Тема: Социализация ребенка в семье и в школе
Цель: познакомить родителей с психологическими механизмами социализации в семье, рассмотреть основные стили воспитания, а также последствия дисгармоничных семейных отношений.
Оборудование: презентация
Ход собрания:
Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада вас всех видеть сегодня на родительском собрании.
Эпиграфом к нашему сегодняшнему разговору я взяла слова Себастьяна Бранбта: «Ребенок учиться тому, что видит у себя в дому, родители пример ему...»
Главные институты социализации – это семья и школа.
Цель взаимодействия Семьи и Школы – стимулировать позитивные факторы семейного и общественного воспитания детей.
Семья:
Для ребенка семья - это мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, радоваться, сочувствовать.
В СЕМЬЕ:
формируется чувство безопасности;
дается ребенку возможность без страха взаимодействовать с внешним миром;
учат детей определенным способам и моделям поведения, свойственным их родителям;
родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения;
психологический климат семьи влияет на успешность взаимодействия ребенка с социумом
Семейное воспитание – это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств, умений.
- Посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете характер, посейте характер - пожнете судьбу. (Уильям Мейкпис Теккерей)
Социализация ребенка в семье зависит от стиля семейного воспитания и семейных условий:
Авторитарный стиль – все решения принимают родители.
Демократический стиль – родители поощряют личную ответственность
Попустительский стиль - неспособность семьи контролировать поведение
Хаотический стиль – это отсутствие единого подхода к воспитанию
Опекающий стиль – стремление постоянно быть около ребенка,
решать за него все возникающие проблемы.
Неблагоприятные семейные условия:
отрицательный пример родителей
аморальный образ жизни
нарушение структуры семьи
недостаток общения родителей с детьми.
Благоприятные семейные условия:
Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Вирджиния Сатир признаком здоровой или функциональной семьи считает наличие семейных традиций, которые являются одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем.
Вирджиния Сатир здоровыми считала те семьи, в которых:
- каждый член семьи воспринимается как равный другим;
- доверие, честность, взаимоподдержка и открытость являются существенными;
- внутрисемейное общение является конгруэнтным (Конгруэнтность - это состояние человека, когда все внутренние проявления (мысли, чувства, переживания...) согласованы с внешними проявлениями (поведением, поступками, ролью в своей среде, постоянными обязанностями, выполняемой задачей).
- каждый в семье несёт свою часть ответственности за семью в целом;
- отдыхают, получают удовольствие, радуются и грустят вместе;
- существенное место занимают традиции и ритуалы;
- все в семье принимают особенности и уникальность каждого из них;
- уважается право на приватность (на наличие личного пространства, на неприкосновенность частной жизни);
- чувства каждого человека в семье принимаются и прорабатываются.
Дети, воспитывающиеся в атмосфере любви и понимания,
растут счастливыми, имеют меньше проблем в общении со сверстниками, трудностей с обучением в школе.
Нарушение детско-родительских отношений отрицательно сказывается на становлении личности ребенка, ведет к формированию различных психологических проблем.
В целом, можно сделать следующий вывод
Семья играет большую роль в процессе социального развития человека.
Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными.
Доверие, уважение, понимание, любовь – то, что должно присутствовать в отношениях с родителями.
«Школа - это маленькая Вселенная ... Для ребенка школа олицетворяет общество.» (Игорь Красновский).
В ШКОЛЕ:
создается благоприятный психологический климат на уроках;
повышается уровень эффективности усвоения знаний, приобретения навыков и умений;
вырабатывается единый подход по оказанию всесторонней помощи ребенку;
родители информируются о достижениях, имеющихся в системе воспитания и обучения;
приветствуется включение родителей в общеобразовательный процесс с учетом интересов ребенка.
Между семьей и школой должно быть: сотрудничество, взаимопомощь,
взаимопонимание, диалог, взаимоуважение и конструктивное взаимодействие.
Вывод: Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и должны быть едиными.
Тем не менее, семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, т.к. «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.
В заключение хочется сказать, что
Если ребенка постоянно критикуют, он учится НЕНАВИДЕТЬ
Если ребенок живет во вражде, он учится быть АГРЕССИВНЫМ.
Если ребенок растет в упреках, он учится ЖИТЬ С ЧУВСТВОМ ВИНЫ.
Если ребенок растет в терпимости, он учится ПОНИМАТЬ ДРУГИХ.
Если ребенка хвалят, он учится БЫТЬ БЛАГОРОДНЫМ
Если ребенок растет в честности, он учится БЫТЬ СПРАВЕДЛИВЫМ
Если ребенок растет в безопасности, он учится ДОВЕРЯТЬ
Если ребенка поддерживают, он учится ЦЕНИТЬ СЕБЯ.
***
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Эффективное общение с детьми – это общение когда, необходимо:
1) Уделять время ребенку
2) Проявлять интерес к жизни ребенка
3) Слушать ребенка
4) Не сравнивать с другими детьми
5) Не срывайтесь на ребенке
6) Уважайте мнение ребенка.
7) Делитесь своим жизненным опытом.
8) Проводите вместе время – это сближает.
9) Не ожидайте от детей, что они претворят в жизнь ваши мечты, особенно те, что не смогли претворить вы.
Берегите свои семьи и детей!
Здоровья Вам и удачи в воспитании ваших детей!
Будьте счастливы. Спасибо за внимание.