СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация индивидуальной образовательной траектории студента

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описываются условия реализации индивидуальных образовательных программ студентов педагогического колледжа. Подчеркивается необходимость предоставления условий для конструирования индивидуальных образовательных траекторий студентов в современном образовательном пространстве.

Просмотр содержимого документа
«Реализация индивидуальной образовательной траектории студента»

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ СТУДЕНТА

Путь становления каждого человека в профессиональной деятельности уникален и достаточно сложен. Бывает так, что необходима целая жизнь для того, чтобы приблизиться к уровню мастера, профессионала своего дела. Академик В. П. Беспалько отмечал: «Вся жизнь человека – это поход за профессиональным мастерством» [1, с. 61]. Становление юноши или девушки в педагогической профессии, начало карьеры педагога-профессионала закладывается еще в период его обучения в педагогическом колледже. И от того, насколько грамотно поведет себя студент, напрямую зависит его будущая успешность.

Освещая актуальные проблемы организации и содержания многоаспектной деятельности уникальной системы среднего профессионального образования, сегодня часто повторяют словосочетания: «индивидуальный образовательный маршрут», «индивидуальная образовательная траектория», «индивидуальная образовательная программа». С введением ФГОС индивидуализация в образовании декларируется неустанно, в особенности с утверждением приоритетности самостоятельности студентов в деятельности.

Модернизация системы профессионального образования подразумевает необходимость предоставления условий для конструирования индивидуальных образовательных траекторий студентов. Но все ли студенты готовы самостоятельно осуществить правильный выбор уровня, направления, профиля образования?

Этот процесс подразумевает наличие у студентов готовности к осуществлению осознанного выбора. Ведь от студента требуется не только способность адаптации к новым условиям, но и способность адаптировать образовательный процесс с учетом собственных потребностей и личностных особенностей. Это возможно при условии, что студент имеет высокий уровень мотивации на получение профессиональных компетенций и обладает способностью к построению индивидуальной образовательной траектории [2].

Долгое время педагогическое сообщество говорит о необходимости индивидуализации образовательного процесса. Сегодня сложились особые условия для этого: работодатели обозначают свои требования к подготовке специалистов «под себя и свою организацию», студенты озвучивают свои образовательные потребности, учреждения СПО получили относительную свободу в разработке ППССЗ и возможность вести обучение по индивидуальным образовательным программам. Тем не менее, проблема индивидуализации образовательного процесса не будет окончательно решена, пока не будут получены четкие ответы на вопросы:

- что представляет собой индивидуальная траектория студента педагогического колледжа;

- какие условия следует создать в колледже для реализации траектории каждого обучающегося;

- какие принципы необходимо положить в основу разработки и реализации индивидуальной траектории будущего педагога?

Всем известно, что годы обучения в колледже совпадают с периодом профессионального становления молодого человека. Психолого-педагогические исследования о периодизации Е. А. Климова, Т. В. Кудрявцева, А. К. Марковой, Н. С. Пряжникова, Э. Ф. Зеера и других подтверждают предположение о том, что в целом процесс профессионального становления занимает 15-20 лет. От момента зарождения профессионально-ориентированных интересов до этапа профессионального мастерства главнейшей задачей на этапе профессиональной подготовки (обучения в педагогическом колледже) становится овладение основами профессии и обретение новой социальной роли.

Однако, начиная свою профессиональную деятельность, выпускник педагогического колледжа сталкивается с рядом трудностей. Во-первых, отсутствие опыта трудовой деятельности затрудняет формирование представления об уровне профессиональной компетентности молодого специалиста для работодателя. Поэтому важно в качестве баз проведения педагогической практики иметь широкий набор образовательных организаций. Студент сможет выбрать ту из них, требования которой совпадают с уровнем его притязаний. Во-вторых, к сожалению, существует проблема недостаточной квалификации выпускников, что делает их неконкурентоспособными. Образовательные организации (особенно являющиеся инновационными площадками) в плане материально-технического и кадрового обеспечения подчас сильнее образовательных организаций СПО. В-третьих, модернизируемое образование только приступило к разработке новых ФГОС, которые призваны преодолеть разрыв между реальностью в образовательных организациях (школах и детских садах) и требованиями к уровню подготовки студентов в педагогических колледжах. В-четвертых, молодежь слабо включается в профессиональные социальные сети, что затормаживает возможность получения доступа к рабочим местам [1].

А. В. Хуторской дал следующую формулировку: «Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании» [4, с. 146]. По его мнению, путь человека в образовании определяется не только логикой предметов и областей знания, но и личностным потенциалом обучающегося, т. е. его задатками и способностями. Что сегодня может быть выбрано для определения образовательной траектории студента педагогического колледжа? Обозначим лишь некоторые направления:

- уровень освоения профессиональной образовательной программы;

- предметное поле (программы дисциплин и профессиональных модулей вариативной части, выбор программ дополнительного образования);

- темп обучения;

- методы и формы обучения, формы самостоятельной работы студентов;

- формы контроля результатов обучения;

- место прохождения педагогической практики;

- количество и содержание профессиональных проб, предлагаемых в рамках обучения (участие в конкурсах, олимпиадах и т. д.);

- тематика исследовательских и проектных работ;

- тематика курсовой и выпускной квалификационной работ и др.

Возможно, студентам в скором времени представится реальная возможность выбора педагога, осуществляющего образовательную деятельность; наставника, курирующего деятельность в ходе производственной педагогической практики; построения и реализации своего образовательного маршрута с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений... Все эти вопросы сегодня активно обсуждаются педагогическим сообществом.

Одновременно с размышлениями об индивидуальной образовательной траектории возникает необходимость проектировать индивидуальные образовательные программы, представляющие собой документ, формализующий и регламентирующий индивидуальную образовательную траекторию и отражающий результат выбора студента в многообразии имеющихся образовательных возможностей.

Индивидуальная образовательная программа выполняет нормативную, информационную, мотивационную, организационную функции и функцию самоопределения. Качественная и корректная разработка позволяет педагогам формировать учебные группы в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся. Проектирование индивидуальной образовательной программы предполагает тесное сотрудничество на основе взаимодействия обучающегося и педагогов. Программа не статична, в нее могут и должны вноситься изменения. Поскольку меняются запросы обучаемых, изменяются внутренние и внешние условия организации образовательного процесса, появляются новые образовательные ресурсы. Нормативно-методическое обеспечение индивидуальной образовательной программы должно предусматривать механизмы ее сопровождения и коррекции.

Индивидуальная образовательная программа должна: соответствовать ФГОС СПО; обеспечивать максимальное привлечение ресурсов для развития студента; отражать образовательные технологии с учетом индивидуальных запросов и особенностей обучающегося; обеспечивать возможность достижения востребованного уровня образования для реализации социального заказа; способствовать интеграции учебной и внеучебной деятельности (проектной, исследовательской, творческой, самостоятельного обучения); быть адресной и гибкой; способствовать интеграции содержания профессионального образования; соответствовать кадровым, материальным и финансовым возможностям колледжа и санитарно-гигиеническим требованиям; давать студенту исчерпывающую информацию об организации образовательного процесса.

Стремление образовательного учреждения (в том числе педагогического колледжа) максимально расширить спектр образовательных услуг с целью удовлетворения особых образовательных потребностей каждого обучающегося может стать серьезной проблемой. Большой перечень реализуемых вариативных и дополнительных программ сомнительного качества может превратить колледж в «супермаркет», в котором студенты будут хаотично двигаться между полок с изобилием товаров.

Для того чтобы студент смог сделать осознанный и правильный выбор, он должен уметь хорошо ориентироваться в открытом образовательном пространстве или иметь сопровождающего, помогающего ему выстроить оптимальную образовательную траекторию – профессионального тьютора. Среди педагогов нет сегодня однозначного понимания тьюторской позиции. Кадры необходимо специально готовить к тому, чтобы помощь студентам в проектировании и реализации индивидуальной образовательной программы была эффективной. В системе СПО должен появиться тьютор – специалист по сопровождению индивидуальных образовательных траекторий студентов.

Таким образом, необходимыми и обязательными условиями, которые позволят реализовывать индивидуальные образовательные программы в ПОО СПО, на наш взгляд, должны стать [3]:

– разработка и реализация в педагогическом колледже образовательных программ разного уровня, различной направленности и создание дополнительных образовательных программ (избыточной среды ресурсов);

– обеспечение преемственности содержания разных ступеней профессионального образования, позволяющего выпускникам успешно реализовывать свой профессиональный потенциал;

– развитие механизмов взаимодействия между учреждениями СПО, работодателями, социальными партнерами, а также ресурсными центрами, вузами;

– разработка и реализация моделей психолого-педагогической и тьюторской поддержки индивидуальных образовательных траекторий студентов;

– информационное и технологическое развитие образовательной среды колледжа;

– развитие системы мониторинга личностного продвижения студента.

Список литературы

1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.

2. Костарева Н. Ю. Индивидуальные образовательные траектории как средство развития у обучающихся инструментальной компетенции / Н. Ю. Костарева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nataliya-yurevna-kostareva.

3. Осипьянц Т. С. Проектирование индивидуальной образовательной траектории студента среднего профессионального образовательного учреждения как необходимое условие личностно-профессионального становления / Т. С. Осипьянц // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). – Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. – С. 138-142.

4. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? Пособие для учителя / А. В. Хуторской. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!