СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание в средней группе «Роль устного народного творчества в развитии речи детей».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Привлечь родителей к активному участию в деятельности  дошкольного учреждения по речевому развитию  детей.

Задачи:

- Познакомить родителей со значением устного народного творчества, пословицами поговорками, сказками, потешками,  закличками, загадками, скороговорками.

- Активизировать и обогащать  воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

- Повышать общекультурный уровень родителей.

Предварительная работа:

- Подобрать для каждой семьи русские народные пословицы и поговорки;

- Подготовить материалы для работы «Веселой мастерской»;

- Оформить групповую комнату детскими рисунками на тему «Герои русских сказок»;

- Провести анкетирование, которое поможет выявить уровень заинтересованности родителей данной темой.

План проведения.

  1. Вступительное слово.

2. Сообщение воспитателя.

3. Литературная викторина.

3. Заключительный этап собрания.

4. Решение родительского собрания.

Ход собрания.

I. Организационный момент.

Родители приглашаются в группу, на доске обозначена тема собрания.

Роль устного народного творчества в развитии речи детей.

1. Вступительное слово.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: пословицы, сказки, поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и др., - это неоценимое богатство каждого народа, громадный пласт культуры, показатель его способностей и талантов. Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, играющий огромную роль в развитии речи детей. Это духовное освоение действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты.

II. Основная часть.

  1. Сообщение «Роль устного народного творчества в развитии речи детей».

Воспитатель: Дети очень любят сказки. С ними ребенок встречается в самом раннем детстве, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства. Дети радуются удачам героев, переживая за них, ненавидя то плохое, с чем герои борются. Сказка как средство воздействия на ребенка часто обладает преимуществами перед другими воспитательными приемами. Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это побуждает творческую активность ребенка – дошкольника, заставляет делать выводы, которые доступны для него в других обстоятельствах.

Большой нравственный и эстетический потенциал заложен в русских народных пословицах и поговорках. Их можно назвать своеобразной энциклопедией этических представлений русского народа. В них, как и в других формах народного творчества, в образной и лаконичной выражены практический опыт народа, его миропонимание всевозможные знания. Следует шире использовать пословицы и поговорки в нравственном и эстетическом воспитании дошкольников, так как с их помощью можно формировать нравственные идеалы, воспитывать понимание прекрасного, плохого и хорошего, способствовать развитию эстетических представлений детей через установление внутренних связей между противоположными, разнообразными предметами, явлениями. Как правило, в пословицах, кроме хорошо видимого, существует и скрытый смысл, незаметный при первом знакомстве с ними. Чтобы понять его, надо поразмыслить, привлечь весь свой опыт и знания.

Знакомство  родителей с пословицами(понятными детям, которые легки при запоминании и могут быть использованы родителями в воспитании ребенка).Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Веселые песенки, замысловатые загадки, пословицы, считалки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт - народ. И скороговорки, и смешилки, и загадки в обиходе принято считать просто забавой. На самом деле вся эта стихотворная «шумиха» незаменима в коррекционной работе. Мы можем взять ее в помощники в овладении детьми родным языком. Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи. Это так же незаменимый помощник в процессе развития связной речи.

Колыбельные песни. Все начинается с поэзии пестования - колыбельных песен. Колыбельные песни это заговоры, обереги, основанные на магической силе слова и музыки, на их способности убаюкать. Народ создал множество колыбельных песенок для эмоционального контакта с ребенком.        

К фольклору также относятся заклички, приговорки, дразнилки, прибаутки, перевертыши, приметы, пословицы. Но особо хочется остановиться на скороговорках.

     Не каждому из нас с первого раза без ошибки удается повторить скороговорку, но веселая словесная игра увлекает.

Чистоговорка — малый жанр фольклора; народно - поэтическая шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Чистоговорка используется и как средство для исправления речевых дефектов. Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию. Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать, менять звуки.

Методика работы над скороговоркой.  

На былинке пылинка,

Пылинка на былинке.

  1. прохлопать ритм
  2. проговорить хором
  3. какие звуки выделяю голосом?
  4. в каких словах слышится «п», а в каких «б»?
  5. произнести скороговорку тихо, громко, грустно, весело

6. произнести низким голосом, а затем высоким.

Народные загадки - важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Загадка - игра в узнавание. И нужно не просто узнать, а отгадать.

Причины ошибок при отгадывании:

-Невнимательно слушали загадку или не дослушали до конца.

-Не запоминают полностью содержание загадки.-

-Используют при отгадывании не все признаки в загадке.

-Не имеют достаточно знаний о предмете.

-Не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки.

    2. Литературная викторина для родителей.

 «Вспомни сказку».

Вспомнить, какими словами оканчивается строчка, назвать сказку.

    «Скажи и назови».

Вспомнить, из какой сказки эти слова и назвать ее.

 «Кто есть кто?»

Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена.

«Кто здесь был, и что забыл?».

Каждой команде показывают вещи, нужно назвать произведение из которых они взяты, а также ответить кто является автором.

«Веселая мастерская»

Родители под фольклорную музыку раскрашивают дымковские игрушки, можно использовать плоские трафареты.

После завершения оформляется выставка работ.

Обмен мнениями, подведение итогов собрания.

   3. Заключительная часть.

Воспитатель: Ценность фольклорных произведений для дошкольного периода обусловлена, прежде всего, высокой интонационной выразительностью, что особенно значимо для детей – дошкольников, а так же другими жанровыми особенностями – речевыми, звуковыми, смысловыми.

    Устное  народное творчество оказывает активизирующее воздействие  на:

-речевой звуковой поток. Ребенок выделяет речь из всех других сигналов, оказывает ей предпочтение, выделяя из шумов и музыкальных звуков.

- активизирующее звуковое воздействие с помощью повторяющихся фонем и звукосочетаний, звукоподражаний, как бы запрограммированных в самом тексте фольклорных форм.

III. Рефлексия.

Воспитатель:  вот и подошло к концу наше собрание! Помните, уделяя как можно больше времени своему ребенку, вы не только помогаете ему расти и развиваться, но и делаете счастливым!

Если вам понравилось наше собрание, прошу оставить цветочек определенного цвета, в зависимости как прошла наша встреча (красный-хорошо, синий-удовлетворительно). А если вас интересуют еще вопросы по воспитанию детей, можете оставить свои вопросы и пожелания в информационном уголке.

IV. Решение родительского собрания.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание в средней группе «Роль устного народного творчества в развитии речи детей».»

Родительское собрание в средней группе

«Роль устного народного творчества в развитии речи детей».


Цель: Привлечь родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения по речевому развитию детей.

Задачи:

- Познакомить родителей со значением устного народного творчества, пословицами поговорками, сказками, потешками, закличками, загадками, скороговорками.

- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

- Повышать общекультурный уровень родителей.

Предварительная работа:

- Подобрать для каждой семьи русские народные пословицы и поговорки;

- Подготовить материалы для работы «Веселой мастерской»;

- Оформить групповую комнату детскими рисунками на тему «Герои русских сказок»;

- Провести анкетирование, которое поможет выявить уровень заинтересованности родителей данной темой.

План проведения.

  1. Вступительное слово.

2. Сообщение воспитателя.

3. Литературная викторина.

3. Заключительный этап собрания.

4. Решение родительского собрания.

Ход собрания.

I. Организационный момент.

Родители приглашаются в группу, на доске обозначена тема собрания.

Роль устного народного творчества в развитии речи детей.

1. Вступительное слово.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: пословицы, сказки, поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и др., - это неоценимое богатство каждого народа, громадный пласт культуры, показатель его способностей и талантов. Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, играющий огромную роль в развитии речи детей. Это духовное освоение действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты.

II. Основная часть.

  1. Сообщение «Роль устного народного творчества в развитии речи детей».

Воспитатель: Дети очень любят сказки. С ними ребенок встречается в самом раннем детстве, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства. Дети радуются удачам героев, переживая за них, ненавидя то плохое, с чем герои борются. Сказка как средство воздействия на ребенка часто обладает преимуществами перед другими воспитательными приемами. Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это побуждает творческую активность ребенка – дошкольника, заставляет делать выводы, которые доступны для него в других обстоятельствах.

Большой нравственный и эстетический потенциал заложен в русских народных пословицах и поговорках. Их можно назвать своеобразной энциклопедией этических представлений русского народа. В них, как и в других формах народного творчества, в образной и лаконичной выражены практический опыт народа, его миропонимание всевозможные знания. Следует шире использовать пословицы и поговорки в нравственном и эстетическом воспитании дошкольников, так как с их помощью можно формировать нравственные идеалы, воспитывать понимание прекрасного, плохого и хорошего, способствовать развитию эстетических представлений детей через установление внутренних связей между противоположными, разнообразными предметами, явлениями. Как правило, в пословицах, кроме хорошо видимого, существует и скрытый смысл, незаметный при первом знакомстве с ними. Чтобы понять его, надо поразмыслить, привлечь весь свой опыт и знания.

Знакомство родителей с пословицами(понятными детям, которые легки при запоминании и могут быть использованы родителями в воспитании ребенка).Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Веселые песенки, замысловатые загадки, пословицы, считалки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт - народ. И скороговорки, и смешилки, и загадки в обиходе принято считать просто забавой. На самом деле вся эта стихотворная «шумиха» незаменима в коррекционной работе. Мы можем взять ее в помощники в овладении детьми родным языком. Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи. Это так же незаменимый помощник в процессе развития связной речи.

Колыбельные песни. Все начинается с поэзии пестования - колыбельных песен. Колыбельные песни это заговоры, обереги, основанные на магической силе слова и музыки, на их способности убаюкать. Народ создал множество колыбельных песенок для эмоционального контакта с ребенком.        

К фольклору также относятся заклички, приговорки, дразнилки, прибаутки, перевертыши, приметы, пословицы. Но особо хочется остановиться на скороговорках.

Не каждому из нас с первого раза без ошибки удается повторить скороговорку, но веселая словесная игра увлекает.

Чистоговорка — малый жанр фольклора; народно - поэтическая шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Чистоговорка используется и как средство для исправления речевых дефектов. Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию. Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать, менять звуки.

Методика работы над скороговоркой.  

На былинке пылинка,

Пылинка на былинке.

  1. прохлопать ритм

  2. проговорить хором

  3. какие звуки выделяю голосом?

  4. в каких словах слышится «п», а в каких «б»?

  5. произнести скороговорку тихо, громко, грустно, весело

6. произнести низким голосом, а затем высоким.

Народные загадки - важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Загадка - игра в узнавание. И нужно не просто узнать, а отгадать.

Причины ошибок при отгадывании:

-Невнимательно слушали загадку или не дослушали до конца.

-Не запоминают полностью содержание загадки.-

-Используют при отгадывании не все признаки в загадке.

-Не имеют достаточно знаний о предмете.

-Не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки.

2. Литературная викторина для родителей.

«Вспомни сказку».

Вспомнить, какими словами оканчивается строчка, назвать сказку.

    «Скажи и назови».

Вспомнить, из какой сказки эти слова и назвать ее.

 «Кто есть кто?»

Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена.

«Кто здесь был, и что забыл?».

Каждой команде показывают вещи, нужно назвать произведение из которых они взяты, а также ответить кто является автором.

«Веселая мастерская»

Родители под фольклорную музыку раскрашивают дымковские игрушки, можно использовать плоские трафареты.

После завершения оформляется выставка работ.

Обмен мнениями, подведение итогов собрания.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Ценность фольклорных произведений для дошкольного периода обусловлена, прежде всего, высокой интонационной выразительностью, что особенно значимо для детей – дошкольников, а так же другими жанровыми особенностями – речевыми, звуковыми, смысловыми.

Устное народное творчество оказывает активизирующее воздействие на:

-речевой звуковой поток. Ребенок выделяет речь из всех других сигналов, оказывает ей предпочтение, выделяя из шумов и музыкальных звуков.

- активизирующее звуковое воздействие с помощью повторяющихся фонем и звукосочетаний, звукоподражаний, как бы запрограммированных в самом тексте фольклорных форм.

III. Рефлексия.

Воспитатель: вот и подошло к концу наше собрание! Помните, уделяя как можно больше времени своему ребенку, вы не только помогаете ему расти и развиваться, но и делаете счастливым!

Если вам понравилось наше собрание, прошу оставить цветочек определенного цвета, в зависимости как прошла наша встреча (красный-хорошо, синий-удовлетворительно). А если вас интересуют еще вопросы по воспитанию детей, можете оставить свои вопросы и пожелания в информационном уголке.

IV. Решение родительского собрания.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!