I. Актуализация знаний, умений и навыков учащихся. 1.Начать предлагаю с игры «Да-нет». Её правила просты. Вам приводится факт, но вот истинный он или ложный, вы решаете сами и выбираете ответ «ДА» или «НЕТ». 1.Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу двусоставного предложения. (да) 2.Второстепенные члены предложения распространяют грамматическую основу. (да) 3.Второстепенные члены предложения делятся на двусоставные и односоставные. (нет) 4.Второстепенные члены предложения могут пояснять только главные члены предложения. (нет) 5. Второстепенные члены предложения могут соединяться с другими членами двумя способами: согласованием и управлением. (нет) 6.По синтаксической роли второстепенные члены предложения делятся на 3 группы. (да) 2.Сделайте обобщение о ВЧП на основе данных игры «да-нет» 3.Теперь рассмотрим материал для наблюдений стр. 72 учебника - Прочитайте запись первого столбика. - Прочитайте запись второго столбика. - Из предложений какого столбца можно понять, что они заимствованы из фантастической повести? - Какие слова вносят эту информацию? - Какими членами предложения они являются? 3.Попробуйте сформулировать тему урока. Запишите её. Определите цель урока. Выяснить роль ВЧП | 1.Участвуют в игре. Выбирают ответ «Да» или «Нет». Учитель проверяет ответы. 2. Делают обобщение о ВЧП на основе данных игры «да-нет». Это №1,2,6 3. Рассматривают материал для наблюдений стр. 72 учебника. Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока. Записывают её. Определяют цель урока. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи. Формулируют тему, цели учебной деятельности в диалоге с учителем. Строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Соотносят поставленные задачи с выполненными упражнениями, с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
II. Формирование новых способов действия. 1.Посмотрите за доску. Перед вами предложения. Наступила долгожданная весна. Ты нашел свою тетрадь? Она любила читать стихи. Я с папой пошел на каток. Весной просыпаются подснежники. Саша отсутствовал по болезни. Прочитайте их. Почему некоторые слова выделены? Какие это члены предложения? На что они указывают? Я предлагаю карточки с вариантами ответов. Ваша задача соотнести их по характеру значения. Сделаем вывод. Второстепенные члены предложения делятся на три группы по синтаксической роли и … Закончите предложение. Озвучьте характер значения. | 1.Слушают учителя. Читают предложения. Отвечают на вопросы. Поднимают карточку, читают, находят соотношение. Делают вывод. Второстепенные члены предложения делятся на три группы по синтаксической роли и по характеру значения. Читают с карточек характер значения ВЧП | Познавательные: читают и слушают, извлекая информацию. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, аргументировать, понимать точку зрения другого. |
III. Формирование, применение, совершенствование умений и навыков. Работа в группах. Слово учителя. - Царство Весны встречает нас звоном капели и птичьими трелями. Легкое дыхание весны чувствуется в картине «Грачи прилетели» Алексея Кондратьевича Саврасова и в отрывках из стихотворений Федора Ивановича Тютчева «Весенняя гроза» и Сергея Александровича Есенина «Наступление весны». Задание 1 группы На какие вопросы отвечает обстоятельство? (Где? Когда? Как? Куда? Откуда? Почему? Зачем?) Найдите в предложениях обстоятельства. (С горы, в лесу, весело и т. д.) Что обозначает обстоятельство? (Место и образ действия, степень действия, время) Чем оно выражено в предложении? (Существительным с предлогом, наречием.) Какую роль играет в стихотворении? С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам. И гам лесной и шум нагорный — Все вторит весело громам. Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза» Весна наступает, Снег быстро тает. С.А. Есенин «Наступление весны» Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала… Алексей Плещеев 2 группа - Запах душистых трав, ласковое дуновение теплого ветерка. Это лето, которое так и манит нас в свои края. Картина Исаака Ильича Левитана «Лето» и строки стихотворения Александра Александровича Блока «Летний вечер» пронизаны солнечным светом. Покажите, как хорошо вы знаете все второстепенные члены, назовите их в этом отрывке. Какую роль играют в стихотворении? Последние лучи заката Лежат на поле сжатой ржи. Дремотой розовой объята Трава некошеной межи. Ни ветерка, ни крика птицы, Над рощей — красный диск луны, И замирает песня жницы Среди вечерней тишины. Забудь заботы и печали, Умчись без цели на коне В туман и в луговые дали, Навстречу ночи и луне А. Блок «Летний вечер» 3 группа - Красавица - Осень в золотых нарядах встречает нас в своем великолепном дворце. Посмотрите, какими яркими красками раскрасила Осень деревья на картине Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень» и чем восхищается поэт Федор Иванович Тютчев в стихотворении «Осенний вечер». Какой второстепенный член помогает передать настроение осеннего вечера? (Определение.) Что обозначает определение? (Признак предмета.) На какие вопросы отвечает? (Каких? Какая?) Чем оно выражено в предложении? (Прилагательным, причастием.) Какую роль играет в стихотворении? Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землею, И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою, Ущерб, изнеможенье — и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья. Ф.И.Тютчев «Осенний вечер» 4 группа А теперь мы в гостях у волшебницы Зимы. Как бережно укутала она белым покрывалом лес на картине Ивана Ивановича Шишкина «Зима» и как сурова она в стихотворении «Зима» Сергея Александровича Есенина! Найдите в предложении дополнение. (Пруды, ей и т.д.) Что обозначает дополнение и на какие вопросы отвечает? (Предмет, вопросы косвенных падежей.) Чем оно выражено в предложении? (Существительным, местоимением) Какую роль играет в стихотворении? Вот уж осень улетела И примчалась зима. Как на крыльях, прилетела Невидимо вдруг она. Вот морозы затрещали И сковали все пруды. И мальчишки закричали Ей «спасибо» за труды. Вот появились узоры На стеклах дивной красоты. Все устремили свои взоры, Глядя на это. С высоты Снег падает, мелькает, вьется, Ложится белой пеленой. Вот солнце в облаках мигает, И иней на снегу сверкает. С.А. Есенин «Зима» | 1 группа отвечает на вопросы, находит обстоятельства в отрывках. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам. И гам лесной и шум нагорный — Все вторит весело громам. Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза» Весна наступает, Снег быстро тает. С.А. Есенин «Наступление весны» Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала… Алексей Плещеев 2 группа называет второстепенные члены предложения Последние лучи заката Лежат на поле сжатой ржи. Дремотой розовой объята Трава некошеной межи. Ни ветерка, ни крика птицы, Над рощей — красный диск луны, И замирает песня жницы Среди вечерней тишины. Забудь заботы и печали, Умчись без цели на коне В туман и в луговые дали, Навстречу ночи и луне А. Блок «Летний вечер» 3группа отвечает на вопросы, находит определение в стихотворении. Осенний вечер Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землею, И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою, Ущерб, изнеможенье — и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья. 4 группа отвечает на вопросы, находит дополнение в стихотворении. Вот уж осень улетела И примчалась зима. Как на крыльях, прилетела Невидимо вдруг она. Вот морозы затрещали И сковали все пруды. И мальчишки закричали Ей «спасибо» за труды. Вот появились узоры На стеклах дивной красоты. Все устремили свои взоры, Глядя на это. С высоты Снег падает, мелькает, вьется, Ложится белой пеленой. Вот солнце в облаках мигает, И иней на снегу сверкает. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материальной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи, самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: оценка действий партера, высказывать свою точку зрения, аргументировать, понимать точку зрения другого, участвовать в работе группы, договариваться друг с другом (разрешение конфликтов), формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |