СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Решение текстовых задач" Элективный курс для 9 класса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс «Решение текстовых задач» предназначен для обучающихся 9 класса, желающих углубить и систематизировать свои знания по математике в разделе решения текстовых задач, качественно подготовиться к государственной итоговой аттестации по предмету.

Текстовые задачи имеют большое значение для развития логического мышления. В процессе их решения  школьники обучаются анализу условия, выделению ключевых фактов, установлению связей величин, составлению математических моделей, при этом развиваются такие личностные качества, как настойчивость, изобретательность и терпение, так необходимые человеку в жизни. 

Просмотр содержимого документа
«"Решение текстовых задач" Элективный курс для 9 класса»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Торбеевская основная школа имени А.И.Данилова"

Новодугинского района Смоленской области








Принято

на заседании педагогического совета

Протокол №._1_

от «_27.08_»_2015г

Утверждаю:

Директор школы
 _________/________________

Приказ №.__

от «__»__________2015г








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«Решение текстовых задач»


класс: 9

2015-16 учебный год










Разработана Жариковой Л.С.,

учителем высшей

квалификационной категории











Торбеево

        1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс «Решение текстовых задач» предназначен для обучающихся 9 класса, желающих углубить и систематизировать свои знания по математике в разделе решения текстовых задач, качественно подготовиться к государственной итоговой аттестации по предмету.

Программа курса разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике.

Цели и задачи:

  • развитие логического мышления и творческих способностей обучающихся;

  • систематизация и развитие ранее полученных знаний по решению текстовых задач;

  • ознакомление обучающихся с разными типами текстовых задач и особенностями их решения;

  • совершенствование навыков математического моделирования;

  • формирование и развитие навыков чтения математических моделей реальных ситуаций;

  • воспитание позитивного отношения к текстовой задаче.



        1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Навыки решения текстовых задач формируются у обучающихся на всём протяжении обучения в школе. Однако, анализ результатов экзаменов, анкетирование и собеседование с учащимися свидетельствуют, что большинство учащихся испытывают затруднения, боязнь перед задачами, желание отказаться от таких заданий на контрольных работах. Основная причина этого заключается в том, что обучающиеся, чаще всего, не владеют техникой решения задач: не могут извлечь из текста задачи ключевых данных, не видят связей величин, не могут сделать к задаче схему, рисунок или таблицу, и поэтому не могут составить математическую модель реальной ситуации, описываемой в тексте задачи. И поэтому многие учащиеся не приступают к решению задачи, т.к. заранее психологически настроены на неудачу.

Текстовые задачи имеют большое значение для развития логического мышления. В процессе их решения школьники обучаются анализу условия, выделению ключевых фактов, установлению связей величин, составлению математических моделей, при этом развиваются такие личностные качества, как настойчивость, изобретательность и терпение, так необходимые человеку в жизни

Основные формы организации учебных занятий: лекция, объяснение, исследование, практикум по решению задач, зачёт. Обучение – без отметочное, в конце изучения курса предусмотрено проведение зачёта.



3. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебным планом школы на элективный курс «Решение текстовых задач» отведено 17 часов.

4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Введение (1 час)

Текстовая задача. Виды текстовых задач. Этапы решения текстовой задачи. Алгоритм решения УРАУРО. Решение текстовых задач арифметическим, алгебраическим, графическим способами.

Математический язык. Математическая модель. Оформление условия текстовой задачи в виде схемы. Таблицы, рисунка.

Простейшие текстовые задачи (1 час)

Задачи «а вместе», «то станет поровну» и т.п. Цена, количество, стоимость. Производительность, время работы, объём продукции. Грузоподъёмность, количество транспортных единиц, груз.

Задачи про движение (2 часа)

Равномерное прямолинейное движение тел в одном направлении и в противоположных. Движение по течению и против течения. Расстояние, скорость, время.

Задачи про движение с опозданием, с остановкой, вдогонку.

Задачи про работу (2 часа)

Производительность, время работы, объём продукции.

Особенности составления таблицы и математического моделирования в задачах про работу.

Задачи про «план и факт». Задачи про совместную работу.

Задачи про сплавы, смеси и растворы (2 часа)

Концентрация вещества. Масса сплава (смеси) и его компонентов. Законы сохранения «сухого» вещества.

Особенности выбора переменных и моделирования в задачах про сплавы и смеси.

Задачи про числа (1 час)

Разложение многозначного числа по разрядным слагаемым . Особенности выбора переменных и моделирования в задачах про числа.

Практикум по решению задач (6 часов)

Зачёт (1 час)

Подведение итогов (1 час)

Тактика и стратегия догадки. Блуждания, поиски подхода, поиски связей, ключевых фактов и полезных сведений. Развитие идеи. Оформление решений. Разные способы решения. Достоверность ответа


5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


тема

ч

план

факт

Введение Математический язык. Математическая модель

1



Простейшие текстовые задачи

1



Задачи про движение

2



Задачи про работу

2



Задачи про сплавы, смеси и растворы

2



Задачи про числа

1



Практикум по решению задач

6



Зачёт

1



Подведение итогов

1



всего

17





6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Материально-технические ресурсы:

Занятия проводятся в кабинете математики, оснащённом комплектом парт и стульев к ним, классной доской, магнитной доской с координатной сеткой, набором чертёжных инструментов, комплектом таблиц по математике, ноутбуком, видеопроектором и экраном.

Учебно-методическая литература:

Элективный курс обеспечивается дидактическим материалом на базе пособий по подготовке к государственной итоговой аттестации, банка задач ФИПИ, а также другой методической литературой.


  1. Мордкович А.Г.Алгебра.9 класс, ч 1, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений ,М., Мнемозина,2012

  2. Мордкович А.Г.Алгебра.9 класс, ч 2,задачник для учащихся общеобразовательных учреждений ,М., Мнемозина,2012

  3. Материалы ГИА 2013-2015 г.г.

  4. Интернет - ресурсы сайта www.fipi.ru. и www.edu.r

  5. Ященко И.В. Шестаков С.А., Трепалин А.С., Семёнов А.В., Захаров П.И. ОГЭ(ГИА)2015. Математика 3 модулляОсновной государственный экзамен. 50 вариантов тестовых заданий. – М.:Экзамен. 20215

  6. Алгебра. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. Кузнецова Л.В, Суворова С.Б. и др. М.: Просвещение.

  7. Алгебра. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-2015. Под ред. Лысенко Ф.Ф. Ростов на/Д: Легион-М




7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения элективного курса обучающиеся должны научиться:

  • определять тип текстовой задачи,

  • знать особенности приёмов решения задач разных типов,

  • применять разные способы решения текстовых задач,

  • владеть навыками математического моделирования,

  • уметь применять полученные знания при решении текстовых задач разного уровня сложности.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!