СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Роль второстепенных членов предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый материал к уроку позволит создать условия не только для усвоения материала, но и для сотрудничества на уроке с учителем, одноклассниками в группе и в коллективе.

Просмотр содержимого документа
«"Роль второстепенных членов предложения"»


Тема урока: «Роль второстепенных членов предложения»

Учебник Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2018. – 271с.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Цели урока:

1) образовательная – научить отличать главные члены предложения от второстепенных, выяснить роль второстепенных членов предложения;

2) развивающая – совершенствовать коммуникативные навыки;

3) воспитательная – воспитывать интерес к предмету, видеть и понимать красоту слова и окружающего мира

Регулятивные УУД:

- Научить определять последовательность операций с учетом конечного результата; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:

- Научить выбирать наиболее оптимальные средства и способы решения задач. Преобразовать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:

- Создать условия для учебного сотрудничества на уроке с учителем, одноклассниками в группе и в коллективе; учить доносить свою позицию до других.
Личностные УУД:

- Учить проводить самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.

Оборудование урока: карточки со значением характера второстепенных членов предложения (приложение №1), иллюстрации картин: «Грачи прилетели» Алексея Кондратьевича Саврасова, Исаака Ильича Левитана «Лето», Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень», Ивана Ивановича Шишкина «Зима».


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

УУД

Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Откройте тетради, запишите дату.

Сегодня мы продолжаем работу по членам предложения. На прошлом уроке мы работали с главными членами. Как вы думаете, а какие вспомним сегодня.

Правильно.

Учащиеся здороваются, открывают тетради, выполняют записи числа Слушают учителя. Отвечают на вопрос. Сегодня вспомним второстепенные члены предложения.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем необходимые действия.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера.

I. Актуализация знаний, умений и навыков учащихся.

1.Начать предлагаю с игры «Да-нет». Её правила просты. Вам приводится факт, но вот истинный он

или ложный, вы решаете сами и выбираете ответ

«ДА» или «НЕТ».

1.Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу двусоставного предложения. (да)

2.Второстепенные члены предложения распространяют грамматическую основу. (да)

3.Второстепенные члены предложения делятся на двусоставные и односоставные. (нет)

4.Второстепенные члены предложения могут пояснять только главные члены предложения. (нет)

5. Второстепенные члены предложения могут соединяться с другими членами двумя способами: согласованием и управлением. (нет)

6.По синтаксической роли второстепенные члены предложения делятся на 3 группы. (да)

2.Сделайте обобщение о ВЧП на основе данных игры «да-нет»

3.Теперь рассмотрим материал для наблюдений стр. 72 учебника

- Прочитайте запись первого столбика.

- Прочитайте запись второго столбика.

- Из предложений какого столбца можно понять, что они заимствованы из фантастической повести?

- Какие слова вносят эту информацию?

- Какими членами предложения они являются?

3.Попробуйте сформулировать тему урока.

Запишите её. Определите цель урока.

Выяснить роль ВЧП


1.Участвуют в игре. Выбирают ответ «Да» или «Нет». Учитель проверяет ответы.

2. Делают обобщение о ВЧП на основе данных игры «да-нет». Это №1,2,6



























3. Рассматривают материал для наблюдений стр. 72 учебника.

Отвечают на вопросы.






Формулируют тему урока.

Записывают её. Определяют цель урока.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи.

Формулируют тему, цели учебной деятельности в диалоге с учителем. Строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Соотносят поставленные задачи с выполненными упражнениями, с материалом.

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.


II. Формирование новых способов действия.

1.Посмотрите за доску. Перед вами предложения.

Наступила долгожданная весна.

Ты нашел свою тетрадь?

Она любила читать стихи.

Я с папой пошел на каток.

Весной просыпаются подснежники.

Саша отсутствовал по болезни.

Прочитайте их. Почему некоторые слова выделены?

Какие это члены предложения?

На что они указывают? Я предлагаю карточки с вариантами ответов. Ваша задача соотнести их по характеру значения.

Сделаем вывод. Второстепенные члены предложения делятся на три группы по синтаксической роли и …

Закончите предложение.

Озвучьте характер значения.


1.Слушают учителя. Читают предложения. Отвечают на вопросы.













Поднимают карточку, читают, находят соотношение.



Делают вывод. Второстепенные члены предложения делятся на три группы по синтаксической роли и по характеру значения.

Читают с карточек характер значения ВЧП


Познавательные: читают и слушают, извлекая информацию.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, аргументировать, понимать точку зрения другого.

III. Формирование, применение, совершенствование умений и навыков.

Работа в группах.

Слово учителя.

- Царство Весны встречает нас звоном капели и птичьими трелями. Легкое дыхание весны чувствуется в картине «Грачи прилетели» Алексея Кондратьевича Саврасова и в отрывках из стихотворений Федора Ивановича Тютчева «Весенняя гроза» и Сергея Александровича Есенина «Наступление весны».

Задание 1 группы


  • На какие вопросы отвечает обстоятельство? (Где? Когда? Как? Куда? Откуда? Почему? Зачем?)

  • Найдите в предложениях обстоятельства. (С горы, в лесу, весело и т. д.)

  • Что обозначает обстоятельство? (Место и образ действия, степень действия, время)

  • Чем оно выражено в предложении? (Существительным с предлогом, наречием.)

  • Какую роль играет в стихотворении?

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам.

И гам лесной и шум нагорный —

Все вторит весело громам.


Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»

Весна наступает,

Снег быстро тает.

С.А. Есенин «Наступление весны»

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала…

Алексей Плещеев

2 группа

- Запах душистых трав, ласковое дуновение теплого ветерка. Это лето, которое так и манит нас в свои края. Картина Исаака Ильича Левитана «Лето» и строки стихотворения Александра Александровича Блока «Летний вечер» пронизаны солнечным светом. Покажите, как хорошо вы знаете все второстепенные члены, назовите их в этом отрывке. Какую роль играют в стихотворении?

Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей — красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали,
Умчись без цели на коне
В туман и в луговые дали,
Навстречу ночи и луне

А. Блок «Летний вечер»

3 группа

- Красавица - Осень в золотых нарядах встречает нас в своем великолепном дворце. Посмотрите, какими яркими красками раскрасила Осень деревья на картине Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень» и чем восхищается поэт Федор Иванович Тютчев в стихотворении «Осенний вечер».


  • Какой второстепенный член помогает передать настроение осеннего вечера? (Определение.)

  • Что обозначает определение? (Признак предмета.)

  • На какие вопросы отвечает? (Каких? Какая?) Чем оно выражено в предложении? (Прилагательным, причастием.)

  • Какую роль играет в стихотворении?

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье — и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

Ф.И.Тютчев «Осенний вечер»


4 группа

А теперь мы в гостях у волшебницы Зимы. Как бережно укутала она белым покрывалом лес на картине Ивана Ивановича Шишкина «Зима» и как сурова она в стихотворении «Зима» Сергея Александровича Есенина!

  • Найдите в предложении дополнение. (Пруды, ей и т.д.)

  • Что обозначает дополнение и на какие вопросы отвечает? (Предмет, вопросы косвенных падежей.)

  • Чем оно выражено в предложении? (Существительным, местоимением)

  • Какую роль играет в стихотворении?



Вот уж осень улетела

И примчалась зима.

Как на крыльях, прилетела

Невидимо вдруг она.

Вот морозы затрещали

И сковали все пруды.

И мальчишки закричали

Ей «спасибо» за труды.

Вот появились узоры

На стеклах дивной красоты.

Все устремили свои взоры,

Глядя на это. С высоты

Снег падает, мелькает, вьется,

Ложится белой пеленой.

Вот солнце в облаках мигает,

И иней на снегу сверкает.


С.А. Есенин «Зима»



1 группа отвечает на вопросы, находит обстоятельства в отрывках.


С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам.

И гам лесной и шум нагорный —

Все вторит весело громам.


Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»

Весна наступает,

Снег быстро тает.

С.А. Есенин «Наступление весны»

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала…

Алексей Плещеев










2 группа называет второстепенные члены предложения


Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей — красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали,
Умчись без цели на коне
В туман и в луговые дали,
Навстречу ночи и луне

А. Блок «Летний вечер»


3группа отвечает на вопросы, находит определение в стихотворении.




Осенний вечер

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье — и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.



4 группа отвечает на вопросы, находит дополнение в стихотворении.




Вот уж осень улетела

И примчалась зима.

Как на крыльях, прилетела

Невидимо вдруг она.

Вот морозы затрещали

И сковали все пруды.

И мальчишки закричали

Ей «спасибо» за труды.

Вот появились узоры

На стеклах дивной красоты.

Все устремили свои взоры,

Глядя на это. С высоты

Снег падает, мелькает, вьется,

Ложится белой пеленой.

Вот солнце в облаках мигает,

И иней на снегу сверкает.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материальной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи, самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: оценка действий партера, высказывать свою точку зрения, аргументировать, понимать точку зрения другого, участвовать в работе группы, договариваться друг с другом (разрешение конфликтов), формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.



Подведение итогов.

1.Что вы нового узнали на уроке?

2.Что понравилось на уроке?

3. Что вызвало трудности?

Выставление оценок. Подведение итогов.

Молодцы, ребята. Спасибо за активную работу.

Задание на дом. Упр.121 по заданию учебника

1.Отвечают на вопросы (выяснили роль второстепенных членов предложения, узнали их характер по значению)

2.Слушают учителя. Записывают домашнее задание, слушают инструкцию по его выполнению.


Личностные: нравственно-этическое оценивание (формирование навыков самооценки и навыков рефлексии на основе исполнения критериальной системы оценки).

Регулятивные: оценка (осознание качества и уровня усвоения).

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков, приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.


Приложение №1

Качество предмета

Орудие действия

Предмет, на который направлено действие

Место действия

Время действия

Причина действия

Принадлежность предмета




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!