СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-воспитательное занятие по дисциплине "Обществознание" по теме "Религия как феномен культуры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учебно-воспитательное занятие по дисциплине "Обществознание" по теме "Религия как феномен культуры"»

ГПОАУ ЯО Ярославский колледж сервиса и дизайна

преподаватель Мещеряков Андрей Геннадьевич


Использование авторской разработки

"Комплект рабочих тетрадей по обществознанию: методическое пособие для преподавателей

и студентов учреждений среднего профессионального образования".

Урок по теме "Религия как феномен культуры"


Тема УВЗ (№ УВЗ в разделе)

Раздел (Тема)1 «Человек как творец и творение культуры»

Тема урока №10 «Религия как феномен культуры».

Тип урока – комбинированный.

Место УВЗ в теме (взаимосвязь с другими занятиями, темами, предметами) - связана с темами занятий «Мировоззрение человека», «Мораль как регулятор социального поведения», связана с дисциплиной «История».

Уровень освоения содержания – по стандарту – 2

Цели проведения УВЗ:

Образовательные:

- расширить представления о религии, ее роли в жизни человека, общества, государства;

- создать условия для овладения базовым понятийным аппаратом общественных наук;

Развивающие:

- совершенствовать умения работать с источниками различных типов, способствовать развитию критического мышления и эмпатии;

- развивать коммуникативные навыки;

- развивать познавательный интерес и интеллектуальные способности;

Воспитательные:

- способствовать формированию толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире;

- способствовать воспитанию уважения к историческому прошлому и настоящему своей страны и мира в целом;

- способствовать воспитанию самостоятельности, самоорганизованности, умения работать в команде, взаимоуважения.

Критерии достижения целей - умение анализировать предложенные источники информации, делать выводы, работать в группе, высказывать свою точку зрения; выполненные задания в Рабочей тетради.

Показатели достижения целей правильно выполненные задания в Рабочей тетради; четкие, грамотные, аргументированные ответы.

Задачи УВЗ:

  1. Изучить теоретический материал.

  2. Выполнить практическую работу (задания в Рабочей тетради).

  3. Развить опыт работы в группе.

Планируемые образовательные результаты урока:

    • личностные результаты: понимают значение знаний для человека и принимают его, развивают способность к самооценке, реализуют себя в различных видах учебно-познавательной деятельности, осознают значимость данной темы для понимания современных социальных процессов, для ориентации в сложном современном мире;

    • метапредметные результаты (универсальные учебные действия):

- познавательные УУД: рационально используют время в процессе самостоятельной работы; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; осуществляют поиск информации по заданной теме в информационных источниках; структурируют информацию;

- регулятивные УУД: оценивают уровень владения учебным материалом; формулируют и принимают цель урока; в сотрудничестве с преподавателем, группой находят решение учебной задачи; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала;

- коммуникативные УУД: работают в группе, проявляют активность во взаимодействии для решения поставленных задач применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения; принимают другое мнение, допускают существование различных точек зрения;

  • предметные результаты: составляют и заполняют схемы, кластеры, таблицы; владеют базовым понятийным аппаратом по теме; определяют и характеризуют по основным признакам различные религии и их разновидности; характеризуют роль религии в жизни человека и общества.

Выбор учебного материала (основного и дополнительного). Основной – согласно рабочей программе по дисциплине «Обществознание»; учебник: Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А. Г. Важенин. – 10-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2014; Практикум: Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / А. Г. Важенин. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. Дополнительный - мультимидийные, письменные и визуальные источники, карта мира.

Дидактическая обработка и форма предъявления учебного материала учащимся (комплексно-методическое обеспечение): ИАД, рабочая тетрадь, презентация преподавателя, информационный текст.

Выбор ТСО - ИАД, мультимедийный проектор, персональный компьютер.

Применяемые педагогические технологии: РКМЧП, ИКТ.


Технологическая карта урока

Этапы

урока

Время (мин.)


Цель

(прообраз

образовательного результата)



Деятельность

студентов

Формы

организации деятельности студентов

Деятельность

преподавателя

Показатели

достижения

образовательного результата

Формируемые

УУД

  1. Организационный момент

1

подготовиться к занятию

- приветствуют преподавателя;

- слушают

фронтальная

- приветствует студентов;

- отмечает отсутствующих;

- настраивает обучающихся на работу;

- инструктирует;

- делит обучающихся на группы для дальнейшей работы



готовность студентов к уроку

Быстрое включение в деловой ритм

  1. Проверка знаний и способов действий

3


проверить усвоение учебного материала


- выполняют проверочную работу по материалам прошлого урока (терминологический диктант)

-/вариант – выполняют взаимопроверку с выставлением оценки/


индивидуальная

- предлагает выполнить проверочную работу по материалам прошлого урока (терминологический диктант)

-/вариант – предлагает выполнить взаимопроверку с выставлением оценки/






верно выполненная проверочная работа

Регулятивные: оценивают уровень владения учебным материалом;

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи



  1. С т а д и я «В ы з о в»

  1. Подготовка к восприятию новой темы:


8

подготовиться к восприятию новой информации.












3.1. Мотивация к учебной деятельности


1

сформулировать тему и цель урока;

мотивировать студентов к учебной деятельности



- слушают преподавателя;

- формулируют и записывают тему урока

фронтальная

- проверяет готовность к уроку;

- озвучивает тему урока («Религия как феномен культуры»);

- формулирует вместе со студентами цель урока, с опорой на «служебные» слова («Расширить представления о религии, ее роли в жизни человека, общества, государства»)


правильно записанные тема и цель урока

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его;

Регулятивные: формулируют и принимают цель урока

3.2. Актуализация знаний

5


актуализировать уже имеющиеся знания студентов по теме; активизировать интерес к теме

- отвечают на вопросы;

- высказывают свое мнение

- /вариант – один из студентов работает у доски/

фронтальная

- задает вопросы:

  • Что такое, по вашему мнению, религия?

  • Какую роль играет религия в современном мире?

  • Каковы, на ваш взгляд, функции религии? Зачем она нужна человеку?

- предлагает назвать слова-ассоциации к теме «Религия»;

- предлагает создать на основе слов-ассоциаций «Кластер предположений»



ответы на вопросы, логичные рассуждения, аргументированные высказывания в защиту своей позиции.




Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения;

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

3.3. Постановка учебных задач


2




сформулировать учебные задачи; составить план урока




- формулируют и записывают учебные задачи;



фронтальная

- предлагает сформулировать учебные задачи, помогает формулировать

(приблизительные формулировки учебных задач:

1) определить сущность понятия «религия»;

2) охарактеризовать различные виды и формы религий;

3) оценить роль религии в жизни человека;


- обращает внимание студентов на то, что сформулированные задачи фактически являются планом работы на уроке;



Логичная формулировка учебных задач


Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с преподавателем

  1. Стадия «Осмысление»

  1. Усвоение новых знаний и способов действий (изучение нового материала)



49







4.1. Часть 1

13





Верные записи в тетрадях

Регулятивные: в сотрудничестве с преподавателем, группой находят решение учебной задачи;

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; структурируют информацию;

Коммуникативные: принимают другое мнение, допускают существование различных точек зрения

4.1.1. Вызов

2

охарактеризовать религию как культурное явление


- в парах обсуждают вопросы, предложенные в Рабочей тетради;

- заносят результаты в бортовой журнал

фронтальная;

групповая

- предлагает вопросы для обсуждения в парах (результаты заносятся в бортовой журнал в Рабочей тетради):

  1. Что такое культ?

  2. Что такое Церковь?

  3. Что такое секта?

  4. Что такое язычество?

  5. Как называется поклонение какого-либо рода животному или растению как своему мифическому предку и защитнику?

  6. Как называется вера в духов и душу или во всеобщую одухотворенность природы?

  7. Как называется приписывание отдельным предметам магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата?

  8. Что такое политеизм?

  9. Что такое монотеизм?

  10. Что такое прозелитизм?



4.1.2. Осмысление

7

- читают учебник (с начала параграфа на 161 стр. до 4-го абзаца на 163 стр., включая его);

- ведут записи

индивидуальная

- предлагает обратиться к тексту учебника;

- /проверяет диктант/




4.1.3. Рефлексия

4

- смотрят презентацию;

- корректируют записи, дополняют их



индивидуальная

- предлагает обратиться к презентации;

- помогает корректировать записи, дополнять их;

4.2. Часть 2

8





Верные записи в тетрадях

Регулятивные:

находят решение учебной задачи;

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; структурируют информацию;

Коммуникативные: принимают другое мнение, допускают существование различных точек зрения


4.2.1. Вызов


1

охарактеризовать религию как культурное явление


- в парах обсуждают вопросы, предложенные в Рабочей тетради;


индивидуальная

- предлагает ответить на вопросы в Рабочей тетради (Задание 4)

  1. Какие два подхода выделяют в решении проблемы происхождения религии? В чем они заключаются?

  2. На какие виды подразделяются современные религии?

  3. Какие элементы религии являются общеобязательными?

  4. Что относится к ранним формам религии?

  5. Что такое религиозное сознание?

  6. Какие основные религиозные организации выделяют в современных религиях?



4.2.2. Осмысление


4

- отвечают на вопросы;

- ведут записи


- предлагает обратиться к учебнику;

4.2.3. Рефлексия


3

- корректируют записи, дополняют их


- помогает корректировать записи, дополнять их;

- обращает внимание на то, что на второй вопрос студенты не могут дать полный и ясный ответ;

- замечает, что в тексте учебника из современных религий упоминаются только мировые религии



4.3. Часть 3

5





Верные записи в тетрадях

Регулятивные:

находят решение учебной задачи;

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; структурируют информацию;

Коммуникативные: принимают другое мнение, допускают существование различных точек зрения




4.3.1. Вызов


1

охарактеризовать мировые религии, их признаки, дать классификацию религий

- в парах обсуждают вопросы преподавателя;

- заносят результаты в Рабочие тетради (Задание 5)


групповая

- предлагает вопросы для обсуждения в парах:

  • Какие религии относятся к мировым?

  • Каковы признаки мировых религий?

4.3.2. Осмысление

3

- показывают/смотрят презентацию;

- ведут записи

групповая

- предлагает обратиться к презентации студентов на тему «Классификация религий»;

4.3.3. Рефлексия

1

- корректируют записи, дополняют их

индивидуальная

- помогает корректировать записи, дополнять их;

4.4. Часть 4

23





Верно заполненная сравнительная таблица, сохраненная на электронном носителе

Регулятивные: в сотрудничестве с преподавателем, группой находят решение учебной задачи;

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; структурируют информацию;

Коммуникативные: принимают другое мнение, допускают существование различных точек зрения

4.4.1. Вызов

3

сравнить три мировые религии;

составить таблицу

- слушают преподавателя;



групповая

- предлагает сравнить три мировые религии, составить и заполнить для этого сравнительную (концептуальную) таблицу;



4.4.1.1. Вызов

1

- слушают преподавателя;


- предлагает вместе определить линии сравнения;



4.4.1.2. Осмысление

1

- читают информационный текст;


- предлагает обратиться к информационному тексту;



4.4.1.3. Рефлексия

1

- презентуют свои линии сравнения;

- записывают линии сравнения в Рабочей тетради;


- предлагает презентовать свои линии сравнения;

- исключает повторяющиеся линии сравнения;

- записывает линии сравнения на доске, предлагает записать их в Рабочей тетради;



4.4.2. Осмысление

5

- читают учебник;

- заполняют таблицу в Рабочей тетради по своим темам в группах;

- смотрят презентацию;

- ведут записи

групповая

- предлагает заполнить Презентационные листы по своим темам в группах, для этого предлагает обратиться к тексту учебника (ГРУППА 1 – буддизм: стр. 163-164; ГРУППА 2 – христианство: стр. 165; ГРУППА 3 – ислам: стр. 169-171);

- предлагает обратиться к презентации;



4.4.3. Рефлексия

15

- корректируют записи;

- представители групп диктуют по очереди результаты своей работы под запись другим группам



групповая

- предлагает презентовать свои записи;

- помогает корректировать записи;

- сопровождает презентацией доклады представителей групп по темам;

  1. Первичное осмысление и закрепление новых знаний и способов действий




7

закрепить полученные знания

- выполняют задания Практикума §3.4. задания № 2, 3 (вопросы 1-6), 3 (вопросы 1-5) (форма в Рабочей тетради)

индивидуальная

- предлагает выполнить задания Практикума §3.4. задания № 1, 2 (вопросы 1-6), 3 (вопросы 1-5) (форма в Рабочей тетради)

- /выборочно проверяет правильность выполнения/

верно выполненные задания Практикума

Личностные: развивают способность к самооценке;

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию;



  1. Стадия «Рефлексия»

  1. Систематизация и обобщение новых знаний и способов действий


5

систематизировать и обобщить новые знания; формирование нового знания на основе анализа полученной информации



- отвечают на вопросы;

- высказывают свою точку зрения;

- смотрят презентацию;

- делают записи

групповая;

индивидуальная

- предлагает ответить на поставленные ранее вопросы:

  • Какую роль играет религия в современном мире?

  • Каковы, на ваш взгляд, функции религии? Зачем она нужна человеку?

- предлагает обратиться к презентации и заполнить таблицу в Рабочей тетради;

логичные, верно сформулированные, развернутые ответы на вопросы

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию; осознанно и произвольно строят речевое высказывание;


  1. Подведение итогов урока


6

подвести итоги урока







    1. Формулировка выводов урока


5

сформулировать вывод урока

- составляют синквейн по теме «Религия» в группах;

- делают вывод урока (совместно с преподавателем)

групповая

- предлагает составить синквейн по теме «Религия» (по группам);

- предлагает сделать вывод урока;

- формулирует вывод урока (совместно со студентами)

(примерный вывод урока: «Религия играет огромную роль в жизни общества, обеспечивая нравственное регулирование поведения людей, поскольку религиозные нормы тесно связаны с нормами морали. В основе религии лежат универсальные общечеловеческие ценности, такие понятия как любовь, мир, надежда, сострадание, справедливость. Религия – это, прежде всего, нравственная сила, духовные скрепы общества»).



логичные доводы при обсуждении вывода урока; правильно сфомулированный и записанный вывод урока

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала;

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность

    1. Самоанализ деятельности на уроке



1

оценить свою деятельность на уроке


- отвечают на вопросы

индивидуальная

- предлагает ответить на вопросы (по форме в Рабочей тетради)

открытые и честные ответы на вопросы

  1. Организация внеаудиторной самостоятельной работы


1

создать условия для успешного закрепления изученного материала


- записывают задания для ВСР;

- уточняют

индивидуальная

- формулирует задания для ВСР:

  • Дополнить записи в сравнительной таблице «Мировые религии» в Рабочей тетради (при необходимости);

  • Выполнить задание по контурной карте;

  • Выполнить задание на установление связей (визуальный ряд «Религии: культовые сооружения – символы - внутреннее убранство храма»; подписать названия религий);

  • Заполнить сравнительную таблицу «Основные направления буддизма» в Рабочей тетради;

  • Заполнить сравнительную таблицу «Основные направления христианства» в Рабочей тетради;

  • Заполнить сравнительную таблицу «Основные направления ислама» в Рабочей тетради;

  • Сделать кластер по теме «Религия», исправив и переработав «Кластер предположений», составленный в начале урока;

  • Пополнить «Терминологический словарь»

(задания и формы для их выполнения помещены в Рабочей тетради в Теме 1.10.)




Регулятивные: принимают учебные задачи




Скачать

© 2019 690 3

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!