Роль практических работ в формировании УУД на уроках географии
Бикчураева Е.В.
МАОУ СОШ №7 г.Балаково, Саратовской области
«Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я понимаю».
Китайская мудрость.
Актуальность.
- Важнейшей задачей современной географии является формирование совокупности универсальных учебных действий , обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только овладение обучающимися конкретными географическими знаниями и навыками в рамках предмета.
- Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.
Практические работы
- Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии.
- Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике , вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление карт, статистических материалов и т. п.
- Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемным подходами и методами
По уровню познавательной самостоятельности учащихся:
- репродуктивный, т.е. предполагающий воспроизведение знаний в знакомой учащимся ситуации или умение ученика действовать по образцу;
- частично-поисковый, т.е. предполагающий умение учащегося осуществить перенос знаний и умений, применить знания при решении задач с несколько измененными условиями;
- творческий.
По форме проведения :
- индивидуальные,
- групповые
- коллективные работы.
По месту выполнения:
- «классными», т.е. выполняться непосредственно на уроке.
- Домашние работы могут выполняться дома,
- практические работы на местности
По форме представления результата :
- Текстовые работы.
- Картографические работы, в том числе на контурных картах.
- Графические работы в форме учебных рисунков, схем и т.д.
- Статистические материалы, представленные в форме таблиц, графиков, диаграмм.
- Фотографии, видеоматериалы, мультимедийные продукты, например, компьютерные презентации.
Специфика практических работ по географии:
- Усвоение информации обусловлено наличием у учащихся умений работать с различными источниками информации: текстовыми, картографическими, статистическими и т.д.
Система формирования умений в ходе практических работ:
Формирование
основных
картографических
умений
Умения делать выводы
Навыки анализа
тематических карт
Умения работать
на основе анализа
и их сопоставления.
с широким спектром
информации,
источников
проводить экспертизу
информации
и прогнозировать.
Основные задачи учителя при проведении практических работ:
1.Определить место практикумов в учебной деятельности школьников,
2. Выстроить систему интеллектуально усложняющихся работ,
3. Вести постоянный мониторинг качества вырабатываемых умений и навыков.
Учебные действия.
Предметные, географические умения
Универсальные учебные действия
- Умения работать с географическими картами и моделями Земли;
- Умения ориентироваться на местности;
- Умения давать географические характеристики территории и отдельных географических объектов (процессов);
- Умения выявлять географические особенности размещения объектов, явлений, процессов.
- Личностные
- Регулятивные
- Познавательные
- Коммуникативные
Личностные действия
Позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
- Уроки географии (краеведение)позволяют ученикам идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству, а так же проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны и края.
Личностные действия
2. Страноведческие уроки формируют умение проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;
Путешествие по Евразии
Путешествие по Африке
Путешествие по Австралии
Примеры задач по формированию личностных УУД
Тема урока: «Человек и природа», 5 класс
В классе выделяю 5 групп учащихся. Каждой группе выдаю лист формата А4, цветные карандаши, фломастеры. Задание – изобразить на листе рисунок (плакат, картину), с помощью которого ответите на вопрос «Что для меня природа?». Защита-рассуждение обязательно на этом же уроке.
Тема урока: «География – наука о Земле», 5 класс.
Прочитайте внимательно параграф 3 в учебнике. Из текста параграфа вы узнали о разных географических науках. Каждая из них имеет свой предмет изучения. Напишите в тетради небольшое сочинение о том, какая из наук вам показалась наиболее интересной, о какой вам науке вам уже известно, какую географическую науку вы хотели бы изучать в будущем?
Познавательные УУД:
- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Познавательные действия
Включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии мною ведётся в следующих направлениях:
Работа с картой.
Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.
Приемы работы с картой:
1. Картометрические , к ним относятся приемы определения направлений, измерения расстояний с помощью градусной сетки и масштаба и т.п.
2.Приемы чтения карт . Это описание гор, равнин, рек, характеристики природы территории.
3.Чтение условных знаков тематических карт – климатических, природных зон, характеристика рельефа территории, климата и т.п.
70 с.ш.
30в.д.
+10С
Мурманск
60в.д.
60 с.ш.
-10С
+10С
Северный Урал
Санкт-Петербург
90в.д.
130в.д.
устье Енисея
-20С
50 с.ш.
+10С
+17С
500мм
Средний Урал
Киев
-8С
устье лены
-30С
+10С
500-1000 мм
+17С
Среднее течение Енисея
-40С
+20С
Среднее течение реки Лены
200-300мм
500-1000 мм
-19С
+17С
Южный Урал
-6С
+20С
Иркутск
200-300мм
+18С
-25С
500-1000 мм
-35С
Благовещенск
500-1000 мм
-18С
+20С
300-500 мм
-20С
+20С
200-300 мм
300-500 мм
-30С
300-500 мм
500-1000 мм
Зачем на карты и глобус наносят
особые линии – параллели и меридианы?
Покрутите глобус. Какие точки на глобусе при этом остаются неподвижными? Как их называют? Что находится на равном расстоянии от полюсов? На какие полушария экватор делит земной шар?
http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=анимация вращения глобуса
http://emanations.ru/625-kak-z…
- Сколько часов потребуется, чтобы обойти всю Землю, если двигаться со скоростью 4 км/ч? А сколько дней, если каждый день идти по 10 часов?
Что такое широта и долгота?
- Каждый из трёх друзей провёл лето на берегу моря: Миша – с координатами 55 ° с.ш., 20 ° в.д.; Женя – 45 ° с.ш., 38 ° в.д.; Коля – 65 ° с.ш., 40 ° в.д.
Один всё время купался, другой купался иногда при хорошей погоде, а третий в воду не заходил, было холодно. Кто на каком море побывал?
Балтийское море
Белое море
Женя
Миша
Чёрное море
Коля
Работа в контурных картах
Последовательное нанесение географических координат и соединение точек позволит создать образ …
5 класс
Учебник – инструмент организации учебного процесса!
- Работа с учебным текстом позволяет в ходе учебной деятельности освоить необходимое предметное содержание; по ходу этого освоения у ученика формируются необходимые личностные качества и разнообразные метапредметные умения:
- регулятивные
- информационно-логические
- коммуникативные
- рефлексивные
Приемы работы с текстом:
- Отбор необходимой информации
- Прием комментирования
- Прием составления плана
- Преобразование художественного текста в графический вид
- Прием составления схемы
- Прием составления сводной таблицы
- Прием логического запоминания учебной информации
С помощью текста учебника, карты атласа, составьте таблицу «Природные рекордсмены Южной Америки»
Самое-самое название
Самая большая по площади
Самые высокие горы
Самая полноводная река
Самый высокий водопад
Самая крупная змея
Самая маленькая птица
Самая кровожадная рыба
Самый крупный грызун
Заполните пропуски с помощью учебника
Коренные жители Ю.Америки - ___________. Пришли они сюда из ________________ примерно ____ тыс.лет назад. Начиная с ____ века ________ и _______, а затем и другие европейские народы завоевывали материк. В настоящее время на территории Ю.Америки проживают потомки ______, _________ и ___________.
Коммуникативные:
- самостоятельно организовывать учебные взаимодействия в группе, (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Проблемные задания
- Проблемные задания предполагают самостоятельное полное или частичное решение посильных для учащихся проблем;
- Для решения этих проблем учащимся необходимо создавать ситуацию, побуждающую их к решению проблем.
Примеры проблемных заданий:
- Почему в пустыни Намиб, расположенной на побережье океана, осадков выпадает меньше, чем в самых сухих районах Сахары?
- У древесных растений лесов в год образуется одно годовое кольцо, а на саксауле за один год образуется несколько годовых колец. Объясните это явление.
- Почему в помещениях батареи расположены внизу, а форточки наверху?
- Почему белые медведи не едят пингвинов?
Пример задачи по формированию коммуникативных УУД
Тема урока: «Как древние люди представляли себе Вселенную».
К выполнению задания на уроке заранее готовлю четырёх учащихся. Они исполняют роли: древний индиец, древний египтянин, Аристотель, Клавдий Птолемей.
Каждый из учащихся, выступая в образе заданного персонажа, рассказывает о модели Вселенной по представлениям древних индийцев, древних египтян, Аристотеля и Клавдия Птолемея. После всех выступлений, учащиеся обсуждают следующие вопросы:
1) Известны ли вам другие представления древних народов о строении Вселенной?
2) Почему древние народы считали Землю центром Вселенной?
3) Объясните сходства и различия моделей Вселенной Аристотеля и Клавдия Птолемея. Заполните таблицу на доске.
Модели Вселенной
Аристотель
Учёный
Сходства
Различия
Клавдий Птолемей
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовать свою деятельность, определить ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Текущий контроль –
основной вид мониторинга, позволяющий систематически получать информацию о динамике овладения учащимися метапредметными действиями и предметным содержанием.
Спасибо за внимание!