СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рельеф: скульптура поверхности

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект разработан на основе развития  естественнонаучной  грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Рельеф: скульптура поверхности»

Технологическая карта урока

Тема: РЕЛЬЕФ: СКУЛЬПТУРА ПОВЕРХНОСТИ 8кл.

Тип урока: получение новых знаний

Дата: 08.11.22г

Цель




Планируемые результаты


Формирование знаний о рельефе России: особенности территории, географического положения, географического строения

рельефа

Личностные: - осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; - Регулятивные УУД: - способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; - Познавательные УУД: - обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом. - Коммуникативные УУД: - формировать навыки учебного сотрудничества в ходе работ. - Предметные: - Объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы.

Задачи урока

Образовательные: – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

Развивающие: - умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности;

Воспитательные :- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов,

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Орг.момент

Приветствие и проверка посещаемости.

готовность к уроку

Актуализация знаний и мотивация

 фронтальный опрос

1. Почему платформы выражены в рельефе равнинами, а геосинклинали (подвижная часть поверхности) — горными областями?

2. Объясните, чем отличается строение плиты от строения щита.

3. Дайте определение тектонической структуры.

4. Где на территории России расположены самая высокая и самая низкая точки? Как они называются? Покажите на карте.

5. Расскажите о связи рельефа России с тектоническим строением её территории.

Отвечают на вопрос, аргументируя понятиями данными в вопросе.

Получение новых знаний

Сегодня перед нами стоит задача, выявить, как влияют внешние силы на формирование рельефа и изменение его облика.

Внешние силы преобразуют рельеф поверхности в процессе выветривания.

Основное их действие — разрушение, перемещение, отложение продуктов выветривания.

Разрушения на поверхности суши происходят под воздействием внешних факторов: температуры, ветра, химических веществ, растений и животных. Поэтому выветривание делят на физическое, химическое и биологическое.

Сообщения обучающихся «Виды выветривания»:

1.Физическое выветривание возникает из-за колебаний температуры воздуха. Днём высокие температуры нагревают горные породы, это приводит к их расширению. Ночью происходит обратный процесс — они остывают и сужаются. Из-за постоянного изменения формы и размеров горные породы трескаются и рассыпаются, образуя глыбы, россыпи щебня и песка.

2. Процесс растворения или разложения одних горных пород и образование из них других, называется химическим выветриванием. В химическом выветривании участвует атмосферный кислород, вода, вещества, которые в ней растворены.Химическое выветривание особенно характерно для территорий с жарким и влажным климатом (тропический и экваториальный пояса). Здесь процессы растворения и разложения происходят более активно. Медленнее эти процессы происходят в сухом и холодном климате.

3. Выветривание, которое происходит под воздействием растений, животных и микроорганизмов, называется биологическим выветриванием. В трещины между горными породами попадает песок, вода, семена деревьев. Деревья, вырастая, своими корнями раздвигают трещины и они становятся всё больше. Животные также разрушают горные породы. Огромные стада вытаптывают территорию, грызуны роют свои ходы и норы.

физминутка

Физминутка Ветер дует нам в лицо (движение руками), закачалось деревцо (наклоны туловища). Ветерок всё тише, тише (приседание), деревцо всё выше, выше (потягивание верх). Упражнения для глаз.

Закрепление


учитель рекомендует обратиться к рисункам на с. 73 учебника.

Чтобы актуализировать собственный житейский опыт школьников, учитель задаёт вопросы: «Приходилось ли вам наблюдать результаты выветривания? Как вы определили, что подобные преобразования рельефа произошли в процессе выветривания?»

На основе текста § 18, рисунков, таблицы, отмечают в контурной карте географические объекты из столбца «Где встречаются эти формы рельефа»

Влияние внешних сил на рельеф России

Внешние силы, формирующие рельеф

Формы рельефа, созданные в результате деятельности внешних сил

Где встречаются эти формы рельефа

Деятельность текучих вод

Речные долины, овражно-балочная сеть

Центральная часть Восточно-Европейской равнины

Деятельность ветра

Песчаные холмы, гряды, дюны, барханы

Прикаспийская низменность, Куршская коса

Деятельность ледников

Морские гряды, бараньи лбы, зандровые равнины

Северная и центральная часть Восточно-Европейской равнины, север Западно-Сибирской равнины

Наряду с внешними и внутренними силами на формирование рельефа оказывает влияние хозяйственная деятельность человека. Какие виды хозяйственной деятельности человека приводят к изменению рельефа? Какие формы при этом образуются? Изменение рельефа приводит к окультуриванию ландшафта или, наоборот, к его разрушению (например, овражно-балочная сеть).

Модуль по развитию естественнонаучной грамотности.

Текст задания


Национальный парк «Куршская коса» (6 ноября 1987 г), находится в Зеленоградском районе, занимает южную часть Куршской косы - песчаного полуострова площадью 16 тыс. га на юго-восточном побережье Балтийского моря, протянувшегося в виде узкой шириной от 0,4 до 3,8 км), слабо вогнутой дуги с ЮЗ на СВ от Калининградского полуострова до Клайпеды на 98 км, отделяя Куршский залив от Балтийского моря. Северная часть Куршской косы принадлежит Литве. Куршская коса представляет собой низменную приморскую равнину, осложненную серией подвижных и закрепленных (стабильных) дюн. Ее морской берег плавно выровнен; восточный, обращенный к Куршскому заливу, имеет сложные извилистые очертания, что обусловлено чередованием многочисленных мысов и широких открытых бухт.

Важнейшим элементом рельефа косы является Большая дюнная гряда. Она протягивается широкой почти непрерывной полосой (0.1 - 0.8 км) с юго-запада на северо-восток от невысоких Белых дюн (у т/б «Дюны») до государственной границы с Литвой и далее вдоль берега Куршского залива. Ее средние высоты 30-40 м, максимальная - 62 м (дюна Ореховая с высотой Эфа).

Современный облик Большой дюнной гряды сложился в последние 150 - 200 лет. Значительная часть ее закреплена. «Живые» незакрепленные дюны составляют около 30% дюнной гряды. Они интенсивно развеиваются и перевеиваются, перемещаются, гонимые западными ветрами, к Куршскому заливу со скоростью 0,5 - 5,0 м/год, местами вторгаясь в его акваторию и засыпая его. При этом дюны изменяют свой силуэт, высоту и конфигурацию; их вершины снижаются, уплощаются, объем дюн сокращается за счет естественной убыли - выноса песков в Куршский залив. Рельеф «подвижных» дюн перестраивается, трансформируется, деградирует. Как следствие, постепенно утрачивается самая большая ценность косы - физическая красота «живых» высоких дюн.

Инструкция для обучающихся

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

  1. Отметьте на карте материк, которому принадлежит полуостров. При необходимости используйте дополнительные источники информации.

  2. Чем является Куршская коса, и какова ее площадь?

  3. Сколько прошло времени с момента открытия национального парка?

  4. Подпишите на карте государство, которое граничит с Большой дюной.

  5. Какая ценность косы утрачивается вследствие действия западных ветров?

Критерии оценивания

Задание 1 оценивается в 2 балла, частично правильный ответ 1 балл, неправильный ответ – 0 баллов.

Задания 2, 3, 4, 5 оцениваются за правильный ответ 1 балл, неправильный ответ – 0 баллов.

Ключи (ответы)

  1. Евразия, в западном полушарии, на юго-восточном побережье Балтийского моря.

  2. Национальный парк, 16 тыс. га

  3. 2022г. - 1987 г. = 35 лет

  4. Литва

  5. физическая красота «живых» высоких дюн.


Рефлексия

Что нового узнали? Какие вопросы были не понятны?

Домашнее задание

пар. На контурную карту нанести все геогр.объекты с параграфа

Запись в дневники

Что касается самой высокой/низкой точки на территории России, то:

• Самая высокая точка – вершина г. Эльбрус (5642 м над уровнем моря);

• Самая низкая – уровень Каспийского моря - 25 м от уровня Мирового океана (в некоторых источниках -28 м).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!