СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие у детей дошкольного возраста гендерных представлений

Нажмите, чтобы узнать подробности

     В современном мире наблюдается следующая тенденция: границы поведения мужчины и женщины становятся размытыми. Такое поведение берет начало с дошкольного детства, когда ребёнок проходит этап гендерной социализации. Проблема гендерной социализации, включающая в себя вопросы формирования социального пола ребенка — одна из важнейших и актуальных проблем дошкольного образования.

Просмотр содержимого документа
«Развитие у детей дошкольного возраста гендерных представлений»

Развитие у детей дошкольного возраста гендерных представлений


Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, начиная уже с дошкольного возраста.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание.

К концу раннего возраста ребенок усваивает свою половую принадлежность, а к семи годам у него формируется гендерная устойчивость, т.е. осознание того, что принадлежность к полу сохраняется независимо от ситуации и желаний ребенка.

До недавнего времени в дошкольной педагогике не разделяли понятия: гендерное и полоролевое воспитание. Однако на основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что сейчас ориентироваться только на биологический пол нельзя и ввели термин «гендер», который обозначает социальный пол. В педагогике термин «гендер» позволяет избавиться от характерного биологического аспекта слова «пол».

Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботы об окружающих), но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. Но и в мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, так как действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь.

Актуальной задачей современной системы образования является воспитание поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола. Известно, что первые 5-6 лет жизни – это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики личности.

В основе гендерного воспитания лежит нравственное воспитание, общие цели которого одинаковы для представителей обоих полов, но личностные качества мальчиков и девочек дифференцированы. Главные задачи гендерного воспитания - формировать в детях качества мужественности и женственности и готовить их к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей; воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками. Дошкольный возраст наиболее сензитивен для усвоения полоролевых отношений и представлений о традиционной модели семейного воспитания. В этот период формируется представление о себе, своем «Я».

Как отмечает Н.В. Татаринцева, содержание гендерного воспитания детей направлено на удовлетворение потребности ребенка в познании себя как представителя определенного пола и окружающих взрослых и сверстников, овладении полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, самореализации богатства внутреннего мира, женского (мужского) своеобразия.

Национальная культура сохранила ценности, традиции полоролевого воспитания, помогающие регулировать поведение людей разного пола в семье и социуме, способствующие развитию женского (мужского) достоинства, формированию гуманных взаимоотношений полов, основанных на взаимопонимании, взаимодоверии, взаимоуважении.

Относительно ребенка дошкольного возраста ценности национальной культуры могут быть представлены в педагогическом пространстве средствами игры, устного народного творчества, которые способствуют трансформации культурных ценностей во внутренние установки, мироощущение, представления и поведение ребенка.

Основная цель процесса полоролевого воспитания состоит в создании полоразвивающего и социокультурного пространства ДОУ как среды, способствующей овладению детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и самоопределения в культуре и социуме.

Одним из важнейших направлений, задающим ориентиры на дальнейшее изучение новых аспектов вхождения ребенка в мир человеческих отношений, является полоролевое воспитание детей, осуществлять которое необходимо уже с дошкольного возраста.

В рамках гендерного подхода основной задачей дошкольного образования становится не только изучение закономерностей формирования и развития характеристик личности ребенка как представителя определенного пола, но и конкретизация путей и способов достижения гендерного равенства детей, исполнения ими гендерных ролей, тех моделей социального поведения, которые им предстоит выполнять в будущем.

Как указывает Н.К. Ледовских, гендерное воспитание не может быть сведено к усвоению знаний и представлений о мужских и женских половых ролях, о качествах мужественности и женственности. В воспитательном процессе чрезвычайно важно развить положительное эмоциональное отношение ребенка к своему полу, гордость за свою принадлежность к нему и сформировать предпочтения и интересы, соответствующие полу.

Исследователь Н.К. Ледовских в своих работах отмечает, что эффективность гендерного воспитания дошкольников будет обеспечена тогда, когда в воспитательной работе:

- будут соблюдаться главные принципы нравственного воспитания – поддержание активности самого ребенка, обращение к его чувствам, для чего надо учитывать его потребности и интересы, варьировать формы педагогических воздействий;

- будет осуществляться формирование основ нравственных качеств мужественности и женственности у дошкольников через различные виды детской совместной деятельности (сюжетно-ролевые игры и свободные творческие игры-драматизации, продуктивную деятельность);

- будет использоваться механизм подражания в поведении дошкольника, яркость его чувств и живость его образов воображения (особая роль отводится слушанию художественных произведений, где привлекательные для ребенка герои являются эталонами мужественности или женственности, а их поступки вызывают у детей желание быть на них похожими);

- будут учтены особенности целостной социальной ситуации в развитии дошкольников, специфика их воспитания и положения в семье и группе детского сада.

В своих работах исследователь Л.А. Арутюнова отмечает, что взаимоотношения и трудовое сотрудничество взрослых и детей являются важными факторами формирования основ мужественности и женственности у детей.

Формирование этих нравственно-значимых качеств, безусловно, необходимо в современном обществе. Если перечисленные качества будут своевременно привиты детям дошкольного возраста в дошкольном учреждении, а затем закреплены в семье, то мы сможем вырастить высоко нравственное поколение, что, в свою очередь, найдет свое положительное отражение в обществе.

Таким образом, огромная роль дошкольного детства для формирования личности ребенка является общепризнанной. Именно в дошкольные годы складываются механизмы поведения, завязываются первые отношения, формируются механизмы подражания, развивается рефлексия – интегрирующих в новое качество индивида – его личность. Развитие основ мужественности и женственности также начинается в дошкольном возрасте, когда происходит первичная половая идентификация, поэтому очень важно то, какая модель семейной жизни формируется у детей дошкольного возраста педагогами и родителями, так как с наибольшей вероятностью именно она ляжет в основу их будущей семейной жизни.


Литература

1. Градусова, Л.В. Гендерная педагогика : учеб. пособие / Л.В. Градусова. – М. : Флинта ; Наука, 2011. – 175 с.

2. Ледовских, Н.К. Педагогические условия полоролевого воспитания старших дошкольников / Н.К. Ледовских // Дошкольник: методика и теория воспитания и обучения. – 2012. – № 1. – С. 18-23.

3. Татаринцева, Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций / Н.Е Татаринцева. – М. : Педагогическое общество России, 2007. – 144 с.

4. Чекалина А.А. Гендерная психология. М., 2006




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!