СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль практических работ в формировании УУД на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация будет интересна при подготовке к выступлению на педагогическом совете или МО учителей географии

Просмотр содержимого документа
«Роль практических работ в формировании УУД на уроках географии»

Роль практических работ в формировании УУД на уроках географии Бикчураева Е.В. МАОУ СОШ №7 г.Балаково, Саратовской области

Роль практических работ в формировании УУД на уроках географии

Бикчураева Е.В.

МАОУ СОШ №7 г.Балаково, Саратовской области

«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю».   Китайская мудрость.

«Я слышу – я забываю,

я вижу – я запоминаю,

я делаю – я понимаю».

Китайская мудрость.

Актуальность. Важнейшей задачей современной географии является формирование совокупности универсальных учебных действий , обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только овладение обучающимися конкретными географическими знаниями и навыками в рамках предмета. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

Актуальность.

  • Важнейшей задачей современной географии является формирование совокупности универсальных учебных действий , обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только овладение обучающимися конкретными географическими знаниями и навыками в рамках предмета.
  • Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.
Практические работы Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике , вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление карт, статистических материалов и т. п. Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемным подходами и методами

Практические работы

  • Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии.
  • Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике , вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление карт, статистических материалов и т. п.
  • Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемным подходами и методами
По уровню познавательной самостоятельности учащихся:    репродуктивный, т.е. предполагающий воспроизведение знаний в знакомой учащимся ситуации или умение ученика действовать по образцу; частично-поисковый, т.е. предполагающий умение учащегося осуществить перенос знаний и умений, применить знания при решении задач с несколько измененными условиями; творческий.

По уровню познавательной самостоятельности учащихся:

  • репродуктивный, т.е. предполагающий воспроизведение знаний в знакомой учащимся ситуации или умение ученика действовать по образцу;
  • частично-поисковый, т.е. предполагающий умение учащегося осуществить перенос знаний и умений, применить знания при решении задач с несколько измененными условиями;
  • творческий.
  По форме проведения :    индивидуальные,  групповые  коллективные работы.

По форме проведения :

  • индивидуальные, 
  • групповые 
  • коллективные работы.
По месту выполнения: «классными», т.е. выполняться непосредственно на уроке.  Домашние работы могут выполняться дома,  практические работы на местности

По месту выполнения:

  • «классными», т.е. выполняться непосредственно на уроке. 
  • Домашние работы могут выполняться дома, 
  • практические работы на местности
  По форме представления результата :    Текстовые работы.  Картографические работы, в том числе на контурных картах.  Графические работы в форме учебных рисунков, схем и т.д. Статистические материалы, представленные в форме таблиц, графиков, диаграмм. Фотографии, видеоматериалы, мультимедийные продукты, например, компьютерные презентации.

По форме представления результата :

  • Текстовые работы. 
  • Картографические работы, в том числе на контурных картах. 
  • Графические работы в форме учебных рисунков, схем и т.д.
  • Статистические материалы, представленные в форме таблиц, графиков, диаграмм.
  • Фотографии, видеоматериалы, мультимедийные продукты, например, компьютерные презентации.
Специфика практических работ по географии: Усвоение информации обусловлено наличием у учащихся умений работать с различными источниками информации: текстовыми, картографическими, статистическими и т.д.

Специфика практических работ по географии:

  • Усвоение информации обусловлено наличием у учащихся умений работать с различными источниками информации: текстовыми, картографическими, статистическими и т.д.
Система формирования умений в ходе практических работ: Формирование основных картографических умений Умения делать выводы Навыки анализа тематических карт Умения работать на основе анализа и их сопоставления. с широким спектром информации, источников проводить экспертизу информации и прогнозировать.

Система формирования умений в ходе практических работ:

Формирование

основных

картографических

умений

Умения делать выводы

Навыки анализа

тематических карт

Умения работать

на основе анализа

и их сопоставления.

с широким спектром

информации,

источников

проводить экспертизу

информации

и прогнозировать.

Основные задачи учителя при проведении практических работ: 1.Определить место практикумов в учебной деятельности школьников, 2. Выстроить систему интеллектуально усложняющихся работ, 3. Вести постоянный мониторинг качества вырабатываемых умений и навыков.

Основные задачи учителя при проведении практических работ:

1.Определить место практикумов в учебной деятельности школьников,

2. Выстроить систему интеллектуально усложняющихся работ,

3. Вести постоянный мониторинг качества вырабатываемых умений и навыков.

Учебные действия. Предметные, географические умения Универсальные учебные действия    Умения работать  с географическими  картами  и моделями Земли; Умения  ориентироваться  на     местности;   Умения давать географические характеристики территории и отдельных географических объектов (процессов);   Умения выявлять  географические особенности размещения  объектов, явлений,   процессов. Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные

Учебные действия.

Предметные, географические умения

Универсальные учебные действия

  •    Умения работать  с географическими  картами  и моделями Земли;
  • Умения  ориентироваться  на     местности;
  •   Умения давать географические характеристики территории и отдельных географических объектов (процессов);
  •   Умения выявлять  географические особенности размещения  объектов, явлений,   процессов.
  • Личностные
  • Регулятивные
  • Познавательные
  • Коммуникативные
Личностные действия Позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Уроки географии (краеведение)позволяют ученикам идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству, а так же проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны и края.

Личностные действия

Позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

  • Уроки географии (краеведение)позволяют ученикам идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству, а так же проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны и края.
Личностные действия 2. Страноведческие уроки формируют умение проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов; Путешествие по Евразии Путешествие по Африке Путешествие по Австралии

Личностные действия

2. Страноведческие уроки формируют умение проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;

Путешествие по Евразии

Путешествие по Африке

Путешествие по Австралии

Примеры задач по формированию личностных УУД Тема урока: «Человек и природа», 5 класс В классе выделяю 5 групп учащихся. Каждой группе выдаю лист формата А4, цветные карандаши, фломастеры. Задание – изобразить на листе рисунок (плакат, картину), с помощью которого ответите на вопрос «Что для меня природа?». Защита-рассуждение обязательно на этом же уроке. Тема урока: «География – наука о Земле», 5 класс. Прочитайте внимательно параграф 3 в учебнике. Из текста параграфа вы узнали о разных географических науках. Каждая из них имеет свой предмет изучения. Напишите в тетради небольшое сочинение о том, какая из наук вам показалась наиболее интересной, о какой вам науке вам уже известно, какую географическую науку вы хотели бы изучать в будущем?

Примеры задач по формированию личностных УУД

Тема урока: «Человек и природа», 5 класс

В классе выделяю 5 групп учащихся. Каждой группе выдаю лист формата А4, цветные карандаши, фломастеры. Задание – изобразить на листе рисунок (плакат, картину), с помощью которого ответите на вопрос «Что для меня природа?». Защита-рассуждение обязательно на этом же уроке.

Тема урока: «География – наука о Земле», 5 класс.

Прочитайте внимательно параграф 3 в учебнике. Из текста параграфа вы узнали о разных географических науках. Каждая из них имеет свой предмет изучения. Напишите в тетради небольшое сочинение о том, какая из наук вам показалась наиболее интересной, о какой вам науке вам уже известно, какую географическую науку вы хотели бы изучать в будущем?

Познавательные УУД: формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Познавательные УУД:

  • формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Познавательные действия Включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии мною ведётся в следующих направлениях:  Работа с картой.  Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

Познавательные действия

Включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии мною ведётся в следующих направлениях:

Работа с картой.

Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

Приемы работы с картой: 1. Картометрические , к ним относятся приемы определения направлений, измерения расстояний с помощью градусной сетки и масштаба и т.п. 2.Приемы чтения карт . Это описание гор, равнин, рек, характеристики природы территории.  3.Чтение условных знаков тематических карт – климатических, природных зон, характеристика рельефа территории, климата и т.п.

Приемы работы с картой:

1. Картометрические , к ним относятся приемы определения направлений, измерения расстояний с помощью градусной сетки и масштаба и т.п.

2.Приемы чтения карт . Это описание гор, равнин, рек, характеристики природы территории.

3.Чтение условных знаков тематических карт – климатических, природных зон, характеристика рельефа территории, климата и т.п.

70 с.ш. 30в.д. +10С Мурманск 60в.д. 60 с.ш. -10С +10С Северный Урал Санкт-Петербург 90в.д. 130в.д. устье Енисея -20С 50 с.ш. +10С +17С 500мм Средний Урал Киев -8С устье лены -30С +10С 500-1000 мм +17С Среднее течение Енисея -40С +20С Среднее течение реки Лены 200-300мм 500-1000 мм -19С +17С Южный Урал -6С +20С Иркутск 200-300мм +18С -25С 500-1000 мм -35С Благовещенск 500-1000 мм -18С +20С 300-500 мм -20С +20С 200-300 мм 300-500 мм -30С 300-500 мм 500-1000 мм

70 с.ш.

30в.д.

+10С

Мурманск

60в.д.

60 с.ш.

-10С

+10С

Северный Урал

Санкт-Петербург

90в.д.

130в.д.

устье Енисея

-20С

50 с.ш.

+10С

+17С

500мм

Средний Урал

Киев

-8С

устье лены

-30С

+10С

500-1000 мм

+17С

Среднее течение Енисея

-40С

+20С

Среднее течение реки Лены

200-300мм

500-1000 мм

-19С

+17С

Южный Урал

-6С

+20С

Иркутск

200-300мм

+18С

-25С

500-1000 мм

-35С

Благовещенск

500-1000 мм

-18С

+20С

300-500 мм

-20С

+20С

200-300 мм

300-500 мм

-30С

300-500 мм

500-1000 мм

Зачем на карты и глобус наносят  особые линии – параллели и меридианы?   Покрутите глобус. Какие точки на глобусе при этом остаются неподвижными? Как их называют? Что находится на равном расстоянии от полюсов? На какие полушария экватор делит земной шар?  http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=анимация вращения глобуса http://emanations.ru/625-kak-z…  Сколько часов потребуется, чтобы обойти всю Землю, если двигаться со скоростью 4 км/ч? А сколько дней, если каждый день идти по 10 часов?  

Зачем на карты и глобус наносят

особые линии – параллели и меридианы?

Покрутите глобус. Какие точки на глобусе при этом остаются неподвижными? Как их называют? Что находится на равном расстоянии от полюсов? На какие полушария экватор делит земной шар?

http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=анимация вращения глобуса

http://emanations.ru/625-kak-z…

  • Сколько часов потребуется, чтобы обойти всю Землю, если двигаться со скоростью 4 км/ч? А сколько дней, если каждый день идти по 10 часов?

Что такое широта и долгота?  Каждый из трёх друзей провёл лето на берегу моря: Миша – с координатами 55 ° с.ш., 20 ° в.д.; Женя – 45 ° с.ш., 38 ° в.д.; Коля – 65 ° с.ш., 40 ° в.д. Один всё время купался, другой купался иногда при хорошей погоде, а третий в воду не заходил, было холодно. Кто на каком море побывал? Балтийское море Белое море Женя Миша Чёрное море Коля

Что такое широта и долгота?

  • Каждый из трёх друзей провёл лето на берегу моря: Миша – с координатами 55 ° с.ш., 20 ° в.д.; Женя – 45 ° с.ш., 38 ° в.д.; Коля – 65 ° с.ш., 40 ° в.д.

Один всё время купался, другой купался иногда при хорошей погоде, а третий в воду не заходил, было холодно. Кто на каком море побывал?

Балтийское море

Белое море

Женя

Миша

Чёрное море

Коля

Работа в контурных картах Последовательное нанесение географических координат и соединение точек позволит создать образ … 5 класс

Работа в контурных картах

Последовательное нанесение географических координат и соединение точек позволит создать образ …

5 класс

 Учебник – инструмент организации учебного процесса! Работа с учебным текстом позволяет в ходе учебной деятельности освоить необходимое предметное содержание; по ходу этого освоения у ученика формируются необходимые личностные качества и разнообразные метапредметные умения:  регулятивные информационно-логические  коммуникативные рефлексивные

Учебник – инструмент организации учебного процесса!

  • Работа с учебным текстом позволяет в ходе учебной деятельности освоить необходимое предметное содержание; по ходу этого освоения у ученика формируются необходимые личностные качества и разнообразные метапредметные умения:
  • регулятивные
  • информационно-логические
  • коммуникативные
  • рефлексивные
Приемы работы с текстом:   Отбор необходимой информации Прием комментирования Прием составления плана  Преобразование художественного текста в графический вид Прием составления схемы Прием составления сводной таблицы  Прием логического запоминания учебной информации 

Приемы работы с текстом:

  • Отбор необходимой информации
  • Прием комментирования
  • Прием составления плана 
  • Преобразование художественного текста в графический вид
  • Прием составления схемы
  • Прием составления сводной таблицы 
  • Прием логического запоминания учебной информации 
С помощью текста учебника, карты атласа, составьте таблицу «Природные рекордсмены Южной Америки» Самое-самое     название Самая большая по площади Самые высокие горы Самая полноводная река Самый высокий водопад Самая крупная змея Самая маленькая птица Самая кровожадная рыба Самый крупный грызун

С помощью текста учебника, карты атласа, составьте таблицу «Природные рекордсмены Южной Америки»

Самое-самое название

Самая большая по площади

Самые высокие горы

Самая полноводная река

Самый высокий водопад

Самая крупная змея

Самая маленькая птица

Самая кровожадная рыба

Самый крупный грызун

Заполните пропуски с помощью учебника  Коренные жители Ю.Америки - ___________. Пришли они сюда из ________________ примерно ____ тыс.лет назад. Начиная с ____ века ________ и _______, а затем и другие европейские народы завоевывали материк. В настоящее время на территории Ю.Америки проживают потомки ______, _________ и ___________.

Заполните пропуски с помощью учебника

Коренные жители Ю.Америки - ___________. Пришли они сюда из ________________ примерно ____ тыс.лет назад. Начиная с ____ века ________ и _______, а затем и другие европейские народы завоевывали материк. В настоящее время на территории Ю.Америки проживают потомки ______, _________ и ___________.

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебные взаимодействия в группе, (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Коммуникативные:

  • самостоятельно организовывать учебные взаимодействия в группе, (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Проблемные задания Проблемные задания предполагают самостоятельное полное или частичное решение посильных для учащихся проблем; Для решения этих проблем учащимся необходимо создавать ситуацию, побуждающую их к решению проблем.   Примеры проблемных заданий: Почему в пустыни Намиб, расположенной на побережье океана, осадков выпадает меньше, чем в самых сухих районах Сахары?    У древесных растений лесов в год образуется одно годовое кольцо, а на саксауле за один год образуется несколько годовых колец. Объясните это явление. Почему в помещениях батареи расположены внизу, а форточки наверху? Почему белые медведи не едят пингвинов?

Проблемные задания

  • Проблемные задания предполагают самостоятельное полное или частичное решение посильных для учащихся проблем;
  • Для решения этих проблем учащимся необходимо создавать ситуацию, побуждающую их к решению проблем.

Примеры проблемных заданий:

  • Почему в пустыни Намиб, расположенной на побережье океана, осадков выпадает меньше, чем в самых сухих районах Сахары?
  • У древесных растений лесов в год образуется одно годовое кольцо, а на саксауле за один год образуется несколько годовых колец. Объясните это явление.
  • Почему в помещениях батареи расположены внизу, а форточки наверху?
  • Почему белые медведи не едят пингвинов?
Пример задачи по формированию коммуникативных УУД Тема урока: «Как древние люди представляли себе Вселенную». К выполнению задания на уроке заранее готовлю четырёх учащихся. Они исполняют роли: древний индиец, древний египтянин, Аристотель, Клавдий Птолемей. Каждый из учащихся, выступая в образе заданного персонажа, рассказывает о модели Вселенной по представлениям древних индийцев, древних египтян, Аристотеля и Клавдия Птолемея. После всех выступлений, учащиеся обсуждают следующие вопросы: 1) Известны ли вам другие представления древних народов о строении Вселенной? 2) Почему древние народы считали Землю центром Вселенной? 3) Объясните сходства и различия моделей Вселенной Аристотеля и Клавдия Птолемея. Заполните таблицу на доске. Модели Вселенной    Аристотель Учёный Сходства Различия   Клавдий Птолемей          

Пример задачи по формированию коммуникативных УУД

Тема урока: «Как древние люди представляли себе Вселенную».

К выполнению задания на уроке заранее готовлю четырёх учащихся. Они исполняют роли: древний индиец, древний египтянин, Аристотель, Клавдий Птолемей.

Каждый из учащихся, выступая в образе заданного персонажа, рассказывает о модели Вселенной по представлениям древних индийцев, древних египтян, Аристотеля и Клавдия Птолемея. После всех выступлений, учащиеся обсуждают следующие вопросы:

1) Известны ли вам другие представления древних народов о строении Вселенной?

2) Почему древние народы считали Землю центром Вселенной?

3) Объясните сходства и различия моделей Вселенной Аристотеля и Клавдия Птолемея. Заполните таблицу на доске.

Модели Вселенной

 

Аристотель

Учёный

Сходства

Различия

 

Клавдий Птолемей

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью; умение организовать свою деятельность, определить ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Регулятивные УУД:

  • способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
  • умение организовать свою деятельность, определить ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Текущий контроль – основной вид мониторинга, позволяющий систематически получать информацию о динамике овладения учащимися метапредметными действиями и предметным содержанием.

Текущий контроль –

основной вид мониторинга, позволяющий систематически получать информацию о динамике овладения учащимися метапредметными действиями и предметным содержанием.

Спасибо  за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!