СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Религия как феномен культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Религия как феномен культуры»

2.5Религия

  • Об­щие све­дения

  • Буд­дизм

  • Хрис­ти­анс­тво

  • Ис­лам

Общие сведения

Ре­лигия — это яв­ле­ние об­ще­ствен­ной жиз­ни, при­сущее че­лове­че­ско­му об­ще­ству на про­тяже­нии всей его ис­то­рии. До сих пор она ох­ва­тыва­ет ог­ромные мас­сы лю­дей. Все­го в ми­ре су­щес­тво­вало и су­щес­тву­ет бо­лее пя­ти ты­сяч ре­лигий.

Об­ще­обя­зательные эле­мен­ты ре­лигии сле­ду­ющие:

  • при­зна­ние ду­хов­но­го над­ми­рово­го На­чала — Бо­га — при­чиной бы­тия все­го су­щес­тву­юще­го, в том чис­ле и че­лове­ка;

  • при­зна­ние за че­лове­ком спо­соб­ности к об­ще­нию, еди­нению с Бо­гом, ко­торое осу­щест­вля­ет­ся че­рез ве­ру;

  • при­зна­ние че­лове­ка не прос­то би­оло­гиче­ским, а в пер­вую оче­редь ду­хов­ным су­щес­твом, об­ла­да­ющим бес­смертной ду­шой. По­это­му во всех ре­лиги­ях всег­да со­дер­жится уче­ние о заг­робном, пос­мер­тном су­щес­тво­вании че­лове­ка.

Ве­ра — это не только убеж­денность в су­щес­тво­вании Бо­га, но и осо­бый об­раз жиз­ни ре­лиги­оз­но­го че­лове­ка, со­от­ветс­тву­ющий дог­мам и за­пове­дям ис­по­веду­емой ре­лигии. Внеш­ней, со­ци­ально зна­чимой фор­мой про­яв­ле­ния ве­ры слу­жит культ. Ве­ру, культ и дру­гие эле­мен­ты ре­лигии объеди­ня­ет ре­лиги­оз­ное со­зна­ние.

Ре­лигия — фор­ма ми­ровоз­зре­ния, од­на из сфер ду­хов­ной жиз­ни об­ще­ства, со­ци­альных групп, ин­ди­видов.

Культ — сис­те­ма ут­вердив­шихся ри­ту­алов, об­ря­дов, ре­лиги­оз­ных спе­цифи­чес­ких действий.

Ве­ра — спо­соб су­щес­тво­вания ре­лиги­оз­но­го со­зна­ния, осо­бое нас­тро­ение, пе­режи­вание, ха­рак­те­ризу­ющие внут­реннее со­сто­яние че­лове­ка.

Ре­лиги­оз­ное со­зна­ние — со­вокуп­ность взгля­дов, те­орий, пред­став­ле­ний, ре­лиги­оз­ных чувств, тра­диций, от­ра­жа­ющих от­но­шение ве­ру­ющих к сверхъес­тес­твен­ным си­лам.

Важ­нейшую роль в ре­лигии вы­пол­ня­ют ре­лиги­оз­ные ор­га­низа­ции или объеди­нения. В тра­дици­он­ных ре­лиги­ях вы­деля­ют две ос­новные ор­га­низа­ции: Цер­ковь и сек­ту.

Цер­ковь в пе­рево­де с гре­чес­ко­го — Дом Гос­по­да. Цер­ковь так­же оз­на­ча­ет соб­ра­ние — ши­рокое объеди­нение лю­дей, при­над­лежность к ко­торо­му оп­ре­деля­ет­ся, как пра­вило, не сво­бод­ным вы­бором ин­ди­вида, а тра­дици­ей. От­сю­да при­зна­ние пра­ва каж­до­го ин­ди­вида стать чле­ном Цер­кви. В большинс­тве Цер­квей су­щес­тву­ет стро­гое от­де­ление слу­жите­лей Цер­кви, пос­вя­щен­ных в та­инс­тво от­прав­ле­ния культа и осу­щест­вля­ющих уп­равле­ние цер­ковной де­ятельностью, от ос­новной мас­сы при­хожан, ве­ру­ющих.

Сек­та воз­ни­ка­ет как оп­по­зици­он­ное те­чение по от­но­шению к тем или иным ре­лиги­оз­ным на­прав­ле­ни­ям. Для нее ха­рак­терна пре­тен­зия на ис­клю­чительность сво­ей ро­ли, из­бран­ность, а не­ред­ко и тен­денция к изо­ляци­ониз­му. Ин­сти­тут свя­щенс­тва в сек­те от­сутс­тву­ет, под­черки­ва­ет­ся ра­венс­тво всех чле­нов сек­ты, про­воз­гла­ша­ет­ся прин­цип доб­ро­вольнос­ти объеди­нения.

В воп­ро­се про­ис­хожде­ния ре­лигии мож­но вы­делить два про­тиво­полож­ных под­хо­да: бо­го­слов­ско-те­оло­гичес­кий и на­уч­но-ма­тери­алис­ти­чес­кий.

Сог­ласно бо­гос­лов­ско-те­оло­гичес­ко­му под­хо­ду че­ловек был сот­во­рен Бо­гом и из­на­чально на­ходил­ся с ним в пол­ном еди­нении. Пос­ле гре­хопа­дения, со­вер­шенно­го пер­вы­ми людьми — Ада­мом и Евой, этот не­пос­редс­твен­ный кон­такт на­рушил­ся. Но че­ловек не ут­ра­тил сво­его бо­гопо­добия, как не ут­ра­тил спо­соб­ности поз­на­вать Бо­га. Стрем­ле­ние и действия че­лове­ка по вос­ста­нов­ле­нию еди­нения, кон­такта с Бо­гом и есть ре­лигия.

Ма­тери­алис­ти­чес­кая те­ория объяс­ня­ет воз­никно­вение ре­лигии оп­ре­делен­ным об­ра­зом. Пер­вые ре­лиги­оз­ные ве­рова­ния по­яви­лись в эпо­ху ка­мен­но­го ве­ка на от­но­сительно вы­сокой сту­пени раз­ви­тия пер­во­быт­но­го об­ще­ства. Од­на­ко низ­кий уро­вень раз­ви­тия про­из­во­дительных сил в этот пе­ри­од обу­сло­вил по­сто­ян­ную за­виси­мость лю­дей от при­роды. Они всег­да бы­ли во вла­сти гроз­ных сил, не­под­вла­стных и не­понят­ных им. Ре­альных средств, что­бы про­тивос­то­ять си­лам при­роды, у древ­них лю­дей не бы­ло, и они вы­нуж­де­ны бы­ли об­ра­щаться к ил­лю­зор­ным, во­об­ра­жа­емым си­лам. Та­ким об­ра­зом, ре­лиги­оз­ные пер­во­быт­ные ве­рова­ния воз­никли в свя­зи с прак­ти­чес­ким бес­си­ли­ем лю­дей пе­ред при­родой, их нес­по­соб­ностью найти ре­альные средс­тва улуч­ше­ния сво­его по­ложе­ния.

Ран­ни­ми фор­ма­ми ре­лигии бы­ли то­темизм, ма­гия, фе­тишизм и ани­мизм.

Тувинский шаман

То­темизм — ве­ра в сверхъес­тес­твен­ное родс­тво меж­ду че­лове­че­ски­ми груп­па­ми (ро­дами), жи­вот­ным и рас­ти­тельным ми­ром, яв­ле­ни­ями при­роды и не­оду­шев­ленны­ми пред­ме­тами.

То­тем — рас­те­ние или жи­вот­ное — вос­при­нимал­ся как ре­альный пре­док, от ко­торо­го ма­гичес­ким об­ра­зом за­висе­ли жизнь и бла­гопо­лучие ро­да в це­лом и каж­до­го его чле­на в от­дельнос­ти.

Ма­гия — действия и об­ря­ды, со­вер­ша­емые с целью пов­ли­ять сверхъес­тес­твен­ным пу­тем на яв­ле­ния при­роды, жи­вот­ных или че­лове­ка.

Ис­полни­теля­ми ма­гичес­ких об­ря­дов обыч­но ста­новят­ся зна­хари, про­рица­тели, кол­ду­ны, ве­дуны, ведьмы.

Фе­тишизм — пок­ло­нение не­оду­шев­ленным пред­ме­там, ко­торым при­писы­ва­ют­ся сверхъес­тес­твен­ные свойства.

Объек­та­ми пок­ло­нения — фе­тиша­ми — мо­гут быть лю­бые пред­ме­ты ес­тес­твен­но­го или ис­кус­ствен­но­го про­ис­хожде­ния.

Ани­мизм (от лат. anima — ду­ша, дух) — ве­ра в ду­хов­ные сущ­ности, зак­лю­чен­ные в пред­ме­тах или су­щес­тву­ющие от­дельно от них.

На­ибо­лее ран­ней фор­мой ани­миз­ма бы­ла ве­ра в ду­хов. Выс­шей фор­мой раз­ви­тия ани­миз­ма яв­ля­ет­ся ве­ра в су­щес­тво­вание ду­ши, ко­торая мо­жет пе­ресе­ляться в дру­гих лю­дей, жи­вот­ных, рас­те­ния, пред­ме­ты.

В пе­ри­од древ­ней ис­то­рии гос­подс­тву­ющей фор­мой ре­лигии бы­ло язы­чес­тво, пред­став­лявшее со­бой обо­жест­вле­ние сил при­роды.

Язы­чес­тво — это по­лите­изм, т.е. мно­гобо­жие. Каж­дый бог счи­тал­ся пок­ро­вите­лем ка­кой-ли­бо сфе­ры жиз­не­де­ятельно­сти че­лове­ка. На сме­ну язы­чес­тву приш­ли мо­ноте­ис­ти­чес­кие ми­ровые ре­лигии.

«Ми­ровые ре­лигии» — по­нятие, ко­торое при­меня­ет­ся по от­но­шению к буд­дизму, хрис­ти­анс­тву и ис­ла­му. Они по­яви­лись в пе­ри­оды фор­ми­рова­ния ми­ровых им­пе­рий, ког­да воз­никла по­треб­ность спло­чения вхо­дящих в их сос­тав мно­гочис­ленных на­ций. Ис­по­веду­ющим та­кую ре­лигию свойствен сильно вы­ражен­ный про­зели­тизм, т.е. стрем­ле­ние об­ра­тить в свою ве­ру лиц дру­гого ве­ро­ис­по­веда­ния, го­рячая пре­дан­ность вновь при­нятой ве­ре и про­паган­дист­ская ак­тивность. Про­пове­ди про­зели­тов но­сят ме­жэт­ни­чес­кий ха­рак­тер и об­ра­щены к пред­ста­вите­лям раз­ных со­ци­альных групп. Ми­ровые ре­лигии про­пове­ду­ют идею ра­венс­тва и братс­тва лю­дей, что и обус­ло­вило их ши­рокое рас­простра­нение.

Буддизм

Са­мая древ­няя из трех ми­ровых ре­лигий — буд­дизм, воз­никший в Ин­дии в VI в. до н.э. Ос­но­вате­лем буд­дизма был Буд­да. Этим име­нем наз­вался ца­ревич Га­ута­ма. В 29 лет он ушел из до­ма и стал от­шельни­ком. Шесть лет он бро­дил по до­линам ре­ки Ганг, бе­седо­вал с муд­ре­цами и про­повед­ни­ками, вел ас­ке­тичес­кий об­раз жиз­ни. К 35 го­дам у Га­ута­мы по­яви­лось пред­чувс­твие близ­ко­го от­кры­тия ис­ти­ны, и он пог­ру­зил­ся в ме­дита­цию, в ко­торой пре­бывал без еды и питья, по раз­ным вер­си­ям, от че­тырех до се­ми не­дель. В про­цес­се ме­дита­ции он дос­тиг прос­ветле­ния и стал Буд­дой, ко­торо­му бы­ли от­кры­ты все за­коны ми­роз­да­ния. Впос­лед­ствии Буд­да в те­чение 45 лет хо­дил по стра­не и про­пове­довал свое уче­ние. Умер он в воз­расте 80 лет.

Золотой зал буддийского монастыря Тодайдзи

Сог­ласно уче­нию Буд­ды, жизнь есть дар при­роды. Бес­ценным да­ром при­роды яв­ля­ет­ся со­зна­ние. По­это­му жаль че­лове­ка, ко­торый из-за сво­его нез­на­ния тра­тит жизнь на пре­одо­ление труд­ностей и об­стоя­тельств, им же соз­данных, на по­гоню за ма­тери­альны­ми бла­гами.

Идеи Буд­ды бы­ли сфор­му­лиро­ваны в ви­де че­тырех ос­новных по­ложе­ний его уче­ния:

1) сущ­ность жиз­ни есть стра­дание;

2) при­чина стра­даний — же­лания, при­вязан­ности, страс­ти;

3) что­бы из­ба­виться от стра­даний, на­до с кор­нем выр­вать же­лания, при­вязан­ности и стра­сти;

4) для это­го не­об­хо­димо жить по за­конам пра­вильно­го по­веде­ния и нравс­твен­но­го зна­ния, че­рез ко­торое дос­ти­га­ет­ся нир­ва­на.

Нир­ва­на в пе­рево­де с санс­кри­та оз­на­ча­ет «за­туха­ние», «уга­сание». Этим по­няти­ем обоз­на­ча­ет­ся пол­ное ос­во­бож­де­ние от зем­ных уз, выс­шее со­сто­яние ду­ха, в ко­тором все зем­ные при­вязан­ности пре­одо­лены, нет ни­каких же­ланий и страс­тей. В этом со­сто­янии уга­са­ют все чувс­тва че­лове­ка, а вме­сте с ни­ми и ок­ру­жа­ющий мир. «Муд­рые, — го­ворил Буд­да, — уга­са­ют как лам­па­ды».

В буд­дист­ском уче­нии в про­цес­се его раз­ви­тия по­яви­лась идея о двух пу­тях спа­сения: хи­на­яне и ма­ха­яне.

Хи­на­яна — мо­нашес­кая фор­ма буд­дизма: Буд­да по­чита­ет­ся не как бо­жес­тво, а как че­ловек — ве­ликий учи­тель, ука­зав­ший лю­дям путь к спа­сению; со­сто­яния нир­ва­ны мо­жет дос­тигнуть только мо­нах в про­цес­се мо­нашес­кой жиз­ни.

Ос­новная идея ма­ха­яны зак­лю­ча­ет­ся в том, что спас­тись (дос­тичь нир­ва­ны) мо­жет не только мо­нах, как ут­вер­жда­ет хи­на­яна, но и лю­бой ми­рянин, стре­мящийся к ду­хов­но­му со­вер­шенс­тву, соб­лю­да­ющий обе­ты, воз­но­сящий мо­лит­вы, при­бега­ющий к по­мощи мо­нахов и ода­рива­ющий их.

Христианство

Хрис­ти­анс­тво воз­никло в I в. Ос­но­ву хрис­ти­анс­тва со­став­ля­ет уче­ние об И­ису­се Хрис­те, Сы­не Божьем, Спа­сите­ле ми­ра, ко­торый со­шел с не­ба на зем­лю, при­нял стра­дание и смерть за гре­хи че­лове­че­ские, вос­крес и воз­несся на не­бо. В бу­дущем, по хрис­ти­ан­ско­му уче­нию, про­изойдет вто­рое при­шес­твие Хрис­та для су­да над жи­выми и мер­твы­ми.

Ос­новная идея хрис­ти­анс­тва — спа­сение че­лове­ка от то­го, что по­рож­да­ет нес­частья, стра­дания, бо­лез­ни, войны, все зло в ми­ре. При­чиной зла в хрис­ти­анс­тве счи­та­ет­ся грех, т.е. акт лич­ности, на­прав­ленный про­тив со­вес­ти, Бо­га, про­тив нравс­твен­но­го за­кона, ко­торый дан только че­лове­ку сре­ди ми­ра жи­вых су­ществ.

Один из ос­новных дог­ма­тов хрис­ти­анс­тва — уче­ние о Тро­ице. Его суть зак­лю­ча­ет­ся в том, что Бог — не только лич­ное су­щес­тво, но и ду­хов­ная сущ­ность. Он выс­ту­па­ет в трех Ли­цах (ипос­та­сях) — Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Свя­той. Все три Ли­ца со­став­ля­ют еди­ную Свя­тую Тро­ицу, не­раз­дельную в Сво­ей сущ­ности. Бог Отец не рож­да­ет­ся и не ис­хо­дит от дру­гого Ли­ца. Им из ни­чего соз­да­ны мир ви­димый и мир не­види­мый, пер­вый че­ловек — Адам и из реб­ра Ада­ма пер­вая жен­щи­на — Ева. Сот­во­рив че­лове­ка, Бог рас­простра­нил на не­го Свой про­мысл, Свою за­боту. Тво­рец сох­ра­ня­ет лю­дей, пре­сека­ет зло. Он пре­доп­ре­делил спа­сение лю­дей че­рез Сво­его Сы­на, воп­ло­щен­но­го в Бо­гоче­лове­ка И­ису­са Хрис­та. Хрис­тос то­же ис­тинный Бог, су­щес­тву­ющий «преж­де всех век». Третьей ипос­тасью яв­ля­ет­ся Дух Свя­той. Он вмес­те с От­цом и Сы­ном по­родил ду­хов­ную жизнь че­лове­ка, вну­шил лю­дям страх Бо­жий, да­ровал бла­гочес­тие и вдох­но­вение, спо­соб­ность по­зна­ния и муд­рость.

Ве­ро­уче­ние хрис­ти­анс­тва из­ло­жено в Биб­лии, ко­торая со­сто­ит из двух час­тей: Вет­хо­го За­вета и Но­вого За­вета. В них пред­став­ле­на ис­то­рия че­лове­че­ства, на­чиная с сот­во­рения ми­ра и че­лове­ка и кон­чая опи­сани­ем кон­ца све­та в Апо­калип­си­се. Гра­ница меж­ду Вет­хим и Но­вым За­ветом — рож­де­ние И­ису­са Хрис­та. Это со­бытие по­ложи­ло на­чало но­вой эре.

Раз­но­вид­ностя­ми хрис­ти­анс­тва яв­ля­ют­ся пра­вос­ла­вие, ка­толи­цизм и про­тес­тантизм.

Пра­вос­ла­вие в пе­рево­де с гре­чес­ко­го — «пра­вильное уче­ние». Это оз­на­ча­ет при­зна­ние в ка­чес­тве ис­тинных только тех по­ложе­ний ве­ро­уче­ния, ко­торые бы­ли ут­вер­жде­ны пер­вы­ми семью Все­лен­ски­ми со­бора­ми (в IV—VIII вв.). В XI в. Рим­ско-ка­толи­чес­кая Цер­ковь в од­носто­рон­нем по­ряд­ке внес­ла в об­ще­цер­ковное ис­по­ведо­вание ве­ры прин­ци­пи­ально но­вое по­ложе­ние о Свя­той Тро­ице, ко­торое пос­лу­жило од­ной из при­чин Ве­лико­го рас­ко­ла. Вос­точные Цер­кви с то­го вре­мени ста­ли на­зываться пра­вос­лавны­ми, а все за­пад­ные епар­хии, под­чи­нен­ные Ри­му, ока­зались в Рим­ско-ка­толи­чес­кой (или прос­то Ка­толи­чес­кой) Цер­кви.

Храм Христа Спасителя

Глав­ные по­ложе­ния пра­вос­ла­вия (дог­ма­ты) за­фик­си­рова­ны в двух ис­точни­ках: Свя­щен­ном Пи­сании (Биб­лии) и Свя­щен­ном Пре­дании (по­ложе­ни­ях Все­лен­ских и по­мес­тных со­боров, тру­дах цер­ковных ав­то­рите­тов то­го вре­мени, на­зыва­емых свя­тыми от­ца­ми, древ­ней бо­гос­лу­жеб­ной прак­ти­ке). Ос­но­ву пра­вос­ла­вия со­став­ля­ет Ни­кео-Ца­рег­рад­ский Сим­вол ве­ры. Это уче­ние о Тро­ице, пре­дус­матри­ва­ющее ве­ру в ис­хожде­ние Свя­того Ду­ха только от Бо­га От­ца, дог­ма­ты Бо­говоп­ло­щения, ис­купле­ния, вос­кре­сения и воз­не­сения И­ису­са Хрис­та как Бо­гоче­лове­ка, при­зна­ние свя­тос­ти еди­ной апос­тольской Цер­кви, не­об­хо­димос­ти кре­щения и упо­вание на гря­дущее об­щее вос­кре­сение мер­твых.

Хо­тя все хрис­ти­ан­ские ве­ро­ис­по­веда­ния ос­но­выва­ют­ся на Биб­лии, по­нима­ние ее уче­ния в це­лом раз­лично у хрис­ти­ан­ских вет­вей. Кри­тери­ем вер­но­го по­нима­ния Свя­щен­но­го Пи­сания для ка­толи­ков выс­ту­па­ет в ко­неч­ном сче­те сло­во Па­пы, для про­тес­тантов — убеж­де­ние ос­но­вате­ля дан­ной кон­фессии, для пра­вос­лавных — Свя­щен­ное Пре­дание.

Пра­вос­ла­вие от­ли­ча­ет­ся от за­пад­но­го хрис­ти­анс­тва (ка­толи­циз­ма и про­тес­тантиз­ма) так­же сво­им тол­ко­вани­ем по­нятия Царс­твие Бо­жие. За­пад­ное хрис­ти­анс­тво по­нима­ет Царс­твие Бо­жие как мес­то, где хрис­ти­анин, чьи гре­хи ис­купле­ны Хрис­том, по­лучит от Бо­га пос­ле все­об­ще­го вос­кре­сения воз­можность бес­ко­неч­но­го бла­женс­тва. Пра­вос­ла­вие под Царс­тви­ем Бо­жи­ем (спа­сени­ем) по­нима­ет не наг­ра­ду за доб­рые де­ла, а со­сто­яние ду­ши, очи­щен­ной от вся­кого зла.

В от­ли­чие от пра­вос­ла­вия, ко­торое приз­на­ет ре­шения только пер­вых се­ми Все­лен­ских со­боров, ка­толи­цизм про­дол­жал раз­ви­вать свою дог­ма­тику на пос­ле­ду­ющих со­борах. По­это­му ос­но­ву уче­ния Рим­ско-ка­толи­чес­кой Цер­кви сос­тавля­ет не только Свя­щен­ное Пи­сание, но и Свя­щен­ное Пре­дание, ко­торое об­ра­зу­ют пос­та­нов­ле­ния 21 со­бора, а так­же офи­ци­альные до­кумен­ты гла­вы Рим­ско-ка­толи­чес­кой Цер­кви — Па­пы Рим­ско­го.

Собор Парижской Богоматери

Важ­ной чер­той ка­толи­циз­ма, от­ли­ча­ющей его от пра­вос­ла­вия, выс­ту­па­ет дог­мат об ис­хожде­нии Свя­того Ду­ха не только от Бо­га От­ца, но и от Бо­га Сы­на. Пра­вос­ла­вие учит, что ду­ши лю­дей в заг­робном ми­ре по­пада­ют в рай или ад. Рим­ско-ка­толи­чес­кая Цер­ковь сфор­му­лиро­вала дог­мат о чис­ти­лище, в ко­торое по­пада­ют ду­ши греш­ни­ков, не по­лучив­шие про­щения в зем­ной жиз­ни, но и не отя­гощен­ные смер­тны­ми гре­хами. Они го­рят там в очи­ща­ющем ог­не.

С дог­ма­том о чис­ти­лище свя­зано уче­ние о за­пасе доб­рых дел. Сог­ласно ему Цер­ковь рас­по­лага­ет за­пасом доб­рых дел. Этот за­пас на­копил­ся у Цер­кви за счет де­ятельно­сти И­ису­са Хрис­та, Бо­гома­тери и свя­тых. Рим­ско-ка­толи­чес­кая Цер­ковь рас­по­ряжа­ет­ся этим за­пасом доб­рых дел по сво­ему ус­мотре­нию и рас­пре­деля­ет их сре­ди тех, кто в них нуж­да­ет­ся. На ос­но­ве это­го уче­ния в Сред­ние ве­ка бы­ла ши­роко рас­простра­нена прак­ти­ка про­дажи ин­дульген­ций — пап­ских гра­мот об от­пу­щении гре­хов.

Спе­цифи­чес­кой осо­бен­ностью ка­толи­циз­ма яв­ля­ет­ся так­же по­ложе­ние о гла­венс­тве Па­пы Рим­ско­го над все­ми хрис­ти­ана­ми. Он про­воз­гла­ша­ет­ся на­мес­тни­ком Хрис­та на Зем­ле, пре­ем­ни­ком апос­то­ла Пет­ра, ко­торый, по хрис­ти­ан­ско­му пре­данию, был пер­вым рим­ским епис­ко­пом. В раз­ви­тие этих по­ложе­ний на I Ва­тикан­ском со­боре (1870) был при­нят дог­мат о не­пог­ре­шимос­ти Па­пы Рим­ско­го. Ины­ми сло­вами, во всех офи­ци­альных до­кумен­тах, в пуб­личных выс­тупле­ни­ях ус­та­ми Па­пы го­ворит сам Бог.

Про­тес­тантизм воз­ник в Се­вер­ной Ев­ро­пе в на­чале XVI в. в хо­де Ре­фор­ма­ции, в рам­ках ко­торой ан­ти­фе­одальные выс­тупле­ния ши­роких на­род­ных масс и дви­жение на­рож­да­ющейся бур­жу­азии при­об­ре­ли ре­лиги­оз­ную ок­раску. От ка­толи­циз­ма от­ко­лолась зна­чительная часть ве­ру­ющих, об­ра­зовав­ших но­вое на­прав­ле­ние за­пад­но­го хрис­ти­анс­тва. Про­тес­танты от­верга­ют дог­мат о спа­са­ющей ро­ли Цер­кви и нас­та­ива­ют на лич­ной свя­зи че­лове­ка и Бо­га. По­это­му они от­ри­ца­ют роль свя­щен­ни­ков как пос­редни­ков меж­ду че­лове­ком и Бо­гом. Единс­твен­ным ис­точни­ком уче­ния в про­тес­тантиз­ме при­зна­ет­ся Свя­щен­ное Пи­сание. Ав­то­ритет Свя­щен­но­го Пре­дания от­верга­ет­ся. Биб­лия, по мне­нию про­тес­тантов, дол­жна пе­рево­диться на на­цио­нальные язы­ки. Са­мос­то­ятельное чте­ние и тол­ко­вание Биб­лии счи­та­ют­ся обя­зан­ностью каж­до­го ве­ру­юще­го.

Од­ним из прин­ци­пов про­тес­тантиз­ма яв­ля­ет­ся по­ложе­ние о все­об­щем свя­щенс­тве. Каж­дый хрис­ти­анин, бу­дучи кре­щен­ным, по­луча­ет пос­вя­щение на об­ще­ние с Бо­гом, пра­во про­пове­довать, со­вер­шать бо­гос­лу­жение. Слу­житель культа в про­тес­тантиз­ме ли­шен пра­ва ис­по­ведо­вать и от­пускать гре­хи. Большинс­тво про­тес­тант­ских Цер­квей не приз­на­ет пок­ло­нения свя­тым, по­чита­ния мо­щей, икон, скульп­тур­ных изоб­ра­жений.

Важ­ный прин­цип про­тес­тантиз­ма — по­ложе­ние о том, что спа­сение че­лове­ка дос­ти­га­ет­ся не доб­ры­ми де­лами, а только ис­клю­чительно лич­ной ве­рой в Бо­га. Вследс­твие гре­хопа­дения че­ловек ут­ра­тил спо­соб­ность со­вер­шать доб­ро. По­это­му он не мо­жет зас­лу­жить спа­сение сво­ими доб­ры­ми де­лами. Спа­сение — ре­зультат из­бран­ности че­лове­ка, бо­жес­твен­но­го вме­ша­тельства.

В про­тес­тантиз­ме культ, об­ря­ды и об­лик Цер­кви уде­шев­ля­ют­ся и уп­ро­ща­ют­ся. От­верга­ют­ся эле­мен­ты пом­пезнос­ти и рос­ко­ши в бо­гос­лу­жении, уб­ранс­тве хра­ма, одеж­де свя­щен­нослу­жите­лей. Бо­гос­лу­жение сво­дит­ся к про­пове­ди пас­то­ра, сов­ме­стной мо­лит­ве и сов­ме­стно­му пе­нию псал­мов на род­ном язы­ке. И­ерар­хия про­тес­тант­ской Цер­кви от­ли­ча­ет­ся де­мок­ра­тиз­мом. Она выс­тра­ива­ет­ся сни­зу вверх на фун­да­мен­те об­ще­го соб­ра­ния всех чле­нов об­щи­ны (сек­ты), где каж­дый мо­жет при­нять учас­тие в об­сужде­нии как бо­гос­лов­ских, так и ма­тери­альных воп­ро­сов.

Про­тес­тантизм име­ет ряд те­чений. Од­ним из на­прав­ле­ний ран­ней Ре­фор­ма­ции за­пад­ной Цер­кви ста­ло лю­теранс­тво. Ли­дером это­го на­прав­ле­ния был ка­толи­чес­кий свя­щен­ник Мар­тин Лю­тер (1483—1546), ко­торый в 1517 г. об­на­родо­вал 95 те­зисов, обос­но­выва­ющих не­об­хо­димость ре­форм ка­толи­циз­ма. Ос­новная цель лю­теран­ско­го уче­ния на­прав­ле­на на раз­ру­шение вла­сти Цер­кви. Лю­тер пе­ревел Биб­лию на не­мец­кий язык, и каж­дый ве­ру­ющий по­лучил воз­можность ее са­мо­сто­ятельно чи­тать и тол­ко­вать. Лю­тер от­верг гос­подс­тво цер­ковной вла­сти над свет­ской и выд­ви­нул ло­зунг под­чи­нения Цер­кви го­сударс­тву.

Сле­ду­ющее на­прав­ле­ние про­тес­тантиз­ма — кальви­низм. Его ос­но­вате­лем был фран­цуз­ский те­олог Жан Кальвин (1509—1564). Он на­ибо­лее пос­ле­дова­тельно вы­ражал бур­жу­аз­ную на­прав­ленность Ре­фор­ма­ции, ин­те­ресы и нас­тро­ения бо­рющейся за власть бур­жу­азии. В цен­тре его уче­ния сто­ит док­три­на об аб­со­лют­ном пре­доп­ре­деле­нии, сог­ласно ко­торой все лю­ди де­лят­ся на из­бран­ных и осуж­денных. Ни сво­ей ве­рой, ни доб­ры­ми де­лами че­ловек не мо­жет пов­ли­ять на свою судьбу. Про­фес­си­ональные ус­пе­хи в тор­говле и пред­при­нима­тельстве, на­коп­ле­ние бо­гатс­тва слу­жат сви­де­тельством избр­ан­ности дан­но­го че­лове­ка. Дру­гим важ­ным те­зисом кальви­низ­ма ста­ло про­воз­гла­шение не­об­хо­димос­ти по­вино­вения на­рода за­кон­ной вла­сти.

Третье круп­ное на­прав­ле­ние про­тес­тантиз­ма — ан­гли­канс­тво. Оно по сво­ей струк­ту­ре и ве­ро­ис­по­веда­нию бли­же дру­гих на­прав­ле­ний ре­фор­ма­торс­тва сто­ит к Рим­ско-ка­толи­чес­кой Цер­кви. Это на­прав­ле­ние сох­ра­нило ка­толи­чес­кую об­рядность и цер­ковную и­ерар­хию. В его док­три­не на­ряду с ка­толи­чес­ким уче­ни­ем о спа­са­ющей ро­ли Цер­кви су­щес­тву­ет по­ложе­ние о спа­сении лич­ной ве­рой. Ан­гли­кан­ская Цер­ковь яв­ля­ет­ся го­сударст­вен­ной. Ее гла­ва — ан­глийский мо­нарх.

Ислам

Ис­лам — са­мая мо­лодая из всех ми­ровых ре­лигий, воз­никшая в кон­це VI в. в Ара­вии. Од­ним из важ­нейших хо­зяйствен­ных и ду­хов­ных цен­тров Ара­вии то­го вре­мени бы­ла Мек­ка, в ко­торой рас­по­лага­лась свя­тыня, по­читав­ша­яся большинс­твом пле­мен, — язы­чес­кий храм Ка­аба, ок­ру­жен­ный из­ва­яни­ями раз­личных пле­мен­ных бо­гов. Имен­но в Мек­ке бы­ли про­из­не­сены пер­вые про­пове­ди но­вой ре­лигии — ис­ла­ма — его ос­но­вате­лем про­роком Му­хам­ме­дом. В 610 г. он выс­ту­пил с про­поведью уче­ния о еди­ном бо­ге, ко­торое наз­вал ис­ла­мом (в пе­рево­де с араб­ско­го — «по­кор­ность», «пре­дание се­бя бо­гу»). Пос­ле­дова­тели ис­ла­ма — му­сульма­не — «по­кор­ные». Му­хам­мед про­воз­гла­сил, что су­щес­тву­ет лишь один ве­ликий бог — Ал­лах и что все дол­жны быть по­кор­ны его во­ле, слу­жить ему в ожи­дании кон­ца ми­ра, суд­но­го дня и ус­та­нов­ле­ния царс­тва спра­вед­ли­вос­ти и ми­ра на Зем­ле.

При жиз­ни про­рока его выс­ка­зыва­ния, вос­при­нима­емые как пря­мые сло­ва Ал­ла­ха, пе­реда­вались ус­тно. Лишь спус­тя два де­сяти­летия пос­ле смер­ти Му­хам­ме­да бы­ло соб­ра­но и пе­репи­сано то, что го­вори­лось им в про­пове­дях. Это и сос­та­вило текст свя­щен­ной кни­ги му­сульман — Ко­рана.

Нес­колько поз­днее Ко­рана по­яви­лись ха­дисы — рас­ска­зы о де­яни­ях и выс­ка­зыва­ни­ях Му­хам­ме­да и его спо­движ­ни­ков, сос­та­вив­шие сбор­ни­ки под наз­ва­ни­ем «Сун­на». На ос­но­ве Ко­рана и Сун­ны му­сульман­ские бо­гос­ло­вы раз­ра­бота­ли ша­ри­ат — свод норм му­сульман­ско­го пра­ва, мо­рали, ре­лиги­оз­ных пред­пи­саний и ри­ту­алов, приз­ванный ох­ва­тить всю жизнь му­сульма­нина от рож­де­ния до смер­ти. В нем встре­ча­ют­ся нравс­твен­ные нор­мы об­ще­чело­вече­ско­го зна­чения: не убий, не пре­любо­действуй, не лги, будь чес­тным, доб­рым, чти от­ца и мать сво­их. Од­на­ко есть нас­тавле­ния чис­то ис­лам­ские, про­пове­ду­ющие по­кор­ность Ал­ла­ху и вла­сти, ибо она от Бо­га.

В ис­ла­ме на­ибо­лее пос­ле­дова­тельно про­водит­ся прин­цип мо­ноте­из­ма, чем в дру­гих ми­ровых ре­лиги­ях. Ве­ра в еди­ного бо­га Ал­ла­ха — ос­но­ва ис­ла­ма. Ал­лах сот­во­рил все су­щее, он — выс­ший, все­могу­щий, муд­рый вер­ховный Судья.

В ис­ла­ме про­пове­ду­ет­ся бес­смер­тие ду­ши. Пос­ле смер­ти она по­кида­ет те­ло и вос­кре­са­ет в день Страш­но­го су­да. Как и в хрис­ти­анс­тве, ут­вер­жда­ет­ся су­щес­тво­вание ада и рая в заг­робном ми­ре. Ис­лам ут­вер­жда­ет ве­ру в бо­жес­твен­ное пре­доп­ре­деле­ние. Все под­чи­нено во­ле Ал­ла­ха.

Мечеть Кул Шариф

Ос­новные культо­вые тре­бова­ния ис­ла­ма вы­раже­ны в пя­ти Стол­пах ве­ры. Каж­дый пра­вовер­ный му­сульма­нин обя­зан их не­укос­ни­тельно соб­лю­дать. Пер­вое культо­вое тре­бова­ние (пред­пи­сание) — про­из­не­сение крат­кой фор­му­лы, ко­торая со­дер­жит ос­новную суть ис­ла­ма: «Нет Бо­га, кро­ме Ал­ла­ха, и Му­хам­мед — про­рок его». Вто­рое — ежед­невная пя­тик­ратная мо­лит­ва (на­маз). Третье — соб­лю­дение пос­та (ура­зы) в те­чение ме­сяца по лун­но­му ка­лен­да­рю в ме­сяц ра­мазан. Чет­вертое — за­кят. Пер­во­начально это бы­ла доб­ро­вольная бла­гот­во­рительность во имя Ал­ла­ха. За­тем она прев­ра­тилась в обя­зан­ность для очи­щения гре­хов. В нас­то­ящее вре­мя за­кят — это уп­ла­та на­лога, взи­мание ко­торо­го пред­пи­сано по Ко­рану. Пя­тое культо­вое тре­бова­ние — па­лом­ни­чес­тво в Мек­ку (хадж).

Ос­новные на­прав­ле­ния ис­ла­ма — сун­низм и ши­изм.

Сун­низм — на­ибо­лее мно­гочис­ленное на­прав­ле­ние в ис­ла­ме. Ос­но­ву ре­лиги­оз­ной и об­ще­ствен­ной прак­ти­ки сун­ни­тов кро­ме Ко­рана со­став­ля­ет Сун­на. Вер­ховная власть в ха­лифа­те (го­сударс­тве му­сульман), по мне­нию сун­ни­тов, дол­жна при­над­ле­жать ха­лифам, из­би­ра­емым всей об­щи­ной. Ши­иты же приз­на­ют за­кон­ной лишь нас­лед­ствен­ную пе­реда­чу вла­сти по­том­кам про­рока Му­хам­ме­да по ли­нии его дво­юрод­но­го бра­та Али.

В сун­нит­ском ис­ла­ме от­сутс­тву­ют цер­ковь и свя­щен­нослу­жите­ли, а сун­нит­ские бо­гос­ло­вы (уле­мы) в от­ли­чие от ши­ит­ских не пользу­ют­ся пра­вом вы­носить собс­твен­ные ре­шения по на­ибо­лее важ­ным воп­ро­сам ре­лиги­оз­ной и об­ще­ствен­ной жиз­ни. Их фун­кция сво­дит­ся лишь к тол­ко­ванию свя­щен­ных тек­стов.

Ши­изм не пред­став­ля­ет еди­ного це­лос­тно­го уче­ния или еди­ной цер­ковной ор­га­низа­ции. Мно­гочис­ленные ши­ит­ские те­чения и сек­ты (има­миты, ис­ма­или­ты, дру­зы, ала­виты и мно­гие дру­гие) свя­заны об­щи­ми ис­то­риче­ски­ми кор­ня­ми и идейны­ми по­ложе­ни­ями. Глав­ное из них — при­зна­ние чет­верто­го ха­лифа Али и его по­том­ков единс­твен­но за­кон­ны­ми пре­ем­ни­ками про­рока Му­хам­ме­да в ка­чес­тве ду­хов­но­го и свет­ско­го гла­вы му­сульман­ской об­щи­ны (има­ма).

В нас­то­ящее вре­мя во мно­гих стра­нах, где рас­простра­нен ис­лам, действу­ют му­сульман­ские по­лити­че­ские пар­тии и об­ще­ствен­ные ор­га­низа­ции. Су­щес­тву­ет так­же це­лая сеть меж­ду­народ­ных ис­лам­ских ор­га­низа­ций (Ор­га­низа­ция ис­лам­ской кон­фе­дера­ции, Ли­га ис­лам­ско­го ми­ра и др.), действу­ющих как на го­сударст­вен­ной, так и на неп­ра­ви­тельствен­ной ос­но­ве. Од­ни из них сос­ре­дото­чили свою де­ятельность в ре­лиги­оз­но-культур­ной сфе­ре, дру­гие — в по­лити­ке, третьи — в сфе­ре эко­номи­ки.

Ис­лам рас­простра­нен сре­ди зна­чительной до­ли на­селе­ния на­шей стра­ны. При этом по­дав­ля­ющая его часть — сун­ни­ты. Они объеди­нены в не­сколько са­мо­сто­ятельных ду­хов­ных уп­равле­ний с цен­тра­ми в круп­ных го­родах Рос­сии. Действу­ют му­сульман­ский ин­сти­тут и ряд сред­них учеб­ных за­веде­ний (мед­ре­се). Еже­год­но мно­гие му­сульма­не от­прав­ля­ют­ся для со­вер­ше­ния па­лом­ни­чес­тва в Мек­ку.

Во мно­гих стра­нах ре­лигия и Цер­ковь от­де­лены от го­сударс­тва, про­воз­гла­ша­ет­ся сво­бода со­вес­ти, сво­бода ве­ро­ис­по­веда­ния. Статья 14 Кон­сти­туции Рос­сийской Фе­дера­ции гла­сит, что Рос­сийская Фе­дера­ция — свет­ское го­сударс­тво. Ни­какая ре­лигия не мо­жет ус­та­нав­ли­ваться в ка­чес­тве го­сударст­вен­ной или обя­зательной. Ре­лиги­оз­ные объеди­нения от­де­лены от го­сударс­тва и рав­ны пе­ред за­коном. А статья 28 га­ран­ти­ру­ет каж­до­му сво­боду со­вес­ти, сво­боду ве­ро­ис­по­веда­ния, вклю­чая пра­во ис­по­ведо­вать ин­ди­виду­ально или сов­ме­стно с дру­гими лю­бую ре­лигию или не ис­по­ведо­вать ни­какой, сво­бод­но вы­бирать, иметь и рас­простра­нять ре­лиги­оз­ные и иные убеж­де­ния и действо­вать в со­от­ветс­твии с ни­ми.

Нес­мотря на то что Цер­ковь не яв­ля­ет­ся частью го­сударст­вен­но­го ап­па­рата, нельзя не­до­оце­нивать ее роль в жиз­ни об­ще­ства. Выд­ви­га­емые в XX в. прог­но­зы, ко­торые, с од­ной сто­роны, пред­ска­зыва­ли от­ми­рание ре­лигии и Цер­кви, а с дру­гой — го­вори­ли о воз­рожде­нии ее мо­гущес­тва, не оп­равда­лись. В нас­то­ящее вре­мя, не­сом­ненно, ре­лигия за­нима­ет за­мет­ное мес­то в жиз­ни об­ще­ства. Она выс­ту­па­ет в ка­чес­тве нравс­твен­ной ду­хов­ной си­лы, в ее ос­но­ве ле­жат уни­вер­сальные об­ще­чело­вече­ские цен­ности, та­кие по­нятия, как лю­бовь, мир, на­деж­да, спра­вед­ли­вость, сос­тра­дание.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!