Цель Планируемые результаты | Формирование знаний о рельефе России: особенности территории, географического положения, географического строения рельефа Личностные: - осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; - Регулятивные УУД: - способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; - Познавательные УУД: - обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом. - Коммуникативные УУД: - формировать навыки учебного сотрудничества в ходе работ. - Предметные: - Объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы. |
Задачи урока | Образовательные: – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; Развивающие: - умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности; Воспитательные :- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, |
Актуализация знаний и мотивация | фронтальный опрос 1. Почему платформы выражены в рельефе равнинами, а геосинклинали (подвижная часть поверхности) — горными областями? 2. Объясните, чем отличается строение плиты от строения щита. 3. Дайте определение тектонической структуры. 4. Где на территории России расположены самая высокая и самая низкая точки? Как они называются? Покажите на карте. 5. Расскажите о связи рельефа России с тектоническим строением её территории. | Отвечают на вопрос, аргументируя понятиями данными в вопросе. |
Получение новых знаний | Сегодня перед нами стоит задача, выявить, как влияют внешние силы на формирование рельефа и изменение его облика. Внешние силы преобразуют рельеф поверхности в процессе выветривания. Основное их действие — разрушение, перемещение, отложение продуктов выветривания. Разрушения на поверхности суши происходят под воздействием внешних факторов: температуры, ветра, химических веществ, растений и животных. Поэтому выветривание делят на физическое, химическое и биологическое. Сообщения обучающихся «Виды выветривания»: 1.Физическое выветривание возникает из-за колебаний температуры воздуха. Днём высокие температуры нагревают горные породы, это приводит к их расширению. Ночью происходит обратный процесс — они остывают и сужаются. Из-за постоянного изменения формы и размеров горные породы трескаются и рассыпаются, образуя глыбы, россыпи щебня и песка. 2. Процесс растворения или разложения одних горных пород и образование из них других, называется химическим выветриванием. В химическом выветривании участвует атмосферный кислород, вода, вещества, которые в ней растворены.Химическое выветривание особенно характерно для территорий с жарким и влажным климатом (тропический и экваториальный пояса). Здесь процессы растворения и разложения происходят более активно. Медленнее эти процессы происходят в сухом и холодном климате. 3. Выветривание, которое происходит под воздействием растений, животных и микроорганизмов, называется биологическим выветриванием. В трещины между горными породами попадает песок, вода, семена деревьев. Деревья, вырастая, своими корнями раздвигают трещины и они становятся всё больше. Животные также разрушают горные породы. Огромные стада вытаптывают территорию, грызуны роют свои ходы и норы. |
Закрепление | учитель рекомендует обратиться к рисункам на с. 73 учебника. Чтобы актуализировать собственный житейский опыт школьников, учитель задаёт вопросы: «Приходилось ли вам наблюдать результаты выветривания? Как вы определили, что подобные преобразования рельефа произошли в процессе выветривания?» На основе текста § 18, рисунков, таблицы, отмечают в контурной карте географические объекты из столбца «Где встречаются эти формы рельефа» Влияние внешних сил на рельеф России Внешние силы, формирующие рельеф | Формы рельефа, созданные в результате деятельности внешних сил | Где встречаются эти формы рельефа | Деятельность текучих вод | Речные долины, овражно-балочная сеть | Центральная часть Восточно-Европейской равнины | Деятельность ветра | Песчаные холмы, гряды, дюны, барханы | Прикаспийская низменность, Куршская коса | Деятельность ледников | Морские гряды, бараньи лбы, зандровые равнины | Северная и центральная часть Восточно-Европейской равнины, север Западно-Сибирской равнины | Наряду с внешними и внутренними силами на формирование рельефа оказывает влияние хозяйственная деятельность человека. Какие виды хозяйственной деятельности человека приводят к изменению рельефа? Какие формы при этом образуются? Изменение рельефа приводит к окультуриванию ландшафта или, наоборот, к его разрушению (например, овражно-балочная сеть). Модуль по развитию естественнонаучной грамотности. Текст задания | Национальный парк «Куршская коса» (6 ноября 1987 г), находится в Зеленоградском районе, занимает южную часть Куршской косы - песчаного полуострова площадью 16 тыс. га на юго-восточном побережье Балтийского моря, протянувшегося в виде узкой шириной от 0,4 до 3,8 км), слабо вогнутой дуги с ЮЗ на СВ от Калининградского полуострова до Клайпеды на 98 км, отделяя Куршский залив от Балтийского моря. Северная часть Куршской косы принадлежит Литве. Куршская коса представляет собой низменную приморскую равнину, осложненную серией подвижных и закрепленных (стабильных) дюн. Ее морской берег плавно выровнен; восточный, обращенный к Куршскому заливу, имеет сложные извилистые очертания, что обусловлено чередованием многочисленных мысов и широких открытых бухт. Важнейшим элементом рельефа косы является Большая дюнная гряда. Она протягивается широкой почти непрерывной полосой (0.1 - 0.8 км) с юго-запада на северо-восток от невысоких Белых дюн (у т/б «Дюны») до государственной границы с Литвой и далее вдоль берега Куршского залива. Ее средние высоты 30-40 м, максимальная - 62 м (дюна Ореховая с высотой Эфа). Современный облик Большой дюнной гряды сложился в последние 150 - 200 лет. Значительная часть ее закреплена. «Живые» незакрепленные дюны составляют около 30% дюнной гряды. Они интенсивно развеиваются и перевеиваются, перемещаются, гонимые западными ветрами, к Куршскому заливу со скоростью 0,5 - 5,0 м/год, местами вторгаясь в его акваторию и засыпая его. При этом дюны изменяют свой силуэт, высоту и конфигурацию; их вершины снижаются, уплощаются, объем дюн сокращается за счет естественной убыли - выноса песков в Куршский залив. Рельеф «подвижных» дюн перестраивается, трансформируется, деградирует. Как следствие, постепенно утрачивается самая большая ценность косы - физическая красота «живых» высоких дюн. | Инструкция для обучающихся | Прочитайте текст и выполните задания к нему. Отметьте на карте материк, которому принадлежит полуостров. При необходимости используйте дополнительные источники информации. Чем является Куршская коса, и какова ее площадь? Сколько прошло времени с момента открытия национального парка? Подпишите на карте государство, которое граничит с Большой дюной. Какая ценность косы утрачивается вследствие действия западных ветров? | Критерии оценивания | Задание 1 оценивается в 2 балла, частично правильный ответ 1 балл, неправильный ответ – 0 баллов. Задания 2, 3, 4, 5 оцениваются за правильный ответ 1 балл, неправильный ответ – 0 баллов. | Ключи (ответы) | Евразия, в западном полушарии, на юго-восточном побережье Балтийского моря. Национальный парк, 16 тыс. га 2022г. - 1987 г. = 35 лет Литва физическая красота «живых» высоких дюн. | |