; 10.58- 13.46; 28.07- 29.02)

После просмотра участники ансамбля делятся впечатлениями, сравнивают святочные обычаи и традиции Московской, Рязанской, Орловской и Белгородской земель. Видеоматериал заканчивается веселым гулянием, частушками.


Руководитель ансамбля.

После шумного, веселого обхода домов молодежь собиралась в посиделочной избе и устраивала общую пирушку - съедали все, чем их одарили односельчане, играли в поцелуешные игры, плясали кадрили. Не кажется ли Вам, ребята, что и нам пора повеселиться?


По предложению учеников «разыгрываются» следующие песни, игры, частушки:

  1. «В селезня» - игра. Московская область.

  2. « Яровая солома» - кадриль Московской области.

  3. «Садила баба лук-чеснок» - «крыловая», казаков-некрасовцев.

  4. «Земляничка-ягодка» - плясовая, хутор Ларинский Волгоградской области.

  5. Частушки «под язык» - Липецкая область.

Песни «разыгрываются в сопровождении балалайки, гармошки, ударных народных инструментов/бубны, трещетка, рубель, ложки/.

Перед исполнением песни ученики отвечают на вопрос:

В какой области данная песня была записана

фольклорной экспедицией, какого она жанра?


Руководитель ансамбля.

И в заключении мне лишь хотелось подчеркнуть, что на Руси не было ни одного празднования, которое бы сопровождалось таким богатством примет, обычаев и обрядов, как Зимние святки. И мы с Вами, ребята, познакомились только с некоторыми из них. На следующем занятии мы продолжим знакомство с рождественскими традиционными обрядами, узнаем, какие личины надевали на себя колядовщики, познакомимся с подблюдными песнями, и попробуем разыграть одно из самых интересных рождественских театральных действ - "Вождение козы".


P.S.

На занятии демонстрируются слайды № 1-9 (следующие слайды презентации предназначены для второго занятия).

Познакомиться с выступлением моих воспитанников можно пройдя по ссылке:

Фрагмент обряда «Зимние святки»







СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ И ИЛЛЮСТРАЦИЙ:


Литература:

  1. Книга серийного издания «Фольклорные сокровища Русской земли ». «Обряды и обрядовый фольклор» - М., 1997.

  2. Громыко М.М. Мир русской деревни - М., 1991.

  3. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. - М., 1989.

Музыкальные и видео иллюстрации:

  1. «Коляда, уж ты клюшечка» - дер. Давыдково Нарофоминского района Московской области в исполнение фольклорного ансамбля «Московская слобода».

  2. «Таусень, тут живут люди» - Орловской области в исполнении фольклорного ансамбля Московской консерватории.

  3. Видеоматериалы "Зимние песни белгородских степей"

из цикла «Мировая деревня. Фольклор. Неизвестные культуры».

http://www.youtube.com/watch?v=lng3ZokBg6E

  1. «Вечера на хуторе близ Диканьки» (фрагмент колядования). http://www.youtube.com/watch?v=4lHbulul52U

  2. Рождественская колядка (Иван Козловский)

http://www.youtube.com/watch?v=ga2xoZrAPec&feature=youtu.be



Иллюстрации к презентации:

  1. http://s61.radikal.ru/i172/1101/64/17bda8c7d335.gif

  2. http://img-fotki.yandex.ru/get/4425/131884990.15/0_67a99_4842ac90_L.jpg

  3. http://mir-animashki.com/_ph/7/995245527.gif

  4. http://lenagold.ru/fon/clipart/e/elka/elky42.gif

  5. http://best-animation.ru/lanim/rogdestvo_2012/rogdestvo_5.gif

  6. http://s001.radikal.ru/i195/1104/8d/21392123a046.gif

  7. http://u.jimdo.com/www8/o/sb40f277f1669e3dc/img/i3e74b3fe890bc8b9/1322242226/std/image.gif

  8. http://f5.com.ua/cards/images/Katolicheskie_prazdniki/Katolicheskoe_rozhdestvo/small/foto_rozhdestvo_otkrytki.jpg

  9. http://www.gifpark.su/Gifs/PEOPLE/mag/h13.gif

  10. http://otkrytkigif.ru/_ph/92/2/955831083.gif

  11. http://4put.ru/pictures/max/222/684941.gif

  12. http://www.cnshb.ru/cnshb/aris/fermer/dig/pic/moroz.gif

  13. http://religions.unian.net/photos/2012_01/1326288914.jpg

  14. http://4put.ru/pictures/max/223/686322.gif

  15. http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c9/Mykola_Pymonenko-Vorozhinnia.jpg?uselang=ru

  16. http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/10/Svetlana_brullov.jpg?uselang=ru

  17. http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/88/Venetsianov_Fortunetelling.jpg?uselang=ru

  18. http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/75/170/75170419_Svyatki_AEmelyanov.jpg

  19. http://www.muzcentrum.ru/img/upload/8347.jpg http://www.natali-taro.com.ua/photogal.php http://p2.patriarchia.ru/818/484/1234/2_MG_5854.jpg



Иллюстрация титульного листа:

http://www.www-crimea.com/sites/default/files/styles/600_600/public/field/image/b151804e96adfdfae025ec.jpg


Музыкальные иллюстрации к презентации:

СD диск "Рождественские тропари и колядки"

  1. Рождественская "Ночь светла"

  2. Тропарь Рождества Христова

  3. "Мать Мария по полю ходила"

  4. Подблюдные песни

Дополнительные видео материалы по теме:

  1. http://www.youtube.com/watch?v=UErV8hQFEKA

Мультфильм «Рождество Христово» 6 мин.

  1. http://www.youtube.com/watch?v=_1nSnVuqj-k

Русский обычай. Вертепное представление. 10 мин.

  1. http://www.youtube.com/watch?v=YaFczwTvqig

Русский обычай. Подблюдные гадания. 5 мин.

  1. http://www.youtube.com/watch?v=ftOpqNrpFNs

Русский обычай. Коза. 1 мин.

  1. http://www.youtube.com/watch?v=hk1uu82Kiio

Русский обычай. Коляда. 2 мин.

  1. http://www.youtube.com/watch?v=gATnZoOhtU0#t=72

Святочные гадания. 4 мин.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!