СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательной компетентности учащихся на уроках трудового обучения и во внеурочное время

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сущность моих педагогических изысканий заключается в создании определённой системы работы по развитию способностей учащихся на уроке и во внеурочное время, создании условий для полноценного развития навыков учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной компетентности учащихся на уроках трудового обучения и во внеурочное время»

Развитие познавательной компетентности учащихся на уроках трудового обучения и во внеурочное время


І.Вступление

Труд играет немаловажную роль в развитие способностей. Способности развивают главным образом в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возрасте – в игре, в младшем и среднем школьном возрасте - в учении. Дальнейшее их развитие происходит в юношеском возрасте, когда наряду с учением дети начинают более или менее систематически трудиться.

Что касается формирования способностей, то оно, по мнению Б. М. Теплова, осуществляется не иначе, как в процессе той или иной практической деятельности. «Способность, - писал он, - не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности».

Сущность моих педагогических изысканий заключается в создании определённой системы работы по развитию способностей учащихся на уроке и во внеурочное время, создании условий для полноценного развития навыков учащихся.

Сама идея создания этой системы возникла в процессе подготовки учащихся к предметным олимпиадам и конкурсам в старших классах, однако, работая со старшеклассниками, очень скоро пришёл к осознанию необходимости системной работы по развитию способностей учащихся с более раннего возраста.

Выработанная в процессе работы система позволяет мне разрешить противоречия, возникающие между целями традиционной педагогики, ориентированной на передачу знаний, с теми целями, которые ставит перед собой ученик, способный достичь высоких результатов обучения, самостоятельно приобрести полезные практические навыки, самореализоваться; между базовым уровнем знаний, умений и навыков и современными требованиями, предъявляемыми к личности.


ІІ. Система работы по развитию способностей учащихся на уроке и во внеурочное время


1. Урок как первый етап в развитии творческих способностей учащихся.

Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия.

Развивать творческие способности ребенка - это значит развивать его воображение. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того, чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство.

Развитие творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать как в привычной, так и в нестандартной ситуации.

Конечно же, для такого обучения на первом этапе работы является урок, который остается основной формой обучения и воспитания учащегося. Именно в рамках учебной деятельности в первую очередь решаются задачи развития воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации, созданию нового). Работу на уроке начинаю с постановки и реализации учебных задач. В зависимости от цели урока они могут быть учебно-теоретическими, учебно-практическими и учебно-исследовательскими.

В процессе решения учебно-теоретических задач формирую у детей понятие путем изучения теоретического материала. Учебно-практические задачи предполагают выполнение практических действий, когда в результате деятельности на уроке они получают готовый продукт. Но самым важным в развитии способностей учащихся считаю необходимость научить ставить и решать учебно-исследовательские задачи. В этом случае ученик делает на уроке маленькое открытие путем исследования.

Постановка такого рода учебных задач требует моделирования особого дидактического пространства урока. Моделируя образовательную деятельность, мне удаётся проектировать пространство диалогического взаимодействия учителя и ученика.

Однако, я считаю, что работа учителя должна быть направлена не только на формирование учебных навыков, а и на развитие творческого и воссоздающего воображения учащихся, обогащение нравственно- эстетического и познавательного опыта ребенка. В то же время выбор форм, методов, средств для решения обозначенных задач у нас, учителей традиционно вызывают затруднения.


2. Работа с одарёнными детьми.

Известно, что жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями городских, областных, всеукраинских олимпиад, конкурсов, успешно поступают и учатся в ВУЗах.

Как я достигаю таких результатов?

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одаренных детей;

  • развитие творческих способностей на уроках;

  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская и кружковая работа);

  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, диагностику одаренности я провожу, используя классические тесты Айзенка, Беннета, Амтхауэра.

Так, перед началом работы у учащихся были исследованы ценностные ориентации методом ранжирования, определен уровень креативности по методике Резнулли и уровень владения учебно–исследовательскими навыками по методике Третьякова П.И. Начальный период работы с детьми характеризовался следующими показателями:

Количество детей с высоким уровнем креативности составило в 7,8 классах – по 2 чел, в 9 – 4 , в 10 – 5. Хорошее образование на 1 место поставили учащиеся 10 класса, на 4 место – учащиеся 7-9 классов. Вместе с тем признание науки как способа познания нового учащиеся 10 класса поставили на 13 место, учащиеся 7-9 классов – на 11 место. Важность достижений в науке учащиеся 10 класса поставили на 8 место, учащиеся 7-9 классов - на 7 место.

Допустимый уровень учебно-исследовательских умений и навыков имели 32% учащихся 10 класса, 24% 7-9 классов, критический- 44% учащихся 10 класса и 60% 7-9 классов, оптимальный- 24% учащихся 10 класса и 16% учащихся 7-9 классов.

Дети с высоким уровнем креативности привлекались к исследовательской работе, с ними была организована целенаправленная творчески-практическая деятельность как на уроке, так и во внеурочное время. На уроке работа велась со всеми детьми. По мере продвижения и достижения результативности они также включались в работу.

Я считаю, что определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи.

Мною используется система развивающих заданий-минуток, которые предлагаю учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение таких заданий отвожу не более 1 минуты и требую обязательно подробного объяснения хода решения. В случае затруднения даю подсказки. На всех этапах урока я стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей я предлагаю более сложные задания.

В процессе деятельности я доказываю учащимся, что знание и умения, приобретённые на уроках труда, необходимы всем людям, в любой работе, специализации. В практике своей работы использую поощрения за выполнение сложных олимпиадных заданий.

Систематически я провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя работу на станках, работу с ручными инструментами, организую проектную деятельность, изготовление различных игрушек и головоломок, позволяющих развивать логическое мышление, память, внимание. Основная задача этих уроков - нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь.

Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и города, участие в различных конкурсах.

Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу. Особенно детям нравится посещать кружок, на котором они могут практически применить свои знания. Выпускники прошлых лет часто приходят на занятия кружка к нынешним ученикам, чтобы поделиться опытом, рассказать о своих достижениях и оказать практическую помощь.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Для этого я составляю индивидуальный план работы с такими детьми по различным направлениям. Работу по подготовке к олимпиадам школьного и городского уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков. Эта работа даёт результаты. Мои ученики – постоянные призеры и победители разных этапов Всеукраинской предметной олимпиады.

Кроме того, добиваюсь, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Поэтому привлекаю детей к самообразовательной деятельности.

Я понимаю, что несу ответственность перед ребенком за его счастливое будущее и перед государством за воспитание полноценного, зрелого гражданина, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности.

Придерживаясь позиции ученых, считающих, что наиболее адекватной формой развития творческих (креативных) способностей является обучение творческой деятельности школьников, я особое внимание уделяю организации исследовательской работы учащихся. Поэтому, дети старших классов участвуют в исследовательской работе в рамках МАН.


3.Организация самостоятельной деятельности учащихся через работу над проектом.

Продолжая учить, надо создавать возможности для творчества, иначе и освоение не будет надёжным, и процесс будет формальным, скучным, а полученные навязанные знания будут легко забываться, выветриваться. Надо, чтобы дети всегда хотели учиться, чтобы у них была постоянная хорошая жажда к познанию. Это возможно, когда детская жизнь построена так, что знания эти нужны им для успешного выполнения самостоятельных действий. Можно сказать, что самодеятельность школьников – это единство обучения и творчества, которое очень хорошо проявляется при работе детей над проектом.

В настоящее время ведущее значение придаётся методу проектов, который позволяет развивать и формировать творческую личность. Под методом проектов понимается способ организации познавательно – трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта (продукта труда).

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся; в образовательной области «Технология» метод проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников общеучебные умения, основы технологической грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими способами преобразования материалов, энергии, информации, технологиями их обработки. Другими словами, метод проектов представляет собой такой способ обучения, который можно охарактеризовать, по словам Дж. Дьюи, как и обучение через делание, когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс:

-самостоятельно формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации;

-планирует варианты решения проблемы;

-делает выводы;

-анализирует свою деятельность, формируя « по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность учащегося и стремление учителя «напичкать» своего подопечного стандартным набором готовых знаний. Метод проектов – это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному.

В своей работе я использую метод проектов несколько лет. Мои учащиеся выполняют проекты на темы «Сувенир нашего региона», «Деревянная игрушка», «Художественная обработка древесины», «Настенные календари», «Органайзер», «Головоломки из древесины» и другие. Изделия часто выставляются на выставке в школе, а лучшие – на городской выставке декоративно – прикладного искусства.

Положительным моментом является то, что творческие работы привлекают внимание детей, которые не блещут знаниями по другим предметам, здесь они открываются с положительной стороны.

При систематическом использовании творческих методов обучения у детей вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения. Дети становятся коммуникабельными. Открываются большие возможности для совместного творчества учителя и ученика. При этом ведущим становится понятие сотрудничества, сотворчества, а дети являются полноправными участниками образовательного процесса.



4. Важнейшая задача современной школы – развитие умственных способностей учащихся.

Наше время - это время перемен. Сейчас Украине нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие неординарно мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие умственных способностей учащихся, я считаю, является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Безусловно, умственное развитие ребенка зависит от влияния среды. Особое значение имеет общение с окружающими людьми. Ребенок, слушая высказывания взрослых, передачи по радио, телевидению, задавая вопросы, получает самые разнообразные сведения. Вследствие такого контакта развитие его мышления значительно ускоряется.

Но приучает ребёнка к систематичности в мышлении школа. Учитель способствует развитию навыков ребёнка планомерно производить анализ каких-либо явлений, синтезировать отдельные элементы в единое целое, сравнивать предметы в различных отношениях, делать на основании известных данных обоснованные выводы и умозаключения.

Наконец, школа приучает ребёнка к систематическому умственному труду, к настойчивому преодолению различных препятствий, встречающихся на пути решения какой-либо сложной мыслительной задачи.

Это, на сегодняшний день, актуально и необходимо обществу.

Ядром учебно-познавательной активности учащихся является мыслительная деятельность, которую я рассматриваю как целостную систему развития личности и связующим звеном между процессом познания объективной реальности и развивающейся личности школьника.

Способности - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности. Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.

Тестирование 20 учащихся 5 классов по выявлению уровня развития мыслительной деятельности показало, что ученики выполняют задания в основном на репродуктивном уровне; только 20% учащихся способны выполнять задания самостоятельно, владеют аналитическими умениями, то есть работают в творческом режиме, а 10% показали низкий уровень. Полученные данные позволили констатировать, что недостаточно уделяется внимания повышению развития умений и навыков активизации мыслительной деятельности учащихся младшего школьного возраста.

Также во время исследовательской работы я пришёл к выводу, что ребенок, не овладев навыками мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих.

Развитие детского мышления не происходит само собой, спонтанно. Сначала им руководят взрослые. Опираясь на знания, имеющиеся у ребёнка, они передают ему опыт, накопленный в результате трудовой деятельности и научных исследований предыдущих поколений. Подражая взрослым и следуя их указаниям, ребёнок постепенно приучается правильно строить суждения, правильно соотносить их друг с другом, делать обоснованные выводы.

Для того, чтобы ребёнок начал мыслить, перед ним необходимо поставить новую задачу, в процессе решения которой он мог бы использовать приобретённые ранее знания применительно к новым обстоятельствам.

Конечно же, в формировании мышления школьников решающее значение принадлежит учебной деятельности, постепенное усложнение которой ведет за собой развитие умственных способностей учащихся. Однако для активизации и развития мыслительной деятельности детей бывает целесообразно использовать неучебные задания, которые в целом ряде случаев оказываются для школьников более привлекательными. Развитию мышления способствует любая деятельность, в которой усилия и интерес ребенка направлены на решение какой-либо умственной задачи. Например, одним из самых эффективных способов развития наглядно-действенного мышления является включение ребенка в предметно-орудийную деятельность, которая наиболее полно воплощается в конструировании (кубики, «Лего», оригами, различные конструкторы и пр.).

Я убедился, что развитию наглядно-образного мышления способствует работа с конструкторами, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции или по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно реализовать идею.

Развитие этого же вида мышления достигается с помощью включения детей в разнообразные сюжетно-ролевые и режиссерские игры, в которых ребенок сам придумывает сюжет и самостоятельно воплощает его. Неоценимую помощь в развитии логического мышления оказывают задания и упражнения на поиск закономерностей, логические задачи, головоломки.

Для подтверждения этого мною был проведён следующий эксперимент. Проверив уровень оперативной памяти учащихся 5 классов при помощи цифрового лабиринта, было выявлено, что не все дети за одинаковое время находят нужные цифры в определённом порядке, т.е. у одних детей больше развита кратковременная память, у других – механическая.

Учащимся 5- А класса было предложено во внеурочное время поиграть различными головоломками, соревнуясь друг с другом.

Играя с головоломкой, дети придерживались определённых правил. Кроме того, они сами выбирали уровень сложности. Задания, которые были использованы в проведении эксперимента со школьниками, выполнялись с интересом. Дети 5-Б класса такой возможности не имели.

Через 3 месяца было проведено повторное исследование уровня оперативной памяти учащихся 5 классов, которое показало, что в экспериментальном классе уровень значительно повысился в сравнении

с контрольным классом. Это позволяет сделать вывод, что в умственном воспитании ребёнка организация игр и занятий, которые развивали бы интерес, ставили бы перед ним определённые познавательные задачи, заставляли бы самостоятельно производить определённые умственные операции для достижения нужного результата, имеет большое значение.

Занимательные упражнения и головоломки помогают младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывают благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу.

Такие занятия формируют у детей общеинтеллектуальные умения (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей); развивают внимание (устойчивость, концентрацию переключение и самоконтроль); развивают память (расширяют объём, формируют навыки запоминания, развивают смысловую память и т.д.).

Благодаря решению головоломок у детей формируется самостоятельность в действиях, способность управлять собой в сложных ситуациях, осознание собственных действий и самоконтроль, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность, необоснованное беспокойство.

Систематическое решение подобных заданий и головоломок оказывает благоприятное влияние на воспитание у детей культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке ее целей и находить способы их достижения.

Я считаю, что игра возникает из потребности ребенка узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Игра, как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития детского воображения. Не воображение порождает игру, а деятельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение. Игра подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. Игра для младших школьников – любимая форма деятельности. В игре, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.

Игровой метод включения школьника в деятельность предполагает личностный подход, когда педагог ориентирован на личность в целом, а не только на отдельные функции ученика. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.


ІІІ.Выводы.

Организация творческой деятельности школьников с учетом выбранной стратегии повлекла внесение следующих изменений в учебный процесс:

  • вовлечение учащихся в систематическую совместную творческую деятельность на основе личностно - деятельностного взаимодействия, ориентированную на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов материальной и духовной культуры, обязательным результатом которой должно быть получение творческого продукта;

  • системное использование методов творчества, обеспечивающих продвижение учащихся в развитии креативных способностей путем накопления опыта творческой деятельности при выполнении постепенно усложняющихся творческих заданий в рамках дополнительной учебной программы;

  • промежуточное и итоговое диагностирование креативных способностей школьников.

Таким образом, проблема развития и совершенствования мышления учащихся - одна из важнейших в психолого-педагогической практике. Главный путь ее решения - рациональная организация всего учебного процесса.

Безусловно, успешность решения школьниками познавательных задач зависит от уровня сотрудничества учителя и ученика, от овладения учеником системой умственных действий.

Выработанная мной система не является чем-то принципиально новым.

Учащиеся получают возможность самореализации, приобретают знания об особенностях работы с различными источниками информации, о структуре творческой, реферативной и исследовательской работы, умение анализировать найденное и создавать собственную работу, включая постановку целей и задач, их реализацию, редактирование, рецензирование и защиту.

Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался.














Список литературы

  • «Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал.// Редакция «Народное образование».

  • Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-88.

  • Воровщиков С. Г., Новожилова М. М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. //Управленческий аспект: страницы написанные консультантом по управлению и директором школы. – М.: 5 за знания, 20006.

  • Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций.// Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 68-80.

  • Данильцев Г. Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся. // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 127-134.

  • Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.

  • Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения.// Народное образование, № 10, 1999.

  • Абдульханова- Славянская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности: сборник Психология личности в социальном обществе. М., 1988 –с. 113.

  • Алдошкин И. С. Трудовое обучение и воспитание учащихся. М. , Педагогика, 1975г.

  • Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.

  • Астахов А. И. Воспитание творчеством: Книга для учителя. М. Просвещение, 1986.

  • Афасижев И. Н. Западные концепции художественного творчества: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. Переработанное. М. Высшая школа, 1990.

  • Бадаева Г. В. Труд и творчество. М. , 1966.

  • Бака И. И. теоретические основы подготовки школьников к творческому труду в сфере материального производства: учебное пособие., М., 1985.

  • Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству, М., 1985.

  • Выготский Л. С. Психология искусства., М.Искусство, 1986.

  • Громов е. с. Художественное творчество ( опыт исторических характеристик некоторых проблем). М. , 1970.

  • Чекмарёв. Уроки творчества., М., 1982.


Интернет-ресурсы

  • http://schools.keldysh.ru/labmro  — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО

  • www.researcher.ru  — Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, Лицея 1553 «Лицея на Донской», Представительства корпорации Intel в России, «Физтех-центра» Московского физико-технического института.

  • www.1553.ru  — сайт Лицея № 1553 «Лицей на Донской», публикуются материалы Городской экспериментальной площадки «Разработки модели организации Образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся».

  • www.vernadsky.dnttm.ru — сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского.

  • www.issl.dnttm.ru  — сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке.





17




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!