ГПОАУ ЯО Ярославский колледж сервиса и дизайна
преподаватель Мещеряков Андрей Геннадьевич
Проект учебно-воспитательного занятия (УВЗ) по учебной дисциплине «Обществознание»
Проектирование на уровне дисциплины
Профессия - парикмахер Курс обучения - 2 курс
Дисциплина - Обществознание Объём учебного времени - 78 ч.
Место учебной дисциплины в учебном плане - относится к общеобразовательному циклу и изучается на базовом уровне при освоении профессий НПО «Парикмахер», «Агент рекламный», важна для формирования общих компетенций обучающихся, развития таких личностно-профессиональных качеств выпускника как самостоятельность, коммуникативность, умение работать с различными источниками информации, способности к саморазвитию, самооценке, уважения к историческому прошлому и настоящему своей страны.
Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (общие компетенции):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Основные требования к знаниям, опыту деятельности:
по стандарту:
знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• первичного анализа и использования социальной информации;
• сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Уровень освоения содержания – по стандарту 2 (репродуктивный).
Цели изучения дисциплины в соответствии с ФГОС и рабочей программой:
Образовательные:
формировать систему знаний и представлений о:
- биосоциальной сущности человека, основных этапах и факторах социализации личности, месте и роли человека в системе общественных отношений;
- тенденциях развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтах;
- необходимости регулирования общественных отношений, сущности социальных норм, механизмах правового регулирования;
- особенностях социально-гуманитарного познания;
- современных общественных явлениях и событиях;
- обществоведческих терминах и понятиях.
Развивающие:
- развивать умения анализировать информацию различных типов, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); различать в информации факты и мнения, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых процессов и явлений; представлять результаты изучения материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
Воспитательные:
- способствовать осознанию себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;
- способствовать воспитанию уважительного отношения к историческому прошлому своей страны, мира в целом;
- способствовать воспитанию самостоятельности, взаимоуважения, трудолюбия.
Критерии достижения целей
- овладение знаниями и опытом деятельности на уровне требований государственного стандарта, умение ориентироваться в сложных общественных отношениях, владение базовым понятийным аппаратом общественных наук, умение применять знания, полученные при изучении дисциплины в повседневной жизни;
- достаточный уровень сформированности ключевых компетенций (ценностно-смысловых, общекультурных, информационных, коммуникативных).
Норма достижения цели – 100% справляемость.
Основной тип педагогического процесса: репродуктивный с элементами продуктивного
Форма итоговой аттестации – дифференцированный зачет.
Проектирование на уровне раздела
№ и название раздела по программе – Раздел 1 «Человек как творец и творение культуры».
Объём учебного времени на раздел - 15 часов.
Место раздела в дисциплине и в специальности, взаимосвязь с другими темами (дисциплинами) – связан с разделом «Общество как сложная динамическая система»; связан с дисциплиной «История».
Цели изучения раздела:
Образовательные:
- формировать систему знаний и представлений о биосоциальной сущности человека, основных этапах и факторах социализации личности, месте и роли человека в системе общественных отношений;
Развивающие:
- развивать умения работать с источниками информации различных типов;
- способствовать развитию у обучающихся критического мышления и эмпатии;
- способствовать развитию общих компетенций: организовывать собственную деятельность, осуществлять коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы, работать в команде, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения поставленной задачи;
- способствовать формированию и развитию УУД;
Воспитательные:
- способствовать воспитанию патриотических качеств личности, уважения к историческому прошлому и настоящему своей страны и мира в целом, толерантного отношения к представителям других народов, культур, конфессий;
- способствовать воспитанию внимательного и бережного отношения к результатам труда коллектива, самоконтроля при выполнении ВСР.
Критерии достижения целей – сформированность знаний и умений:
- освоение конкретных знаний;
- умение анализировать информацию;
- умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых процессов и явлений;
- умение представлять результаты изучения материала в форме конспекта;
- умение работать с различными видами источников;
- выполнение всех видов внеаудиторной самостоятельной работы.
Уровень освоения содержания – по стандарту 2 (репродуктивный).
Норма достижения целей – 100% справляемость.
Содержание, методы и формы оценки образовательного результата по разделу:
- методы:
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: репродуктивный, эвристический, частично-поисковый, метод проблемного изложения, исследовательский;
методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: актуализация связей учебной дисциплины с жизнью;
методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности: тестирование с взаимоконтролем, контрольная работа, рефлексия;
методы организации социального взаимодействия: работа в группах;
- формы занятий: урок лекция, семинарское и практическое занятие;
- типы уроков: урок изучения нового материала, комбинированный;
- формы оценки: выполнение задания в виде теста, терминологический диктант.
Применяемые педагогические технологии: РКМЧП, ИКТ.
Проектирование на уровне УВЗ
Тема УВЗ (№ УВЗ в разделе)
Раздел (Тема)1 «Человек как творец и творение культуры»
Тема урока №10 «Религия как феномен культуры».
Тип урока – комбинированный.
Место УВЗ в теме (взаимосвязь с другими занятиями, темами, предметами) - связана с темами занятий «Мировоззрение человека», «Мораль как регулятор социального поведения», связана с дисциплиной «История».
Уровень освоения содержания – по стандарту – 2
Цели проведения УВЗ:
Образовательные:
- расширить представления о религии, ее роли в жизни человека, общества, государства;
- создать условия для овладения базовым понятийным аппаратом общественных наук;
Развивающие:
- совершенствовать умения работать с источниками различных типов, способствовать развитию критического мышления и эмпатии;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать познавательный интерес и интеллектуальные способности;
Воспитательные:
- способствовать формированию толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире;
- способствовать воспитанию уважения к историческому прошлому и настоящему своей страны и мира в целом;
- способствовать воспитанию самостоятельности, самоорганизованности, умения работать в команде, взаимоуважения.
Критерии достижения целей - умение анализировать предложенные источники информации, делать выводы, работать в группе, высказывать свою точку зрения; выполненные задания в Рабочей тетради.
Показатели достижения целей – правильно выполненные задания в Рабочей тетради; четкие, грамотные, аргументированные ответы.
Задачи УВЗ:
Изучить теоретический материал.
Выполнить практическую работу (задания в Рабочей тетради).
Развить опыт работы в группе.
Планируемые образовательные результаты урока:
личностные результаты: понимают значение знаний для человека и принимают его, развивают способность к самооценке, реализуют себя в различных видах учебно-познавательной деятельности, осознают значимость данной темы для понимания современных социальных процессов, для ориентации в сложном современном мире;
метапредметные результаты (универсальные учебные действия):
- познавательные УУД: рационально используют время в процессе самостоятельной работы; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; осуществляют поиск информации по заданной теме в информационных источниках; структурируют информацию;
- регулятивные УУД: оценивают уровень владения учебным материалом; формулируют и принимают цель урока; в сотрудничестве с преподавателем, группой находят решение учебной задачи; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала;
- коммуникативные УУД: работают в группе, проявляют активность во взаимодействии для решения поставленных задач применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения; принимают другое мнение, допускают существование различных точек зрения;
предметные результаты: составляют и заполняют схемы, кластеры, таблицы; владеют базовым понятийным аппаратом по теме; определяют и характеризуют по основным признакам различные религии и их разновидности; характеризуют роль религии в жизни человека и общества.
Выбор учебного материала (основного и дополнительного). Основной – согласно рабочей программе по дисциплине «Обществознание»; учебник: Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А. Г. Важенин. – 10-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2014; Практикум: Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / А. Г. Важенин. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. Дополнительный - мультимидийные, письменные и визуальные источники, карта мира.
Дидактическая обработка и форма предъявления учебного материала учащимся (комплексно-методическое обеспечение): ИАД, рабочая тетрадь, презентация преподавателя, информационный текст.
Выбор ТСО - ИАД, мультимедийный проектор, персональный компьютер.
Применяемые педагогические технологии: РКМЧП, ИКТ.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Время (мин.) | Цель (прообраз образовательного результата) | Деятельность студентов | Формы организации деятельности студентов | Деятельность преподавателя | Показатели достижения образовательного результата | Формируемые УУД |
Организационный момент | 1 | подготовиться к занятию | - приветствуют преподавателя; - слушают | фронтальная | - приветствует студентов; - отмечает отсутствующих; - настраивает обучающихся на работу; - инструктирует; - делит обучающихся на группы для дальнейшей работы | готовность студентов к уроку | Быстрое включение в деловой ритм |
Проверка знаний и способов действий | 3 | проверить усвоение учебного материала | - выполняют проверочную работу по материалам прошлого урока (терминологический диктант) -/вариант – выполняют взаимопроверку с выставлением оценки/ | индивидуальная | - предлагает выполнить проверочную работу по материалам прошлого урока (терминологический диктант) -/вариант – предлагает выполнить взаимопроверку с выставлением оценки/ | верно выполненная проверочная работа | Регулятивные: оценивают уровень владения учебным материалом; Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи |
С т а д и я «В ы з о в» |
Подготовка к восприятию новой темы: | 8 | подготовиться к восприятию новой информации. | | | | | |
3.1. Мотивация к учебной деятельности | 1 | сформулировать тему и цель урока; мотивировать студентов к учебной деятельности | - слушают преподавателя; - формулируют и записывают тему урока | фронтальная | - проверяет готовность к уроку; - озвучивает тему урока («Религия как феномен культуры»); - формулирует вместе со студентами цель урока, с опорой на «служебные» слова («Расширить представления о религии, ее роли в жизни человека, общества, государства») | правильно записанные тема и цель урока | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; Регулятивные: формулируют и принимают цель урока |
3.2. Актуализация знаний | 5 | актуализировать уже имеющиеся знания студентов по теме; активизировать интерес к теме | - отвечают на вопросы; - высказывают свое мнение - /вариант – один из студентов работает у доски/ | фронтальная | - задает вопросы: Что такое, по вашему мнению, религия? Какую роль играет религия в современном мире? Каковы, на ваш взгляд, функции религии? Зачем она нужна человеку? - предлагает назвать слова-ассоциации к теме «Религия»; - предлагает создать на основе слов-ассоциаций «Кластер предположений» | ответы на вопросы, логичные рассуждения, аргументированные высказывания в защиту своей позиции. | Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения; Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи |
3.3. Постановка учебных задач | 2 | сформулировать учебные задачи; составить план урока | - формулируют и записывают учебные задачи; | фронтальная | - предлагает сформулировать учебные задачи, помогает формулировать (приблизительные формулировки учебных задач: 1) определить сущность понятия «религия»; 2) охарактеризовать различные виды и формы религий; 3) оценить роль религии в жизни человека; - обращает внимание студентов на то, что сформулированные задачи фактически являются планом работы на уроке; | Логичная формулировка учебных задач | Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с преподавателем |
Стадия «Осмысление» |
Усвоение новых знаний и способов действий (изучение нового материала) | 49 | | | | | | |
4.1. Часть 1 | 13 | | | | | Верные записи в тетрадях | Регулятивные: в сотрудничестве с преподавателем, группой находят решение учебной задачи; Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; структурируют информацию; Коммуникативные: принимают другое мнение, допускают существование различных точек зрения |
4.1.1. Вызов | 2 | охарактеризовать религию как культурное явление | - в парах обсуждают вопросы, предложенные в Рабочей тетради; - заносят результаты в бортовой журнал | фронтальная; групповая | - предлагает вопросы для обсуждения в парах (результаты заносятся в бортовой журнал в Рабочей тетради): Что такое культ? Что такое Церковь? Что такое секта? Что такое язычество? Как называется поклонение какого-либо рода животному или растению как своему мифическому предку и защитнику? Как называется вера в духов и душу или во всеобщую одухотворенность природы? Как называется приписывание отдельным предметам магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата? Что такое политеизм? Что такое монотеизм? Что такое прозелитизм? |
4.1.2. Осмысление | 7 | - читают учебник (с начала параграфа на 161 стр. до 4-го абзаца на 163 стр., включая его); - ведут записи | индивидуальная | - предлагает обратиться к тексту учебника; - /проверяет диктант/ |
4.1.3. Рефлексия | 4 | - смотрят презентацию; - корректируют записи, дополняют их | индивидуальная | - предлагает обратиться к презентации; - помогает корректировать записи, дополнять их; |
4.2. Часть 2 | 8 | | | | | Верные записи в тетрадях | Регулятивные: находят решение учебной задачи; Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; структурируют информацию; Коммуникативные: принимают другое мнение, допускают существование различных точек зрения |
4.2.1. Вызов | 1 | охарактеризовать религию как культурное явление | - в парах обсуждают вопросы, предложенные в Рабочей тетради; | индивидуальная | - предлагает ответить на вопросы в Рабочей тетради (Задание 4) Какие два подхода выделяют в решении проблемы происхождения религии? В чем они заключаются? На какие виды подразделяются современные религии? Какие элементы религии являются общеобязательными? Что относится к ранним формам религии? Что такое религиозное сознание? Какие основные религиозные организации выделяют в современных религиях? |
4.2.2. Осмысление | 4 | - отвечают на вопросы; - ведут записи | | - предлагает обратиться к учебнику; |
4.2.3. Рефлексия | 3 | - корректируют записи, дополняют их | | - помогает корректировать записи, дополнять их; - обращает внимание на то, что на второй вопрос студенты не могут дать полный и ясный ответ; - замечает, что в тексте учебника из современных религий упоминаются только мировые религии |
4.3. Часть 3 | 5 | | | | | Верные записи в тетрадях | Регулятивные: находят решение учебной задачи; Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; структурируют информацию; Коммуникативные: принимают другое мнение, допускают существование различных точек зрения |
4.3.1. Вызов | 1 | охарактеризовать мировые религии, их признаки, дать классификацию религий | - в парах обсуждают вопросы преподавателя; - заносят результаты в Рабочие тетради (Задание 5) | групповая | - предлагает вопросы для обсуждения в парах: |
4.3.2. Осмысление | 3 | - показывают/смотрят презентацию; - ведут записи | групповая | - предлагает обратиться к презентации студентов на тему «Классификация религий»; |
4.3.3. Рефлексия | 1 | - корректируют записи, дополняют их | индивидуальная | - помогает корректировать записи, дополнять их; |
4.4. Часть 4 | 23 | | | | | Верно заполненная сравнительная таблица, сохраненная на электронном носителе | Регулятивные: в сотрудничестве с преподавателем, группой находят решение учебной задачи; Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; структурируют информацию; Коммуникативные: принимают другое мнение, допускают существование различных точек зрения |
4.4.1. Вызов | 3 | сравнить три мировые религии; составить таблицу | - слушают преподавателя; | групповая | - предлагает сравнить три мировые религии, составить и заполнить для этого сравнительную (концептуальную) таблицу; |
4.4.1.1. Вызов | 1 | - слушают преподавателя; | | - предлагает вместе определить линии сравнения; |
4.4.1.2. Осмысление | 1 | - читают информационный текст; | | - предлагает обратиться к информационному тексту; |
4.4.1.3. Рефлексия | 1 | - презентуют свои линии сравнения; - записывают линии сравнения в Рабочей тетради; | | - предлагает презентовать свои линии сравнения; - исключает повторяющиеся линии сравнения; - записывает линии сравнения на доске, предлагает записать их в Рабочей тетради; |
4.4.2. Осмысление | 5 | - читают учебник; - заполняют таблицу в Рабочей тетради по своим темам в группах; - смотрят презентацию; - ведут записи | групповая | - предлагает заполнить Презентационные листы по своим темам в группах, для этого предлагает обратиться к тексту учебника (ГРУППА 1 – буддизм: стр. 163-164; ГРУППА 2 – христианство: стр. 165; ГРУППА 3 – ислам: стр. 169-171); - предлагает обратиться к презентации; |
4.4.3. Рефлексия | 15 | - корректируют записи; - представители групп диктуют по очереди результаты своей работы под запись другим группам | групповая | - предлагает презентовать свои записи; - помогает корректировать записи; - сопровождает презентацией доклады представителей групп по темам; |
Первичное осмысление и закрепление новых знаний и способов действий | 7 | закрепить полученные знания | - выполняют задания Практикума §3.4. задания № 2, 3 (вопросы 1-6), 3 (вопросы 1-5) (форма в Рабочей тетради) | индивидуальная | - предлагает выполнить задания Практикума §3.4. задания № 1, 2 (вопросы 1-6), 3 (вопросы 1-5) (форма в Рабочей тетради) - /выборочно проверяет правильность выполнения/ | верно выполненные задания Практикума | Личностные: развивают способность к самооценке; Познавательные: воспроизводят по памяти информацию; |
Стадия «Рефлексия» |
Систематизация и обобщение новых знаний и способов действий | 5 | систематизировать и обобщить новые знания; формирование нового знания на основе анализа полученной информации | - отвечают на вопросы; - высказывают свою точку зрения; - смотрят презентацию; - делают записи | групповая; индивидуальная | - предлагает ответить на поставленные ранее вопросы: Какую роль играет религия в современном мире? Каковы, на ваш взгляд, функции религии? Зачем она нужна человеку? - предлагает обратиться к презентации и заполнить таблицу в Рабочей тетради; | логичные, верно сформулированные, развернутые ответы на вопросы | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; |
Подведение итогов урока | 6 | подвести итоги урока | | | | | |
Формулировка выводов урока | 5 | сформулировать вывод урока | - составляют синквейн по теме «Религия» в группах; - делают вывод урока (совместно с преподавателем) | групповая | - предлагает составить синквейн по теме «Религия» (по группам); - предлагает сделать вывод урока; - формулирует вывод урока (совместно со студентами) (примерный вывод урока: «Религия играет огромную роль в жизни общества, обеспечивая нравственное регулирование поведения людей, поскольку религиозные нормы тесно связаны с нормами морали. В основе религии лежат универсальные общечеловеческие ценности, такие понятия как любовь, мир, надежда, сострадание, справедливость. Религия – это, прежде всего, нравственная сила, духовные скрепы общества»). | логичные доводы при обсуждении вывода урока; правильно сфомулированный и записанный вывод урока | Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; Личностные: оценивают собственную учебную деятельность |
Самоанализ деятельности на уроке | 1 | оценить свою деятельность на уроке | - отвечают на вопросы | индивидуальная | - предлагает ответить на вопросы (по форме в Рабочей тетради) | открытые и честные ответы на вопросы |
Организация внеаудиторной самостоятельной работы | 1 | создать условия для успешного закрепления изученного материала | - записывают задания для ВСР; - уточняют | индивидуальная | - формулирует задания для ВСР: Дополнить записи в сравнительной таблице «Мировые религии» в Рабочей тетради (при необходимости); Выполнить задание по контурной карте; Выполнить задание на установление связей (визуальный ряд «Религии: культовые сооружения – символы - внутреннее убранство храма»; подписать названия религий); Заполнить сравнительную таблицу «Основные направления буддизма» в Рабочей тетради; Заполнить сравнительную таблицу «Основные направления христианства» в Рабочей тетради; Заполнить сравнительную таблицу «Основные направления ислама» в Рабочей тетради; Сделать кластер по теме «Религия», исправив и переработав «Кластер предположений», составленный в начале урока; Пополнить «Терминологический словарь» (задания и формы для их выполнения помещены в Рабочей тетради в Теме 1.10.) | | Регулятивные: принимают учебные задачи |