СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль педагога дополнительного образования в формирования гражданской (российской) идентичности личности обучающихся

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль педагога дополнительного образования в  формирования гражданской (российской) идентичности личности обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Роль педагога дополнительного образования в формирования гражданской (российской) идентичности личности обучающихся»

Слайд 1

Роль педагога дополнительного образования в формирования гражданской (российской) идентичности личности обучающихся

(Доклад Лариковой Л.Н. на заседании муниципального ресурсного центра 26.03.2024 года)

Слайд 2

Выступая с очередным Посланием Федеральному Собранию, президент России В. В. Путин отметил: «В XXI веке на фоне новой расстановки экономических, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией».

К нам пришло осознание того, что образование и общество – это одна целостная система, закладывающая основы грядущих изменений в обществе, предопределяя его развитие в прогрессивном направлении.

Слайд 3

Фигура педагога – определяющий фактор формирования новых компетенций подрастающих поколений. В условиях усиления роли образования в развитии экономики страны, потребности общества в талантливых людях, способных обеспечивать его прогресс и конкурентноспособность, появился новый вызов по подготовке нового педагога. Особенно возрастают требования общества к компетентности педагога в сфере гражданского образования обучающихся, его способности к дальнейшему профессиональному росту в соответствии с запросами общества и государства.

Слайд 4

В ряде документов требования к педагогам дополнительного образования четко сформулированы. В частности, в Профессиональном стандарте педагога говорится о необходимости усвоения педагогическими работниками понятий, определяющих результаты образовательного процесса, уровень и показатели социализации личности, ее развития, в том числе такие, как гражданская и социальная идентичность.

Почему же проблема формирования гражданской идентичности в настоящее время приобрела особую остроту? Состояние государственно-гражданской идентичности – не только призма, через которую рассматривают общество, но и важный фактор мобилизации людей, их солидаризации.

Слайд 5

Вопросы формирования гражданской идентичности в нашем учреждении рассматриваются в рамках заседаний педагогических советов и методического объединения: «Социальное партнерство школы и семь», «Современные подходы к обучению и воспитанию», «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников на основе подготовки к обучению в школе».

В рамках заседаний рассматриваются такие вопросы, как понятие идентичности и ее компоненты, специфика формирования гражданской идентичности у дошкольников, младших школьников, нравственно-правовое и патриотическое воспитание школьников.

Слайд 6

В 2021-2022 учебном году на базе учреждения осуществлял работу муниципальный ресурсный центр «Социализация обучающихся старшего дошкольного возраста». Целый год педагоги муниципалитета рассматривали следующие вопросы:

1. Какова роль социализации в целом, в том числе на занятиях дополнительным образованием, в формировании гражданской идентичности личности, «общей родословной» российских граждан, чувства понимания исторической «общей судьбы» как основы социальной солидарности российского общества?

2. . Может ли образование как институт социализации личности быть конкурентноспособным по отношению к другим институтам социализации подрастающих поколений: семья, религия и средства массовой коммуникации?

3. Как через знания, полученные на занятиях социально-гуманитарной направленности и с помощью какого инструмента добиться социального доверия и взаимопонимания в обществе?

Обсуждения проводились в формате круглого стола, семинаров, открытых занятий, педагогической мастерской.

Основными результатами освоения педагогами всех знаний, полученных в ходе реализации вышеперечисленных мероприятий, становится их умение использовать усвоенные понятия и знания о закономерностях развития гражданской идентичности при планировании учебнообразовательного и воспитательного процесса.

Слайд 7

В учреждении разработаны и реализуются программы в которых добавлен региональный компонент. Например, наши танцоры изучают народные танцы регионов Российской Федерации, в объединении «Народные узоры» дети осваивают элементы палехской, гжельской, хохломской росписи. В объединениях по рисованию и квиллингу дети выполняют работы патриотической тематике. В объединении «Детский театр «Волшебники» ставятся спектакли только российский авторов. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей просто кладезь по формированию гражданской идентичности и патриотического воспитания. В объединении по фольклору «Ансамбль народной песни «Тальяночка», начиная с 5–летнего возраста ребята изучают обычаи и традиции русского народа: праздники, заклички, песни и мастерят народные куклы.

Слайд 8

В ходе работы по формированию российской государственной идентичности наши педагоги с успехом используют такие образовательные технологии, как технология развития критического мышления, кейс-технология, проектная и проблемная технологии, информационные, игровые и современные интерактивные технологии, включая такие формы и методы обучения, как эвристические беседы, презентации, дискуссии, «мозговые атаки», анализ практических работ с их обсуждением, коллективные решения творческих задач.

Слайд 9, 10

Особое значение в формировании гражданской идентичности подрастающего поколения имеет проведение воспитательных и массовых мероприятия. Каждый педагог учреждения имеет план воспитательной работы своего объединения, куда входят мероприятия патриотической направленности: это разнообразные экскурсии по родному краю. Многие ребята побывали в усадьбе Поленово, посетили Тульский кремль, Международную выставку "Россия-страна возможностей". При организации как учебной, так и воспитательной деятельности педагогический коллектив учреждения широко использует в образовательном процессе традиции и накопленный опыт гражданского воспитания. Учреждением проводятся такие муниципальные конкурсы как:

Слайд 11

конкурс вокального творчества «Восходящая звезда», где есть номинация «Народное пение»;

конкурс театральных коллективов «Там русский дух, там Рускью пахнет…», в этом году он посвящён творчеству А.С. Пушкина;

конкурс патриотической песни «Я помню, я горжусь»;

конкурс танцевального творчества «В мире танца» имеет номинацию «Русский народный танец».

Хотелось бы подчеркнуть, что проблема формирования российской государственной идентичности в дополнительном образовании является комплексной и трудоемкой. Однако мы стараемся ее решать. Это хорошо осознают наши педагоги.

Слайд 12

Считаю, что на данный момент в нашем учреждении подготовлены педагоги, сознающие, что формирование российской гражданской идентичности детей – сложная педагогическая задача, которая заставляет повернуться лицом к ребенку, вспомнить психологию и педагогику, а главное, пересмотреть профессионально-личностные требования к самому себе. И поскольку формирование идентичности сопряжено с поиском предпочитаемых образцов и идентификацией с их носителями, педагог сам должен являться положительным примером, воплощением гражданственности.

Слайд 13

Мы считаем, что гражданскую идентичность на социокультурном уровне можно при определенных условиях рассматривать в качестве результата деятельности образовательного учреждения, результата образования и воспитания. Достижение личностного уровня гражданской идентичности невозможно без успешного формирования данного вида идентичности на социокультурном уровне, где от прямых и косвенных педагогических влияний образовательных учреждений независимо от форм, зависит очень многое.

Слайд 14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!