СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие интеллектуальных способностей учащихся начальных классов на уроках математики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Радикальные изменения, происходящие в сфере образования, вызваны потребностью общества в кадрах, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, т.е интеллектуально развитых людей. Систематически и специальным образом организованные занятия математикой активно влияют на формирование и развитие внутреннего плана действий, понижают уровень тревожности ребёнка, развивая чувство уверенности и владения ситуацией; повышает уровень развития креативности, творческой активности и общий уровень умственного развития ребенка. 

Просмотр содержимого документа
«Развитие интеллектуальных способностей учащихся начальных классов на уроках математики.»

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ  учащихся начальных классов  на уроках математики Твёрдая Валентина Николаевна учитель начальных классов МБОУ СШ №2 г. Вилючинск, Камчатский край 2016 год

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ учащихся начальных классов на уроках математики

Твёрдая Валентина Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ СШ №2

г. Вилючинск, Камчатский край

2016 год

Мышление – основа обучения!  Радикальные изменения, происходящие в сфере образования, вызваны потребностью общества в кадрах, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, т.е интеллектуально развитых людей .

Мышление – основа обучения!

Радикальные изменения, происходящие в сфере образования, вызваны потребностью общества в кадрах, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, т.е интеллектуально развитых

людей .

Интеллектуальные способности  — особый вид умственных способностей, выражающихся в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, отклоняться в мышлении от традиционных норм и генерировать разнообразные оригинальные идеи, находить способы их практического решения. у школьников такие способности проявляются в нестандартности, нешаблонности решения предлагаемых им заданий.

Интеллектуальные способности

  • особый вид умственных способностей, выражающихся в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, отклоняться в мышлении от традиционных норм и генерировать разнообразные оригинальные идеи, находить способы их практического решения.
  • у школьников такие способности проявляются в нестандартности, нешаблонности решения предлагаемых им заданий.
Систематически и специальным образом организованные занятия математикой активно влияют на формирование и развитие внутреннего плана действий, понижают уровень тревожности ребёнка, развивая чувство уверенности и владения ситуацией; повышает уровень развития креативности, творческой активности и общий уровень умственного развития ребенка.

Систематически и специальным образом организованные занятия математикой активно влияют на формирование и развитие внутреннего плана действий, понижают уровень тревожности ребёнка, развивая чувство уверенности и владения ситуацией; повышает уровень развития креативности, творческой активности и общий уровень умственного развития ребенка.

Показатели сформированности интеллектуальных способностей младших школьников Определенный фонд знаний и умений, их качество. Уровень развития психических механизмов внимания, памяти, воображения. Уровень развития мышления ученика, который определяется степенью сложности умственных действий(анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, классификация, конкретизация и т.п.). Владение приёмами поисковой и творческой деятельности.

Показатели сформированности интеллектуальных способностей младших школьников

  • Определенный фонд знаний и умений, их качество.
  • Уровень развития психических механизмов внимания, памяти, воображения.
  • Уровень развития мышления ученика, который определяется степенью сложности умственных действий(анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, классификация, конкретизация и т.п.).
  • Владение приёмами поисковой и творческой деятельности.
Типы задач для развития интеллектуальных способностей задачи с несформулированным  вопросом; задачи с недостающими данными; задачи с излишними данными; задачи с несколькими решениями; задачи с меняющимся содержанием; задачи на соображение, логическое мышление.

Типы задач для развития интеллектуальных способностей

  • задачи с несформулированным вопросом;
  • задачи с недостающими данными;
  • задачи с излишними данными;
  • задачи с несколькими решениями;
  • задачи с меняющимся содержанием;
  • задачи на соображение, логическое мышление.
Задачи на оперирование понятиями  «все», «некоторые», «отдельные» 1. Все ученики вашего класса пойдут завтра в кино. Пойдёшь ли в кино ты? 2. В парке растут деревья и кустарники. Сирень – кустарник. Растёт ли в парке сирень? 3. На дереве сидели 4 синицы и 6 воробьёв. 5 птиц улетело. Был ли среди них хоть один воробей? Объясни.

Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные»

  • 1. Все ученики вашего класса пойдут завтра в кино. Пойдёшь ли в кино ты?
  • 2. В парке растут деревья и кустарники. Сирень – кустарник. Растёт ли в парке сирень?
  • 3. На дереве сидели 4 синицы и 6 воробьёв. 5 птиц улетело. Был ли среди них хоть один воробей? Объясни.
Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений 1. Сережа считал, что пришел на сбор за 15 мин до начала, но его часы отстали на 10 мин, а проведение сбора задержалось на 20 мин. Сколько времени ждал Сережа начала сбора? 2. Деревянный окрашенный кубик распилили пополам. Сколько стало окрашенных и неокрашенных сторон у каждой половины? 3. Бревно длиной 6 м распилили на 6 равных частей. Сколько раз пришлось распиливать бревно?

Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений

  • 1. Сережа считал, что пришел на сбор за 15 мин до начала, но его часы отстали на 10 мин, а проведение сбора задержалось на 20 мин. Сколько времени ждал Сережа начала сбора?
  • 2. Деревянный окрашенный кубик распилили пополам. Сколько стало окрашенных и неокрашенных сторон у каждой половины?
  • 3. Бревно длиной 6 м распилили на 6 равных частей. Сколько раз пришлось распиливать бревно?
Задачи на придумывание собственных способов обозначения схематизации и символизации для выражения различных отношений 1. Вырази схематически отношения, в которых находятся: а) город, поселок, деревня; б) море, озеро, лужа; в) солдат, сержант, офицер; г) лето, зима, весна, осень; д) город, улица в нем и дом на этой улице.  2. Даны три отрезка. Обозначь их и запиши несколько неравенств, связывающих длины этих отрезков:

Задачи на придумывание собственных способов обозначения схематизации и символизации для выражения различных отношений

  • 1. Вырази схематически отношения, в которых находятся:
  • а) город, поселок, деревня;
  • б) море, озеро, лужа;
  • в) солдат, сержант, офицер;
  • г) лето, зима, весна, осень;
  • д) город, улица в нем и дом на этой улице.
  • 2. Даны три отрезка. Обозначь их и запиши несколько неравенств, связывающих длины этих отрезков:
Задачи на активный перебор вариантов отношений 1. Как разделить 6 яблок на 6 человек, чтобы каждый получил по одному яблоку и одно осталось в корзинке? 2. Из каких знакомых тебе фигур состоит эта фигура? 3. Нарисуй такую же фигуру без отрыва карандаша от бумаги и, не проводя два раза одну и ту же линию.

Задачи на активный перебор вариантов отношений

  • 1. Как разделить 6 яблок на 6 человек, чтобы каждый получил по одному яблоку и одно осталось в корзинке?
  • 2. Из каких знакомых тебе фигур состоит эта фигура?
  • 3. Нарисуй такую же фигуру без отрыва карандаша от бумаги и, не проводя два раза одну и ту же линию.
Развивающие игры Игры на комбинирование :  - танграм  - логические задачи  - головоломки Игры на планирование : - лабиринты - головоломки - магические квадраты - игры со спичками Игры на формирование умения анализировать : - найди пару - найди лишнее - загадки - продолжи ряд - занимательные таблицы

Развивающие игры

Игры на комбинирование :

- танграм

- логические задачи

- головоломки

Игры на планирование :

- лабиринты

- головоломки

- магические квадраты

- игры со спичками

Игры на формирование умения анализировать :

- найди пару

- найди лишнее

- загадки

- продолжи ряд

- занимательные таблицы

Игра «Определи курс движения самолета» Учитель обращается к детям: «Лётчик-командир придумал для вас задание. Он наметил курс движения самолета из одного города в другие. Самолет должен лететь над городами в указанном порядке от меньшего номера города к большему. Номер каждого города зашифрован (записан) примером. Надо расшифровать номера городов и показать линиями, как двигался самолет».

Игра «Определи курс движения самолета»

  • Учитель обращается к детям: «Лётчик-командир придумал для вас задание. Он наметил курс движения самолета из одного города в другие. Самолет должен лететь над городами в указанном порядке от меньшего номера города к большему. Номер каждого города зашифрован (записан) примером. Надо расшифровать номера городов и показать линиями, как двигался самолет».
ПОИСК ДЕВЯТОГО

ПОИСК ДЕВЯТОГО

Игры с палочками  Из 10 палочек сложите 3 одинаковых квадрата Как сложить из 7 палочек 3 треугольника?

Игры с палочками

Из 10 палочек сложите 3 одинаковых квадрата

Как сложить из 7 палочек 3 треугольника?

Уберите 4 палочки,  чтобы осталось  5 квадратов. Переложите 3 палочки так, чтобы получилось 3 равных квадрата

Уберите 4 палочки,

чтобы осталось

5 квадратов.

Переложите 3 палочки так, чтобы получилось 3 равных квадрата

Занимательный квадрат В данном квадрате расставить числа 2, 2, 3, 3, 3 так, чтобы  при сложении чисел по строчкам, по столбикам и с угла на  угол всегда получалось число 6 .  1 3 2 1 2 1 3 1 2 1 3 2 1

Занимательный квадрат

В данном квадрате расставить числа 2, 2, 3, 3, 3 так, чтобы при сложении чисел по строчкам, по столбикам и с угла на угол всегда получалось число 6 .

1

3

2

1

2

1

3

1

2

1

3

2

1

Сколько на чертеже различных треугольников?

Сколько на чертеже различных треугольников?

Аппликация из геометрических фигур

Аппликация из геометрических фигур

ТАНГРАММ        Танграмм – это известная всему миру игра, созданная на основе древних китайских головоломок.        По легенде, 4 тысячи лет назад у одного мужчины выпала из рук керамическая плитка и разбилась на 7 частей. Взволнованный, он посохом попытался её собрать.      Но из вновь составленных частей каждый раз получал новые интересные изображения. Это занятие вскоре оказалось настолько захватывающим, что составленный квадрат из семи геометрических фигур назвали Доской Мудрости. 

ТАНГРАММ

  •        Танграмм – это известная всему миру игра, созданная на основе древних китайских головоломок.       По легенде, 4 тысячи лет назад у одного мужчины выпала из рук керамическая плитка и разбилась на 7 частей. Взволнованный, он посохом попытался её собрать.
  •      Но из вновь составленных частей каждый раз получал новые интересные изображения. Это занятие вскоре оказалось настолько захватывающим, что составленный квадрат из семи геометрических фигур назвали Доской Мудрости. 
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТАНГРАММА   Следуйте инструкциям диаграммы.  Каждый раз находим половину фигуры или линии.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТАНГРАММА

Следуйте инструкциям диаграммы.

Каждый раз находим половину фигуры или линии.

ТАНГРАММ - ЧЕЛОВЕЧЕКИ

ТАНГРАММ - ЧЕЛОВЕЧЕКИ

ТАНГРАММ - ЖИВОТНЫЕ

ТАНГРАММ - ЖИВОТНЫЕ

СОСТАВЬ ПО СИЛУЭТУ

СОСТАВЬ ПО СИЛУЭТУ

Лучшим командам, которые очень быстро справлялись с заданиями можно предложить усложнить работу. Предлагается соединиться в одну группу, соединить фигурки танграмов и из общего их количества собрать домик:

Лучшим командам, которые очень быстро справлялись с заданиями можно предложить усложнить работу. Предлагается соединиться в одну группу, соединить фигурки танграмов и из общего их количества собрать домик:

Задачи на логику Лена Даша Таня Жили-были три девочки: Таня, Лена и Даша.  Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кого из них как зовут?

Задачи на логику

Лена

Даша

Таня

Жили-были три девочки: Таня, Лена и Даша. Таня выше Лены, Лена выше Даши.

Кого из них как зовут?

Поиск закономерностей   1) 0, 2, 4, 6, 8… 10 16 3) 1, 2, 4, 7, 11, …. 13 16 2) 1, 4, 7, 10, …. 4) 4, 8, 12, … 3 6 5 8 9 13 4 7  11 6 9 14

Поиск закономерностей

1) 0, 2, 4, 6, 8… 10

16

3) 1, 2, 4, 7, 11, ….

13

16

2) 1, 4, 7, 10, ….

4) 4, 8, 12, …

3

6

5

8

9

13

4

7

11

6

9

14

Разгадай ребусы

Разгадай ребусы

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!