РЕБЁНОК В ШКОЛЕ
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ШКОЛЫ
ПЕРВОБЫТНЫЕ ШКОЛЫ
Ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых, в повседневном общении с ними.
В первобытном племени учителями были старики, знахари, шаманы, колдуны. У них не было учебников, а дети не сидели в классе. Обучение было устное. Настоящие школы появились тогда, когда человек изобрел письменность.
Первые школы
Египетские школы писцов
Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых. Ученику надлежало, прежде всего, научиться слушать и слушаться. В ходу был афоризм: «Послушание — это наилучшее у человека». Учитель обычно обращался к ученику с такими словами: «Будь внимателен и слушай мою речь; не забудь ничего из того, что говорю я тебе». Наиболее эффективным способом достичь такого повиновения считались физические наказания. На ученика древнеегипетской школы постоянно сыпались удары.
Греческая школа
С ранних времен древние греки большое внимание уделяли образованию детей. Они стремились воспитать умного, здорового и сильного человека. До семи лет мальчик из богатой семьи, кроме игр, ничем не занимался. В 3-м веке сложилась трехступенчатая система образования.
Трехступенчатая
система
образования
Начальная школа
Грамматическая
школа
Риторская школа
-письмо
-чтение
-счет
-основы права
-ораторское искусство
- философия
классических
писателей.
После семи лет мальчики передавались на попечение раба-педагога (в переводе с греческого слово "педагог" означает "сопровождающий ребенка"), который следил за воспитанием мальчика и сопровождал его в школу. В школе дети занимались с тремя учителями. Первый назывался грамматистом. Он обучал грамоте, счету и письму, читал с учениками поэмы Гомера и басни Эзопа.
Мальчиков обучали обрядовым песням, исполняемым хором или соло, декламировали с ними торжественные гимны. Учил их этому кифарист, прививавший детям навыки игры на струнных инструментах — лире или кифаре. С двенадцати лет мальчики начинали заниматься гимнастикой. Руководил этими занятиями педотриб (дословно "тренирующий ребенка").
С 16 лет мальчики могли продолжить свое образование в школах риторов и философов.
Римская система образования
На начальной ступени учили читать, писать, считать
На втором этапе учителем был грамматик, с которым ученики читали греческих и римских поэтов, писателей, философов, драматургов .
На второй ступени преподавали семь свободных искусств – грамматику, диалектику, риторику, музыку, арифметику, геометрию и астрономию.
На высшей ступени изучали риторику и философию.
«Аллегория семи свободных искусств» , Мартин де Вос
Система образования на Руси
После принятия христианства (988 г.) князь Владимир приказал отдавать «на книжное учение» детей «лучших людей».
Обучение в школах велось на родном языке, учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счету.
В 1551 году на Стоглавом соборе было принято решение: «В царствующем граде Москве и по всем градам…у священников, у дьяконов и у дьячков учините в домех училища, чтобы священники и дьяконы и все православные христиане в коемжде граде предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма». Школы открывали при монастырях и приходских церквах, где учителями были лица духовного звания.
СТРАНИЦЫ БУКВАРЯ
ПЕРВЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ
Университет Болоньи первый, непрерывно действующий, университет в мире и второй по величине университет Италии.
Современная школа
Современное Российское образование включает три ступени:
Начальное общее образование (1-4классы)
Основное общее образование (5-9 классы)
Среднее (полное) образование (10-11 классы)
В первобытном обществе детей:
А) никто ничему не обучал
Б) учили читать и писать
В) обучали всем необходимым навыкам опытные члены племени
Самые первые школы возникли:
А) в Древнем Египте, Китае, Греции.
Б) в Римской империи
В) в Древней Руси
В первых школах обучались:
А) только мальчики
Б) только девочки
В) все дети
В Средние века обучали в школах:
А) всех детей
Б) только детей знати
В) крестьянских детей
Древнеегипетский знак, передававший согласные буквы, сочетания букв и целые слова
( иероглиф)
Государство Древнего Востока, где появились одни из первых школ
(Египет)
Наука, которая учит искусству красноречия
(риторика)
Религиозные учреждения, способствовавшие распространению грамотности в Средние века
(монастыри)
Занятие, которому больше всего уделялось времени в спартанских школах
(спорт)
Наука, изучавшаяся в школах Древнего Рима о звёздах
(астрономия)
Материал, который использовали для письма в Средние века
(пергамент)
Древнеегипетский материал, заменявший бумагу
(папирус)
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ:
Необходимость передавать накопленные знания подрастающим детям появилась уже в глубокой древности.
Школы существовали и существуют начиная с Древнего мира до нашего времени.
От качества обучения детей во многом зависит дальнейшее развитие общества.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
- Прочитать § 26, устно ответить на вопросы с 1-5.
- С. 178, «Практикум», письменно ответить на вопросы №1, 3.