СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Религия как феномен культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Религия как феномен культуры»

ГПОАУ ЯО Ярославский колледж сервиса и дизайна

преподаватель Мещеряков Андрей Геннадьевич


Проект учебно-воспитательного занятия (УВЗ) по учебной дисциплине «Обществознание»


Проектирование на уровне дисциплины


Профессия - парикмахер Курс обучения - 2 курс

Дисциплина - Обществознание Объём учебного времени - 78 ч.

Место учебной дисциплины в учебном плане - относится к общеобразовательному циклу и изучается на базовом уровне при освоении профессий НПО «Парикмахер», «Агент рекламный», важна для формирования общих компетенций обучающихся, развития таких личностно-профессиональных качеств выпускника как самостоятельность, коммуникативность, умение работать с различными источниками информации, способности к саморазвитию, самооценке, уважения к историческому прошлому и настоящему своей страны.

Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (общие компетенции):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Основные требования к знаниям, опыту деятельности:

по стандарту:

знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь

• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;

• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

• первичного анализа и использования социальной информации;

• сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Уровень освоения содержания – по стандарту 2 (репродуктивный).

Цели изучения дисциплины в соответствии с ФГОС и рабочей программой:

Образовательные:

формировать систему знаний и представлений о:

- биосоциальной сущности человека, основных этапах и факторах социализации личности, месте и роли человека в системе общественных отношений;

- тенденциях развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтах;

- необходимости регулирования общественных отношений, сущности социальных норм, механизмах правового регулирования;

- особенностях социально-гуманитарного познания;

- современных общественных явлениях и событиях;

- обществоведческих терминах и понятиях.

Развивающие:

- развивать умения анализировать информацию различных типов, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); различать в информации факты и мнения, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых процессов и явлений; представлять результаты изучения материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

Воспитательные:

- способствовать осознанию себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;

- способствовать воспитанию уважительного отношения к историческому прошлому своей страны, мира в целом;

- способствовать воспитанию самостоятельности, взаимоуважения, трудолюбия.

Критерии достижения целей

- овладение знаниями и опытом деятельности на уровне требований государственного стандарта, умение ориентироваться в сложных общественных отношениях, владение базовым понятийным аппаратом общественных наук, умение применять знания, полученные при изучении дисциплины в повседневной жизни;

- достаточный уровень сформированности ключевых компетенций (ценностно-смысловых, общекультурных, информационных, коммуникативных).

Норма достижения цели – 100% справляемость.

Основной тип педагогического процесса: репродуктивный с элементами продуктивного

Форма итоговой аттестации – дифференцированный зачет.


Проектирование на уровне раздела


и название раздела по программе – Раздел 1 «Человек как творец и творение культуры».

Объём учебного времени на раздел - 15 часов.

Место раздела в дисциплине и в специальности, взаимосвязь с другими темами (дисциплинами) связан с разделом «Общество как сложная динамическая система»; связан с дисциплиной «История».

Цели изучения раздела:

Образовательные:

- формировать систему знаний и представлений о биосоциальной сущности человека, основных этапах и факторах социализации личности, месте и роли человека в системе общественных отношений;

Развивающие:

- развивать умения работать с источниками информации различных типов;

- способствовать развитию у обучающихся критического мышления и эмпатии;

- способствовать развитию общих компетенций: организовывать собственную деятельность, осуществлять коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы, работать в команде, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения поставленной задачи;

- способствовать формированию и развитию УУД;

Воспитательные:

- способствовать воспитанию патриотических качеств личности, уважения к историческому прошлому и настоящему своей страны и мира в целом, толерантного отношения к представителям других народов, культур, конфессий;

- способствовать воспитанию внимательного и бережного отношения к результатам труда коллектива, самоконтроля при выполнении ВСР.

Критерии достижения целей – сформированность знаний и умений:

- освоение конкретных знаний;

- умение анализировать информацию;

- умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых процессов и явлений;

- умение представлять результаты изучения материала в форме конспекта;

- умение работать с различными видами источников;

- выполнение всех видов внеаудиторной самостоятельной работы.

Уровень освоения содержания – по стандарту 2 (репродуктивный).

Норма достижения целей – 100% справляемость.

Содержание, методы и формы оценки образовательного результата по разделу:

- методы:

      • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: репродуктивный, эвристический, частично-поисковый, метод проблемного изложения, исследовательский;

      • методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: актуализация связей учебной дисциплины с жизнью;

      • методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности: тестирование с взаимоконтролем, контрольная работа, рефлексия;

      • методы организации социального взаимодействия: работа в группах;

- формы занятий: урок лекция, семинарское и практическое занятие;

- типы уроков: урок изучения нового материала, комбинированный;

- формы оценки: выполнение задания в виде теста, терминологический диктант.

Применяемые педагогические технологии: РКМЧП, ИКТ.



Проектирование на уровне УВЗ


Тема УВЗ (№ УВЗ в разделе)

Раздел (Тема)1 «Человек как творец и творение культуры»

Тема урока №10 «Религия как феномен культуры».

Тип урока – комбинированный.

Место УВЗ в теме (взаимосвязь с другими занятиями, темами, предметами) - связана с темами занятий «Мировоззрение человека», «Мораль как регулятор социального поведения», связана с дисциплиной «История».

Уровень освоения содержания – по стандарту – 2

Цели проведения УВЗ:

Образовательные:

- расширить представления о религии, ее роли в жизни человека, общества, государства;

- создать условия для овладения базовым понятийным аппаратом общественных наук;

Развивающие:

- совершенствовать умения работать с источниками различных типов, способствовать развитию критического мышления и эмпатии;

- развивать коммуникативные навыки;

- развивать познавательный интерес и интеллектуальные способности;

Воспитательные:

- способствовать формированию толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире;

- способствовать воспитанию уважения к историческому прошлому и настоящему своей страны и мира в целом;

- способствовать воспитанию самостоятельности, самоорганизованности, умения работать в команде, взаимоуважения.

Критерии достижения целей - умение анализировать предложенные источники информации, делать выводы, работать в группе, высказывать свою точку зрения; выполненные задания в Рабочей тетради.

Показатели достижения целей правильно выполненные задания в Рабочей тетради; четкие, грамотные, аргументированные ответы.

Задачи УВЗ:

  1. Изучить теоретический материал.

  2. Выполнить практическую работу (задания в Рабочей тетради).

  3. Развить опыт работы в группе.

Планируемые образовательные результаты урока:

    • личностные результаты: понимают значение знаний для человека и принимают его, развивают способность к самооценке, реализуют себя в различных видах учебно-познавательной деятельности, осознают значимость данной темы для понимания современных социальных процессов, для ориентации в сложном современном мире;

    • метапредметные результаты (универсальные учебные действия):

- познавательные УУД: рационально используют время в процессе самостоятельной работы; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; осуществляют поиск информации по заданной теме в информационных источниках; структурируют информацию;

- регулятивные УУД: оценивают уровень владения учебным материалом; формулируют и принимают цель урока; в сотрудничестве с преподавателем, группой находят решение учебной задачи; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала;

- коммуникативные УУД: работают в группе, проявляют активность во взаимодействии для решения поставленных задач применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения; принимают другое мнение, допускают существование различных точек зрения;

  • предметные результаты: составляют и заполняют схемы, кластеры, таблицы; владеют базовым понятийным аппаратом по теме; определяют и характеризуют по основным признакам различные религии и их разновидности; характеризуют роль религии в жизни человека и общества.

Выбор учебного материала (основного и дополнительного). Основной – согласно рабочей программе по дисциплине «Обществознание»; учебник: Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А. Г. Важенин. – 10-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2014; Практикум: Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / А. Г. Важенин. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. Дополнительный - мультимидийные, письменные и визуальные источники, карта мира.

Дидактическая обработка и форма предъявления учебного материала учащимся (комплексно-методическое обеспечение): ИАД, рабочая тетрадь, презентация преподавателя, информационный текст.

Выбор ТСО - ИАД, мультимедийный проектор, персональный компьютер.

Применяемые педагогические технологии: РКМЧП, ИКТ.
























Технологическая карта урока

Этапы

урока

Время (мин.)


Цель

(прообраз

образовательного результата)



Деятельность

студентов

Формы

организации деятельности студентов

Деятельность

преподавателя

Показатели

достижения

образовательного результата

Формируемые

УУД

  1. Организационный момент

1

подготовиться к занятию

- приветствуют преподавателя;

- слушают

фронтальная

- приветствует студентов;

- отмечает отсутствующих;

- настраивает обучающихся на работу;

- инструктирует;

- делит обучающихся на группы для дальнейшей работы



готовность студентов к уроку

Быстрое включение в деловой ритм

  1. Проверка знаний и способов действий

3


проверить усвоение учебного материала


- выполняют проверочную работу по материалам прошлого урока (терминологический диктант)

-/вариант – выполняют взаимопроверку с выставлением оценки/


индивидуальная

- предлагает выполнить проверочную работу по материалам прошлого урока (терминологический диктант)

-/вариант – предлагает выполнить взаимопроверку с выставлением оценки/






верно выполненная проверочная работа

Регулятивные: оценивают уровень владения учебным материалом;

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи



  1. С т а д и я «В ы з о в»

  1. Подготовка к восприятию новой темы:


8

подготовиться к восприятию новой информации.












3.1. Мотивация к учебной деятельности


1

сформулировать тему и цель урока;

мотивировать студентов к учебной деятельности



- слушают преподавателя;

- формулируют и записывают тему урока

фронтальная

- проверяет готовность к уроку;

- озвучивает тему урока («Религия как феномен культуры»);

- формулирует вместе со студентами цель урока, с опорой на «служебные» слова («Расширить представления о религии, ее роли в жизни человека, общества, государства»)


правильно записанные тема и цель урока

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его;

Регулятивные: формулируют и принимают цель урока

3.2. Актуализация знаний

5


актуализировать уже имеющиеся знания студентов по теме; активизировать интерес к теме

- отвечают на вопросы;

- высказывают свое мнение

- /вариант – один из студентов работает у доски/

фронтальная

- задает вопросы:

  • Что такое, по вашему мнению, религия?

  • Какую роль играет религия в современном мире?

  • Каковы, на ваш взгляд, функции религии? Зачем она нужна человеку?

- предлагает назвать слова-ассоциации к теме «Религия»;

- предлагает создать на основе слов-ассоциаций «Кластер предположений»



ответы на вопросы, логичные рассуждения, аргументированные высказывания в защиту своей позиции.




Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения;

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

3.3. Постановка учебных задач


2




сформулировать учебные задачи; составить план урока




- формулируют и записывают учебные задачи;



фронтальная

- предлагает сформулировать учебные задачи, помогает формулировать

(приблизительные формулировки учебных задач:

1) определить сущность понятия «религия»;

2) охарактеризовать различные виды и формы религий;

3) оценить роль религии в жизни человека;


- обращает внимание студентов на то, что сформулированные задачи фактически являются планом работы на уроке;



Логичная формулировка учебных задач


Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с преподавателем

  1. Стадия «Осмысление»

  1. Усвоение новых знаний и способов действий (изучение нового материала)



49







4.1. Часть 1

13





Верные записи в тетрадях

Регулятивные: в сотрудничестве с преподавателем, группой находят решение учебной задачи;

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; структурируют информацию;

Коммуникативные: принимают другое мнение, допускают существование различных точек зрения

4.1.1. Вызов

2

охарактеризовать религию как культурное явление


- в парах обсуждают вопросы, предложенные в Рабочей тетради;

- заносят результаты в бортовой журнал

фронтальная;

групповая

- предлагает вопросы для обсуждения в парах (результаты заносятся в бортовой журнал в Рабочей тетради):

  1. Что такое культ?

  2. Что такое Церковь?

  3. Что такое секта?

  4. Что такое язычество?

  5. Как называется поклонение какого-либо рода животному или растению как своему мифическому предку и защитнику?

  6. Как называется вера в духов и душу или во всеобщую одухотворенность природы?

  7. Как называется приписывание отдельным предметам магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата?

  8. Что такое политеизм?

  9. Что такое монотеизм?

  10. Что такое прозелитизм?



4.1.2. Осмысление

7

- читают учебник (с начала параграфа на 161 стр. до 4-го абзаца на 163 стр., включая его);

- ведут записи

индивидуальная

- предлагает обратиться к тексту учебника;

- /проверяет диктант/




4.1.3. Рефлексия

4

- смотрят презентацию;

- корректируют записи, дополняют их



индивидуальная

- предлагает обратиться к презентации;

- помогает корректировать записи, дополнять их;

4.2. Часть 2

8





Верные записи в тетрадях

Регулятивные:

находят решение учебной задачи;

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; структурируют информацию;

Коммуникативные: принимают другое мнение, допускают существование различных точек зрения


4.2.1. Вызов


1

охарактеризовать религию как культурное явление


- в парах обсуждают вопросы, предложенные в Рабочей тетради;


индивидуальная

- предлагает ответить на вопросы в Рабочей тетради (Задание 4)

  1. Какие два подхода выделяют в решении проблемы происхождения религии? В чем они заключаются?

  2. На какие виды подразделяются современные религии?

  3. Какие элементы религии являются общеобязательными?

  4. Что относится к ранним формам религии?

  5. Что такое религиозное сознание?

  6. Какие основные религиозные организации выделяют в современных религиях?



4.2.2. Осмысление


4

- отвечают на вопросы;

- ведут записи


- предлагает обратиться к учебнику;

4.2.3. Рефлексия


3

- корректируют записи, дополняют их


- помогает корректировать записи, дополнять их;

- обращает внимание на то, что на второй вопрос студенты не могут дать полный и ясный ответ;

- замечает, что в тексте учебника из современных религий упоминаются только мировые религии



4.3. Часть 3

5





Верные записи в тетрадях

Регулятивные:

находят решение учебной задачи;

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; структурируют информацию;

Коммуникативные: принимают другое мнение, допускают существование различных точек зрения




4.3.1. Вызов


1

охарактеризовать мировые религии, их признаки, дать классификацию религий

- в парах обсуждают вопросы преподавателя;

- заносят результаты в Рабочие тетради (Задание 5)


групповая

- предлагает вопросы для обсуждения в парах:

  • Какие религии относятся к мировым?

  • Каковы признаки мировых религий?

4.3.2. Осмысление

3

- показывают/смотрят презентацию;

- ведут записи

групповая

- предлагает обратиться к презентации студентов на тему «Классификация религий»;

4.3.3. Рефлексия

1

- корректируют записи, дополняют их

индивидуальная

- помогает корректировать записи, дополнять их;

4.4. Часть 4

23





Верно заполненная сравнительная таблица, сохраненная на электронном носителе

Регулятивные: в сотрудничестве с преподавателем, группой находят решение учебной задачи;

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; структурируют информацию;

Коммуникативные: принимают другое мнение, допускают существование различных точек зрения

4.4.1. Вызов

3

сравнить три мировые религии;

составить таблицу

- слушают преподавателя;



групповая

- предлагает сравнить три мировые религии, составить и заполнить для этого сравнительную (концептуальную) таблицу;



4.4.1.1. Вызов

1

- слушают преподавателя;


- предлагает вместе определить линии сравнения;



4.4.1.2. Осмысление

1

- читают информационный текст;


- предлагает обратиться к информационному тексту;



4.4.1.3. Рефлексия

1

- презентуют свои линии сравнения;

- записывают линии сравнения в Рабочей тетради;


- предлагает презентовать свои линии сравнения;

- исключает повторяющиеся линии сравнения;

- записывает линии сравнения на доске, предлагает записать их в Рабочей тетради;



4.4.2. Осмысление

5

- читают учебник;

- заполняют таблицу в Рабочей тетради по своим темам в группах;

- смотрят презентацию;

- ведут записи

групповая

- предлагает заполнить Презентационные листы по своим темам в группах, для этого предлагает обратиться к тексту учебника (ГРУППА 1 – буддизм: стр. 163-164; ГРУППА 2 – христианство: стр. 165; ГРУППА 3 – ислам: стр. 169-171);

- предлагает обратиться к презентации;



4.4.3. Рефлексия

15

- корректируют записи;

- представители групп диктуют по очереди результаты своей работы под запись другим группам



групповая

- предлагает презентовать свои записи;

- помогает корректировать записи;

- сопровождает презентацией доклады представителей групп по темам;

  1. Первичное осмысление и закрепление новых знаний и способов действий




7

закрепить полученные знания

- выполняют задания Практикума §3.4. задания № 2, 3 (вопросы 1-6), 3 (вопросы 1-5) (форма в Рабочей тетради)

индивидуальная

- предлагает выполнить задания Практикума §3.4. задания № 1, 2 (вопросы 1-6), 3 (вопросы 1-5) (форма в Рабочей тетради)

- /выборочно проверяет правильность выполнения/

верно выполненные задания Практикума

Личностные: развивают способность к самооценке;

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию;



  1. Стадия «Рефлексия»

  1. Систематизация и обобщение новых знаний и способов действий


5

систематизировать и обобщить новые знания; формирование нового знания на основе анализа полученной информации



- отвечают на вопросы;

- высказывают свою точку зрения;

- смотрят презентацию;

- делают записи

групповая;

индивидуальная

- предлагает ответить на поставленные ранее вопросы:

  • Какую роль играет религия в современном мире?

  • Каковы, на ваш взгляд, функции религии? Зачем она нужна человеку?

- предлагает обратиться к презентации и заполнить таблицу в Рабочей тетради;

логичные, верно сформулированные, развернутые ответы на вопросы

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию; осознанно и произвольно строят речевое высказывание;


  1. Подведение итогов урока


6

подвести итоги урока







    1. Формулировка выводов урока


5

сформулировать вывод урока

- составляют синквейн по теме «Религия» в группах;

- делают вывод урока (совместно с преподавателем)

групповая

- предлагает составить синквейн по теме «Религия» (по группам);

- предлагает сделать вывод урока;

- формулирует вывод урока (совместно со студентами)

(примерный вывод урока: «Религия играет огромную роль в жизни общества, обеспечивая нравственное регулирование поведения людей, поскольку религиозные нормы тесно связаны с нормами морали. В основе религии лежат универсальные общечеловеческие ценности, такие понятия как любовь, мир, надежда, сострадание, справедливость. Религия – это, прежде всего, нравственная сила, духовные скрепы общества»).



логичные доводы при обсуждении вывода урока; правильно сфомулированный и записанный вывод урока

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала;

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность

    1. Самоанализ деятельности на уроке



1

оценить свою деятельность на уроке


- отвечают на вопросы

индивидуальная

- предлагает ответить на вопросы (по форме в Рабочей тетради)

открытые и честные ответы на вопросы

  1. Организация внеаудиторной самостоятельной работы


1

создать условия для успешного закрепления изученного материала


- записывают задания для ВСР;

- уточняют

индивидуальная

- формулирует задания для ВСР:

  • Дополнить записи в сравнительной таблице «Мировые религии» в Рабочей тетради (при необходимости);

  • Выполнить задание по контурной карте;

  • Выполнить задание на установление связей (визуальный ряд «Религии: культовые сооружения – символы - внутреннее убранство храма»; подписать названия религий);

  • Заполнить сравнительную таблицу «Основные направления буддизма» в Рабочей тетради;

  • Заполнить сравнительную таблицу «Основные направления христианства» в Рабочей тетради;

  • Заполнить сравнительную таблицу «Основные направления ислама» в Рабочей тетради;

  • Сделать кластер по теме «Религия», исправив и переработав «Кластер предположений», составленный в начале урока;

  • Пополнить «Терминологический словарь»

(задания и формы для их выполнения помещены в Рабочей тетради в Теме 1.10.)




Регулятивные: принимают учебные задачи








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!