СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль творчества

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роль творчества»



«Роль творчества для формирования антиэкстремистских культурных ценностей»


Современный мир все более подвержен техническим средствам коммуникации, что находит отражение в поведении, сознании подрастающего поколения. Разнообразная информация, встречающаяся учащимся, не всегда носит положительный и толерантный характер, присутствует много высказываний интолерантного плана, что сказывается на поведении и сознании учащихся, которые это демонстрируют обществу. Хочется привести слова Б. Шоу, сказанные им однажды: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного - научиться жить на земле, как люди».

Проблема творчества важна и актуальна по многим причинам. Прежде всего потому, что творчество - это широкомасштабная тема. От ее изучения зависит понимание механизмов развития, как человека, так и общества. В свете этой значимости становится все более очевидным, что проблема творчества еще недостаточно хорошо изучена.

Для постижения источников творчества и его психологических механизмов необходимо рассматривать творчество как некий целостный процесс, что невозможно сделать, не опираясь на понимание личности человека как единого и системного образования. Так как творчество - это феномен целостной личности.

Творческий человек - это не только тот, который изобретает или делает что-то новое и оригинальное, а скорее всего тот, кто стремиться овладеть собственным поведением и собственной психической деятельностью. Другими словами, это касается совершенствования механизмов саморегуляции и самоконтроля, которое только и возможно посредством рефлексии по отношению к конкретной деятельности, к собственным действиям, связанным с этой деятельностью.

Искусство как один из видов творчества направленно на формирование толерантности. Обычно толерантность толкуется не просто как терпимость или безразличие. Толерантность - это также уважение к разнообразию мира, проявляющемуся в культурах, религиях, антропологических типах. Необходимо, чтобы это разнообразие не выходило за рамки общепризнанной нормы гуманизма. А это предполагает некое согласие человечества относительно этой нормы.

В связи с заявленным контекстом проблемы, рассматривается большой пласт общественной жизни, ее видимые результаты, отражаемые искусством в частности и в культуре в целом. Определение и оценка искусства это - предмет непрекращающихся дискуссий. Природу искусства считают самой неуловимой из всех загадок человеческой культуры. Искусство рассматривают как один из способов выражения эмоций, представлений. Так же рассматривают искусство как способ исследования - познавательная роль искусства сближает его с наукой. Художник, так же, как и учёный, пытается понять смысл жизненного явления, закономерности, лежащие в основе действительности. В отличие от науки искусство выражает истину не в научных понятиях, а в полных жизни позитивных образах. Искусство - процесс или итог выражения внутреннего мира в художественном образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает чувства, мысли или эмоции.

Одной из задач искусства является раскрытие в явлениях окружающей жизни их подлинную сущность вещей, наглядно показать во впечатляющих образах самое важное для человека и общества. Произведения искусства стимулируют у человека мысли и чувства, рождают яркие образы через ощущения, восприятие.

Человек начал изображать окружающий мир в глубокой древности – об этом свидетельствуют наскальные рисунки древних людей. Эти изображения носили магический характер, они являлись своеобразной формой передачи человеческой мысли. Искусство позволяло передавать эмоции, настроение, чувства, информацию о ценностях, о социальной жизни. Искусство - это совокупность артефактов, или изображений с символическим значением, применяемых для коммуникации.

Влияние искусства и изобразительного искусства в частности, на общество достаточно велико. Образ, который создается в художественном произведении, в изобразительном искусстве, несмотря на различие в художественных приемах его представления всегда социально значим - сила воздействия изобразительного искусства, и его социальная значимость не подлежит сомнению. Художники, творцы освещают путь через божественное в искусстве в своих произведениях - пейзажах и натюрмортах, полных радости жизни, в портретах, с которых смотрят на нас, зрителей лица, наполненные любовью и несущие счастье. И зрители приобщаются к видению художника и его радости, проникая любовью, и веря в возрождение и преображение. Миссия искусства необъятна и одна из величайших её назначений - это созидание мира.

Многие люди обнаружили, что художественная деятельность, восприятие разных видов искусства помогает им избавиться от стресса, агрессивности, решать проблемы, преодолеть тяжелые переживания, например, связанные с потерей близких людей, и даже избавиться от боли и других неприятных физических симптомов.

Искусство говорит с нами своим специфическим, неподражаемым языком о наших мыслях, чувствах, эмоциях. Краски, линии, формы, образы, звуки, слова, движения, жесты - это то, что использует вербальный и невербальный язык искусства для развития личности. Художественные образы способны помочь нам понять самих себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь более счастливой. На протяжении всей человеческой истории искусство отражало мир человеческих страстей от бесконечной радости до глубочайшей печали, от триумфа до трагических потерь и служило людям как чудодейственное средство психологического и духовного возрождения.

Находясь в творческой среде восприятие мира человеком ближе, доступнее, понятнее именно в проявлениях творчества, и не только в аспекте искусства, а что важно в системе образования и в дальнейшей научной деятельности. Восприятие имеет две стороны. Одна из них рассматривает когнитивную сторону, где восприятие — это результат деятельности системы анализаторов, первичный анализ, которого совершается в рецепторах и дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. При этом формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции. «Человек воспринимает в первую очередь то, что соответствует его интересам и потребностям. В этом смысле и говорят, что отражение целенаправленно и само является активной деятельностью.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что восприятие - это весьма сложный, но вместе с тем - единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас.

Другая сторона восприятия - художественная. В единое онтологическое целое сводит наше восприятие различные переживания, происходящие в нашей психике. Воздействие искусства на человека - это воздействие, вызывающее обычно не однозначную реакцию воспринимающего. Это обусловлено многозначностью художественного образа и возможной вариативностью художественного восприятия как выявления внутреннего состояния, внутренних условий психической жизни того или иного человека. М.С. Каган утверждает, что художественная деятельность есть проявление культуры, которое представляет конкретный способ удвоения реальной практики, реальной человеческой жизни, перенесение всех проблем действительного бытия в план воображаемой жизни. Одним из ярких аспектов художественной деятельности является творчество, как некое информационное поле человека и возникшее с появлением самого человека, вспомним наскальную живопись, являющуюся и искусством, и рассказом, и пособием для людей того периода и видоизменяющееся по мере развития самого человека. Главная цель человека со временем не меняется – это обогатить, улучшить, развить себя и свое окружение. Показать свой смысл существования, обозначить свои личностные ценности в жизни, любви, дружбе. Таким образом, для творческого роста молодого человека имеют значение цивилизованность, креативность среды, насыщенность материальными условиями, разнообразие качественных линий развития.

В научном творчестве, по мнению И.С. Сумбаева важно: сосредоточенность внимания на определенной теме; накопление и систематизация соответствующего материала; обобщение и получение выводов, контроль за их достоверностью посредством этого материала. Он выделяет черты творческого индивида: любовь к истине; умение трудиться; любовь к труду; внимание; наблюдательность; умение размышлять; критичность ума и самокритичность.

Исходя из вышесказанного, мы можем сказать, что творчество, в его широком понимании будь то художественная деятельность, научная деятельность, восприятие искусства, творческая среда и т.д., является мощным инструментом в борьбе с идеологией терроризма и экстремизма. Оно находится на противоположном полюсе разрушений, конфликтов, войны. Находясь в творческой среде, у человека происходит формирование собственной толерантной жизненной позиции. Любое проявление терроризма и экстремизма вызывает отторжение и бурю отрицательных эмоций у творческой личности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!