СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение текстовых задач

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Решение текстовых задач»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 с. Измалково
Измалковского муниципального района

Липецкой области»


Слободской филиал МБОУ СОШ № 1 с. Измалково





РАССМОТРЕНА
на заседании МО

учителей математики, физики, информатики протокол
от 30.08.2022г №1


УТВЕРЖДЕНА

приказом МБОУ СОШ №1с. Измалково

Измалковского района

от 30.08.2022№184





Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Решение текстовых задач»

9 класс









Составил: учитель математики

Шеховцова Н.А.









2022

Рабочая программа по внеурочной деятельности 9Г класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основании примерной программы по математике основного общего образования

.

Учебным планом школы на изучение курса по выбору отведено 17 часов.


Курс «Решение текстовых задач» предназначен для обучающихся, желающих углубить и систематизировать свои знания по математике в разделе решения текстовых задач, качественно подготовиться к государственной итоговой аттестации по предмету.

Навыки решения текстовых задач формируются у обучающихся на всём протяжении обучения в школе. Однако, анализ результатов экзаменов, анкетирование и собеседование с учащимися свидетельствуют, что большинство учащихся испытывают затруднения, боязнь перед текстовыми задачами, стремление отказаться от таких заданий на контрольных работах и выпускном экзамене. Основная причина этого заключается в том, что обучающиеся, чаще всего, не владеют техникой решения задач: не могут извлечь из текста задачи ключевые данные, не видят связей величин, не могут сделать к задаче схему, рисунок или таблицу, и поэтому не могут составить математическую модель реальной ситуации, описываемой в тексте задачи. И поэтому обучающиеся не приступают к решению задачи, т.к. заранее психологически настроены на неудачу.

Текстовые задачи имеют большое значение для развития логического мышления. В процессе их решения школьники обучаются анализу условия, выделению ключевых фактов, установлению связей величин, составлению математических моделей, при этом развиваются такие личностные качества, как настойчивость, изобретательность и терпение, так необходимые человеку в жизни.

Основные формы организации учебных занятий: лекция, объяснение, исследование, практикум по решению задач, зачёт. Обучение – безотметочное, в конце изучения курса предусмотрено проведение зачёта.




Планируемые результаты изучения учебного курса

ФГОС основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета или курса: личностным, метапредметным, предметным.

Личностные:

у обучающихся будут формироваться:

  • российская гражданская идентичности: патриотизм, ответственность и долг перед Родиной;

  • ответственное отношение к учению; готовность и способность к саморазвитию и самообразова­нию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению и взглядам;

  • социальные нормы и правила поведения;

  • компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношения к собственным поступкам;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной деятельности;

  • ценностное отношение к здоровью и безопасному образу жизни, к семье;

  • экологическая культура и эстетическое сознание.


Метапредметные:

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий(УУД).

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цель своей учебной деятельности, ставить и формулировать для себя задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач;

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки, давать самооценку своим действиям.

Познавательные УУД:

  • умение работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • ориентироваться в учебном тексте: уметь передавать содержание текста задачи в сжатом, выборочном или развёрнутом виде;

  • проводить наблюдение и учебный эксперимент под руководством учителя;

  • смысловое чтение, умение отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем, осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные УУД:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

  • умение участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

  • умение критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иной позиции.

  • смысловое чтение, читать вслух и про себя тексты учебников и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.


        

      Предметные результаты курса «Решение текстовых задач», входящего в состав предметной области «Математика», должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражать:

  • формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;

  • осознание роли математики в развитии России и мира;

  • развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

  • формирование позитивного отношения к предмету «математика» в целом и к текстовым задачам в частности.



Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Текстовые задачи

  • определять тип текстовой задачи;

  • строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка или уравнения), в которой даны значения двух из трех взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;

  • осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;

  • составлять схему, таблицу или рисунок к задаче;

  • составлять план решения задачи;

  • выделять этапы решения задачи;

  • интерпретировать вычислительные результаты в задаче,

  • исследовать полученное решение задачи, оценивать его достоверность;

  • знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки;

  • оперировать такими понятиями, как «производительность», «грузоподъёмность», «концентрация» при решении задач;

  • решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение, на перестановку цифр в числе, …), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними;

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых в задаче величин (делать прикидку).

  • решать более сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности;

  • использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач;

  • различать модель текста и модель решения задачи,

  • конструировать к одной модели решения несложной задачи разные модели текста задачи;

  • знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию);

  • выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;

  • уметь выбирать оптимальный метод решения задачи и осознавать выбор метода, рассматривать различные методы, находить разные решения задачи, если возможно;

  • анализировать затруднения при решении задач;

  • выполнять различные преобразования предложенной задачи,

  • конструировать новые задачи из данной, в том числе обратные;

  • интерпретировать вычислительные результаты в задаче,

  • исследовать полученное решение задачи, оценивать его достоверность;

  • анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях;

  • исследовать всевозможные ситуации при решении задач на движение по реке;

  • решать разнообразные задачи «на части и числа»,

  • осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение), выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач,

  • конструировать собственные задачи указанных типов;

  • владеть основными методами решения задач на смеси, сплавы, концентрации;

  • владеть основными методами решения задач на числа, перестановку цифр в числах;

  • решать задачи на проценты, в том числе, сложные проценты с обоснованием, используя разные способы;

  • овладеть основными методами решения сюжетных задач: арифметический, алгебраический, перебор вариантов, геометрический, графический, применять их в новых по сравнению с изученными ситуациях.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации,

  • решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат;

  • Методы математики

  • составлять математические модели реальных ситуаций по тексту задачи;

  • выбирать подходящий метод для решения изученных типов математических задач;

  • приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности;


  • используя изученные методы, проводить доказательство, выполнять опровержение;

  • выбирать и оценивать эффективность изученных методов и их комбинациий для решения математических задач;

  • использовать математические знания для описания закономерностей в окружающей действительности.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  1. Текстовые задачи и техника их применение

  • понятие текстовой задачи и ее виды;

  • этапы решения текстовой задачи;

  • арифметический и алгебраический способы решения текстовой задачи;

  • наглядные образы как средство решения математических задач;

  • оформление решения текстовых задач;

  • рисунки, схемы, таблицы, чертежи при решении задач.


  1. Задачи на движение.


  • движения навстречу друг другу;

  • движение в противоположных направлениях из одной точки;

  • движение в одном направлении;

  • движение по реке (движение по течению и против течения);

  • движение по кольцевым дорогам;

  • относительность движения;

  • чтение графиков движения;

  • графический способ решения задач на движение.


  1. Задачи на работу.


  • алгоритм решения задач на работу;

  • вычисление неизвестного времени работы;

  • путь, пройденный движущимися телами, рассматривается как совместная работа;

  • задачи на бассейн, заполняемый одновременно разными трубами;

  • задачи, в которых требуется определить объём выполняемой работы;

  • задачи, в которых требуется найти производительность труда;

  • задачи, в которых требуется определить время, затраченное на выполнение;

  • предусмотренного объёма работы;

  • система задач, подводящих к составной задаче.


  1. Задачи на проценты.


  • типы задач на проценты;

  • процентные вычисления в жизненных ситуациях (распродажа, тарифы, штрафы, банковские операции, голосования).


  1. Задачи на смеси и сплавы.


  • основные допущения при решении задач на смеси и сплавы;

  • задачи, связанные с понятием «концентрация», «процентное содержание», «переливание»;

  • способы решения задач на смеси и сплавы (арифметический, алгебраический, с помощью линейных уравнений и систем линейных уравнений);

  • объёмная концентрация;

  • процентное содержание.


  1. Задачи на прогрессии.

  • особенности выбора переменных и методика решения задач на прогрессии;

  • решение задач на формулы общего члена и суммы первых п членов арифметической и геометрической прогрессии.


  1. Задачи с геометрическим содержанием.


  • вычисление периметров, площадей фигур в жизненных ситуациях;

  • практическая работа на местности;

  • решение геометрических задач алгебраическим способом.


8. Решение текстовых задач, предлагаемых в ходе ГИА

Введение (1 час)

Распределение часов курса по темам.

Всего на проведение занятий отводится 34 часов. Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов математики:

  • текстовые задачи и техника их применение - 2 часа (лекция)

  • задачи на движение -6 часов;

  • задачи на работу и производительность труда –7 часов

  • задачи на проценты –4 часов;

  • задачи на смеси и сплавы – 6 часов;

  • задачи на прогрессии – 2 часа;

  • задачи с геометрическим содержанием – 3 часа;

  • решение текстовых задач, предлагаемых в ходе ГИА – 4 часа

.




Календарно-тематическое планирование


Тема

Дата

план

Дата

факт

Примечание

1

Введение. Математический язык. Математическая модель

06.09



2

  • Понятие текстовой задачи и ее виды;

  • этапы решения текстовой задачи;


13.09



3

  • Арифметический и алгебраический способы решения текстовой задачи;

  • наглядные образы как средство решения математических задач;


20.09



4

Решение задач на движение в противоположных направлениях из одной точки.


27.09



5

Решение задач на движение в одном направлении


04.10



6

Решение задач на движение по реке (движение по течению и против течения).


11.10



7

Решение задач на движение по кольцевым дорогам. Относительность движения.

18.10



8

Чтение графиков движения. Графический способ решения задач на движение


25.10



9

Алгоритм решения задач на работу. Вычисление неизвестного времени работ


08.11



10

Решение задач на путь, пройденный движущимися телами, рассматривается как совместная работа.

15.11



11

Решение задач на бассейн, заполняемый одновременно разными трубами

22.11



12

Решение задач, в которых требуется определить объём выполняемой работы.


26.11



13

Решение задач, в которых требуется найти производительность труда

29.11



14

Решение задач, в которых требуется определить время, затраченное на выполнение предусмотренного объёма работы.

06.12



15

Решение систем задач, подводящих к составной задаче

13.12



16

Решение типовых задач на проценты.

20.12



17

Процентные вычисления в жизненных ситуациях (распродажа, тарифы, штрафы)

27.12



18

Процентные вычисления в жизненных ситуациях (банковские операции, голосования)

10.01



19

Процентные вычисления в жизненных ситуациях (банковский процент, ипотека)


17.01



20

Основные допущения при решении задач на смеси и сплавы.

24.01



21

Решение задач, связанные с понятием «концентрация», «процентное содержание» (формулы) смеси и сплава.

31.01



22

Способы решения задач на смеси и сплавы (арифметический, алгебраический, с помощью линейных уравнений и систем линейных уравнений)

07.02



23

Решение задач на объёмную концентрацию смеси (сплава)

14.02



24

Решение задач на переливание


21.02



25

Решение задач на процентное содержание смеси (сплава)

28.02



26

Особенности выбора переменных и методика решения задач на прогрессии.

07.03



27

Решение задач на формулы общего члена и суммы первых п членов арифметической и геометрической прогрессии.

14.03



28

Вычисление элементов, периметров, площадей фигур в жизненных ситуациях

21.03



29

Практическая работа на местности.

04.04



30

Решение геометрических задач алгебраическим способом.

11.04



31

Решение текстовых задач из второй части модуля «Алгебра»


18.04



32

Решение текстовых задач из второй части модуля «Алгебра».

25.04



33

Решение текстовых задач из второй части модуля «Алгебра».

02.05



34

Итоговое занятие. Обобщение решения текстовых задач


16.05









Пособия и оборудование:

  • Ященко И.В., Шестаков С.А. ОГЭ по математике от А до Я. Модульный курс. Задачи с практическим содержанием. — М.: МЦНМО, 2018. — 106 с.

  • Ященко И.В., Шестаков С.А. ОГЭ по математике от А до Я. Модульный курс. Алгебра. — М.: МЦНМО, 2018. — 140 с.

  • Ященко И. В. и др. Математика 9 класс. ОГЭ Типовые тестовые задания. - М., МЦНМО, 2016-2019.

Справочники.

Печатные пособия (наглядные средства – таблицы, опорные листы и схемы).

раздаточный материал

Банк электронных образовательных ресурсов


Интернет-источники

http://fipi.ru/

http://math100.ru/

https://oge.sdamgia.ru/

https://reshu-oge.ru/


18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!